Основы социологии Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Роль семьи в формировании гендерных отношений в современном обществе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИИ ГЕНДЕРНЫХ
ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
. 7

1.1     Предпосылки формирования и теоретико-методологического
анализа категории "гендерные отношения"
. 7

1.2     Структура гендерных отношений и особенности гендерных
стереотипов в современном обществе
. 14

ГЛАВА 2. СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ
ИДЕНТИЧНОСТИ
.. 24

2.1
Особенности гендерного воспитания детей внутри семьи
. 24

2.2
Особенности гендерного воспитания в семье на основе современных социологических
исследований
. 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ34

  

Введение:

 

Актуальность
исследования.

Несмотря на значительный прогресс, достигнутый за
последнее десятилетие в области гендерного равенства, дискриминация по признаку
пола по-прежнему затрагивает многие сферы жизни во всем мире. Особенности и
масштабы дискриминации варьируются в зависимости от страны и региона.
Существует значительный гендерный разрыв в доступе и управлении ресурсами,
экономическими возможностями, полномочиями и представительством. Таким образом,
достижение гендерного равенства становится центральным показателем развития
каждой страны.

С развитием процессов глобализации и рядом связанных
с ними политических и социально-экономических последствий в современном
обществе все больше внимания уделяется проблеме гендерного неравенства. ООН
классифицирует эту проблему как глобальную и рекомендует странам изменить
существующие гендерные модели, которые поддерживают системы неравных ценностей
и двойных стандартов. В настоящее время существует даже комплексный показатель,
отражающий неравенство возможностей для достижения мужчин и женщин в трех
областях: репродуктивное здоровье, расширение прав и возможностей и рынок
труда. В 2010 году секретариат Всемирного экономического форума в Женеве
представил индекс гендерного неравенства, который ООН использовала в докладе о
человеческом развитии. В то же время в большинстве документов, представленных
ООН и другими международными организациями, говорится, что равенство между
мужчинами и женщинами способствует всестороннему социально-экономическому и
демографическому развитию общества.

Институт семьи может выступать как начальный этап
формирования необходимых гендерных отношений, которые в последствии станут
основополагающими в развитии общества. Ведь как известно, дети – это будущее
страны и их уровень образования и воспитания является основополагающим фактором
развития социально и культурно устойчивой страны.

 Гендерные
отношения являются ключевой концепцией гендерных исследований в научной
литературе социально-гуманитарного профиля и в основном используются для
изучения различий, стратификации и доминирования в системе социальной
структуры. Категория, рассматриваемая в психологических публикациях для
гендерных отношений, практически не используется. Однако гендерные отношения
включают в себя широкий спектр социальных, межпопуляционных и межличностных
отношений. Таким образом, гендерные отношения можно рассматривать как один из
видов социально-психологических отношений.

Целью курсовой работы является рассмотрение гендерных
отношений в современном обществе в и влияние института семьи на формирование
гендерного отношения.

Объект исследования гендерные отношения в современном
обществе.

Предмет роль институт семьи в формировании гендерных
отношений в современном обществе.

Задачи исследования

1) Изучить предпосылки формирования и
теоретико-методологического анализа категории "гендерные отношения"

2) проанализировать структуру гендерных отношений и
особенности гендерных стереотипов в современном обществе    

3) Рассмотреть роль семьи в формировании гендерного
сознания

4) Изучить институт семьи как предмет гендерного
анализа       

Степень изученности проблемы. В многочисленных
исследованиях, посвященных психологическим и возрастным особенностям подростков
(Л.И. Божович, B.C. Мухина, Н.Е. Харламенкова и др.) формирование гендерной
идентичности мальчиков-подростков средствами физического воспитания (А.Л.
Ворожбитова, З.К. Каргиева, А.А. Сучилин, С.Б. Узденова и др.), давшие
возможность выявить специфику средств физического воспитания в формировании
гендерной идентичности мальчиков подросткового возраста в общеобразовательной
школе.

В исследованиях, важных для нас, описываются идеи
целостного подхода в образовании (В.С. Ильин, В.В. Краевский, Н.К. Сергеев и
др.), положения о проектировании педагогических теорий и образовательных
программ в школе (Д.Ф. Ильясов и др.), раскрываются положения гендерного
подхода в образовании (Е.Н. Каменская, И.С. Кон, И.С. Клецина, О.И. Ключко,
С.Л. Рыков, Л.И. Столярчук, И.В. Талина, Н.В. Тельтевская и др.), а также
исследования, посвященные обоснованию теоретических моделей в различных
образовательных условиях (Т.А. Горшкова, Т.П. Маши-хина, М.А. Радзивилова, Н.И.
Роговская, В.Я. Семенов, А.С. Сухоруков, Н.А. Сухорукова и др.), разработке
гендерно-ориентированных педагогических систем средств физического воспитания с
различными целевыми установками (Н.Н. Голякова, Л.Н. Коваль, В.Н. Курысь и др.),
создавшие основу для разработки теоретической модели формирования гендерной
идентичности мальчиков-подростков и соответствующей гендерно-ориентированной Степень
научной разработанности проблемы исследования. Однако, нет полноценных
исследований в области влияния семьи на формирование гендерного отношения.

Теоретико-методологическая база исследования.  В
настоящее время гендерные исследования широко проводятся во всем мире. Этот
вопрос рассматривается многими ведущими учеными-психологами, такими как Ш.
Берн, Д. Майерс, И.С. Кон, И.С. Клецина, Т.В. Бендас и др

Деятельностный подход в обучении (Л.С. Выготский,
В.И. Загвязинский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); гендерный подход
(О.А. Воронина, Д. Еремеева, И.С. Кон, Л.В. Попова, Т.А. Репина); концепция
дошкольного воспитания (В.В. Давыдов, В.А. Петровский); концепция целостного
развития ребёнка–дошкольника как субъекта детской деятельности (М.В. Крулехт);
теория гендера (И.С. Клецина, И.С. Кон, И.Н. Тартаковская), теории гендерного воспитания
(И.С. Кон, Т.А. Репина, Н.Е. Татаринцева, Л.И. Градусова,

Структура работы обусловлена логикой научного
исследования. Курсовая состоит из введения, двух глав, заключения и списка
используемой литературы.

В первой главе мы рассматривали общие положения и
структуру формирования гендерного отношения на основании научных и
публицистических разработок.

В второй главе мы рассмотрели роль института семьи в
формировании гендерного отношения на начальном этапе становления личности.

В заключении мы подвели итоги теоретического освоения
темы «Роль семьи в формировании гендерных отношений в современном обществе».

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В настоящее время роль мужчин и женщин в современном
обществе претерпевает значительные изменения. Многие социальные психологи
изучали психологию гендерных отношений, например, Ш. Берн, Д. Майерс, И.С. Кон,
И.С. Клецина, Т.В. Бендас и др. Вопрос о способности освободить гендерные
отношения от традиционно общепринятых правил и культурных программ остается
особенно актуальным. Гендерные исследования широко проводятся во всем мире,
Ф.Л. Джеймс, К. Хорни, К. Уэст, С. Фаррел и др. и другие ученые провели.
Результаты исследований в области гендерной социализации позволяют сделать
вывод о том, что особенности гендерной идентичности мужчин и женщин особенно
влияют на положение человека в обществе, его личную и профессиональную судьбу.
В этом смысле они очень важны, поскольку отражают процессы, происходящие в
современном мире, основным направлением которых является повышение гуманизации
и возрастание требований к духовному развитию личности, что и определяет
актуальность нашего исследования.

Исследования, проведенные в рамках курсовой работы,
показали, что социальные роли и возможности мужчин и женщин не равны. Во многом
их соотношение определяется существующими в обществе гендерными стереотипами. Ситуация
усугубляется глобализационными процессами. Уровень социального статуса мужчин и
женщин зависит от циклического экономического развития: снижение статуса женщин
и повышение статуса мужчин в период кризиса; некоторое повышение статуса женщин
в период стабилизации, снижение парадоксального развития гендерных процессов на
местах у мужчин проявляется в сочетании профессиональной и семейной
ответственности.

В последнее время в обществе наиболее активно
обсуждаются проблемы гендерных отношений, связанные с гендерными особенностями
человека, его психологическими различиями и ценностными ориентациями. С одной
стороны, существуют процессы демократизации и гуманизации, способствующие
созданию равных возможностей для лиц независимо от их социального происхождения,
статуса, национальности, возраста и пола. С другой стороны, гендерное сознание
характеризуется стереотипами о жизненных ролях, положении, положении и
различных ценностных ориентациях. Эти стереотипы оставляют свой след, когда вы
хотите мобилизовать свои способности, чтобы реализовать себя как личность.

В большинстве развитых и развивающихся стран женщины
составляют не менее половины рабочей силы. Исследования показывают, что все
больше женщин вынуждены самостоятельно принимать финансовые решения. Женщины
играют все большую роль в мировой экономике и способствуют ее развитию.

Особенности процесса гендерной социализации детей
позволяют рассматривать уже легальную работу по половому воспитанию детей
дошкольного возраста и необходимость ее продолжения на других этапах развития
ребенка. Организация образования по гендерным ролям должна проводиться с точки
зрения интегрированной системы обучения, которая не должна недооценивать ни
один из ее компонентов.

Работа по воспитанию гендерных ролей требует
высококвалифицированной подготовки педагогов, педагогического воспитания
родителей.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИИ ГЕНДЕРНЫХ
ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

1.1  
Предпосылки формирования и теоретико-методологического
анализа категории "гендерные отношения"

Гендер социальной дискриминации восходит к древним
временам. Платон Афинский в своих трудах «Пир» и «Государство» и других ввел
понятие андрогинов и высказал мысль о дополнительности полов. Отношение к
женщине было противоречивым: с одной стороны, он считал ее низшим существом,
"вульгарной Афродиты", с другой-позволял ей участвовать в делах
государства наравне с мужчиной. Ученые и политические семьи того времени
обсуждали, является ли женщина человеком и есть ли у нее душа, чтобы скрыть
угнетенное положение женщин в обществе. Богословские и философские труды
древнего мира отражают точку зрения женщины как низшего существа. Сократ
выражает первобытное и грубое мужское превосходство над женскими словами:
"три вещи можно считать счастьем: ты не зверь, ты грек, не варвар, ты
мужчина, а не женщина". Аристотель провозгласил: "женщины-это
женщины, потому что нет мужских качеств. Мы должны видеть женщину, страдающую
от естественной неполноценности."[1]

В Средние века из-за религиозного влияния
существовали стереотипы о «грешных женщинах"и"мессианских
мужчинах". Например, Коран учит: "муж превосходит жену, потому что
Аллах превосходит первого и потому, что они тратят на них имущество». Согласно
распространенному хадису-"пророку", большинство женщин попадают в ад.
В православии женщина также стоит на более низком уровне прав, чем мужчина-всю
свою жизнь она должна подчиняться мужчине, тем самым умоляя Еву о прощении
грехов.[2] С момента появления
христианства и по сей день религиозные люди сохранили стереотип, определяющий
положение женщин в обществе. В язычестве не наблюдается столь строгого
разделения прав между мужскими богами и богинями. Однако до появления таких
понятий, как"общество","семья"и"неравенство",
сформировался образ человека-охотника, человека-защитника, человека-головы.

С древних времен до конца XVII века в Европе
распространено мнение, что женское тело-это недоразвитый вариант мужского.
Именно поэтому отличительная черта "мужского" и "женского" в
то время была не столько конституционной, сколько социальной: занимаемая в
обществе позиция и исполняемая социальная роль. Однако в эпоху Возрождения
мировоззрение европейцев изменилось; мужчины и женщины считались существами с
разными полярностями в природе. С этого момента социальные различия между
мужчинами и женщинами начинают коррелировать с различиями в их физиологическом
состоянии.[3]

Движение за права женщин набирает обороты во Франции,
Великобритании и США с 1840 года. Первые гендерные исследования прав женщин
были проведены в конце XIX века в Германии, Франции, Италии и Нидерландах.
Появились некоторые монографии, в частности работы авторов Т. Хиггинсона, Л.
Фратти, Х. Ланге, М. Лефера, Х. Марион, Л. Мархольм, Э. Кей. Советская Россия
стала первой страной в мире, которая в Конституции 1918 года провозгласила
правовое равенство мужчин и женщин во всех сферах общественной жизни.[4]

Однако настоящим пионером новой отрасли психологии
можно считать Г.Гайманса. Его книга "Психология женщины" отличается
от предыдущих работ своим научным характером, он сам провел два масштабных
исследования поведенческих особенностей, которые часто исключаются из внимания
психологов. Фрейд внес свой вклад в психологию гендерных отношений с помощью
психоанализа, одного из классических направлений в изучении женщин.

Обширные исследования и успехи в области гендерной
психологии были заменены периодами перерыва, предшествовавшими середине
двадцатого века, из-за негативных последствий движения за освобождение женщин и
провозглашения равных прав и возможностей наравне с мужчинами. Авторы многих
работ этого периода Мартина Хорнер, Элеонору Маккоби, Сандру Бэм, Нэнси Ходоров
и Кэрол Гиллиган.

Данная проблематика представляет собой глубокое
противоречие, с одной стороны, в ответ на реализацию принципа "равенства
прав и возможностей" в Конституции, с другой-на фактическую дискриминацию
женщин в сфере труда и занятости, с другой-на нарушение их прав в экономической
жизни. Немецкий историк А.Лаффер высказал требования женщин во время
Французской революции.

Новое развитие исследований в психологии гендерных
отношений началось в 70-х годах XX века и характеризуется бурным развитием
гендерной психологии. Признаком расцвета в этой области является новый всплеск
экспериментальных исследований,  теоретическое
понимание эмпирических фактов, начало межкультурных исследований во всем мире, корректировка
методов и методов гендерных исследований и создание методов, ориентированных на
гендерные аспекты.



[1]
Теория и методология гендерных исследований : курс лекций / под общ. ред.О. А. Ворониной.
М., 2001. С. 322-350.

[2]
Здравомыслова E. Л., Тёмкина А. А. Социальная конструкция гендера и
гендернаясистема в России // Материалы Первой Российской летней школы по
женским и гендернымисследованиям «Валдай-96». М., 1997. С. 84—88.

[3]
Теория и методология гендерных исследований : курс лекций / под общ. ред.О. А.
Ворониной. М., 2001. С. 322-350.

[4]
Там же

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы