Курсовая теория на тему Роль семьи в развитии ребёнка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА 6
1. Понятие семьи. Виды и типы семейного воспитания 6
2. Особенности развития детей дошкольного возраста 19
3. Влияния семьи на развитие ребенка 27
Выводы по теоретическому анализу 35
Логическая схема исследования 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41
Введение:
Актуальность темы работы. Среди индивидуальных свойств развития личности принято выделять основные базовые свойства, в частности самооценку, темперамент, характер и способности человека. Такие базовые свойства, представляющие собой сплав врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт, которые влияют на формирование определенного стиля поведения и деятельности личности.
Развивающийся ребенок находится в постоянном взаимодействии с внешней средой на разных уровнях. В центре этих уровней стоит семья. Именно от семьи в первую очередь зависит, каким будет расти ребенок, и какое место в обществе он займет. Определено, что тип семьи, в которой рождается ребенок, сильно влияет на его ожидания, установки, набор ролей и систему взглядов и взаимоотношений с другими людьми. Семья оказывает влияние на когнитивное, эмоциональное, социальное и физическое развитие ребенка на протяжении всего жизненного пути. Поэтому влияние родителей является важным элементом успешной социализации ребенка.
Проблема исследования порождена противоречием между необходимостью оказания своевременной психолого-педагогической помощи детям в дошкольном возрасте и их семьям и наличием стойких негативных стереотипов в отношении возможностей семейного воспитания в процесс социализации детей.
Объектом курсовой работы выступает семья как объект развития детей дошкольного возраста.
Предметом являются особенности влияния типа семьи на развитие детей дошкольного возраста.
Целью исследования является определение особенностей влияния семьи на развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагаем, что особенности развития детей напрямую зависят от семейного воспитания и его стиля.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) изучить понятие семье, виды и типы семейного воспитания;
2) охарактеризовать особенности развития детей дошкольного возраста;
3) описать влияние семьи на развитие ребенка;
4) построить схему эмпирического исследования влияния семьи на развитие личности ребенка.
Степень разработанности темы исследования. Изучением особенностей развития детей старшего дошкольного возраста занимались многие педагоги и психологи. Среди них мы можем выделить работы таких исследователей как Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, В.С. Мухина и многие другие. Среди современных исследователей можно назвать М.М. Безруких, М.Н. Ильину, Е.Е. Кравцова, Е.И. Рогова и др.
Особенности семьи, семейного воспитания, особенности формирования личности ребенка в семье изучали Ю.П. Азаров, Д.Н. Добрович, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, С.В. Ковалёв, Н.В. Бондаренко и другие.
Методологические основы исследования: теория семейных отношений и типов семейного воспитания как их важнейшей составляющей (А.С. Варга, В.Н. Дружинин, И.С. Кон, Е.О. Смирнова, В.В. Столин); теория психического развития и возрастно-психологический подход Л.C. Выготского и его последователей; концепция развития общения М.И. Лисиной.
Методы исследования:
1. Анализ и синтез психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Проведение эксперимента, анкетирование и тестирование (тест «Лесенка», методика «Какой я?», мониторинг родительского отношения А.Я. Столина и В.В. Варга, «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис).
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
Выборка исследования. В исследовании примут участие 20 детей (5-6 лет) из старшей группы детского сада и 20 матерей.
База исследования:
Теоретическая значимость исследования. В теоретическом анализе будут уточнены основные положения, касающиеся проблемы развития ребенка в семье. В работе раскрыты понятия семьи, рассмотрены виды и типы семейного воспитания.
Практическая значимость исследования – полученные результаты и составленные методические рекомендации по развитию детей в условиях семейного воспитания могут быть использованы при работе детского психолога, воспитателей и родителей. Также теоретические и практические результаты исследования могут быть использованы студентами педагогических и психологических факультетов при изучении темы работы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из трех параграфов, вывода по теоретическому анализу, логической схемы исследования, списка литературы.
Фрагмент текста работы:
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
1. Понятие семьи. Виды и типы семейного воспитания
Семья представляет собой социально-педагогическую группу людей, которая предназначена для оптимального удовлетворения потребности в продолжение рода и самоутверждении каждого ее члена. Семья является таким образованием, которое охватывает жизнь человека во всех его проявления. В семье протекает формирование всех личностных качеств, и семья выступает главным фактором развития личности растущего человека.
Семейное воспитание является определенной системой воспитания и образования, которая складывается в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников [17].
Следует заметить, сто семейное воспитание представляет собой сложную систему, на которую оказывает влияние наследственности и биологическое здоровье детей и родителей, материально-экономическое и социальное положение, уклад жизни и количество членов семьи, а также место проживания и отношения к детям. Все эти стороны переплетаются между собой и в каждом конкретном случае проявляются по-своему.
Заложенный от природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в потребность иметь детей, растить их и воспитывать. Суть общесемейных интересов, которые связаны с репродуктивной функцией выражаются в отношении к количеству детей. Когда в семье есть несколько детей, появляются условия для формирования семейного коллектива, обогащая жизнь каждого его члена, создавая благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции. Если в семье только одни ребенок, то ситуация немного сложнее. Это можно объяснить тем, что в семье, где несколько детей, коллектив создается естественно. В такой семье протекает активное взаимовоспитание детей, и в жизни каждого из них естественным образом воспитывается коллективизм, сопереживание, солидарность, чувство товарищества и дружбы [3].
Все это говорит о том, что семья является единственным и незаменим производителем самого человека и продолжения рода. Однако существует проблемы, которые не позволяют самым эффектным образом выполнять эту функцию. Причем это зависит не только от самой семьи, но и от общества в том числе. Семья принимает участие в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает потраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет хозяйство и имеет бюджет, организует потребительскую деятельность. Все эти факторы составляют экономическую функцию семьи.
Следует заметить, что влияние экономической функции на взаимоотношения в семейном коллективе может быть разным. Так, справедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, старшим и младшим поколением, способствует укреплению супружеских отношений, тем самым воспитывает нравственные и трудовые качества детей. Если такое распределение несправедливое, то влияние, естественно, будет неблагоприятным [8].
С данной функцией так же связана проблема управления семье, решение вопроса главенства в ней. Отмечается, что семьи, в которых мужчине принадлежит безраздельная власть, встречаются достаточно редко, однако существует множество семей, где главной становится жена. Так, в руках женщины находится семейный бюджет, и она является основным воспитателем детей. Такое положение нарушает психологическое равновесие в семье и не считается нормальным [6].
Но все же для большинства семей характерным является приблизительно равное участие супругов в управлении домом и воспитании детей. В таких семьях протекает воспитание и детей, и взрослых одновременно. При этом важное значение имеет влияние на подрастающее поколение. Поэтому можно сказать, что воспитательная функция семьи заключается в соблюдении трех аспектов, среди которых следующие:
1. Формирование личности детей, развитие их способностей и интересов, передача детям накопленного обществом социального опыта, выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду и деятельности, обогащение интеллекта ребенка, его эстетическое развитие и содействие физическому совершенствованию, укрепление здоровья и выработка навыков гигиенической культуры.
2. Систематическое воспитательное влияние семейного коллектива на каждого своего члена в течении всей его жизни.
3. Постоянное влияние детей на родителей, которое побуждает их активным занятием самовоспитания [10].
Эффективность выполнения данной функции напрямую зависит от воспитательного потенциала семьи. При этом важно значение несет личный пример отца и матери, традиции семьи. Так же необходимо учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими людьми, уровень педагогической культуры взрослых, распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи и школы и т.п.
Заметим, что воздействие семьи на человека начинается с рождения и продолжается до конца его жизни. Это говорит о том, что семейное воспитание является непрерывным и продолжительным, в отличии от других воспитательных общественных институтов [15].
Однако влияние семье на ребенка в разные периоды жизни отличается. Так, дошкольника обучает естественная обстановка и жизни в семье. При этом семейное воспитание зависит от родительской любви к детям и ответного чувства от детей, поэтому оно имеет более эмоциональный характер, чем другие воспитания.
Семья объединяет людей разного возраста и пола, часто имеющих различные профессиональные интересы. Это дает возможность детям наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности [2].