Курсовая теория на тему Роль учителя начальных классов в формировании личности ученика
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1. Психологические особенности
развития личности младшего школьника
ГЛАВА 2. Теоретические основы влияния
личности учителя на личность школьника
2.1 Ценность профессии учитель в
современной школе
2.2 Влияние на личность ребенка первого
учителя
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
Личность
профессионального человека, прошедшего достаточно длительный период
теоретической подготовки и последующей адаптации к практической деятельности,
приобретшего необходимый профессиональный опыт, рассматривается в науке как
профессионально обусловленная. В психологической литературе существуют
различные взгляды на свойства личности профессионала.
В настоящее время
школа ориентирована на новую профессиональную идею. Она рассматривается как
целостный субъект, активный, свободный и ответственный в проектировании,
осуществлении и творческом преобразовании собственной деятельности.
Профессионал сохраняет культурно-исторический контекст своей профессиональной
деятельности. Настоящий профессионал органично сочетает в себе личность и
мастера.
Учитель начальных
классов — это самая гуманная, творческая и необходимая профессия, которая лежит
в основе всех других профессий в мире. Специалист такого профиля играет важную
роль в формировании личности каждого студента. Учитель начальной школы — это
учитель, воспитатель и психолог в одном лице. Он проводит занятия по всем
дисциплинам, организует развлекательные мероприятия, детский отдых и досуг. В
начальной школе учащиеся не только получают знания, но и учатся учиться, и от
того, насколько успешным будет этот процесс, зависит их будущий успех в школе.
Учитель начальных
классов играет огромную роль в развитии своих учеников. Каким будет наше
общество завтра, зависит от результатов деятельности учителя.
Образовательная
деятельность и основные психические новообразования, формирующиеся в ней,
становятся ведущими факторами не только для интеллектуальной сферы, но и для
всей личности ребенка, определяя пути и специфику их развития.
Необходимым условием
формирования личности ребенка является усвоение нравственных знаний в процессе
анализа и оценки поступков, отношений и качеств окружающих его людей.
Самопознание является важным фактором в развитии личности.
Профессия учителя
начальных классов была актуальна на протяжении многих десятилетий и останется
актуальной в ближайшем будущем.
Исследования, проведенные Л.Н.
Башлаковой, Д.Б. Годовиковой, Р.И. Деревянко, Т.И. Комиссаренко, М.И.Лисиной,
Г.П. Лаврентиевой, Л.Б. Митевой, А.Б. Николаевой, и другими, раскрывают
различные аспекты взаимовлияния педагогов и детей в условиях учреждения
образования.
Цель работы – изучение влияния личности учителя на формирование
личности младшего школьника.
Объект исследования – личность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – роль личностных качеств учителя на формирования
личности ребенка младшего школьного возраста.
Для достижения
поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Раскрыть психологические
особенности развития личности младшего школьник.
2. Охарактеризовать ценность
учителя в современной школе.
3. Изучить влияние
на личность ребенка первого учителя.
Методы
исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс
взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа
литературы по исследуемой проблеме; методы изучения, обобщения и анализа опыта
существующих результатов.
Структура работы:
введение, основная часть, заключение, список использованных источников.
Объем работы: 26
страниц печатного текста.
Список литературы
содержит 20 источников.
Заключение:
Я всегда считал, что преподавание — это не профессия,
а призвание. Чтобы стать учителем, нужно не только любить детей, но и целиком
посвятить себя работе с ними, не жалея ни сил, ни времени. Учитель должен быть
образцом для подражания, эталоном образованности, интеллекта и хорошего
воспитания. Именно он «формирует» из своих учеников настоящую личность,
полностью развитую личность.
Конечно, со стороны кажется, что учитель взял уроки и
пошел домой, но на самом деле это не так.
Чего только не делает учитель, чтобы заинтересовать
детей: проводит урок в форме игры, викторины, конкурса; делает презентацию или
флипчарт; ищет интересный материал и так далее. Однако чаще всего его усилия
оказываются напрасными, но он не сдается, а пытается найти новые способы и
формы организации урока.
Учитель не просто преподает свой предмет, но и находит
индивидуальный подход к каждому ученику. И это очень трудно, потому что ребят
много, а он один. Но это не беспокоит учителя. Иногда
даже приходиться не спать и не есть, чтобы подготовить дифференцированные
задания или интересно организовать урок.
Учителем быть очень трудно, он несет огромную
ответственность не только за уровень образования детей, но и за их воспитание.
Ведь каждый урок учит детей аккуратности, грамотности, чистоте записей в
тетрадях и так далее. Образование и воспитание неразделимы, поэтому наша работа
становится все более и более сложной.
Мы пришли к выводу, что приоритетной задачей, стоящей
перед школой, является подготовка учащихся к реальной жизни, которая
предполагает готовность личности открыто выражать и отстаивать свою общественную
позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки, брать на
себя ответственность за результаты собственных действий, проявлять
решительность и настойчивость в достижении результатов, адаптироваться к
динамично меняющемуся и развивающемуся миру и так далее.
В младшем школьном возрасте ребенок становится
личностью, закладывается его социальная ориентация, формируются навыки
социального поведения и другие общечеловеческие ценности. В этом заключается
важность и огромное значение школы как организационно-социальной формы
воспитания и развития личности младшего школьника, в том числе и в процессе
общения педагога с детьми.
Постоянное вовлечение в общение с детьми в течение
рабочего дня требует от педагога больших нервно-психических затрат,
эмоциональной устойчивости, терпения и контроля над внешними формами поведения.
Процесс обучения и воспитания осуществляется постоянно в непосредственном
контакте с детьми, как непрерывный выбор и обоснование учителем своей шкалы
ценностей, своих убеждений, взглядов, настроений.
В детском возрасте закладываются основы нравственных
принципов, формируются социально-психологические свойства личности, поэтому для
нас особое значение имеет изучение особенностей личности педагога как средства
социально-психологического воздействия на процесс формирования ценностных
личностных качеств личности педагога.
Субъективно человек для любого человека воспринимается
как его самость (как образ самого себя). Стремиться быть личностью — значит
стремиться к социально значимой деятельности.
Когда ребенок идет в школу, меняется вся структура его
жизни, меняется режим, развиваются определенные отношения с другими людьми,
особенно с учителем.
Если учебная деятельность и жизнедеятельность всего
ребенка строятся с учетом мотивационной сферы, а значит, с ориентацией на
личностное развитие, то учебная деятельность постепенно приведет к позитивному
нравственному воспитанию, к формированию личности или к повышению устойчивости
ее позитивной направленности. Правильно организованное образование неотделимо
от естественного хода человеческой жизни. Вот почему они говорят, что хорошее
воспитание — это то, чего вы не видите.
Педагог как партнер по общению всегда должен быть
готов принять позицию ребенка, понять его интересы, мотивы, ценности и
поступки. Он должен уметь играть с ребенком, входить в игру сам, испытывая от
этого удовлетворение. В этой связи показателен опыт Т. А. Амонашвили с
шестилетними детьми, в котором учитель «растворяется» в общении с детьми как
взрослый, он становится «своим» для детей. Они не боятся его, они доверяют ему,
они советуются с ним, они учатся у него и с его помощью они действительно
уважают его.
Учителем может стать любой человек, но не каждый может
полностью посвятить себя этой профессии. Вот почему учитель — это призвание!
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Психологические особенности развития личности
младшего школьника
Теоретический анализ особенностей психического
развития и формирования личности ребенка младшего школьного возраста позволит
выявить социально-психологические факторы формирования социально адаптированной
личности.
Периодизация детства в отечественной психологии
осуществляется по типу деятельности или ведущему виду деятельности (Л. С.
Выготский, Д. Б. Эльконин, О. М. Леонтьев, В. В. Давыдов). В отечественной
психологии под ведущим видом деятельности понимается такой, при котором
происходят качественные изменения в психике детей, происходит формирование
основных психических процессов и свойств личности, а также возникают
психические новообразования, характерные для данного возраста.
На протяжении всей жизни человек участвует в
соответствующих возрасту видах деятельности, которые меняют его положение в
социальной среде. Интегральная деятельность ребенка специфична для каждого
возраста и определяет те изменения в психике, которые впервые происходят в
определенном возрасте, а также «…его отношение к окружающей среде, его
внутренняя и внешняя жизнь, весь ход его развития в этот период» [3].
Деятельность (первого и второго типов по Д. Б. Эльконин) может влиять на
развитие сферы мотиваций и потребностей, а также на интеллектуальную и
познавательную сферу личности.
Таким образом, первый вид деятельности включает в себя
непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевые игры дошкольника и
интимно-личностное общение подростка, которые отличаются по содержанию и глубине
друг от друга, но ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. Это так
называемая система отношений «ребенок-социальный взрослый» или «человек-личность».
Вторая группа видов деятельности направлена на
формирование операционально-технических возможностей ребенка, которая включает
субъектно-манипулятивную деятельность младшего школьника, учебную деятельность
младших школьников и учебно-профессиональную деятельность старшеклассников. Эти
обозначенные ведущие виды деятельности не очень похожи друг на друга, но они
направлены на усвоение социально выработанных способов действия с объектами и
усвоение различных норм. Это так называемая система отношений «ребенок-социальный
объект» или «человек-вещь» [8]. Переживания, составляющие внутренний план жизни
человека, начиная с детства, так же важны, как и его внешняя деятельность, его
активность.
По мнению В. В. Давыдова [14], дети младшего школьного
возраста (от 6 до 10 лет) ведут образовательную деятельность, основанную на
том, что у детей развиваются сознание и мышление, развиваются соответствующие
им способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); в этом возрасте у
детей также развиваются потребности и мотивы к обучению.
Для младших школьников образование — это обязательная,
социально значимая деятельность. это серьезная работа, требующая определенной
организованности, дисциплины, волевых и интеллектуальных усилий со стороны
ребенка. Обучение становится главным содержанием жизни ребенка.
Требования к ребенку постоянно растут, и кажущийся
уровень его умственного развития постоянно «подтягивается» до уровня
требований. Здесь возникает противоречие как движущая сила развития между
требованиями, которые предъявляются к личности ребенка, его поведению, памяти,
вниманию, мышлению, и современным уровнем психического развития познавательных
процессов и личностных качеств младшего школьника.
Для того чтобы успешно использовать имеющиеся резервы
ребенка, необходимо, во-первых, максимально быстро адаптировать детей к работе
в школе и дома, научить их учиться, не тратить лишних физических усилий, быть
внимательными и старательными. Во-вторых, необходимо учитывать тот факт, что
многие дети приходят со значительными индивидуальными различиями в мотивации,
знаниях, навыках, и получается, что одни дети чрезвычайно трудно усваивают
материал программы, другие учатся легко, а третьи, большинство из которых
обучаются в соответствии со своими способностями. Существует необходимость
психологического выравнивания детей с точки зрения их готовности учиться,
привлечения тех учеников, которые отстают, к тем ученикам, которые хорошо
учатся.
Роль учителя заключается в том, чтобы правильно
адаптировать каждого ученика класса с его ожиданиями к реалиям школьной жизни,
с теми трудностями, которые ежедневно возникают в школьной жизни. Одна из задач
учителя начальных классов состоит в том, чтобы не дать детям с недостаточной
подготовкой разочароваться в учебе и заинтересовать детей, которые быстро выполняют
задания. Кроме того, учитель является реальным носителем социальных требований
к ребенку. Авторитет учителя непоколебим, он учит, исправляет поведение, вводит
нравственные нормы и так далее. Его авторитет является важной предпосылкой для
образования и воспитания младших классов. Это в основном сказывается на
организации воспитательной работы и, как следствие, на качестве знаний детей в
школе. Установка взрослых на ответственность, потребности и желания ребенка в
этот период закладывает определенную дисциплину, умение организовывать себя,
управлять своим поведением и так далее.