Курсовая теория на тему Роль правоохранительных органов в осуществлении функций государства
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1.
Общая характеристика функций государства. 2
1.1. Понятие и сущность функций государства. 4
1.2. Классификация функций государства. 9
Глава 2.
Правоохранительные органы в механизме государства. 14
2.1.
Понятие, виды и общие черты правоохранительных органов. 14
2.2. Роль и
место правоохранительных органов в механизме государства. 18
Заключение. 34
Список использованных источников 36
Введение:
Деятельность государства и его органов
охватывает различные сферы жизни общества. Решение проблем, связанных с
обеспечением нормального функционирования экономики, осуществление внешней
политики, создание условий для развития культуры, науки и образования,
поддержание обороноспособности страны, а также выполнение других важных функций
– таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности. Одно из
центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению законности и
правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и
законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых
коллективов и общественных объединений, борьбе с преступлениями и иными
правонарушениями.
Эти задачи – предмет заботы в первую очередь
государства и его органов, о чем в той или иной форме говорится, к примеру, в
ст. 2, 45, п. «в» ст. 71, п. «б» ст. 72, п. «е» ст. 114 Конституции РФ. В
частности, в ст. 2 недвусмысленно сказано: «Человек, его права и свободы
являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод
человека и гражданина – обязанность государства». Эта же идея содержится в ч. 1
ст. 45 «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской
Федерации гарантируется».
Особую роль в деле защиты прав и свобод
человека и гражданина играют правоохранительные органы. Их деятельность
актуализируется также в связи с последними политическими событиями в стране,
породившими волну несанкционированных митингов.
Объектом настоящего исследования являются
общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности правоохранительных
органов.
Предметом исследования являются правовые
нормы, а также теоретические положения, разработанные в данной сфере.
Целью исследования является комплексный
анализ роли правоохранительных органов в осуществлении функций государства.
Объект, предмет и цель исследования
обусловили необходимость постановки и решения следующих задач:
–охарактеризовать понятие и сущность функций
государства;
–исследовать классификацию функций
государства;
–обозначить понятие, виды и общие черты
правоохранительных органов;
–проанализировать роль и место
правоохранительных органов в механизме государства.
Исследование носит комплексный характер,
используются как общенаучные, так и частнонаучные методы исследования: анализ и
синтез, индукция и дедукция, сравнительный метод, формально-юридический,
исторический.
Структурно работа состоит из введения, двух
глав, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
В любом современном демократическом
государстве его механизм представляет собой единую, взаимосвязанную,
взаимоуравновешенную, централизованную иерархическую систему органов (а также
предприятий и учреждений), через которую государство осуществляет свои функции
и государственную власть. При этом единство механизма российского государства,
а также его организация и деятельность обеспечиваются действующим
конституционным строем, закрепляющим власть многонационального народа
Российской Федерации, принципы разделения властей, федерализма, гуманизма,
законности, профессионализма.
Правоохранительные органы занимают особое
место и играют строго определенную роль в механизме государства, в его
современной структуре.
В систему правоохранительных органов входят
суды общей юрисдикции, арбитражные суды, конституционные (уставные) суды;
органы прокуратуры; органы внутренних дел; органы исполнительной власти в сфере
юстиции; органы обеспечения безопасности (Совет безопасности РФ, органы ФСБ РФ,
таможенные органы РФ, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ РФ); органы, осуществляющие оказание юридической
помощи (нотариат, адвокатура и примыкающие к ним частные детективный и охранные
службы).
Основной функцией правоохранительных органов
в механизме государства является охрана законности и правопорядка, защита прав
и свобод человека, борьба с преступностью. Главное отличие правоохранительных
органов от других институтов государства имеет функциональный характер и только
потом процессуальный. При этом соответствующие функции определяют не
полномочия, а предписанные государством функции.
Выступая структурным элементом механизма
современного государства, правоохранительные органы в своей деятельности чаще
всего применяют меры специального характера, прямо и непосредственного
воздействующие на правонарушителей. Если нарушение прав и свобод граждан
связано с нарушением определенных правовых норм о юридической ответственности и
появляется необходимость пресечения подобных действий, функцию
правоохранительных органов могут осуществить специально подготовленные
сотрудники, юристы, а также специалисты, обладающие познаниями в других
отраслях науки и практики.
Таким образом, место и роль
правоохранительных органов в структуре современного государства определяется
всем разнообразием выполняемых этими органами функций (направлений), которые
обеспечивают выполнение стоящих перед ними задач:
– защиту прав и свобод личности;
–
защиту материальных и духовных ценностей общества;
–
защиту конституционного строя государства, его суверенитета и
территориальной целостности.
Несмотря на то, что данные ценности так или
иначе являются предметом охраны всех государственных органов, составляющих
механизм современного государства, для правоохранительных органов их охрана
представляет собой приоритетную задачу.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Общая характеристика
функций государства
1.1. Понятие и сущность
функций государства
Согласно заявлениям некоторых учёных,
в отдельный историографический аспект юридической науки могли бы быть отнесены
вопросы становления и развития теории функций государства[1], но
рамки настоящей работы не позволяют исследовать данный вопрос столь глубоко, и
поэтому следует ограничиться рассмотрением общих вех в истории определения
понятия функций государства.
Сразу стоит сказать, что авторы
прошлого, от Античности и до конца 19 века, размышляя о деятельности
государства и иных политических организаций общества и их влиянии на жизнь
общества, говорили о сущности государства, его цели, назначении и роли в
обществе, не используя термина «функции государства»[2].
В Античности употребляли понятие
целей государства. Так, цель идеального государства по Платону – есть
добродетель и блаженство граждан, а основная задача – воспитание народа к такой
добродетели, в то время как согласно Аристотелю, целями государства являются не
только охрана правового состояния, защита страны от внешних врагов и
обеспечение жизни, но и блаженство граждан в совершенном жизненном общении как
основная и высшая цель и задача государства[3].
Таким образом, мыслители периода Античности размышляли о создании и поддержании
благополучной жизни самого государства как совокупности его составляющих
граждан.
В период раннего христианства под
целями государства учёные-богословы рассматривали служение церкви, поддержание
социального порядка, насильственное приобщение к христианской церкви,
искоренение ересей[4].
На этом примере видно, как в зависимости от изменений в религиозном и
философском мировоззрении менялось понимание целей государства.
Так, в эпоху Возрождения, когда
произошёл гуманистический поворот в философии, считалось общепринятым
представление, что содержание каждой из задач государства в первую очередь
имеет своей целью защиту интересов населения – иными словами, ориентация на
интересы граждан или подданных, а не самого государства. Позднее, в период
Средневековья, цель государства сместилась в сторону следования государственным
интересам, в частности она заключалась в поддержании безопасности, издании
законов, поддержании работы бюрократического и военного механизмов и
взаимоотношениях с другими государствами.
Стоит отметить, что в указанные эпохи
учёные, размышлявшие над целями и задачами государства, говорили о том, что мы
сейчас понимаем, как «функции государства». В терминологию же данное понятие
было введено в течение 17 – 18вв. Г. В. Лейбницем. Согласно З. А. Новак, это
понятие в юриспруденции стало употребляться лишь ближе к концу 19 века, так как
оно может быть найдено в работе Г. Еллинек «Общее учение о государстве»[5],
где используется для рассмотрения функций государства в юридическом смысле[6].
Особое место термин «функции
государства» в отечественной юридической науке займёт лишь после 1939г., когда
на XVIII съезде ВКП(б) И. В. Сталин
представил отчётный доклад, где функции государства означают основные задачи,
«стоящих на различных исторических этапах социалистического строительства»[7].
С того момента началось углубленное изучение как функций социалистического
государства в частности, так и функций государства в целом.
Благодаря труду советских учёных, в
60-70 гг. был оформлен категориальный аппарат и были выделены основы изучения
функций государства. Проблема функций государства стала самостоятельной теорией
(учением), которая активно используется при изучении сущности государства на
разных исторических этапах.
Так, И. С. Самощенко одним из первых
дал следующее определение функций государства: «Функции советского государства
есть его социальное назначение внутри и вне страны»[8]. Эта
позиция развилась до такой степени, что исследователями было предложено
понимание функций государства как системы его ценностей в учебнике «Теория
государства и права»[9].
В рамках этого подхода особую роль играет назначение и телеология государства,
что является его отличительной чертой. Но данный подход не был получил широкого
распространения, поскольку понимание функций государства не соответствовало
идеологически окрашенному традиционному подходу, где функции государства
детерминировались классовым характером последнего[10].
Упомянутый выше классовый подход был
общепринятым, среди его последователей выделяли М. И. Байтина, Г. Н. Манова, Н.
В. Черноголовкина и др[11].
Чётким отражением его сущности является определение функций государства, данное
М. И. Байтиным: «направления (и стороны) его деятельности, в которых выражаются
и конкретизируются его классовая сущность, служебная роль, задачи и цели,
закономерности развития по пути к социализму и коммунизму»[12].
Также существовали не широко
разделяемые в научных кругах подходы. Особый интерес среди них может
представлять понимание функций государства как социально-классовое назначение
государства, реализующееся в его целенаправленном воздействии на общественные
отношения, предложенный А. П. Глебовым[13],
поскольку он пытается соединить тесно связанные понятия назначения и функций
государства.
Так, Д. В. Пожарский следующим
образом классифицирует упомянутые выше подходы[14]:
Деятельностный.
Функции государства определяются и исследуются преимущественно через категорию
«деятельности» государства. Сторонниками являются М. И. Байтин, Г. Н. Манов, Н.
В. Черноголовкин и др.
Предметно-политический.
В данном подходе функции понимаются как политика государства, её предмет и
содержание, а также механизм её осуществления. К представителям относятся А. И.
Денисов и В. С. Петров.
Социально-телеологический.
Проявления целей и социального назначения государства есть его функции. Такое
мнение было у А. П. Глебова, И. С. Самощенко и др.
Таким
образом, нами была рассмотрена история понятия функций государства, их
восприятие в различные исторические эпохи, а также основные подходы к
определению данной категории, что облегчит понимание непосредственно выделяемых
в юридической науке функций государства.
Основываясь
на том, что нами было уже исследовано, мы можем вывести, что функции
государства — основные направления его деятельности на конкретно-историческом
этапе развития общества, отражающие социальное назначение государства и его
сущность. Объектом государственного воздействия являются общественные процессы,
связи и различные сферы общественной жизни. Для разграничения целей, задач и
функций государства, вспомним, что функции государства обладают существенными
признаками, такими как:
1) Устойчиво сформировавшаяся деятельность государства по
регулированию сфер общественной жизни;
2) Связь между сущностью государства и его социальным
назначением, выражающимися в функционировании государства;
3) Направленность государственного воздействия на достижение
целей, присущих конкретному историческому периоду существования государства;
4) Специальные формы реализации функций государства,
обусловленные применением специфических методов управления[15].
Также следует
отметить особую взаимосвязь функций государства и его сущности. Изменения
последней непосредственно оказывают влияние на систему функций государства,
поскольку сущность государства предполагает деятельность, которую государство
осуществляет по отношению к обществу и которая составляет функции государства,
в то время как факторы появления новых функций не исчерпываются метаморфозами
сущности государства.
Но
осуществление и реализация функций государства возлагается непосредственно на
государственный аппарат, в том числе на государственные органы, должностные
лица и иные государственные образования. Более того, существуют ситуации, когда
функции государства выполняют негосударственные объединения и организации[16].
Разграничение
круга субъектов исполнения функций государства обусловлено особыми чертами,
характерными для описываемого в этой работе объекта, как-то:
1)
Юридическая природа и содержание. Закрепление функций государства происходит в
законах и иных нормативно-правовых актах, которые наделяют определённые
государственные организации полномочиями по осуществлению конкретной,
закреплённой за ними функции.
2)
Публично-властный характер. Выполнение функций неразрывно связано с
осуществлением политической власти в обществе, распространяющейся на всё
население и обеспеченной государственным принуждением.
3) Социальная
значимость. Исполнение государством функций играет особую роль в обеспечении
общественных интересов, достижении общего блага и защите прав человека и
гражданина.
4)
Организационно-процессуальная форма. Процессы и порядки осуществления функций
строго регламентированы и оформлены, а также закреплены в нормативно-правовых
актах.
5)
Объективная обусловленность. Функции государства зависят в том числе от
исторического периода, в котором определённое государство существует[17].
Так,
вышеуказанные черты позволяют разграничивать сущность, социальное назначение и
непосредственно функции государства. Выражением же их тесной связи является
наличие в функциях начал классового и общесоциального характера. [1] Пожарский Д.В. Становление
теории функций государства в отечественной юридической науке:
историографический очерк // Труды Академии управления МВД России. 2011. №4
(20). С. 17. [2] Новак
З.А. Эволюция представлений о функциях государства // Вестник Московского
университета МВД России. 2014. №5. С. 13. [3] Целлер
Э. Очерк истории греческой философии. [Электронный ресурс] https://www.bm-info.ru/pages/62.htm [4] Новак З.А. Эволюция
представлений о функциях государства // Вестник Московского университета МВД
России. 2014. №5. С. 21. [5] Еллинек
Г. Общее учение о государстве. Право современного государства; 2-е изд., испр.
и доп. Т. 1. СПб., 1908.С. 42. [6] Новак
З.А. Эволюция представлений о функциях государства // Вестник Московского
университета МВД России. 2014. №5. [7] Пожарский Д.В. Становление
теории функций государства в отечественной юридической науке:
историографический очерк // Труды Академии управления МВД России. 2011. №4
(20). [8]
Самощенко И.С. О правовых формах осуществления функций Советского государства
// Советское государство и право. 1956. № 3. С. 81. [9] Теория
государства и права / под ред. А.И. Королева, Л.С. Явича. Л., 1987. С. 232 [10]
Пожарский Д.В. Становление теории функций государства в отечественной
юридической науке: историографический очерк // Труды Академии управления МВД
России. 2011. №4 (20). [11] Пожарский Д.В. Становление
теории функций государства в отечественной юридической науке:
историографический очерк // Труды Академии управления МВД России. 2011. №4
(20). [12] Байтин
М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1979.
С. 190 [13] Глебов
А.П. Понятие и структура функций социалистического государства: пособ. по
спецкурсу «Проблемы социалистического государства и права». Воронеж, 1974. С.
22-34 [14]
Пожарский Д.В. Становление теории функций государства в отечественной
юридической науке: историографический очерк // Труды Академии управления МВД
России. 2011. №4 (20). [15] Теория
государства и права: учебник / Л. А. Морозова. 4-е издание, перераб. и доп.
Москва:
Эксмо, 2010. С. 86. [16]
Теория
государства и права: учебник / Л. А. Морозова. 4-е издание, перераб. и доп.
Москва:
Эксмо, 2010. С.86 [17]
Теория
государства и права: учебник / Л. А. Морозова. 4-е издание, перераб. и доп.
Москва:
Эксмо, 2010, С.87.