Курсовая теория на тему Роль педагогического работника в общеобразовательной организации в правовом обучении и воспитании
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ 6
1.1. Степень изученности проблемы и характеристика базовых понятий 6
1.2. Социально-историческое и психолого-педагогическое основание проблемы правового воспитания старшеклассников в работе общеобразовательной школы 10
ГЛАВА 2. РОЛЬ ПЕДАГОГА В ПРАВОВОМ ВОСПИТАНИИ 18
2.1. Цели, содержание и принципы правового воспитания старшеклассников в воспитательной работе общеобразовательной школы 18
2.2. Особенности методики организации работы по правовому воспитанию старшеклассников 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Введение:
Актуальность темы. Каждый этап в развитии государства как социального организма предполагает переосмысление определенных общественных ценностей, перестройки систем функционирования всех общественных институтов. В современных условиях такие процессы происходят и в жизни общества. Проблема поиска новых концепций и парадигм воспитания требует мобилизации усилий всей педагогической науки в теоретической и прикладной плоскостях. Общеизвестно, что новое в образовании появляется, как правило, на основе того наследия, что уже существует и имеет положительное влияние на те или иные образовательные процессы. Это также касается процесса правового воспитания и правового образования детей и молодежи как залог формирования полноценного и здорового гражданского общества в Российской Федерации.
Развитие нашей страны на принципах демократии и права требует пересмотра и переосмысления задач воспитательной работы в современной общеобразовательной школе с учетом социального заказа и процессов мировой и европейской интеграции. Выбор государством прогрессивного вектора, ориентированного на высшие ценности человеческого сообщества, дает основания говорить о новых задачах и целях современного воспитания. Особенно актуальными указанные тенденции является для процесса организации и реализации задач правового воспитания.
Теоретически актуальность исследования обусловлена необходимостью создания целостной, научной, логической, совершенной, демократически направленной и личностно ориентированной системы правового воспитания старшеклассников.
Прикладной аспект работы заключается в исследовании и анализе педагогического инструментария правового воспитания старшеклассников в воспитательной работе общеобразовательной школы как в исторической ретроспективе, так и в сегодняшних условиях, формирование у всех субъектов воспитательного процесса готовности использовать инновационные модели, методики и средства.
Проблема правового воспитания детей и молодежи изучается отечественными учеными длительный период. Ряд исследований приходится на 50 — 90-е годы прошлого века.
Учитывая потребности современного общества, отсутствие целостного исследования проблемы правового воспитания во второй половине ХХ века и собственно интерес автора как преподавателя университета обусловили выбор темы исследования: «Роль педагогического работника в общеобразовательной организации в правовом обучении и воспитании».
Объект исследования — правовое воспитание старшеклассников в условиях общеобразовательной школы.
Предметом исследования является содержание и пути правового воспитания старшеклассников в воспитательной работе общеобразовательной школы.
Цель исследования — осуществить комплексный историко-педагогический анализ теоретических достижений и опыта правового воспитания старшеклассников и выявить возможности их творческого использования в современных условиях общеобразовательной школы.
Согласно цели определены следующие задачи исследования:
— проанализировать социально-исторические условия, выяснить особенности и выявить специфику системы правового воспитания общеобразовательной школы;
— охарактеризовать цели, содержание и принципы правового воспитания старшеклассников;
— раскрыть методические аспекты правового воспитания старшеклассников в воспитательной работе общеобразовательной школы;
Теоретическую основу исследования составляет общенаучный метод системного анализа и достижения педагогической науки, раскрывающих теоретико-методические основы правового воспитания в условиях общеобразовательной школы.
Заключение:
В курсовой работе теоретически обобщены научную проблему правового воспитания старшеклассников в воспитательной работе общеобразовательной школы.
Доказано, что правовое воспитание является важной составляющей педагогического процесса, а реализация его задач обеспечивалась четким планированием правовоспитательной работы в отечественных общеобразовательных школах и соблюдением определенных организационно-педагогических принципов (системности, комплексности, обеспечение возможностей для формирования активной гражданской позиции, создание положительного эмоционального отношения к правоохранительной деятельности, систематический анализ и оценка проведенных мероприятий), что гарантировало ее эффективность.
Проведенный анализ значительного количества научных источников дает основания для утверждения, что в второй половине ХХ в. правовое воспитание старшеклассников реализовалось средством таких форм правовоспитательной работы, как: урок, факультатив, правовые лектории, клубы и университеты правовых знаний, юридические чтения, а также вечера вопросов и ответов, тематические диспуты, теоретические конференции, устные журналы, конкурсы и викторины, олимпиады правовых знаний; различные отряды (“Юные дзерджинци»,”Юные макаренци»,”Юные дружинники»,”Юные инспекторы движения»). Разнообразным был и арсенал методов (беседы, ролевые игры, воспитание примером и на примере, убеждения, принуждения, активной деятельности школьников) и средств (периодическая печать, телевидение, радио, кино, театр, художественная и научно-популярная литература по нравственно-правовой тематики; стенды, выставки, уголки юридической литературы в библиотеках, стенгазеты) правового воспитания старшеклассников, которые использовались в процессе как урочной, так и внеурочной деятельности общеобразовательной школы.
Такое разнообразие форм, методов и средств правового воспитания старшеклассников положительно влияло на формирование их правового сознания и поведения, умение самостоятельно принимать решения в конкретных жизненных ситуациях, требовало от молодых людей не только знания прав и обязанностей гражданина, но и формировало умение соответствующей правовой поведения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
1.1. Степень изученности проблемы и характеристика базовых понятий
Анализ научно-педагогических источников и диссертационных исследований свидетельствует о том, что особого развития вопросы правового воспитания учащейся молодежи приобрело во второй половине ХХ века. Именно тогда появляется немало научных трудов, посвященных проблемам правового воспитания молодежи и взрослых. В них рассматриваются вопросы методологической основы правового воспитания, анализируются проблемы формирования правосознания граждан, определяются рамки и механизмы формирования правовой культуры личности, разрабатывается арсенал методов, форм и средств правового воспитания различных возрастных групп населения, особенно старшеклассников.
Для этого периода характерно появление работ, касающихся научного обоснования и методического наполнения процесса правового воспитания. Продуктивной и полезной в области правового воспитания школьников стала работа А. Павлова «Правовое воспитание» [17]. В ней обосновываются проблемы методики организации правового воспитания школьников; определяются формы и средства правовой пропаганды; дается подробная характеристика важнейших тогдашних средств правового воспитания (печатных СМИ, радио, телевидение) и другие. Отдельно автор останавливается на вопросах разъяснения норм законодательства и важности использования правовых знаний в повседневной жизни.
А. Павлов также определяет проблему подготовки педагогов к работе и со школьниками в рамках реализации задач правового воспитания; отмечает важно в и оптимального подбора форм и методов этой работы; анализирует