Курсовая теория на тему Роль внеклассного чтения в литературном развитии современных школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы внеклассной работы в средней школе. 5
1.1. Понятие
и сущность внеклассной работы.. 5
1.2. Значение уроков внеклассного чтения в литературном
образовании школьников 10
1.3. Особенности проведения уроков внеклассного чтения в
средних классах……………………………………………………………………………15
Глава 2. Роль внеклассного чтения, как
одного из видов внеклассной работы по литературе в личностном развитии
школьников. 20
2.1. Роль чтения в становлении личности в
средних классах. 20
2.2. Литературное развитие в
процессе уроков внеклассного чтения. 24
Заключение. 31
Список использованной литературы.. 34
Введение:
Чтение
играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека, поэтому
одной из главных задач начального обучения является овладение современными
школьниками навыком чтения в соответствии с предъявляемыми требованиями ФГОС.
Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и
умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий
общеучебный характер, используемый учениками при изучении всех учебных
предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни. В методике выделены
основные критерии чтения: правильность, беглость, осознанность,
выразительность.
Книга помогает человеку
самоопределиться, формирует его взгляд на жизнь и особое мышление. Книга — это
учение о жизни, и пренебрегая чтением, человек теряет целые миры, которые
содержатся в каждом литературном произведении. Также книга помогает человеку саморазвиваться,
закладывая определенную мораль и культуру в человека. Чтение — это неотъемлемый
процесс на стадиях формирования личности, оно оказывают на всех нас огромное
влияние.
Актуальность
исследования: Личностное развитие школьников является первоочередной задачей
общеобразовательной системы, которая выполняет, прежде всего, воспитательную
функцию. Именно в условиях школы формируется личность и ошибки, допущенные в
воспитательном процессе, могут пагубно сказаться на дальнейшем личностном
развитии человека.
Важнейшим
мотивом активного участия во внеклассной работе является интерес к предмету, к
тем видам деятельности, которые предлагаются для выполнения. И учителю следует
уделять этому немалое внимание.
Проблема приобщения
детей к чтению сегодня приобрела глобальный характер. Бурное развитие таких
благ цивилизации как радио, телевидение, компьютер и т.д. привело к
существенному снижению интереса детей к чтению. Ситуация усугубляется еще и
тем, что детские книги сравнительно дороги, а библиотечные фонды плохо
пополняются. А ведь каждая книга должна прийти к ребенку в определенном
возрасте, иначе осмысление ее может не состояться.
Объект исследования –
процесс развития и становления личности школьников.
Предмет исследования
– уроки внеклассного чтения как один из способов личностного развития
школьников.
Цель данного
исследования — изучение роли внеклассного чтения в литературном развитии
современных школьников
Задачи:
· рассмотреть
понятие и сущность внеклассной работы
· определить
значение уроков внеклассного чтения в
литературном образовании современных школьников
Заключение:
Общепризнанна огромная роль литературы в
формировании личности школьников. Однако до сих пор задача эстетического
воспитания на уроках литературы не решена в полной мере. Ребёнок, который
приходит в школу, любит сказки, считалки, стихи, но постепенно, как показывают
исследования, у него снижается интерес к чтению художественной литературы. Это
явление во многом обусловлено постановкой преподавания чтения в школе. Кроме
того, конечно, свою роль играют современные достижения человечества, такие, как
компьютер, различные игровые приставки и т. п. Чтение сейчас не
распространено.
Художественная литература — это особый
вид познания действительности. И мы как будущие педагоги обязаны уже сейчас
задуматься о проблеме литературного развития школьников, чтобы в будущем,
столкнувшись с этой проблемой лицом к лицу, мы бы знали, как ей противостоять и
как привить ребёнку любовь к Книге.
Одна из главных целей уроков литературы
– формирование духовно богатой, гармонически развитой, мыслящей, творческой
личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Наша
опора в достижении этой цели – художественное произведение. Чтение, анализ
произведения, характеристика героев, особенности стиля писателя – все это важно
не само по себе, а является путем к постижению авторского замысла, заставляет
читателя задуматься над очень важными, общечеловеческими проблемами добра и
зла, смысла жизни, места человека в мире.
Содержание внеучебных
занятий дополняет и углубляет знания и умения учащихся, получаемых в процессе
обучения и путем самообразования.
Основным назначением
внеклассных занятий является пробуждение, углубление у учащихся интереса к
различным областям знаний и видам деятельности, раскрытие и развитие их
талантов и способностей, воспитание их познавательной и общественной
активности.
Внеклассные занятия,
по сравнению с учебными, имеют ряд положительных моментов. Они способствуют
углублению и расширению программных знаний учащейся молодежи, позволяют развить
индивидуальные потребности в познаниях, помогают совершенствовать профессиональные
умения и навыки, побуждают учащихся к самосовершенствованию и развитию
потребности в самообразовании.
Книга является
могущественным средством воспитательного воздействия на личность
ученика. Чем более широким и разнообразным будет это воздействие на юного
читателя, тем больший воспитательный эффект оно будет иметь.
Чтение в жизни каждого культурного
человека, занимает важное место. Современный читатель в условиях господства
телевидения, радио и кино, не потерял интерес к чтению книг, способных
обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и окружающем мире,
развить самостоятельность мышления и доставить читателю художественное
наслаждение.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы внеклассной работы в
средней школе
1.1. Понятие и сущность внеклассной работы Внеклассная работа — это организация
педагогом различных видов деятельности школьников во в внеучебное время,
обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.
Внеклассная работа — это различные
воспитательно-образовательные мероприятия, выходящие за рамки образовательных
учебных программ и проводимых школой во внеурочное время.
Как видно из вышеуказанных определений,
нет четкого понятия внеклассной работы. Внеклассная работа включает в себя
занятия и мероприятия, которые различаются по назначению и методике проведения,
по содержанию, по формам и способам руководства. Например, проведение школьных
вечеров и праздников, внеклассное чтение, заседание предметного кружка
принадлежат к внеучебной работе. В одних случаях руководителем внеклассной
работой является учитель (внеклассное чтение, кружок), в других она на основе
самоуправления получает характер деятельности учащихся (организация развлечений
и досуга).
На основе этого возникает потребность в
дифференциации самого понятия "внеклассная работа". Для этого в
педагогической практике и литературе используются следующие термины:
"внеурочная работа" и "внеучебная работа". [11]
Сама внеурочная работа является
продолжением учебного процесса во внеурочное время по целям, содержанию и
методам проведения. Она считается продолжением учебного процесса во внеурочное
время, и по этому, иногда носит добровольный и самодеятельный характер.
Определяющая роль в организации и
планировании внеурочной деятельности принадлежит педагогу. Примером этому может
служить работа, которую учителя-предметники ведут в целях коррекции знаний
отстающих и по углублению расширению знаний материала, согласно рабочей
программе с одаренными учащимися.
Внеучебная работа — это такие занятия во
внеучебной деятельности, которые проводятся в ученических коллективах на основе
активности, самоуправления, самодеятельности учащихся при наблюдающей и
направляющей ролях руководителей класса, а так же учителей-предметников.
Обучение и воспитание составляют единый
педагогический процесс, обеспечивающий формирование и всестороннее развитие
личности учащегося. Опыт показывает, что педагогические задачи успешно решаются
лишь при органичном сочетании учебно-воспитательной работы в ходе урока с
целенаправленным воздействием на учащегося во внеурочное время, поэтому
внеклассные занятия справедливо рассматриваются как важная составная часть
работы школы.
Внеклассная работа имеет широкие
возможности положительного воздействия на учеников и представляет собой
комплекс различных типов деятельности. Внеклассная работа это самостоятельная
область учебно-воспитательной работы преподавателя, которая осуществляется при
взаимной связи с работой на учебном занятии.
Цели и задачи
внеклассной работы: