Курсовая теория на тему Роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1 Семья и ее роль в воспитании детей. 6
1.1.Семья как социальный институт, малая группа, система. Функции и структура семьи. 6
1.2 Типы современного общения детей и
родителей. Роли родителей в социализации детей. 10
Глава 2 Младший школьный возраст:
роль семьи в развитии ребенка. 15
2.1 Особенности младшего школьного возраста. 15
2.2 Семья и ее роль в развитии личности ребенка младшего
школьного возраста. Физическое воспитание в семье и его значение. 21
2.3 Важность альянса в работе ребенка, родителей и
педагога. 27
Заключение. 29
Список литературы.. 32
Введение:
Семья
представляет собой первую в жизни человека социальную группу, при помощи
которой личность приобщается к культурным ценностям, развивается как личность,
осваивает свои первые роли в социуме.
Семья
характеризуется устойчивостью и даже ригидностью, одновременно с этим она чутко
адаптируется к социальным и экономическим, политическим трансформациям в
социуме при помощи трансформации в структуре внутрисемейных взаимоотношений.
Рост количества проблемных семей во время кризисных периодов развития общества
демонстрирует эту зависимость.
Актуальность
темы определяется тем, что семейные проблемы и тематика внутрисемейного общения
были всегда востребованными. В последние десятилетия в семейном институте нашей
страны происходят изменения. Наблюдается рост числа разводов, неполных семей,
гражданских браков.
Интерес
к семье всегда связан с той ролью, которая принадлежит самой семье в создании и
развитии личности. Следовательно, семья играет важное значение для настоящего и
будущего общества в целом. Поэтому практическая значимость рассматриваемой темы
связана с глобальными трансформациями, которые сейчас происходят в мире и в
институте семьи.
Кроме
того, актуальность рассматриваемой темы подчеркивается тем, что возвращение
традиционных ценностей в наше общество, принятое, в том числе, и
представителями научно-педагогического сообщества, понимания актуальности
возрождения и развития отечественной школы на её культурно-исторических
основаниях нашли отражение в документе «Стратегия развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года»[1], где ключевой задачей
государственной политики в области образования определяется «развитие
высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные ценности». В
этом документе в качестве одним из основных источников нравственности
рассматривается семья, в рамках которой культивируются гуманистически
ориентированные ценности и традиции: «любовь и верность, здоровье, достаток,
почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода»[2].
Одним
из важных направлений по просвещению родителей представляется работа с
подрастающим поколением. Именно подготовка молодежи к осознанному и
ответственному родительству, формирование готовности к вступлению в брак и
воспитанию будущих детей, уважительного отношения к семье, ее духовным
ценностям выступают одним из ведущих направлений воспитания подрастающего
поколения.
Ключевой
стороной государственной семейной политики в Российской Федерации является
утверждение ценности семьи и семейного образа жизни, возрождение и сохранение
духовно-нравственных традиций в семейных отношениях, семейном воспитании и
формирование ответственного родительства граждан.
Концепция
модернизации Российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в
решении задач воспитания. В тоже время успешное решение многих возникающих
проблем возможно только при условии скоординированного взаимодействия семьи,
учреждений дополнительного образования, школы и социума. Поэтому плодотворность
и результативность воспитательного процесса напрямую зависит от согласованности
целей и педагогических усилий семьи и педагогов.
Выше
изложенное в целом на теоретико-методологическом уровне определило проблему
настоящего исследования: выявление роли семьи в воспитании детей младшего
школьного возраста.
Недостаточная
разработанность указанной проблемы и ее большая практическая значимость
изучаемой темы, определили тему исследования: «Роль семьи в воспитании детей
младшего школьного возраста».
Целью
данной работы является рассмотрение вопроса роли семьи в воспитании детей
младшего школьного возраста.
Объект
исследования: семья и ее роль в воспитании ребенка младшего школьного возраста
Предмет
исследования: среда воспитания ребенка младшего школьного возраста.
Задачи
исследования:
—
описать семью как социальный институт, ее функции и структуру;
—
рассмотреть типы современного общения в семье, роли родителей в социализации
детей;
—
проанализировать специфику младшего школьного возраста;
—
изучить влияние семьи на формирование личности младшего школьника;
—
дать оценку важности слаженной работы педагогов, семьи и ребенка в
рассматриваемой теме.
Теоретическая
значимость работы состоит в современном взгляде воспитательной функции семьи.
Практическую
значимость можно выразить через школьные классные часы, научные студенческие
конференции, публикации в сборниках. Также данная проблематика будет интересна
для каждого, кто интересуется данной темой.
Методы
исследования: анализ и структурирование информации.
Структура
работы. Курсовая включает в себя введение, две главы, заключение и список
литературы. [1] См. Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 25.08.2014 года №1618-р «Об утверждении Концепции
государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025
года» [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/36787.html/ (дата обращения: 03.11.2020). [2] Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 25.08.2014 года №1618-р «Об утверждении Концепции
государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025
года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/36787.html/
(дата обращения: 03.11.2020).
Заключение:
Фрагмент текста работы:
1.1.Семья как социальный институт, малая группа, система. Функции и структура семьи
В
настоящее время нет единого принципа воспитания и наблюдается тенденция, когда
родители совершенно по-разному воспитывают детей. Родители, которые заботятся о
своем ребенке, должны стараться удерживать его поведение в определенных
пределах. Родители иногда склонны полагать, что любое контролирование ребенка
приведет к отсутствию творческих начал и самостоятельности. И в таком случае
родители просто беспомощно смотрят на то, что ребенок делает. А делает он то,
что ему хочется.
В
других случаях родители могут думать, что ребенок во всем должен быть уже как
взрослый. Такие родители могут постоянно проявлять контроль к действиям
ребенка, они могут ограничивать ребенка, не предоставлять ему
самостоятельности. И то, и другое является крайностью. Любые указания родителей
должны быть в определенных границах реальности, здравости и должны принимать во
внимание потребности детей в безопасности, самостоятельности и творческой
деятельности[1].
Если
ребенок воспитывается в семье, где его любят, принимают, уважают, ему доверяют,
то такой ребенок становится таким же, у него формируются такие же установки,
которые формируют у него адекватную самооценку и чувство успешности.
Также
к трудностям относят и урбанизацию общества. Если ранее в небольшом городе все
практически знали друг друга, то сейчас, с развитием мегаполисной жизни, люди
практически не общаются с соседями и даже родственниками. Если ранее родителям
было стыдно иметь невоспитанных детей, а дети не могли вести себя недостойно,
то в крупном городе – противоположная ситуация.
Для
человека семья представляет собой базовый элемент среды, в котором он живет,
как в коконе, первую четверть жизни, и последующую часть – выстраивает свою
семью.
Одновременно
с понятием «семья», как правило, рассматриваются понятия брака и супружества.
Иногда
семья и брак отождествляются, но в научном понимании – это разные термины. Брак
– это институт социума, который регулирует отношения между полами. Как
трансформирующаяся форма в истории отношений между мужчиной и женщиной является
брак. При помощи брака социум упорядочивает и санкционирует половую жизнь,
устанавливает супружеские, родительские права и обязанности.
Сегодня,
чаще всего, брак является добровольным союзом между мужчиной и женщиной, и
основывается на взаимной договоренности, оформляется в порядке закона и нацелен
на сохранение и создание семьи.
Одновременно
со свободой заключения брака, есть и свобода его расторжения – развод. В связи
с этим термин «брак» рассматривается как «супружество». Последнее как
взаимодействие мужа и жены, регулируется принципами морали и ценностями.
Признаками
супружества являются:
1) Неинституциональный
характер связи;
2) Равноправие
нравственных обязанностей и привилегий обоих супругов.
Термин
«семья» больше характеризует сложную структуру взаимоотношений супругов, их
детей, других родственников. Семья представляет собой исторически
предопределённую систему взаимоотношений между супругами, родителями и детьми.
Семья
представляет собой малую социальную группу, члены которой взаимосвязаны
брачными и родительскими отношениями, общим бытом и моральной ответственностью.
Социальная
необходимость в семье связана с социальным мотивом в физическом и духовном
воспроизводстве населения.
С
точки зрения психологии семья – это малая группа, то есть малочисленная по
своему составу социальная группа, члены которой объединены общими задачами и
находятся в устойчивом контакте друг с другом. Это способствует формированию
тесных эмоциональных отношений и особых групповых ценностей.
На
рисунке 1 мы показали признаки семьи как малой группы. Рисунок 1 – Признаки семьи как
малой группы[2]
Признаки семьи как
системы мы показали на рисунке 2.
Важными
собирательными свойствами семьи являются ее функции, структура и динамика. Под
функциями понимается: роль, которую выполняет семья по отношению к личности и
обществу; внешнее проявление характеристик семьи; деятельность членов семьи. [1] См. Аккерман Н. Семья как
социальная и эмоциональная единица / Н. Аккерман. — В кн.: Семейная
психотерапия. — СПб.: Питер, 2016. — С.17. [2] См. Коваль Н. А. Психология семьи
и семейной дезадаптивности / Н. А. Коваль, Е. А. Калинина. — Тамбов: Изд-во ТГУ
им. Г. Р. Державина, 2017. С. 103
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Особенности воспитания младшего школьника. 4
1.1. Психологические особенности возраста современного
младшего школьника 4
1.2. Особенности семейных отношений в период младшего
школьного возраста 10
Глава 2. Роль семьи в развитии и воспитании младших
школьников. 14
2.1 Особенности внутрисемейного общения детей и родителей. 14
2.2 Специфика влияния семьи на ребенка в младшем школьном
возрасте. 18
Заключение. 22
Литература. 23
Введение:
Актуальность исследования. На развитие и становление личности ребенка
оказывает влияние множество факторов. Развивающийся ребенок находится в
постоянном взаимодействии с внешней средой на разных уровнях. В центре этих
уровней стоит семья. Именно от семьи в первую очередь зависит, каким будет
расти ребенок и какое место в обществе он займет. Определено, что тип семьи, в
которой рождается ребенок, сильно влияет на его ожидания, установки, набор
ролей и систему взглядов и взаимоотношений с другими людьми.
В семейных
отношениях между родителями и детьми важным выступает использование
педагогических и психологических знаний. Это включает в себя: учет возрастных
особенностей детей, основ социальной, общей и педагогической психологии,
методов воспитания. Именно поступление в школу носит важный характер для
изменения жизни ребенка, всего уклада его жизни. При этом меняется его
социальное положение в коллективе и семье. Стоит учитывать, что именно младший
школьный возраст является временем для заметного формирования личности. На этом
этапе характерным являются новые отношения со взрослыми и сверстниками,
включение в целую систему коллективов, и включение в новый вид деятельности –
обучение, требующее от ученика серьезные требования.
При этом
семья оказывает влияние на когнитивное, эмоциональное, социальное и физическое
развитие ребенка на протяжении всего жизненного пути. Поэтому влияние родителей
является важным элементом успешной социализации ребенка и его взаимоотношений
со сверстниками, уровень эмоционального состояния, адаптации к новым условиям и
развитие личности в целом, а также на уровень успешности обучения младших
школьников.
Степень
изученности темы. Особенности семьи, семейного воспитания,
особенности формирования личности ребенка в семье изучали Ю.П. Азаров, Д.Н.
Добрович, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Ю.
Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, С.В. Ковалёв, Н.В. Бондаренко и другие.
Исследованиями
в области семейных отношений, влияющих на развитие личности ребёнка и
особенности его успешности обучения, занимались такие психологи и педагоги как
Л.И. Божович, Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко, А.У. Лопатин, Б.С. Волков и другие.
Учебная
деятельность младших школьников давно изучается в разных аспектах на кафедре
психологии младшего школьника ФНО Института детства: Макаровой К.В., Шадриковым
В.Д., Суворовой Г.А., Ореховой Н.В., Зотовой Т.В., Стюхиной Г.А. и др.
Целью
исследования выступает изучение роли семьи в
воспитании детей младшего школьного возраста.
Поставленная цель предполагает
необходимость решить следующие задачи
исследования:
1. Определить психологические особенности
возраста современного младшего школьника.
2. Изучить особенности семейных отношений
в период младшего школьного возраста.
3. Охарактеризовать основы внутрисемейного
общения детей и родителей.
4. Выявить специфику влияния семьи на
ребенка в младшем школьном возрасте.
Объект
исследования – процесс воспитания младшего школьника.
Предмет
исследования – роль семьи в процессе воспитания детей
младшего школьного возраста.
Структура
работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы.
Заключение:
Младший школьный возраст занимает важное
место в изучении педагогической и возрастной психологии. В это время протекает
освоение учебной деятельности, формирование произвольности психических
процессов, возникновение рефлексии и самоконтроля, действия начинают
соотноситься с внутренним планом.
Основной деятельностью в младшем школьном
возрасте становится учебная, которая выступает одним из важных факторов,
влияющих на построение детско-родительских отношений и внутрисемейное общение.
Семейное воспитание же представляет валовую интегративную
характеристику внутрисемейных отношений, показывающую отношение родителей к
своему родительскому долгу, разного рода ценностные ориентации и установки,
эмоциональное отношение к ребенку и уровень родительской компетенции. А типы
семейного воспитания могут быть гармоничными либо дисгармоничными.
Определяя понятие
межличностных отношений, следует сказать, что под ними необходимо понимать
субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, которые обективно
проявляются в характере и способах взаимного влияния людей в процессе жизнедеятельности
и общения.
Роль семьи в обществе не сравнима по своей
силе, ни с какими другими социальными институтами, т. к. именно в семье
формируется и развивается личность человека. Семья выступает как первый
воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей
своей жизни.
Именно в семье закладываются основы
нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний
мир ребенка и его индивидуальные качества.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Особенности воспитания младшего школьника
1.1. Психологические
особенности возраста современного младшего школьника
Младшим школьным возрастом детей считается
возраст от 6-7 лет до 10-11 лет. Это период, соответствующий обучению ребенка в
начальных классах, который принято считать относительно спокойным и равномерным
в сфере физического развития [17].
В данном возрасте происходит
функциональное совершенствование мозга ребенка. В этот момент развивается аналитико-систематическая
функция коры головного мозга, происходит постепенное изменение соотношения
процессов возбуждения и торможения, другими словами, процесс торможения
становится более сильным, но процесс возбуждения, по-прежнему, является
преобладающим, так как младшие школьники легко возбудимы и импульсивны [6].
Именно поступление в школу носит важный
характер для изменения жизни ребенка, всего уклада его жизни. При этом меняется
его социальное положение в коллективе и семье. Обучение становится основной и
ведущей деятельностью его жизни, у ребенка появляется обязанность – учеба и
приобретение знаний. Эта обязанность говорит о серьезном труде, который требует
от ребенка организованности, дисциплины, а также волевых усилий.
Следует отметить, что правильное отношение
к обучению у младших школьников формируется не сразу, так как требует волевые
усилия от ребенка, мобилизацию его внимания и интеллектуальной активности, а
также своего рода самоограничений. И если ребенок не привык к такому, то у него
может возникать разочарование и формируется отрицательное отношение к учению [27].
Но, все же, в первое время ученики
начальной школы учатся хорошо, опираясь и руководствуясь на свои отношения в
семье, а иногда ребенок может хорошо учиться по мотивам взаимоотношений с
коллективом. Основную роль здесь играет личный мотив, в частности, желание
получать хорошие оценки с целью одобрения учителей и родителей.
Вначале обучения у ребенка формируется
интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания ее значения. И
только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда
начинает формироваться и интерес к самому содержанию учебной деятельности и
приобретению знаний. Только такая основа может являться благоприятной почвой
при формировании у младших школьников мотивов учения высокого общественного
порядка, которые связаны с ответственным отношением к учебным занятиям [19].
Любое формирование интереса к содержанию
учебной деятельности и приобретению знаний взаимосвязано с переживаниями
школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. Одобрением и похвалой
учителя, подчеркивающего любой, даже маленький успех и продвижение вперед,
подкрепляется чувство удовлетворения от достижений. Младшие школьники могут при
этом испытывать чувство гордости и особый подъем сил.
В начальных классах учебная деятельность
стимулирует развитие психических процессов в непосредственном познании
окружающего мира, его ощущения и восприятия. Младшие школьники характеризуются
остротой и свежестью восприятия, другими словами, созерцательной
любознательностью [16].
Содержание:
Глава 1. Семья как
социальный институт формирования личности
Глава 2. Семейное
воспитание дошкольника
2.1.
Стили семейного воспитания
2.2. Значение семьи в
воспитании детей младшего школьного возраст
Введение:
Актуальность. Воздействие семьи на
ребенка оказывает наиболее важное и существенное влияние на формирование
личности детей в семье, в том числе на успешное воспитание детей младшего
школьного возраста. Формирование личности ребенка происходит под влиянием
различных социальных отношений, с которыми связан ребенок. Моральная
составляющая родителей, традиции и культура семьи, их поведение, жизненные
планы и устремления, а также социальные отношения имеют большое значение для
формирования личности ребенка.
Родительские отношения представляют
собой систему разнообразных чувств к ребенку, поведенческие стереотипы,
практикуемые в общении с ним, особенности восприятия и понимания характера и
личности ребенка, его действий. Для развития позитивных родительско-детских
отношений взрослые должны обладать необходимым уровнем знаний по проблеме
образования и взаимоотношений с ребенком.
Семейное воспитание, как и любой
организованный процесс, обеспечивает определенность, формулировку конкретных
задач. Основной целью воспитания детей в любой семье является всестороннее
развитие личности, сочетающее в себе духовное богатство, нравственную чистоту и
физическое совершенство. Достижение этой цели должно быть достигнуто и в семьях
с одним родителем, число которых в настоящее время постоянно растет.
Младший школьный возраст — это
период, когда активное участие семьи в воспитании оставляет печать для
дальнейшего развития, воспитания и самообразования. Это должно включать в себя
последующую самореализацию собственных способностей ребенка, формирование
которых определяется воспитанием детей в семье. И, независимо от того, что
говорит общество, роль семьи, по-прежнему, является важным катализатором для
воспитания ребенка.
Недостаточная разработанность данной
проблемы определила тему курсовой работы.
Цель:
Изучить роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста.
Объект:
Воспитание детей младшего школьного возраста.
Предмет:
Воспитательная функция семьи.
Задачи:
1.Рассмотреть
функции семьи;
2.Изучить
методы и стили воспитания;
3.Проанализировать
роль семьи в воспитании детей.
Теоретическая значимость курсовой
работы состоит в обобщении, осмыслении и оценке роли семьи в воспитании
младшего школьника.
Практическая значимость: Данную
работу могут использовать студенты педагогических направлений СУЗов и ВУЗов при
подготовке к семинарам.
Методы
исследования: анализ и обработка научной литературы.
Структура
работы: Курсовая работа состоит из введение, двух глав, заключения и списка
литературы.
Заключение:
Подводя
итоги проделанной нами работы, мы выяснили, что семья играет решающую роль в
воспитании ребенка дошкольного возраста. Семья — это ядро, которое закладывает
фундамент в развитии и воспитании дошкольника. Семья раскрывается, расширяет
возможности, потенциал ребенка. Благоприятными для развития являются семейные
отношения, которые складываются между родителями и их детьми. Дружеское общение, своевременная помощь
ребенку, устранение новых проблем, возникающих в наше время, семейный поиск
путей и средств для реализации всего этого станет активным ресурсом в воспитании
ребенка. Все это приводит к тому, что роль семьи является основным компонентом,
без которого невозможен процесс воспитания.
Весь
секрет семейного воспитания состоит в том, чтобы дать ребенку возможность
раскрыться, сделать все самому; взрослые должны относятся к ребенку с первого
дня его рождения, как к человеку, с полным признанием его личности и
неприкосновенности.
Таким
образом, семья является внешним и внутренним фактором воспитания ребенка,
движущей силой развития, социальным институтом, который сопровождает ребенка
повсюду, исключая чрезмерное опекунство; микроколлектив, благодаря которому
ребенок дополнительно воспитывает в себе
различные качества (черты характера, силу воли, выносливость, умение
взаимодействовать с другими людьми). Таким образом, семья играет важнейшую роль
в воспитании ребенка, ее роль значительна, неотделима и незаменима.
Фрагмент текста работы:
Глава 1
Семья как
социальный институт формирования личности
1.1.Понятие семьи,
ее функции
социальный институт формирования личности
1.1.Понятие семьи,
ее функции
Семья — это социальный институт
общества. В то же время семья выступает в качестве сплоченной и стабильной
ячейки общества. На протяжении всей своей жизни человек является членом
различных групп: группы сверстников или друзей, школьного класса, рабочей
команды или спортивной команды, но только семья остается группой, которую он
никогда не покинет.
Семья является неотъемлемой частью
общества. Ни одно цивилизованное общество не обходится без семьи. Каждый
человек ассоциирует понятие счастье, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто
счастлив в своем доме. Но почему люди живут в семьях? Этот вопрос и многие
другие, связанные с этим понятием, волнуют многих. Семья это личное дело или
это как-то связано с обществом? Была ли семья всегда? Семья выживет в будущем?
Выдержит ли семья суровые испытания, которые испытывает сегодня наше общество?
Семейные проблемы изучаются в специальной
области социологии. Только в нашей стране они были изучены Е.К. Васильевым,
А.Г. Вишневским, М.С. Мацковским, Б.С.
Павловым Н.Г. Юркевич, А. Г. Харчев, В. Г. Харчевой и многими другими. А среди
зарубежных ученых можно выделить таких, как И. Най, Р. Хилл, М. Бекбо, Л.
Руссел, Ф. Мишель и многих других.
Функции семьи
Семейные функции
имеют два главных источника возникновения:
•
потребности общества
•
потребности самой семейной организации.
Оба эти фактора
исторически меняются, каждый этап в развитии семьи связан с потерей одних и
развитием других функций. Однако со всеми этими изменениями общество на любом
этапе своего развития нуждается в воспроизводстве населения, из-за этого оно
всегда заинтересовано в семье как в механизме такого воспроизводства. [6]
Таким образом,
семью можно рассматривать как социальный институт и как семейную группу,
выполняющую определенные социальные задачи. Мы можем выделить следующие
основные семейные функции, которые способствуют выполнению задач:
Репродуктивная
функция выполняет две основные задачи: общественная — биологическое
воспроизводство населения, и индивидуальная — удовлетворение потребности в
детях. Она основан на удовлетворении физиологических и сексуальных
потребностей, которые побуждают людей противоположного пола вступать в семейный
союз. Выполнение этой функции семьей зависит от совокупности социальных
отношений. В последние годы эта особенность привлекает к себе всеобщее
внимание: во скольких современных семьях есть дети? Особое значение имеет влияние на молодое
поколение. Воспитательная функция семьи
имеет 3 особенности. [3]
Первая — это
формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача
взрослыми членами семьи (матери, отцу, дедушке, бабушкой и т. д.) социального
опыта, накопленного обществом, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие
и продвижение их физического совершенствования, укрепления здоровья и навыков
гигиены культуры.
Вторая — семья
оказывает огромное влияние на развитие личности каждого члена на протяжении
всей его жизни.
Третья — Это
постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), они
должны активно заниматься самообразованием.
Выполняя
экономическую функцию, семья обеспечивает
экономические связи между своими членами семьи, поддерживает финансово
несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества, оказывает помощь и
поддержку тем членам семьи, которые испытывают финансовые трудности. Функция
восстановления направлена на восстановление и укрепление физических,
психологических, эмоциональных и духовных сил человека после тяжелого рабочего
дня. В нормально функционирующем обществе осуществлению этой семейной функции
способствует сокращение общей рабочей недели, увеличение свободного времени и
реальных доходов.[2] Целью регулирующей функции является регулирование и
упорядочение отношений между полами, поддержание семейного организма в
стабильном состоянии, обеспечение оптимального ритма его функционирования и
развития, осуществление первичного контроля за соблюдением членами семьи
социальных нормы личной, групповой и общественной жизни. Семья как социальная
общность является основным элементом, опосредующим отношения личности с
обществом: она формирует представление ребенка о социальных связях и включает в
них с первого дня жизни.
Следовательно,
следующей наиболее важной функцией семьи является социализация личности.
Потребность человека в детях, их воспитание и социализация придают смысл самой
человеческой жизни. Эта функция способствует выполнению детьми определенных
социальных ролей в обществе, их интеграции в различных социальных структурах.
Эта функция тесно связана с природной и социальной сущностью семьи как
источника человеческой расы, а также с экономической функцией семьи, поскольку
воспитание детей начинается с их материальной поддержки и заботы о них.[5]
Социологи придают
все большее значение коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие
компоненты этой функции:
•
семейное посредничество в общении своих членов со средствами
массовой информации (телевидение, радио, периодические издания), литературой и
искусством;
•
влияние семьи на многообразные связи ее членов с природной
средой и характером ее восприятия;
•
организация семейного объединения. [12]
Досуговая
функция обеспечивает организацию рационального досуга и контроль в сфере
досуга, кроме того, она удовлетворяет определенные потребности личности в
проведении досуга. Функция досуга направлена на оптимизацию организации
свободного семейного времени для удовлетворения потребностей членов семьи в
общении, повышения уровня культуры, улучшения здоровья, восстановления сил. В
счастливой семье интересы супругов и их детей взаимно обогащаются.
Социально-статусная
функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как
она обеспечивает определенный социальный статус членам семьи. Эмоциональная
функция включает в себя получение эмоциональной поддержки, психологическую
защиту, а также эмоциональную стабилизацию личности и ее психологическую
терапию.
Влияние семьи на становление личности
младших школьников
Семья играет важную роль в жизни
людей. Дальнейшее формирование его личностных качеств зависит от отношения
родителей к ребенку. У детей много потребностей, рассмотрим самые основные. Первым из них является необходимость
эмоционального контакта. Чтобы ребенок чувствовал себя хорошо, имел надлежащее
физическое, умственное и социальное развитие, он должен чувствовать, что
воспитывающие его люди довольны его существованием, проявляют доброжелательность
и тепло по отношению к нему.
Отношение взрослых дает детям
возможность чувствовать себя уверенно и безопасно. Основные потребности ребенка
включают постоянное общение и частое общение. Ребенок должен чувствовать
интерес родителей. Дети проявляют большой интерес к жизни своих родителей. [5]
Таким образом, между родителями и
ребенком возникают отношения, которые являются обязательными для психического,
эмоционального и социального развития ребенка. Воспитание у детей чувства
самоутверждения благоприятно сказывается на развитии их самостоятельности,
активности и открывает возможности для творческого поиска. Одной из
главных потребностей человека является
потребность в уважении, она основана на чувстве собственного достоинства,
которое иногда называют стремлением к социальному признанию. Ребенок чувствует
себя плохо, если к нему относятся с пренебрежительным и легкомысленным
поведением, если его унижают, критикуют и постоянно учат.