Курсовая теория на тему Роль семьи в развитии личности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1 Теоретические подходы к определению понятия семья и стили семейного воспитания 5
1.1 Понятие семьи в современном обществе 5
1.2 Стили семейного воспитания и их роль в формировании характера детей 11
Глава 2 Влияние семейного воспитания на развитие личности 16
2.1 Факторы родительского воспитания 16
2.2 Роль членов семьи и методы воздействия в формировании личности ребенка 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Введение:
Семья — одна из древнейших и устойчивых социальных общностей. Возникнув на заре человечества, она прошла через многовековую историю и сохранится в будущем. История развития семьи неразрывно связана с историей развития общества, народа, страны. Ее настоящее и будущее неразрывно связано с настоящим и будущем человечества.
Общение с близкими людьми духовно возвышает нас, укрепляет веру в себя, уверенность в правильности выбранной жизненной позиции, вселяет жизненный оптимизм, открывает в человеке лучшие душевные качества.
Семья всегда будет основой жизни человека, источником его счастья. Родители счастливы детьми, дети счастливы родителями — такая естественная взаимосвязь. Душевная близость детей и родителей — это и есть богатство семьи. Для каждой матери, для каждого родителя самое большое счастье в жизни — увидеть своих детей людьми, достойными высокого звания Человека. Семья — мощная творческая сила.
Наше настроение, отношение к людям, самостоятельная жизнь взрослых детей во многом определяется той общей атмосферой, которая царила в семье. Если мы с теплотой вспоминаем детство, то, конечно, не потому, что оно было беззаботным с материальной стороны. Счастливое детство может быть только у тех детей, которые живут в счастливых семьях.
Часто можно услышать: хорошая и семья, где вырастают хорошие дети. И это справедливо. Ведь, в конечном счете, судьбу детей определяют не наши прекрасные порывы, мечты, слова, а общий микроклимат семейной жизни, ее тональность, общая направленность. Родители должны жить не ради детей или ради себя, а все вместе целенаправленной и радостной жизнью маленького коллектива, где все любят друг друга, никто никому не обязан, а царит атмосфера взаимопомощи, тепла, подлинной заботы. Это и есть по-настоящему хороший педагогический климат, и дети, которые растут в таких семьях, не могут быть эгоистами, бездельниками.
Роль семьи в воспитании детей – большая ответственность. Родители являются первыми воспитателями, которые укрепляют и закаляют организм ребенка, развивают его речь и мышление, волю и чувства, формируют его интересы, стремления, вкусы, способности, воспитывают любовь к знаниям, любознательность, наблюдательность, трудолюбие.
В. Сухомлинский считал, что семья – «источник, водами которого питается полноводная река нашего государства». Но не каждая семья является именно таким «источником», не все родители имеют определенные знания о воспитании детей.
Семейное воспитание – это процесс довольно сложный и всегда связан с субъективными факторами. Неопытность родителей, их стремление опираться исключительно на собственный опыт, нехватка определенных педагогических знаний и навыков приводит к серьезным ошибкам.
Актуальность данной темы состоит в том, что бесспорным представляется то, что семья – главный институт воспитания. Она представляется отправной точкой всего воспитательного процесса. Важность семьи в качестве института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение огромной части собственной жизни, и по длительности собственного воздействия на личность ни один из институтов воспитания нельзя сравнить с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка. Но стоит отметить, что не стоит забывать, что семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Также необходимо отметить, что никто не может предоставить ребенку столько любви, ласки и заботы, сколько самые близкие ему и родные люди. И вместе с тем никакой иной социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании, сколько может сделать семья.
Цель исследования: теоретическое обоснование роли семьи в развитии личности.
Гипотеза исследования заключается в том, что на формирование определенных черт личности ребенка оказывают влияние различные факторы, как положительные, так и отрицательные. Отношение в семье играет огромную роль. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.
Объект исследования – семья как социальный институт воспитания.
Предмет исследования – особая роль семьи в развитии личности ребенка.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие семьи в современном обществе.
2. Охарактеризовать стили семейного воспитания и их роль в формировании характера детей.
3. Рассмотреть факторы родительского воспитания.
4. Выявить роль членов семьи и методы воздействия в формировании личности ребенка.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Семья является важной ценностью для жизни и развития каждого человека, имеет большое значение в жизни общества и государства, в воспитании подрастающего поколения. Здоровая, крепкая, дружная, благополучная семья является высшей ценностью.
Основной категорией в педагогике, как науке о воспитании, является понятие о воспитании. В узком значении «воспитание» – вскармливание, питание ребенка. Принято считать, что данный термин ввел в науку русский просветитель в середине XVIII в. И. И. Бецким, основная деятельность которого была направлена на то, чтобы создать «новую породу людей» через воспитание.
Семейное воспитание играет большую роль в духовно-нравственном и социальном формировании подрастающего поколения. Семейное воспитание основано на принципах взаимопонимания и взаимоуважения. Ребенок для родителей — это не только объект воспитания и обучения, но он также и субъект со своими правами и обязанностями.
В семейной среде сочетаются личностные особенности родителей, условия, в которых живет семья, стиль воспитания и др. Стиль жизни семьи оказывает большое влияние на развитие личности ребенка.
Семья в качестве самого главного института воспитания оказывает огромное воздействие на развитие личности.
Стиль воспитания в семье непосредственно воздействует на учреждение определенных черт личности, так как акцентуации характера, более ярко отражающихся в подростковом возрасте при действии разных психогенных факторов, могут приводить к нарушениям социальной адаптации, отклонениям в поведении.
Стиль семейного воспитания — это наиболее характерные способы отношения к ребенку родителей, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
Развитие и становление личности зависит не только от стиля семейного воспитания, на личность оказывает воздействие огромное количество как внутренних, так и внешних факторов. Но, тем не менее, семья представляется наиболее близким окружением ребенка, так как ее воздействие представляется наиболее значительным.
Современные родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания.
Существенное значение для развития ребенка имеет место, которое он занимает в семье. Если родители и старшие члены семьи учитывают взрослые возможности ребенка, относятся к нему с уважением и доверием, помогают ему преодолевать трудности в учении и других видах деятельности, помогают устанавливать взаимоотношения с товарищами, сохраняют контакт с ним, то тем самым они создают благоприятные условия для развития его личности.
Семья не просто важный, но и необходимый, незаменимый, глубоко специфический фактор социализации личности. В течение всей жизни человека, семья является важнейшим компонентом микросреды, а для ребенка, особенно в первые годы его жизни, влияние семьи доминирует над всеми другими воздействиями, в значительной мере определяя весь жизненный путь ребенка в будущем.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические подходы к определению понятия семья и стили семейного воспитания
1.1 Понятие семьи в современном обществе
Семья — это явление, которое сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Хорошо известно, что семья всегда служит моделью общества на определенном историческом этапе его развития, отражает его духовные и нравственные ценности. Семья как социальный институт всегда была в центре внимания исследователей.
Первое научное обоснование исторической и социальной роли семьи Энгельса, который писал: «семья дает нам в миниатюре картину противоположностей и противоречий, в которых движется общество, и общество — это масса, состоящая целиком из отдельных семейств как молекул». Теоретико-методологический анализ подходов к изучению проблемы социального института семьи свидетельствует о том, что научный интерес к этой проблеме проявили как отечественные, так и зарубежные ученые.
Современный этап развития психологии утверждает, что в ее рамках были проведены два этапа исследований: семейная психология и семейная терапия. Разработанные в них научные подходы можно классифицировать по-разному.
Л. Шнайдер, обобщая материалы по психологии семьи, выделяет эволюционные, функциональные, эмпирические, этиологические подходы. В целом, по нашему мнению, Л. Шнайдер успешно определил научные подходы к изучению супружеских и семейных отношений. К представителям эволюционного подхода в психологии семьи можем отнести таких исследователей, как А. Гуггенбюль Крейг, В. Дружинин, М. Ковалевский, К. Леви-Штраус, Джон.Ф. Мак-Леннан, Л. Штернберг и другие.
Функциональный подход включает в себя работу таких ученых, как А. Антонов, А. Елизаров, Д. Сарфф, В. Харлей, А. Харчева.
Эмпирический подход учитывает следующие аспекты: структура, связи, функции. Яркие представители Ю. Алешин, К. Аронс, Л. Гозман.
В психолого-педагогической литературе существует достаточное количество определений понятия «семья», которые дополняют друг друга. Анализируя различные точки зрения относительно сущностного определения понятия «семья», легко заметить, что многие исследователи акцентируют свое внимание в основном на следующих характеристиках: семья — это небольшая социальная группа, объединенная жильем, общим бюджетом и семейными узами.
Однако этих показателей недостаточно для полного раскрытия содержания понятия, т. к. даже с этими компонентами семьи как таковой может и не быть.
Ю. Алешина утверждает, что семья — это социальная система, которая имеет черты социального института и малой социальной группы. Кроме того, семья имеет свои особенности: пожизненная принадлежность к семейной группе (семью не выбирают, в ней рождаются) наиболее гетерогенный состав группы (возрастные, половые, личностные, социальные, профессиональные и другие различия членов семьи); максимальная степень неофициальности контактов в семье; повышенная эмоциональная значимость семейных событий [14, С. 69].
«Современная семья», — говорит Т. Астафьева, — это небольшая социальная группа, состоящая из родителей и детей нескольких поколений, и самое главное, чтобы они чувствовали себя членами единого организма, чтобы между ними существовали постоянные и крепкие материальные и духовные связи. Все члены семьи должны разделять общие жизненные установки и принципы, чувствовать причастность друг к другу, ответственность за судьбу каждого, кто входит в семью, быть готовыми к взаимопомощи».
Л. Столяренко определяет понятие «семья»: «семья — это социальная группа людей, призванная наилучшим образом удовлетворять потребности самосохранения и самоутверждения, самоуважения каждого из ее членов».
По определению В. Столина, семья — это «открытая система, подверженная внешним воздействиям».
Представим определение семьи современными учеными А. Волковой, Т. Трапезниковой. Семья — это небольшая группа, члены которой объединены браком, или родственники, которые разделяют домашнее хозяйство и несут взаимную моральную ответственность.
По сравнению с предыдущими исследователями А. Антонов и другие считают, что семья — это социальный институт, «исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, социальная необходимость которой, обусловлена потребностью общества в физическом и духовном оздоровлении населения» [2, С. 97].
По словам Г. Харчева, семью можно определить, как небольшую социальную группу, которая имеет исторически сложившуюся организацию, члены которой связаны брачными или семейными отношениями, общностью жизни, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, обусловленной потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
М.Д. Шимин определяет семью следующим образом: «семья — это специфическая форма социальной жизнедеятельности людей, обусловленная экономическая структура общества, основанная на браке или родстве, включая всю семью, отношения (между мужем и женой, родителями и детьми, между различными поколениями), созданные на основе совместной разнообразной деятельности ее членов, в рамках которой реализуются как потребности общества (в физическом и духовном воспроизводстве человека личности, в обеспечении нормальной совместной деятельности людей в частном секторе) и потребностей личности (интимные отношения, семейное и личное счастье)».