Логопедия Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Роль нарушений корково-подкорковых связей в этиологии и патогенезе заикания.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ 6
1.1. Клиническая характеристика заикания 6
1.2. Этиология заикания 10
1.3. Патогенез заикания 17
ГЛАВА 2. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЛИЯНИИ КОРКОВО-ПОДКОРКОВЫХ СВЯЗЕЙ НА РАЗВИТИЕ ЗАИКАНИЯ…………………………………………………………………………………………………32
2.1. Центральные нейрофизиологические причины заикания 32
2.2. Обоснование взаимосвязи корково-подкорковых связей и заикания 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………….. 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

  

Введение:

 

В последнее время ученые и педагоги отмечают, что происходит ухудшение речи у детей среднего дошкольного возраста: в первый класс поступает 50 – 70% детей с низким уровнем речи, в результате чего они хуже обучаются в школе, редко задают вопросы речевого характера, не проявляют стремления к получению новых знаний и самостоятельности.
Причины, препятствующие развитию речи: — готовые знания даются ребенку раньше, чем он может их усвоить; — дети пассивно слушают информацию, исполняют роль «копилки»; — слабо владеют речевыми действиями. В связи с этим необходим поиск эффективных способов и путей развития речи у детей среднего дошкольного возраста с заиканием. На наш взгляд, большим потенциалом в этом отношении обладает исследовательская деятельность.
Своевременное овладение ребенком правильной речью, имеет важное значение для формирования полноценно развитой личности, а усвоение слоговой структуры слова, является одной из предпосылок овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения в школе.
С каждым годом увеличивается количество детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У многих из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, то в дальнейшем это приведет к негативным аспектам развития личности, будет способствовать развитию замкнутости, закомплексованности, что в свою очередь вызовет проблемы не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.
Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте. Именно этот возраст является сензитивным периодом развития речи. Своевременное выявление речевых нарушений, способствует более быстрому их исправлению, предупреждает их отрицательное влияние на формирование личности и на общее психическое развитие ребенка. Поэтому развитие речи, которое включает в себя умение различать звуки на слух, четко их произносить, умение владеть своим артикуляционным аппаратом, правильно строить предложение – одна из задач, которая стоит перед дошкольным учреждением.
Изучив учебно-методическую литературу по данной теме, можно сделать вывод, что проблема нарушения слоговой структуры речи недостаточно изучена. Практика логопедической работы показывает, что на первый план в дошкольном возрасте выходит коррекция звукопроизношения, и, не дооценивается значение формирования слоговой структуры слова, которое является причиной дислексий и дисграфий у школьников.
Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением слоговой структуры слова включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к обучению грамоте.
Проблема исследования: заикание как речевое нарушение.
Цель исследования: выявить роль нарушений корково-подкорковых связей в этиологии и патогенезе заикания.
Объект исследования: ребенок с заиканием.
Предмет исследования: нарушения корково-подкорковых связей как основа этиологии и патогенеза заикания.
Задачи исследования:
— изучить специальную литературу по проблеме исследования;
— рассмотреть причину нарушения слоговой структуры слова у детей с заиканием;
— провести анализ методик по выявлению нарушений слоговой структуры слова у детей с заиканием;
— подобрать необходимые методики для преодоления данного нарушения.
Методы исследования:
— изучение специализированной литературы по теме;
— анализ методик по выявлению нарушений слоговой структуры слова;
— наблюдение;
— учебный эксперимент.
Методологическая база исследования: труды Р.Е.Левиной , посвященные изучению звуко-слоговой структуры слова, а также труды Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной , которые описали систему обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением звуко-слоговой структурой слова, включающую коррекцию всех структур речи и подготовку к полноценному обучению грамоте.
Практическая значимость исследования: материал может быть использован в работе воспитателей ДОУ логопедических групп, логопедов, студентов ВУЗов логопедического направления.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На современном этапе при обогащении знаний о самом процессе познания на разных возрастных ступенях речевая деятельность дошкольников с заиканием должна оцениваться с точки зрения современных позиций. Речь идет не о снижении роли взрослого, а о подталкивании ребенка на каждом этапе его развития к обогащению способов познания, а именно мотивации.
В таком случае принятые в дошкольном воспитании способы обучения должны существенно измениться. Особое значение придается индивидуальной и коллективной, в составе небольших групп, речевой деятельности детей. Взрослый только проявляет заинтересованность процессом, во время которого и передаются те или иные средства познания. Именно здесь очень важно не упустить мотивационные аспекты, формировать готовность к познанию, а не только вооружить средствами. Реализация этих принципов умственного воспитания дошкольников связана с формированием «общего творческого отношения к действительности».
Развитие речевых интересов детей с заиканием зависит от умения воспитателя создать дидактические и организационные условия в процессе обучения дошкольников. Для этого следует обеспечить продуктивное содержание развивающей окружающей среды, системный подход к организации речи детей на основе использования эффективных форм, средств и методов нестандартного типа для развития и стимулирования речевых интересов, учета индивидуальности каждого воспитанника и предоставления ему права реализации собственной инициативы.
Целенаправленное комплексное воздействие в условиях дошкольного учреждения и семьи должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей со взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в широком чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя через ведущий для дошкольного возраста вид деятельности – творческую игру. Именно благодаря общению и игровой деятельности ребенок усваивает опыт, обогащается знаниями, формируются практические умения и навыки, производятся взгляды и убеждения, формируются духовные потребности, эстетические чувства и закладывается характер.
Развитие речи тесно связано с деятельностью. В процессе определенной деятельности люди всегда общаются. Сочетание деятельности одного человека с деятельностью других людей образует совместную деятельность. Сущность коммуникации заключается во взаимодействии субъектов деятельности. В общении происходит обогащение деятельности, развиваются и образуются новые связи и отношения между людьми.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ЗАИКАНИЕМ

1.1. Клиническая характеристика заикания
Заикание является одним из самых сложных речевых расстройств, которое скрывает еще много нерешенных проблем. Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Разное понимание сущности заикания обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых исследователи подходили и подходят к изучению этого речевого недостатка. Это заболевание интенсивно изучается и освещается в научной литературе на протяжении многих лет такими выдающимися учеными, как Н. Асатиани, Л. Белякова, С. Дьякова, Р. Левина, С. Ляпидевский, Г. Неткач, В. Гиляровский, И. Сикорский, Н . Тяпугин и др.
Научная разработка проблемы заикания в отечественной логопедии связана с именами известных психиатров В. Гиляровского, Н. Неткач,
И. Сикорского. Долгое время заикание подростков исследовали такие высококвалифицированные специалисты, как Л. Андронова (Л. Арутюнян),
Г. Волкова, Б. Драпкин, Ю. Некрасова, Е. Оганесян, И. Поваров, Е. Рау,
В. Селиверстов, В. Шкловский ; уникальный творческий коллектив ЦПРиН
Л. Бондарева, В. Исагулиев, П. Исагулиев и многие другие. С конца ХХ века регулярно проводятся международные симпозиумы, посвященные исключительно проблеме заикания.
Проблемой заикания занимались многие отечественные и зарубежные специалисты: Р. Левина, Ф. Рау, И. Сикорский, Н. Xватцев и др. В современных условиях этот вопрос исследуют Л. Белякова, Е. Дьякова, Е. Рау, В. Селиверстов, В. Шкловский. А. Кравченко, В. Кондратенко, С. Ленёв и многие другие. Они рассматривали различные возрастные группы респондентов с указанным речевым недостатком.
Существуют значительные трудности при проведении психолого-педагогической и дифференциальной диагностики среди детей, от этого зависит своевременное начало лечения и правильная ориентация специалистов, ответственных за здоровье ребенка.
С конца XIX века формируется более устоявшееся мнение о заикании – его, по сути, начинают воспринимать как сложное психофизическое расстройство. Основой этого расстройства, по мнению ряда ученых, является, прежде всего, нарушение физиологического характера, а психологические недостатки имеют вторичный характер; многие исследователи, наоборот, первичными считали психологические особенности физиологических проявлений, при этом заикание – это лишь следствие этих недостатков.
Таким образом, постепенно складывалось представление о заикании как о функциональном заболевании вроде невроза.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы