Курсовая теория на тему Роль русского языка в современном мире.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1 Язык и социум. Функции языка. 5
1.1 Язык в обществе. 5
1.2 Функции языка. 9
1.2.1 Коммуникативная функция. 9
1.2.2 Когнитивная функция. 12
1.2.3 Кумулятивная функция. 13
2 Русский язык: советский период и современный мир. 16
2.1 Русский язык советского периода. 16
2.2 Русский язык в современном мире. 19
3 Роль русского языка в современном мире. 23
Заключение. 31
Список использованных источников. 32
Введение:
Общество не может жить
без использования языка, этого важнейшего средства человеческого общения. Нет
ни одной человеческой деятельности, которая не использовала бы язык как
выражение своих мыслей, чувств и воли для общения между ними.
Со временем люди
заинтересовались ее постоянным спутником, языком и создали о ней науку. Эта
наука теперь называется лингвистикой или лингвистической наукой. Знания просто
необходимы для тех, чья профессия связана с преподаванием или исследованием
языка, они также необходимы для тех, кто должен использовать язык в качестве
профессионального инструмента (учителя, сторонники, лекторы, журналисты,
писатели и т.д.).
Основные функции языка
указывают на то, что язык является общественным, а не классовым явлением. Все
люди, независимо от их принадлежности к определенным классам и социальным или
профессиональным группам, должны общаться. Все люди должны думать и выражать
свои мысли.
Русский язык —
национальный язык русского народа, средство сохранения и передачи народной
культуры, мысли и поведения; очевидно, что сложение общей системы значений,
одинаковое понимание ключевых категорий культуры — добра, справедливости,
правды — является основой национального сообщества. Язык служит средством
языкового единства многонационального государства и межнационального общения
народов России. Это также государственный язык, используемый в различных
областях коммуникации (наука, дипломатия, образование). Помимо законодательных
актов, Совет по русскому языку при Правительстве Российской Федерации
координирует деятельность, направленную на поддержку, развитие, распространение
и сохранение чистоты русского языка.
Наш родной «великий и
могучий русский язык», возникший более шести столетий тому назад, принадлежит к
славянской группе индоевропейской семьи языков и наряду с украинским и
белорусским относится к восточнославянским языкам. Русский язык является языком
русской нации, принадлежит к наиболее распространенным языкам мира и служит
средством межнационального общения народов, живущих в СНГ и других
государствах, входивших ранее в Советский Союз. Наш родной язык является одним
из шести официальных и рабочих языков ООН, по-русски говорят почти 250
миллионов землян. Русский язык принадлежит не только к числу наиболее
распространенных, но и наиболее развитых языков мир, отличаясь совершенством
грамматической системы, несравненным богатством и разнообразием словаря, неповторимой
звуковой напевностью и выразительностью, яркой способностью передавать
тончайшие оттенки мыслей и эмоций человека. Состояние русского языка представляет собой острейшую проблему для
государства, для всего общества.
Это одна из актуальных
проблем нашего времени. Это объясняется тем, что в языке сосредоточен и
представлен весь исторический опыт народа: состояние языка свидетельствует о
состоянии самого общества, его культуры, его менталитета. Разброд и шатание в
обществе, падение нравственности, утрата характерных национальных черт — все
это сказывается и на языке, ведет к его упадку. Сохранение языка, забота о его
дальнейшем развитии и обогащении — гарантия сохранения и развития русской
культуры. Поэтому каждый гражданин Российской Федерации, кем бы он ни работал,
какую бы должность ни занимал, несет ответственность за состояние языка своей
страны, своего народа.
Объект работы:
формирование и развитие русского национального языка.
Предмет работы: состояние
современного русского языка (рубеж 20-21 вв.).
Цель реферата: Изучить состояние современного русского языка
(рубеж 20-21 вв.), выявить факторы,
влияющие на развитие русского языка и оценить его роль в современном мире.
Задачи: Рассмотреть
современную языковую ситуацию, оценить роль русского языка в системе языков
мира и современном мире.
Заключение:
Забота о процветании
русского языка в новом тысячелетии есть задача национального русского
государства, воплощающего народные интересы и заботящегося о народном благе.
Наблюдающееся сейчас
бездумное приобщение к западной цивилизации приводит, в конечном счете, к
разрушению русского языка, русской культуры, русских традиций и русского
национального самосознания. Сейчас много говорят о выработке русской
национальной идеи, которая могла бы объединить всех россиян. Одной из
составляющей такой идеи вполне может быть русский язык. Ведь именно
культивирование родного языка, родной культуры помогает не только объединить
всех россиян, но и сохранить все то, что составляет гордость России.
Несмотря на все сложности
современного периода, не следует забывать, что русский язык — наше национальное
достояние, и мы должны обходиться с ним как с национальным богатством — хранить
и приумножать.
Проблемы русского языка
органично связаны с местом русской культуры в современном обществе — ее великих
литературы и живописи, философии и истории, ролью во всей духовной жизни. Они
связаны с теми новыми задачами, которые русская культура призвана решать не
только на своей национальной почве, но и в контексте консолидации
многонациональной отечественной культуры.
Со всей остротой стоит
вопрос о его охране и защите, в него вторгаются чужеродные, калечащие его
слова. Русский язык стал портиться, беднеть, терять свои богатства, размываться
так называемым языком околиц. Во многих регионах слаба постановка преподавания
русского языка. Не хватает свыше пяти тысяч преподавателей-русистов.
Русский — мировой язык.
Малоизучаемый (lesser taught) , но мировой в том смысле, что на русский язык
переведено всё наследие мировой цивилизации.
Фрагмент текста работы:
1 Язык и социум.
Функции языка
1.1 Язык в обществе
Язык возникает,
развивается и существует как социальный феномен. Его основное назначение
заключается в том, чтобы обслуживать нужды человеческого общества и прежде
всего обеспечить общение между членами большого или малого социального
коллектива, а также функционирование коллективной памяти этого коллектива.
Понятие общества
относится к одному из трудно определимых. Общество – это не просто множество
человеческих индивидов, а система разнообразных отношений между людьми,
принадлежащими к тем или иным социальным, профессиональным, половым и
возрастным, этническим, этнографическим, конфессиональным группам, где каждый
индивид занимает своё определённое место и в силу этого выступает носителем
определённого общественного статуса, социальных функций и ролей [6, 28].
Индивид как член общества может быть идентифицирован на основе большого
количества отношений, которые его связывают с другими индивидами. Особенности
языкового поведения индивида и его поведения вообще оказываются в значительной
мере обусловлены социальными факторами.
Проблема взаимоотношений
языка и общества включает в себя многие аспекты, в том числе и такие, которые
входят в группы.
Социальная сущность
языка:
— функции языка в
обществе;
— основные направления
социальной эволюции языков;
— история языка и история
народа.
Варьирование языка в
обществе:
— функциональные варианты
(формы существования) языка;
— язык и территориальная
дифференциация общества (территориальные диалекты);
— язык и социальная
дифференциация общества (социальные диалекты);
— язык и социальные роли
говорящих.
Взаимодействие языков в
многоэтническом обществе:
— языки и этносы;
— языковые ситуации;
— национально-языковая
политика;
— языковые контакты;
— многоязычие в
социологическом аспекте».
Их исследованием
занимаются социолингвистика (социальная лингвистика), возникшая на стыке
языкознания и социологии, а также этнолингвистика, этнография речи, стилистика,
риторика, прагматика, теория языкового общения, теория массовой коммуникации и
т.д.
Язык выполняет в обществе
следующие социальные функции:
— коммуникативная /
иформативная (осуществляемые в актах межличностной и массовой коммуникации
передача и получение сообщений в форме языковых / вербальных высказываний,
обмен информацией между людьми как участниками актов языковой коммуникации,
коммуникантами),
— познавательная /
когнитивная (обработка и хранение знаний в памяти индивида и общества,
формирование картины мира),
— интерпретативная /
толковательная (раскрытие глубинного смысла воспринятых языковых высказываний /
текстов),
— регулятивная /
социативная / интерактивная (языковое взаимодействие коммуникантов, имеющее
целью обмен коммуникативными ролями, утверждение своего коммуниативного
лидерства, воздействие друг на друга, организация успешного обмена информацией
благодаря соблюдению коммуникативных постулатов и принципов),
— контактоустанавливающая
/ фатическая (установление и поддержание коммуникативного взаимодействия),
—
эмоционально-экспрессивная (выражение своих эмоций, чувств, настроений,
психологических установок, отношения к партнёрам по коммуникации и предмету
общения),
— эстетическая (создание
художественных произведений),
— магическая /
«заклинательная» (использование в религиозном ритуале, в практике заклинателей,
экстрасенсов и т.п.),
— этнокультурная
(объединение в единое целое представителей данного этноса как носителей одного
и того же языка в качестве родного),
— метаязыковая /
метаречевая (передача сообщений о фактах самого языка и речевых актах на
нём).История каждого языка самым тесным образом связана с историей народа,
являющегося его носителем.
— идентифирующая (есть
существенные функциональные различия между языком племени, языком народности и
языком нации. Язык играет исключительно важную роль в консолидации родственных
(и не только родственных) племён в народность и в формировании нации [1, 103].
Один и тот же этнос может
пользоваться одновременно двумя или более языками. Так, многие народы Западной
Европы на протяжении всего Средневековья пользовались как своими разговорными
языками, так и латинским. В Вавилонии наряду с аккадским (вавилоно-ассирийским)
долгое время использовался шумерский язык. И напротив, один и тот же язык может
одновременно обслуживать несколько этносов. Так, испанский язык используется в
Испании, а также (часто одновременно с другими языками) в Чили, Аргентине,
Уругвае, Парагвае, Боливии, Перу, Эквадоре, Колумбии, Венесуэле, Панаме,
Коста-Рике, Сальвадоре, Гондурасе, Гватемале, Мексике, Республике Куба, на
Филиппинах, в Республике Экваториальная Гвинея и т.д. Этнос может утратить свой
язык и перейти на другой язык. Это произошло, например, в Галлии в силу
романизации кельтов [6, 74].