Курсовая теория на тему Роль педагога дополнительного образования в воспитании подрастающего поколения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Развитие системы
дополнительного образования детей в России в конце XX – начале XXI века.
1.2. Теоретические основы
современного дополнительного образования детей как института социализации
1.3. Методологические основы
деятельности педагога дополнительного образования
Введение:
Система учреждений
дополнительного образования имеет богатую историю, свой непростой и
противоречивый путь возникновения и развития. Решая вместе со школами
образовательные задачи, система дополнительного образования сложилась и
функционировала как самостоятельная и эффективная подсистема российского
образования. Длительное развитие данной системы привело к становлению
уникальной среды в учреждениях дополнительного образования — среды познания и
творчества, среды, ориентирующей воспитанника в мире человеческих ценностей.
Традиционно сложившиеся в
среде учреждений дополнительного образования ориентации на личностное развитие
и инновационные процессы, связанные с поиском решения новых задач, обусловлены
потребностью в обозначении подходов к формированию образовательной среды как к
развивающейся личности и роли педагога в этой среде.
Актуальность темы
исследования обусловлена тем, что функции педагога любой образовательной
системы, педагогические цели образования и управленческие задачи, меняются с
развитием общества и самой системы образования.
Дополнительное
образование детей в России, призванное удовлетворять актуальные потребности. И
интересы растущего человека, содействовать его личностному развитию и
жизненному самоопределению, осуществлялось и осуществляется посредством
определенной роли педагога в этой системе.
Специалист в области
дополнительного образования детей кроме специфики своего вида деятельности
должен ориентироваться в вопросах общей педагогики, понимать соотношение задач
различных типов и видов образовательных учреждений, видеть взаимосвязь
дошкольного, школьного, профессионального и дополнительного образования.
Цель дополнительного
образования детей — развитие мотивации личности к познанию и творчеству,
реализация дополнительных образовательных услуг в интересах личности, общества,
государства.
Постановка этой цели
определяется потребностью ребенка, его родителей, семьи. Поэтому конкретные
практические цели дополнительного образования детей многообразны, подвижны,
изменчивы во времени, зависимы от условий и обстоятельств.
Цель исследования:
теоретически изучить и обосновать роль педагога в системе дополнительного
образования.
Цель и предмет
исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
провести анализ научной
литературы области становления и развития системы дополнительного образования в
России;
выявить основные функции
педагога дополнительного образования.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ ПЕДАГОГА В
СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Развитие системы
дополнительного образования детей в России в конце XX – начале XXI века.
В России сложился
уникальный социальный институт дополнительного образования, который развивался
на протяжении более 90 лет.
Дополнительное
образование детей является составной частью общего процесса образования,
которое позволяет учащимся удовлетворить устойчивую потребность в творчестве и
познании, реализовать себя, самоопределиться личностно и профессионально.
Многие исследователи понимают дополнительное образование как целенаправленный
процесс обучения и воспитания детей посредством реализации дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ различной направленности [1]. Впервые термин
«дополнительное образование детей» стал употребляться в начале 90-х годов XX
века. История развития системы дополнительного образования детей в России
интересна тем, что она состоит из уникальных форм отечественного внешкольного
воспитания (внешкольной работы).
В конце 90х учреждения
внешкольной работы являются одними из ключевых воспитательных институтов
социума, увеличивается их методическая роль в распространении педагогических
знаний, активных форм воспитательной работы по месту жительства, в работе с
детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, также растёт их роль в
координации воспитательной работы в социуме. Также в 90е происходит поиск
качественно новых научно-практических подходов для совершенствования управления
деятельностью таких учреждений, их финансово-хозяйственной основы.
Развитие внешкольных
учреждений требовало предоставления им больше самостоятельности в решении
финансовых и хозяйственных вопросов. Например, в выборе направленности
деятельности, установлении штатного расписания и структуры, в вопросах оплаты
труда сотрудников и другое. Для решения данных вопросов, стал востребован
экспериментальный поиск средств и путей преобразования экономического и
организационного механизма, поиск оптимальных вариантов развития внешкольных
учреждений, преобразование документационного обеспечения и установление нового
правового статуса.
В середине 80х-90х годов
в связи с реформированием экономики страны и перехода к рыночным отношениям,
обострились и вопросы, касающиеся дальнейшего существования и развития
внешкольных учреждений. В условиях изменения постсоветского общества появляется
новое направлении в системе образования – дополнительное. И начиная с 1992
года, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании», ведется активная
работа по видоизменению системы внешкольной работы в стране: все учреждения
внешкольной работы стали именоваться учреждения дополнительного образования
детей, изменилось содержание и формы деятельности учреждений и педагогов
дополнительного образования.
Согласно данным
министерства просвещения Российской Федерации по итогам 2018 года, число
учреждений дополнительного образования детей составляет более 58,3 тысяч
учреждений, в которых обучается более 10 млн. российских детей в возрасте от 6
до 18 лет, суммарная численность работников учреждений дополнительного
образования – 441 353 работника [9]. Согласно постановлению Правительства
Российской Федерации от 7 декабря 2006 года №752 «О внесении изменений в Типовое положение об образовательном
учреждении дополнительного образования детей» в России была изменена типология
учреждений дополнительного образования.
Важные особенности
системы дополнительного образования детей в России – её общедоступность и
организация обучения на бесплатной основе. В учреждениях дополнительного
образования детей также могут реализовываться платные образовательные услуги,
но доля платных услуг в некоторых объединениях, например, таких как: центр
раннего развития, робототехника, танцевальные и спортивные объединения, не
должна превышать 10-25%. Тогда как в объединениях туристической,
военно-патриотической, экологической направленностей сводится к нулю.
С каждым годом
увеличивается численность обучающихся в учреждениях дополнительного образования
детей. Так в 1997 году численность, занимающихся в объединениях дополнительного
образования составляла 8,9 млн. человек, в 2019 году численность детей
составила 10,2 млн. человек.
Также увеличивается
количество объединений (секций, кружков) учреждений дополнительного образования
детей, которые организованны на базах других учреждений сферы образования
(например, дошкольные учреждения, общеобразовательные учреждения).
Основными задачами
учреждения дополнительного образования детей:
— создание условий для
личностного развития, профессионального самоопределения, укрепления здоровья, развития творческих
способностей детей в возрасте от 6 до 18 лет;
— формирование общей
культуры;
— организация
качественного и содержательного досуга:
— адаптация детей к жизни
общества.
Сегодня, система
дополнительного образования детей находится в развитии. Запущена и активно
проводится работа по национальному проекту «Образование», в рамках которого
реализуются федеральные проекты, направленные как на развитие системы
образования страны в целом, так и на поддержку и совершенствование работы
учреждений дополнительного образования детей.
В рамках проекта «Успех
каждого ребенка» к 2024 году дополнительным образованием должно быть охвачено
80% детей в возрасте от 6 до 18 лет. Также, в рамках данного проекта,
запланировано обновление содержания дополнительного образования различных
направленностей, увеличение качества дополнительных образовательных программ,
их реализацию в дистанционной форме, для того, чтобы они отвечали современным
требованиям и вызовам времени. Проект предусматривает обновление инфраструктуры
и совершенствование профессиональных навыков педагогического и управленческого
персонала учреждений. До 2024 году планируется создать в 85 субъектах
Российской Федерации региональных центров выявления, поддержки и развития
талантов и способностей детей, 245 технопарков для детей «Кванториум» [9].
В учреждениях
дополнительного образования создаются условия для развития личности ребенка,
его навыков и способностей. Для качественного обучения детей необходимо
совершенствовать знания и навыки педагогического персонала учреждений
дополнительного образования детей. Во многом успех каждого ребенка зависит от
педагога и его грамотной педагогической деятельности.
Можно отметить, что
сегодня, учреждения дополнительного
образования являются важной составляющей системы образования. Специфика
деятельности учреждений позволяет создавать уникальные образовательные
программы, направленные на развитие различных навыков ребенка: спортивных,
творческих технических. Также учреждения дополнительного образования оказывают
поддержку в становлении личности ребенка, его профессиональному самоопределению.