Курсовая теория на тему Роль Суэцкого канала во внешней торговли
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
<p>1. Теоретическое исследование роли Суэцкого канала во внешней торговле 3<br />2. Анализ влияния Суэцкого канала на внешнюю торговлю 9<br />СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15</p>
<p> </p>
Фрагмент текста работы:
1. Теоретическое исследование роли Суэцкого канала во внешней торговле
С середины XIX в. Османскую империю называли «больным человеком Европы». По итогам Первой мировой войны Турецкая империя в 1918 г. распалась, а ее колониальное наследство было поделено Великобританией и Францией. Российская империя исторически также имела большие геополитические и экономические интересы в этом регионе. Достаточно хотя бы назвать извечно сложный и болезненный для России вопрос проливов и выхода из акватории Черного моря.
Однако произошедшие в Российской империи революционные события, приведшие к падению самодержавия, на время исключили Россию из числа мировых игроков в этом важнейшем геополитическом регионе. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР), появившаяся на обломках царской империи в лице Председателя Совнаркома В. И. Ленина, поддержала Турецкую республику и ее лидера Кемаля Ататюрка.
Великобритания свои колониальные интересы реализовала захватом в 1882 г. Египта, чтобы обеспечить контроль над Суэцким каналом, через который проходил стратегически важный для англичан морской путь в Индию. Для реализации своих далеко идущих планов по доминированию в зоне Суэцкого канала и Красного моря англичанам необходимо было активно влиять на политическую ситуацию в бывшей окраине Османской империи. Для этих целей в мае 1916 г. между Великобританией и Францией был подписан секретный меморандум, так называемое соглашение Пико – Сайкса, в котором закреплялся раздел бывших владений Османской империи на французскую и британскую зоны влияния.
Начиная с 20 годов XX века, после того как на Ближнем Востоке были обнаружены колоссальные запасы углеводородов, как писал В. В. Маяковский, у «двуспального английского левы» появился огромный интерес в получении международного мандата на эту территорию [1].
Но методы были апробированы всей прошлой колониальной политикой Великобритании, в основе которой лежали традиционные англосаксонские обман, лицемерие и презрение к аборигенам.
Британия в 1922 г. предоставила Египту формальную самостоятельность, а в 1936 г. было подписано соглашение, по которому Египет получал полный суверенитет и независимость [2]. Однако англичане не были бы англичанами, если бы не предусмотрели условия, по которым вооруженные силы Британии должны быть в зоне Суэца то 1956 г., когда договор должен был быть пролонгирован.
Начиная с 1950х гг. в арабских странах наблюдается рост национализма, особенно это заметно в среде молодых армейских офицеров. Наиболее активно эти националистические тенденции в политической жизни Ближнего Востока проявлялись в Египте – лидере арабского мира. В связи с указанными обстоятельствами глава партии ВАФД, которая выиграла выборы, Нахаспаша был вынужден денонсировать договор 1936 г. Король Египта Фарук, опасаясь угроз англичан ввести войска в Каир, отправил в отставку Нахваспашу, тем самым вызвав недовольство в среде армейских офицеров, которые образовали Совет революционного командования, сместившего короля. По сути, произошел военный переворот, в результате которого во главе Египта стал Гамаль Абдель Насер. Британское правительство, опасаясь за потерю контроля над Суэцким каналом, начало переговорный процесс с новым руководством страны и 19 октября 1954 г. был подписан семилетний договор, где предусматривался вывод английских войск к июню 1956 г. [3, с. 26] Египет дал гарантии обеспечить свободное судоходство по каналу.
В договоре также предусматривалось, что британские военные базы оставались в зоне канала и должны были обслуживаться английскими и египетскими специалистами. В случае конфликтных ситуаций британские войска имели право использовать военную силу. Суэцкий канал в тот период был основным источником получения валюты, поэтому определение его статуса было для молодого руководителя страны Г. А. Насера самым насущным вопросом. Для этих целей была учреждена секретная комиссия для проверки всей деятельности администрации канала. Англичане получали от его эксплуатации более половины ежегодных доходов в объеме около 100 млн долл. США, которые проходили мимо египетской казны [4]. Преследуя свои долгосрочные политические цели, правительство США впоследствии предоставило финансовую помощь Египту, что вызвало недовольство англичан, т. к. они не доверяли Насеру и выразили американцам протест по этому вопросу.
Британские политические круги были крайне недовольны активностью американцев в этом регионе, который был, как они считали, зоной их влияния. Суэцкий канал – бесшлюзовой судоходный канал, соединяющий Средиземное и Красное моря и считающийся условной границей между Африкой и Азией, открыт для судоходства 17 ноября 1869 г.
Суэ́цкий кана́л (араб. قناة السويس, Qanā al-Suways) — судоходный бесшлюзовый канал в Египте, соединяющий Средиземное и Красное море. Зона канала считается условной границей между двумя континентами, Африкой и Евразией. Кратчайший водный путь между Индийским океаном и областью Средиземного моря в Атлантическом океане (альтернативный маршрут протяжённее на 8 тыс. км) . Главные порты: Порт-Саид и Суэц.
Находится к западу от Синайского полуострова, имеет длину в 163 километра. Канал расположен в Египте между Порт-Саидом (Būr Sa’īd) на Средиземном море и Суэцом (al-Suways) на Красном море. На восточной стороне канала напротив Порт Саида находится Порт-Фуад (бур Фуад) , где размещена Администрация Суэцкого канала. На восточной стороне канала напротив Суэца находится Порт-Тауфик (бур тауфик). На канале (в районе Крокодилового озера (Тимсах) ) расположен третий по величине город Египта и крупный промышленный центр — Исмаилия.
Канал позволяет значительно сократить водный путь и выходить в Индийский океан из Средиземного моря без огибания Африканского континента, что осуществлялось до его открытия путем сухопутной перевалки груза между Среди земным и Красным морями. В 2010 г. Египет получил более 4,5 млрд долл. США доходов от Суэцкого канала.
В 2011 г. доходы выросли и составили 5,22 млрд дол., притом что проходимость была 17 779 судов, или же около 10% мировых морских сообщений. В годы Первой и Второй мировых войн эксплуатацию канала фактически осуществляла Британия. Учитывая загруженность этой стратегической водной артерии и значительную востребованность в увеличении морских грузоперевозок, в 2014 г. началось строительство второй очереди канала длиной 72 км, который проходит параллельно первому. Первая эксплуатация дублера в тестовом режиме была начата 25 июля 2015 г., а в августе состоялось торжественное открытие новой водной артерии, на котором присутствовал Президент Египта Абдул Фаттах Ас-Сиси.
Новый Суэцкий канал, как и прежний, принадлежит государству. В стратегическом плане он играет ключевую роль, т. к. может обеспечивать бесперебойное снабжение Европы и США ближневосточной и иранской нефтью, а, как известно, политика США на Ближнем Востоке «пахнет нефтью» [5]. Суэцкий канал был реализован как совместный проект двух стран – Франции и Египта, однако в эпоху премьерства Дизраэли в 1870х гг. Англия выкупила часть акций (44%) у египетского правительства, имевшего в то время большие проблемы с выплатой государственных долгов.
Для Британии Суэцкий канал представлял большую стратегическую ценность, т. к. значительно сокращал морское сообщение между Британией и британскими колониями, а конкретно с Индией. В июле 1956 г. отношения между Египтом и западными странами значительно ухудшились, в результате отказа Великобритании и США в финансировании строительства Асуанской плотины, в первую очередь, по причине заключения Египтом договора с восточным блоком о поставках вооружений. Договор о поставках военной техники и оружия между Чехословакией и Египтом был объективно на руку англичанам, т. к. заставил США определиться в своей политической позиции в ближневосточном кризисе и принять сторону Великобритании. Действия Президента Египта Г. А. Насера стали подвергаться публичной критике и обструкции и толковались как угрожающие региональной стабильности [6].
Страны Запада также поставляли оружие в ближневосточный регион с молчаливого согласия и одобрения со стороны англичан и американцев. Основным получателем французской бронетанковой техники и «Миражей» был Израиль, тем самым провоцировался кризис в арабо-израильском конфликте. Учитывая военно-политическую конъюнктуру в тот период, вопрос разрешения этого конфликта не был столь важным для западной коалиции, т. к. имелись другие приоритеты.
Британская военная разведка в своем аналитическом докладе в мае 1955 г. давала оценку арабо-израильским отношениям, в тот период внешне относительно спокойных, как взрывоопасные, причем агрессия может исходить от военной машины Израиля в качестве превентивного удара. В ответ на решение Великобритании и США об отказе в предоставлении кредита правительство Египта 26 июля 1956 г. объявило о национализации Суэцкого канала для аккумулирования в бюджете страны средств, полученных от его эксплуатации, для строительства Асуанской плотины [7].
Национализация Суэцкого канала оказалась абсолютно неожиданной для Великобритании и Франции. 22 октября 1956 г. в Севре (Франция) состоялась секретная встреча, в которой участвовали: с израильской стороны – премьер министр Бен-Гурион, начальник генштаба Моше Даян, который во время шестидневной войны был министром обороны Израиля, генеральный директор министерства обороны Шимон Перес, который в дальнейшем стал премьер-министром Израиля, с французской стороны – министр обороны Морис Буржес-Монури, министр иностранных дел Христиан Пино и начальник генштаба Морис Шалль; с британской стороны – секретарь по иностранным делам Селвин Ллойд и его помощник сэр Патрик Дин. Совещание продолжалось 48 часов и закончилось оформлением совершенно секретного договора [8].
В соответствии с разработанным планом Израиль должен совершить нападение на Египет, а Великобритания и Франция – ввести войска в зону Суэцкого канала, мотивируя свои действия «защитой стратегически важной водной артерии и необходимостью разделения враждующих сторон» [9, с. 130]. Согласно плану предполагалось, что Израиль аннексирует весь Синайский полуостров, или хотя бы его восточную часть по линии Эль-Ариш-Шармэш-Шейх. Все это привело к вторжению франко-британо-израильских вооруженных сил и началу семидневной Суэцкой войны 1956 г. Канал был значительно разрушен, а часть кораблей, находящихся там, затоплена, в итоге движение было закрыто до 24 апреля 1957 г., пока канал не был очищен, в том числе и от мин, при активном участии ООН [10].
Колоссальное геополитическое значение Суэцкий канал приобрел в XX в. в связи с открытием огромным нефтяных залежей в странах Ближнего Востока, что значительно упрощало транспортировку энергоресурсов в Западную Европу и США.