Курсовая теория на тему Роль русских пословиц и поговорок в умственном и речевом развитии детей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УМСТВЕННОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА.. 6
1.1
Характеристика умственного развития детей дошкольного возраста. 6
1.2 Особенности речевого развития детей дошкольного возраста. 11
1.3 Основы использования русских пословиц и поговорок в
умственном и речевом развитии детей. 17
1.4 Понятия «пословица» и «поговорка» и особенности их
усвоения детьми. Значение русских пословиц и поговорок в развитии детей. 20
Выводы по
первой главе. 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ РУССКИХ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК В УМСТВЕННОМ
И РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……
2.1 Выявление уровня речевого и умственного развития детей
дошкольного возраста……………………………………………………………………………
2.2 Методики и рекомендации по улучшению уровня
речевого и умственного развития детей дошкольного возраста……………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 27
Введение:
Язык и речь – это важное средство человеческого общения, познания
действительности, основной канал приобщения к ценностям духовной культуры от
поколения к поколению, необходимым условием воспитания и обучения. Язык и речь,
как один из факторов психических процессов, рассматривались в педагогике и
психологии такими авторами как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и
др.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования образовательная область «Речевое развитие» включает в себя:
обогащение активного словаря; знакомство с книжной культурой и детской
литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы и
т.д.
В методике развития речи имеется немало исследований, посвященных
развитию словаря детей дошкольного возраста: М.М. Алексеева, А.М. Бородич, В.В.
Гербова, Т.П. Колодяжная, О.И. Соловьева, О.С. Ушакова.
Речевое развитие дошкольника тесно взаимосвязано с интеллектуальным и
психическим воспитанием. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств
активной деятельности человека в современном обществе, а для ребенка –
средством успешного получения знаний. Обществу необходимы люди, владеющие
словом, умеющие отстаивать свои взгляды, убеждения, вести дискуссию, творчески
включающиеся в процесс межличностного общения. Развивая речь ребенка,
развивается его интеллект. Только через развитие речи возможно становление и
совершенствование мышления и воображения.
Одним из приемов обогащения словаря можно рассматривать пословицы и
поговорки, которые через свой скрытый метафорический смысл позволяют вникнуть в
глубину замысла, который пытался отразить русский народ на протяжении многих
веков. Освоение ребенком речи во всем ее богатстве и красочности немыслимо без
знакомства с народными пословицами.
В богатейшей сокровищнице русского устного народного поэтического
творчества одно из значительных мест занимают именно пословицы и поговорки.
Представляя собой лаконичные, выразительные, глубоко содержательные толкования тех или иных явлений
действительности, эти жанры постоянно пользовались и пользуются большой
популярностью.
Общественная и педагогическая ценность пословиц и поговорок, обобщающих
социально-исторический опыт народа, делает их важным средством ознакомления
детей с окружающим миром, приобщения их к ценностным ориентирам (К.Д. Ушинский,
JI.H. Толстой, Т.Н. Волков) и ёмким средством речевого и умственного развития
детей.
Фундаментальные основы проблемы речевого развития детей освещены в
трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурии, А.Н.
Леонтьева, Л.В. Щербы, В.В. Виноградова и других известных психологов и
лингвистов.
Особенности пословиц и поговорок, как малых форм фольклора, подробно
описаны в трудах таких исследователей как В.П. Аникин, В.И. Даль, Л.Н. Оркина,
Л.Б. Савенкова, М.В. Соловейчик, Н.Ф. Талызиной, Н.Н. Ушаковой.
Актуальность работы состоит в том, что на сегодняшний день прикладные
особенности использования русских пословиц и поговорок в образовательной
практики в качестве средства обогащения речи и средства умственного развития
детей до настоящего времени остаются недостаточно разработанными. Учитывая то,
что в собственной речи дети используют пословицы и поговорки сравнительно
редко, можно сделать вывод, что и знают они их недостаточно хорошо. Таким
образом, изучение пословиц и поговорок в процессе речевого и умственного
развития детей требует к себе более пристального внимания.
Цель исследования: выявить особенности (условия использования) русских
пословиц и поговорок в умственном и речевом развитии детей дошкольного
возраста.
Объект исследования: умственное и речевое развитие детей дошкольного
возраста (5-6 лет).
Предмет исследования: процесс умственного и речевого развития детей
дошкольного возраста с использованием русских пословиц и поговорок.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические аспекты умственного и речевого
развития детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть понятия «пословица» и «поговорка» и особенности их
усвоения детьми.
3. Рассмотреть значение русских пословиц и поговорок в развитии детей.
4. Выявить уровень речевого и умственного развития детей старшего
дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической
литературы, синтез, классификация, систематизация, обобщение.
Заключение:
Умственное развитие – это, прежде всего, развитие активной мыслительной
деятельности дошкольников. Полноценное умственное развитие происходит только в
педагогически правильной организованной деятельности. Оно включает: сообщение
доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование
познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие
познавательных способностей.
Мы выяснили особенности развития речи детей дошкольного возраста.
Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое
употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой
перестройки психических процессов, орудием мышления. В старшем дошкольном
возрасте происходит также становление скоординированного диалога со
сверстниками, развитие субъектности и инициативности в диалоге со взрослым. К
концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью,
фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
Поговорка представляет собой точное образное выражение, не содержащее в
себе обобщенного смысла. Она является не законченным выражением, а лишь его
частью, возможно частью пословицы, самостоятельным выражением, которое придает
речи выразительность. Она также может быть заимствованием из литературного
произведения.
Пословица определяется как краткий, устойчивый в речевом обиходе, как
правило, ритмически организованный афоризм поучительного характера, в котором
зафиксирован многовековой опыт народа, который имеет форму завершенного
предложения, обладающий переносным и буквальным смыслом, либо только
переносным.
При знакомстве детей с пословицами и поговорками очень важно чтобы они
произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением,
сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением, одобрением и т. д.), а
также сопровождались жестами, мимикой. Это помогает понять суть пословицы и
побуждает к желаемому действию. Важным условием использования пословиц и
поговорок является актуальность, когда лицо иллюстрирует их фактами,
обстоятельствами, скрытый смысл тогда становится ясен ребенку. Ребенок должен
чувствовать, что именно этими словами лучше всего выразить свою мысль: метким
словом остановить хвастуна, насмешника; дать точное описание человека или его
деятельности. Пословицы раскрывают детям определенные правила поведения и
моральные нормы. Они являются нашими верными помощниками в формировании
нравственных качеств детей, и, прежде всего, трудолюбия и дружеских отношений
друг к другу. В контексте работы, при соответствующих условиях, дети учатся
понимать смысл пословиц, четко формулировать свои мысли. Во время прогулки
пословицы помогают лучше понять явления и события.
Воспитателю нужно
объяснить детям, что пословицы и поговорки можно использовать для создания
историй, и это позволит перейти к работе в группе, где дети сами будут пытаться
сделать определенные истории на основе пословицы или после составления рассказа
выбрать подходящую пословицу. Эти приемы способствуют более глубокому пониманию
смысла пословиц, формируют у детей умение соотносить название текста с
содержанием, подбирать языковые средства в соответствии с жанром и т. д.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УМСТВЕННОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
1.1
Характеристика умственного развития детей дошкольного возраста
В трудах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство
определяется как период оптимальный для умственного развития и воспитания. Так
считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания, М.
Монтессори, Ф. Фребель. Но исследованиями А.П. Усовой, А.В. Запорожца, Л.А.
Вагнера, Н.Н. Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития
значительно выше именно у детей дошкольного возраста [40].
«Умственное развитие – это совокупность качественных и количественных
изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под
влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих
воздействий и собственного опыта ребенка», — пишет Е.А. Мартынова [26].
На умственном развитии ребенка сказываются и биологические факторы:
изменение нервной деятельности, строение мозга, формирование условных связей,
наследственность [15]. А.Н. Леонтьев указывает, что умственное развитие ребенка
носит преимущественно творческий характер от рождения, но не у всех получает
должное развитие [20]. От воспитания зависит, будет ли происходить умственное
развитие ребёнка, а тем более – в каком направление оно будет происходить.
П.Г. Саморукова подчеркивает, что с раннего возраста у ребенка начинает
формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний,
совершенствованию мыслительных операций, то есть, развивается его ум [38].
Психолог М.И. Лисина отмечает, что умственное развитие детей дошкольного
возраста зависит от комплекса биологических и социальных факторов, среди
которых обогащающую и направляющую, систематизирующую роль выполняют умственное
воспитание и обучение [23].
В.Т. Кудрявцев дает следующее определение умственному воспитанию «Это
планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей
с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для
адаптации к окружающей жизни и формирования познавательных процессов» [19].
Умственное развитие и воспитание находятся в тесном взаимодействии. По
утверждению Л.С Выготского, умственное воспитание во многом определяет
умственное развитие [7].