Курсовая теория на тему Роль внеклассной работы в формировании познавательного интереса младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Психолого-педагогические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста 5
1.2. Сущность понятия «познавательный интерес» и особенности его развития у школьников 9
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ 13
2.1. Сущность понятия «внеклассная работа» в учебно-воспитательном процессе 13
2.2. Методические рекомендации по формированию познавательного интереса младших школьников посредством внеклассной работы 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
Введение:
Актуальность работы. Основой образовательного процесса в соответствии с ФГОС нового поколения становится формирование и развитие у обучающихся универсальных учебных действий, подразумевающих наличие у них высокой степени сформированности познавательного интереса и готовности к использованию новейших достижений из области информационных технологий.
Проблема развития познавательного интереса является в педагогике одной из наиболее актуальных. Это связано с возросшим требованием общества к личности, которая должна быть активной, стремиться к саморазвитию и самообразованию в течение всей жизни.
Познавательный интерес – это избирательная направленность личности на овладение информацией относительно предметов и явлений окружающей действительности. Этот вектор характеризуется неизменным стремлением к получению новых актуальных знаний, позволяющих эффективно решать поставленные перед обучающимися задачи учебной и познавательной деятельности.
Лишь тогда, когда некоторая область науки, изучаемой учебной дисциплины, фрагмент учебного контента или предполагаемый объект исследования становятся значимыми для школьника, он будет уделять им повышенное внимание, с большей серьезностью и ответственностью изучать их базовые аспекты, а также их корреляции с рассматриваемыми областями знаний.
Систематическое формирование и развитие познавательного интереса обучающихся предполагает повышение эффективности образовательного процесса, становится базой для положительного отношения школьников к учению.
Познавательный интерес позитивно воздействует не только на процесс учебной деятельности и, как следствие, полученные образовательные результаты, но и на реализацию психических и когнитивных процессов обучающихся, таких как восприятие, мышление, понимание, воображение и запоминание.
Объект исследования – процесс формирования познавательного интереса младших школьников.
Предмет исследования – дети младшего школьного возраста.
Цель исследования – выявить роль внеклассной работы в формировании познавательного интереса младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть психолого-педагогические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста;
2. определить сущность понятия «познавательный интерес» и особенности его развития у школьников
3. определить сущность понятия «внеклассная работа» в учебно-воспитательном процессе;
4. дать методические рекомендации по формированию познавательного интереса младших школьников посредством внеклассной работы
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы
Заключение:
Введение новых образовательных стандартов в начальную школу неизбежно повышает социальную значимость процесса формирования познавательного интереса, поскольку государственные стандарты общего образования с необходимостью предполагают разработку моделей обучения, гарантирующих их достижения.
Однако, практикуемое поэлементное формирование познавательного интереса, недостаточное внедрение в учебный процесс современных технологий и методических средств не в состоянии полностью и эффективно обеспечить развитие познавательного интереса учащихся как личностного интегрального образования.
Анализ педагогического опыта учителей начальных классов показывает, что при формировании у детей интереса к познанию, развитии творческих способностей учащихся, они испытывают определенные трудности.
В то же время, имеющиеся на сегодняшний день в психолого-педагогической, методической литературе рекомендации по развитию познавательного интереса школьников зачастую не используются в современной практике работы учителей или их применение носит ситуативный, одноразовый характер
В современных школах возрастающая потребность развития познавательного интереса на начальном этапе обучения не получает достаточного удовлетворения, потому что в педагогической практике до сих пор наблюдается преобладание прямого педагогического воздействия, не позволяющего в полной мере интенсифицировать процессы саморазвития детей.
Недостаточная степень овладения базовыми знаниями, умениями и навыками (основы функциональной грамотности) затрудняет переход познавательного интереса младших школьников с уровня потребности во впечатлениях на уровень устойчивого стремления к познанию, который характеризуется творчески-продуктивной деятельностью. Все это приводит к торможению общего развития личности.
С точки зрения научно-педагогической значимости познавательный интерес является важным фактором совершенствования процесса обучения и одновременно показателем его эффективности и результативности, так как он стимулирует познавательную активность, самостоятельность, творческий подход к овладению материалом, побуждает к самообразованию. Психологи, несмотря на различие взглядов на проблему структуры личности как системы, ядром личности как субъекта сознательной деятельности признают мотивационную сферу человека и, прежде всего, его потребности и интересы
Анализ литературы позволяет сделать выводы о том, что интерес выступает как:
– избирательная направленность человека на объекты окружающей действительности;
– потребность человека заниматься именно данной областью, данной деятельностью, приносящей удовлетворение;
– мощный побудитель активности человека, под влиянием которого психические процессы протекают интенсивно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной.
Интерес – это комплекс ряда психических процессов. Ученые различают стадии его развития, которые открывают, например, учителям и родителям секрет его последовательного развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Они позволяют определить степень его влияния на личность: повышение качества мыслительной деятельности, овладение речью, новыми способами деятельности и др.
В самом общем виде познавательный интерес можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности.
При развитии познавательного интереса школьника важно решить проблему, как организовать процесс обучения, какие методы и в какой последовательности необходимо использовать.
В психологической литературе нет единства мнений о возникновении и развитии познавательного интереса, особенно это касается специфики развития познавательного интереса в разные возрастные периоды.
Таким образом, совокупность требований, предъявляемых к современным обучающимся, предполагает освоение педагогами инновационных технологий обучения, сформированность у них таких компетенций, которые дадут возможность на более качественном уровне организовывать образовательный процесс, развивая при этом положительное отношение обучающихся к учению в рамках использования актуальных средств обучения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Психолого-педагогические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст – это довольно благоприятное время для того, чтобы усвоить огромное число моральных правил и норм. Дети в данном возрасте сильно стараются и хотят выполнять такие нормы, из-за этого при условии верно сформированной организации воспитания у малышей лучше формируются разные положительные нравственные качества.
В этом возрасте продолжает осуществляться пополнение мотивов деятельности и наиболее хорошего поведения. Главным в этом периоде для детей становятся мотивы, которые способствуют обучению и установлению, и улучшению взаимодействий со сверстниками и взрослыми касающиеся, в частности, вопросов учебы [21, с. 396].
Младший школьник является началом общественного бытия человека как субъекта деятельности, в нашем случае учебной. В данном качестве ребенок характеризуется, в первую очередь, готовностью к ней. Она определяется уровнем физиологического (анатомо-морфологического) и психического, в первую очередь интеллектуального развития, которое обеспечивает возможность учиться.
Готовность ребенка к школе определяется удовлетворением целого ряда требований. К ним можно отнести: общее физическое развитие ребенка, владение достаточным объемом знаний, владение «бытовыми» навыками самообслуживания, культуры поведения, общения, элементарного труда, предпосылки овладения письмом (развитие мелкой мускулатуры кисти руки), владение речью, желание учиться, умение сотрудничества.
Важные для школьника как субъекта учебной деятельности личностные, интеллектуальные, деятельностные качества формируются буквально с момента рождения. От уровня их сформированности в существенной мере зависит вхождение ребенка в школьную жизнь, его отношение к школе и успешность обучения, включаемость в учебный процесс [4, с. 147].
В начальной школе у ребенка формируются основные элементы ведущей в данный период учебного процесса, необходимые учебные умения и навыки. В данный период развиваются формы мышления, которые обеспечивают в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие теоретического, научного мышления.
Здесь складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В данный период осуществляется психологическая перестройка, которая «требует от ребенка не только значительного умственного напряжения, однако и большой физической выносливости» [4, с. 254].
Обратим внимание на развитие личности ребенка младшего школьного возраста в расширяющемся социальном мире. Изменения в развитии личности ребенка в среднем детстве, представители разнообразных теоретических направлений описывают по-разному.
В младшем школьном возрасте происходят общие изменения характера проявляемых ребенком эмоций, это проявляется в изменении их устойчивости, содержании и т. д. В этот период эмоциональное состояние и сами эмоции наиболее тесным образом связываются с усложнившейся социальной ролью в жизни ребенка.
Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становится стартовой площадкой младшего школьного возраста (6-11 лет).
Значимой особенностью социальной ситуации развития считается то, что с поступлением в школу дети впервые становятся субъектом общественно оцениваемого и общественно значимого процесса – учебного.
Учебная деятельность является деятельностью, которая направлена непосредственно на усвоение умений и знаний, которые выработаны человечеством.
Данная деятельность вводит детей в строго нормированный мир отношений и требует от них проявления исполнительности, дисциплины, организованности, и развития умственных способностей.
Педагог при этом выступает как полномочный представитель общества, носитель социальных правил и норм, а сверстники образуют с детьми дружеские и игровые отношения и считаются партнерами по учебному сотрудничеству. Основной задачей педагога является завоевание доверия учащихся и создание атмосферы справедливости и доброжелательности.
Учебный процесс, будучи ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте, способен проявляться лишь тогда, когда перед детьми ставится специальная сознательная цель – научиться чему-то новому, чего раньше не либо или не умел.
Предметом деятельности учения являются действия и знания как элементы науки, культуры, существующие поначалу экстериоризованно, объективно в отношении к ребенку, а затем становятся его достоянием. Потому результатом учебного процесса считаются изменения личности самого учащегося. Так, учебная деятельность является деятельностью самоизменения и саморазвития [13, с. 115].