Курсовая теория на тему Роль словесных дидактических игр в умственном воспитании дошкольников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I . ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4
1.1. Значение развития умственной активности у дошкольников 4
1.2. Классификация дидактических игр 7
1.3. Дидактическая игра как важное средство умственной активности дошкольников 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
Введение:
Научить ребенка думать, умственной работе – задача не из легких. Учителям необходимо помнить, что умственная работа очень трудна. Одной из главных задач психического воспитания детей дошкольного возраста является развитие речевого мышления.
Чтобы научить ребенка умственному труду, нужно сделать это обучение интересным и увлекательным. Занимательная умственная работа достигается различными способами, среди них словесная дидактическая игра. Во время игры дети учатся мыслить, в ней заложены огромные возможности для развития умственной активности детей. Словесные игры давно известны в педагогике, примером являются потешки.
Словесные игры для детей дошкольного возраста направлены на развитие речи, закрепление словарного запаса, ориентацию в пространстве. В словесной игре дети учатся думать о вещах, которые ими непосредственно не воспринимаются, игра требует использования ранее полученных знаний в новых обстоятельствах. В данных играх дети должны самостоятельно находить решение на умственные задачи, угадывать предметы по описанию.
В игровой форме процесс мышления происходит быстрее, активнее. В игре ребенок легко преодолевает трудности умственного труда, не замечая, что его учат. Вербальная дидактическая игра — доступный, полезный и эффективный метод воспитания у детей самостоятельного мышления. Словесная игра не требует специальных материалов, условий, но требует знаний воспитателем самой игры.
Цель: Изучить особенности словесных дидактических игр в умственном воспитании дошкольников.
Задачи:
1. Проанализировать значение развития умственной активности у дошкольников;
2. Рассмотреть словесные дидактические игры как средство умственного воспитания дошкольников.
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игра развивает у ребенка способность выделять существенное, характерное для окружающей среды, помогает ему глубже и полнее осознать явления реальности. Игровая деятельность способствует развитию творческого воображения, что необходимо для последующей учебной и трудовой деятельности ребенка.
Игра формирует у детей волевые качества: способность подчинять свои действия определенным правилам, согласовывать свое поведение с задачами всей команды. Наконец, в игре ребенок осваивает моральные нормы и правила поведения, которые играют решающую роль в формировании его личности.
Игра является важным средством психического воспитания. Воспроизводя различные жизненные события, эпизоды из сказок, ребенок размышляет над тем, что он видел, о чем читали и говорили. Таким образом, благодаря игре интерес детей к различным профессиям укрепляется и углубляется, а уважение к работе поощряется. Правильное управление играми имеет решающее значение в развитии психики ребенка, в формировании его личности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Значение развития умственной активности у дошкольников
Важнейшей задачей современного образования является создание личности с высоким уровнем умственной активности, которая будет способна на эффективное усваивание знаний и применение их на практике. Разработка новых психолого-педагогических вариантов развития умственной деятельности детей дошкольников приобретает все большую актуальность, поскольку именно деятельность ума является одним из фундаментальных свойств человека.
Умственное воспитание и развитие детей заключается не только в том, чтобы давать детям знания, но и учить их, как использовать эти знания в самых разных видах деятельности. Ребенок психически развивается, когда он творит, рассуждает, спорит. Большинство педагогов предлагают брать во внимание при обучении собственную активность детей. Так, Л.И. Божович подчеркивал, что «полноценное формирование человеческой личности в решающей степени зависит от того, какие конкретные потребности примут форму самодвижения».
Это мнение разделяет Л.С. Выготский. Обучение является источником развития ребенка. Под влиянием тренинга происходит перестройка всех его психических функций. В связи с этим он считал, что начинать обучение стоит в более раннем возрасте. Л.С. Выготский сформулировал фундаментальную идею, указав, что обучение «опережает развитие», и ведет его.
Важность деятельности ребенка для развития также обсуждалась В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым Н.Ф. Талызиной, Д. Б. Элькониным и другими. М.И. Лисина, А. А. Люблинский, А. М. Матюшкина и В.С. Юркевич считали, что умственная деятельность постоянно связана с активностью, а в структуре активности — прежде всего с потребностью. По данным Д.Б. Богоявленского и И.А. Петуховой, умственная деятельность определяется как «потребность в умственной деятельности». В своих исследованиях Н.С. Лейтес представляет более широкую формулировку, указывающую, что умственная деятельность в значительной степени выражает естественную потребность в умственных усилиях: «… не только растущий уровень умственного развития, но и внутренние предпосылки этого развития на разных возрастных стадиях могут влиять на формирование и рост способностей». [3]
Это в первую очередь вопрос широкого любопытства, независимо от того, какими психологическими средствами он реализуется: интеллектуальными, перцептивными или даже чисто сенсорными. Соотношение деятельности с потребностями деятельности определяет их неразрывную связь с эмоциональными переживаниями. В работах Б.Г. Ананьев Л.И. Божович В.С. Юркевич и другие подчеркивают, что деятельность рождается из состояния с богатым эмоциональным тоном. В исследовании А.М. Матюшкина была выявлена позиция, позволившая понять, что умственная деятельность не подчиняется строгим законам обучения. Он основан на принципах личностного воспитания и развития мышления, которые включают в себя стимулирование и поощрение актов умственной деятельности самих себя со стороны другого человека (воспитателя, сверстника).
Именно поэтому наиболее значимыми ситуациями в возникновении актов умственной деятельности являются ситуации общения, различные виды межличностного взаимодействия, игры, учения. Умственное развитие дошкольника происходит в процессе деятельности: сначала в общении, предметной деятельности, игре, а затем в учебе, труде, продуктивности (рисование, моделирование, прикладная деятельность, дизайн). Игра представляет собой особую активность, которая формируется в детстве и сопровождает человека на протяжении всей жизни. Козлова С.А. говорит, что игра возникла в процессе труда, а игрушки – взяв инструмент за модель. Взрослые, в свою очередь, способствуют распространению детских игр с помощью специально созданных игрушек, правил и игровых технологий, которые передаются из поколения в поколение, превращая саму игру в часть культуры общества.[1]
Современная педагогическая наука утверждает, что основными показателями психического развития являются усвоение системы знаний, накопление ее основы, развитие творческого мышления и овладение методами познавательной деятельности, необходимыми для получения новых знаний. «Ядром» психического развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей. Умственные способности — это те психологические качества, которые определяют легкость и скорость усвоения новых знаний и навыков, возможность их использования для решения задач. Чтобы правильно организовать воспитание умственной деятельности дошкольников, необходимо знать законы и возможности их психического развития.
С их учетом определяются задачи, содержание, организация и методы психического воспитания. Российская психология и педагогика изучают закономерности и возможности психического развития в дошкольном возрасте, чтобы найти пути оптимального решения проблем повышения умственной активности: максимально расширить возможности ребенка, с одной стороны, и предотвратить перегрузки, которые могут вызвать общее состояние организма депрессия, с другой. Ученые изучают множество проблем умственного развития и воспитания.
Изучены закономерности развития ощущений и восприятий, что необходимо для разработки содержания и методов сенсорного воспитания как основы психического воспитания дошкольников; исследуется формирование наглядно-эффективного, наглядно-образного и концептуального, логического мышления детей; выявлены особенности формирования познавательных способностей; содержание и методы