Дошкольное образование Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Роль подвижных игр в формировании межличностных отношении старших дошкольников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ И РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ 4
1.1. Общая характеристика подвижных игр 4
1.2. Значение подвижных игр для дошкольников 12
ГЛАВА 2. ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕРИОД СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19
2.1. Характеристика межличностных отношений: понятие, компоненты, динамика развития 19
2.2. Возможности подвижных игр как средства развития межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

  

Введение:

 

Дефицит общения со сверстниками у дошкольников вследствие различных обстоятельств приводит к недостатку опыта взаимодействия со сверстниками на протяжении всего периода дошкольного детства. Из жизни дошкольника вытесняются важнейшие для полноценного психического развития виды деятельности: игра, продуктивные виды деятельности, общение в игре со сверстниками. Дети зачастую не способны понимать и принимать позицию и поведение партнера по совместной деятельности, у них отчетливо прослеживается доминирование собственных интересов, игнорирование поведения игрового партнера; агрессивность; невозможность выстраивать интерактивное взаимодействие со сверстником.
При данном подходе особую значимость приобретает проблема межличностных отношений дошкольников. Только в условиях коллективно-распределенной формы организации деятельности детей появляется деловое сотрудничество и содержательное общение участников между собой, преодолевается эгоцентризм собственного действия ребенка и формируются навыки коллективной работы. Данные противоречия диктуют необходимость проведения на всем протяжении дошкольного возраста целенаправленной работы по обучению детей способам взаимодействия со сверстниками.
Отличительной чертой совместного образа жизни старших дошкольников является неуклонное повышение требований к организованности и самостоятельности поведения и деятельности. Организованность старших дошкольников проявляется в знании правил, в умении их выполнять и подчиняться общим требованиям, установленным в группе, в готовности совместными усилиями достигать общей цели, согласовывая действия и распределяя обязанности на основе взаимной договоренности. Организованность поведения помогает старшему дошкольнику найти свое место и определить свою роль в коллективе, наладить взаимоотношения со сверстниками.
Именно поэтому огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре — важнейшему виду детской деятельности. Подвижная игра является эффективным средством гармонического развития ребенка, школой формирования положительных взаимоотношений. Подвижные игры способствуют физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка, обеспечивая всестороннее развитие ребенка.
В настоящее время возникает противоречие между важностью развития межличностных отношений в период дошкольного детства и недостаточным использованием потенциала подвижных игр в данном контексте, что обусловливает актуальность темы исследования.
Цель исследования: изучить роль подвижных игр в формировании межличностных отношений в старшем дошкольном возрасте.
Объект исследования: межличностные отношения в старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования: подвижная игра как средство формирования межличностных отношений старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по теме исследования.
2. Дать характеристику подвижным играм.
3. Выявить значение подвижных игр, их воспитательный и развивающий потенциал.
4. Охарактеризовать особенности межличностных отношений: понятие, компоненты, динамику развития в период дошкольного детства.
5. Описать возможности подвижной игры как средства формирования межличностных отношений старших дошкольников.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение научной и учебно-методической литературы.
Структура исследования. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список литературы

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В период дошкольного возраста происходит интенсивное развитие способности к общению в процессе сотрудничества со сверстниками и взрослыми, в процессе этапов общения: эмоционально-практического, ситуативно-делового и внеситуативно-делового.
К старшему дошкольному возрасту сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, нежели взрослый. Общение со сверстником избирательно, насыщено эмоциональной окраской, нестандартностью и нерегламентированность коммуникативных актов.
Межличностные отношения детей дошкольного возраста характеризуются этапностью: для младших дошкольников характерно индифферентно-доброжелательное отношение к сверстнику; в 4-5 лет возрастает эмоциональная вовлеченность в действия сверстника (увеличивается количество конфликтов, конкурентности, демонстративности); в 5-6 лет возрастают просоциальные действия, при этом дети ориентированы на положительную оценку сверстника, а не взрослого. Дети способны сопереживать товарищам, уменьшаются негативные проявления по отношению к сверстникам.
Подвижная игра служит одним из важнейших средств всестороннего воспитания дошкольников. Значение подвижной игры для всестороннего развития детей дошкольного возраста неоспоримо. Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка; оказывает оздоровительный и развивающий эффект, содействует укреплению нервной системы, обеспечивая всестороннее физическое развитие ребенка.
Помимо развития двигательных навыков, подвижные игры способствуют получению детьми представлений об окружающем мире, у них развиваются морально-волевые и нравственные качества личности, формируются качества выдержки, самообладания, нормализуются дружеские взаимоотношения, дети учатся оказывать друг другу помощь и содействие. Подвижные игры положительно воздействуют на психику детей, заряжают их положительными эмоциями. В играх происходит и умственное развитие дошкольников: дети пополняют словарный запас, учатся пространственной терминологии. Одновременно со становлением морально-нравственных качеств подвижная игра обучает детей коллективизму и взаимовыручке. В играх воспитывается личность ребенка; развивают сообразительность, наблюдательность, умение анализировать, сопоставлять, обобщать, оценивать пространственные отношения, реагировать на изменение условий.
Подвижная игра оказывает огромное влияние на формирование межличностных отношений в старшем дошкольном возрасте. В условиях совместных действий дети учатся взаимодействовать, подстраиваться, уступать, договариваться, учитывать желания другого, разрешать конфликтные ситуации. В подвижных играх происходит реализация отношений как соревновательного типа, так и отношений подлинного сотрудничества.
Совместная игра способствует формированию у детей языка общения, взаимопонимания, взаимопомощи, дружеских отношений. Общение в игре выражается в стремлении дошкольников к сопереживанию, взаимопониманию, отзывчивости, к налаживанию со сверстниками доброжелательных отношений. Основой межличностных отношений в подвижной игре становятся общие интересы и увлеченность общим делом. В подвижных играх у детей происходит развитие положительных взаимоотношений благодаря общим интересам, игровым двигательным заданиям, совместным игровым двигательным действиям; формируются навыки сотрудничества.

 

Фрагмент текста работы:

 

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, в которой дети приобретают первоначальные знания об окружающем мире, вырабатываются правила поведения, формируется характер. Игра способствует значительным преобразованиям, происходящим в психике ребенка, при переходе его на более высокую стадию развития, то предопределяют воспитательные возможности игры.
Понятия «игра», «играть» в русском языке чрезвычайно многозначны. В словаре Ожегова мы видим пять значений слова «игра»: действие от глагола «играть»; занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования; комплект предметов для такого занятия; спортивные соревнования и создание типичных для профессии ситуаций и нахождение в них практических решений [23, с.235]. Наиболее близкое и понятное для дошкольника – игра, сказка, игрушка, посредством которых ребенок познает окружающую действительность, выстраивает для себя модель жизни [24].
С самых давних времен игра являлась непременным спутником человека. П.Ф. Лесгафтом, А.П. Усовой раскрывалась роль игры как деятельности, приводящей к качественным преобразованиям в физическом и психическом развитии ребенка [16, 33].
Подвижная игра, являясь традиционным средством педагогики, служит одним из важнейших средств всестороннего воспитания дошкольников. В качестве характерной особенности подвижной игры выступает стремление к достижению результата, и одновременно игра предоставляет для ребенка возможность удовлетворить потребность в движениях, испытывать эмоциональный подъем при достижении положительного результата — выигрыша.
Ф. Лесгафтом игра рассматривается как упражнение, выступающее в качестве подготовки к жизни — «Подвижная игра — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами» [16].
С точки зрения М.Н. Жукова подвижная игры выступает как относительно самостоятельная детская деятельность, способная удовлетворить потребности в отдыхе, развлечении, познании, духовном и физическом развитии [5]. По В.Л. Страковской подвижная игра является средством пополнения детьми знаний и представлений об окружающем мире, средством развития морально-волевых качеств личности [31].
Подвижные игры можно условно подразделить на группы, каждая из которых имеет свои особенности и назначения. К первой группе можно отнести игры, где участники вступают в активное единоборство. В процессе таких игр имеет место непосредственный контакт с соперником. Ко второй группе можно отнести игры без вступления участников в соревнование с командой противника, когда участники каждой группы действуют согласованно между собой, нередко применяют различные варианты тактики, но не могут оказывать непосредственное влияние на действие игроков другой команды. Третья группа игр – это игровые эстафеты, в которых действия каждого участника имеют одинаковую направленность, связаны с перемещением на площадке и выполнением определенных заданий. Действия производятся в порядке очередности и по возможности с наилучшим результатом. В игровых эстафетах также нет непосредственного контакта с соперником, однако борьба бывает острой и упорной.
Все подвижные игры подразделяются на простые и сложные, сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы. К элементарным играм относятся сюжетные и бессюжетные игры. Сюжетные игры имеют готовый сюжет и фиксированные правила. В бессюжетных подвижных играх типа ловишек, перебежек отсутствует сюжет и образы, игры требуют проявления самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве. К ним относятся: игры типа перебежек и ловишек; игры с элементами соревнования; игры-эстафеты; игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, мячи); игры-аттракционы. Сложные подвижные игры представлены спортивными играми (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол и т.д.), которые требуют собранности, организованности, наблюдательности, развития техники движений, быстроты реакции [35].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы