Курсовая теория на тему «Роль музеев в сохранении культурной памяти и культурного наследия по Астраханской области»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Музей как феномен сохранения культурной памяти и культурного наследия 5
1.1 Терминологические и содержательные компоненты дефиниции «музей» истории 5
1.2 Классификация и содержание деятельности музеев в историко-культурном пространстве мировом и региональном 9
Глава 2. Проблемы сохранения культурной памяти и культурного наследия в музейном пространстве 14
2.1. Историко-культурные объекты и артефакты Астрахани как форма культурной памяти региона 14
2.2. Региональные музеи как институты хранения, изучения и презентации культурного наследия 17
Заключение 22
Список источников 24
Введение:
В современном мире одним из важнейших направлений исследований является решение проблем культурного наследия, представляющего собой комплекс всех культурных достижений общества, его исторического опыта, сохраняющегося в арсенале общественной памяти. Такое наследие имеет вне-временную ценность для общества, так как включает в себя достижения раз-ных эпох, сохраняя возможность передаваться новым поколениям в новые эпохи.
Актуальность данной темы видится в том, что современная цивилиза-ция осознала высокий потенциал культурного наследия, необходимость его сохранения и эффективного использования. Город Астрахань включен в спи-сок исторических городов России. Это означает, что памятники природы, ис-тории и культуры Астраханской области вносят важный вклад в культурное и природное наследие мира, вносят весомый вклад в устойчивое развитие нашей страны и человеческой цивилизации в целом и передавая его к следу-ющему поколению. Современные отечественные исследования разрабатыва-ют новые методологические подходы к охране культурного и природного наследия, соответствующие международному уровню.
В перспективе практики охраны астраханского наследия — сохранение уникальных территорий с комплексной реставрацией памятников истории и культуры. Астраханское культурное наследие станет полноценной частью мирового наследия только в том случае, если общество осознает необходи-мость сохранения своего национального достояния, а в стране будет создано эффективное охранное законодательство.
Кроме того, в последнее время большое внимание этой проблеме уде-ляют средства массовой информации, как печатные, так и электронные. Нашу страну поднимает из затяжного политического и экономического кри-зиса не политика, а культура и духовный настрой нашего народа.
Объектом исследования в данном случае являются культурное наследие Астраханской области.
Предметом исследования является музеи как культурное наследие Аст-раханской области.
Цель данной работы заключается в изучении значении музеев в сохра-нении культурной памяти и культурного наследия по Астраханской области.
Представленная цель определила следующие задачи:
1) изучить терминологические и содержательные компоненты дефи-ниции «музей» история;
2) рассмотреть классификацию и содержание деятельности музеев в историко-культурном мировом и региональном пространстве;
3) исследовать историко-культурные объекты и артефакты Астраха-ни как форма культурной памяти региона;
4) показать региональные музеи как институты хранения, изучения и презентации культурного наследия.
Методы исследования: анализ научной, исторической, исследователь-ской литературы по теме исследования, аналитический, типологический и хронологический методы.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, за-ключения, списка источников литературы и приложения.
Заключение:
Музей — очень сложное явление, и дать ему исчерпывающее, бесспор-ное и удовлетворительное определение непросто. В теоретическом музейном деле существуют разные подходы к определению «музея», но большинство исследователей определяют его как социальный институт через его функции.
Каждый из музеев уникален и неповторим. В то же время их коллек-ции, сфера деятельности, правовой статус и другие характеристики имеют некоторое сходство, позволяющее разделить все многообразие музейного мира на определенные группы, иначе говоря, классифицировать их.
Культурное пространство современного мира невозможно представить без культурного наследия, представляющего собой «сложное сочетание ма-териальных и нематериальных элементов культуры с набором ценностей, значимых своим многообразием».
Культурное наследие — это то, что «должно быть сохранено в настоя-щем для будущего потребления». Проблема сохранения и эффективного ис-пользования культурного наследия страны сложна и многогранна. Россия, столкнувшаяся в постсоветский период с рядом радикальных изменений в различных сферах, в том числе и в культуре, стоит особенно остро.
Культурное наследие Астраханской области уникально в силу своей поликультурности, что подтверждается и сохранившимися традициями раз-ных народов, населявших этот регион, и архитектурным обликом столицы и других городов региона, и многочисленными археологическими находками. Но раскопки, реконструкция и содержание объектов культурного наследия требуют огромных вложений.
И хотя районная и городская администрации проводят большую рабо-ту по привлечению инвестиций, приезжие часто отмечают заброшенность многих исторических зданий на грани разрушения, в то время как при пра-вильном подходе их можно было бы эффективно использовать. А так как финансирования катастрофически не хватает, то зачастую создается куль-турный симулякр, который начинает использоваться как реальный объект культурного наследия.
Память об исторических объектах как минимум угасает (особенно у подрастающего поколения), а симулякры остаются и замещают образовав-шиеся пробелы. Это одна из самых сложных проблем сохранения культур-ного наследия на сегодняшний день.
С учетом современных реалий, можно предположить несколько сцена-риев дальнейшего развития сложившейся ситуации:
— пессимистический, ведущий к отчуждению объекта от культурно-го ландшафта с последующим его исчезновением;
— оптимистичный, предполагающий наличие продуманной госу-дарственной культурной политики, вовлечение общественности и развитие сферы туризма с сопутствующими отраслями экономики;
— реалистично, отмечая сокращение государственных программ, направленных на сохранение культурного наследия, и снижение ответствен-ности государства за состояние и развитие культуры.
Модели государственно-частного сотрудничества дают хорошие ре-зультаты только в том случае, если «и государственные структуры, и част-ный сектор проявляют достаточную гибкость, чтобы проложить путь.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Музей как феномен сохранения культурной памяти и культурного наследия
1.1 Терминологические и содержательные компоненты дефиниции «музей» истории
Понятие «музей» появилось в культурном обиходе человечества более двух с половиной тысяч лет назад, но в современную эпоху его содержание кардинально изменилось. Древние греки изначально понимали музей как святилище муз, а со временем это слово стало ассоциироваться с представле-нием о месте для изучения литературы, науки и научного общения.
В эпоху Средневековья, когда канули в небытие многие традиции и ин-ституты античного мира, понятие «мусейон» вышло из употребления вместе с относящимся к нему культурным контекстом. Вторую жизнь ему дало Воз-рождение, но в то же время наполнило новым смыслом. Музеем называли сначала собрание памятников старины и произведений искусства, затем об-разцы природного мира и всего, что воспринималось как «редкость» и «чу-до». Но во второй половине XVI в. термин «музей» все чаще начинают при-менять не только к коллекции предметов, но и к помещению, в котором она хранится и экспонируется .
Появление нового аспекта в его трактовке музея связано с эпохой Про-свещения с ее упором на равенство образовательных возможностей, культ разума и пропаганду знаний. Из коллекции, доступной лишь немногим, му-зей вырастает в учреждение, открытое для широкой публики, и его опреде-ляющей чертой является не только наличие коллекции, ее хранение и изуче-ние, но и экспозиция. В XIX в. завершается процесс формирования музея как социокультурного института. В начале ХХ в. его часто определяют, как со-вокупность предметов, представляющих интерес для ученых, систематизиро-ванных и представленных в соответствии с научными методами. Однако дальнейшая демократизация музея привела к тому, что в его определении стала подчеркиваться направленность на все слои населения.
Тем не менее, в наши дни существует целый ряд определений музея, что в значительной степени объясняется сложностью и многоликостью само-го феномена. Дело в том, что XX век раскрыл новые типы музеев, а также пришло осознание того, что нужно хранить и экспонировать не только предметы, но и характерную для них среду, различные фрагменты историко-культурной среды, деятельности человека. Появились музеи под открытым небом, основанные не на традиционной коллекции предметов, а на памятни-ках архитектуры и народного быта, представленных в естественной среде. Есть и музеи, выставляющие в основном не оригиналы, а их репродукции.
Следующей причиной многообразия существующих определений му-зея является развитие теоретического музейного дела в исследовательских подходах специалистов, а также разнообразие целей и задач, ради которых создается определение. В справочных изданиях музеи обычно трактуются как научно-исследовательские и культурно-просветительские учреждения, которые по своим социальным функциям осуществляют комплектование, учет, хранение, изучение и пропаганду исторических, культурных и природ-ных объектов. Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федера-ции и музеях в Российской Федерации» (1996 г.) определяет музей как «не-коммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хране-ния, изучения и публичного представления музейных предметов и коллек-ций. Хотя в международной практике используется определение, разрабо-танное Международным советом музеев (ИКАМ) и включенное в его Устав в 1974 г., которое служит обществу и его развитию и открыто для людей; она приобретает, сохраняет, изучает, пропагандирует и экспонирует в образова-тельных, воспитательных и развлекательных целях материальные свидетель-ства человека и окружающей его среды. Это определение прошло долгий путь, но разногласия по поводу обоснованности и важности составляющих его элементов все еще существуют, так как вопросов оно ставит не меньше, чем решает. Поэтому зоопарки и ботанические сады, многие музеи науки, планетарии, исторические и природные достопримечательности и памятники, с точки зрения некоторых, музеями не являются. Другие считают, что в сфе-ру интересов музея входит вся природная, культурная и социальная среда человека. При их поддержке ИКОМ принял планетарии, ботанические и зоо-логические сады, многие природные и исторические памятники и известные места. Неоднозначно воспринимается и позиция о том, что музей должен служить обществу и способствовать его развитию .
Согласно определению, данному в энциклопедии «Русский музей», му-зей – это исторически обусловленный полифункциональный институт соци-альной памяти, реализующий общественную потребность в отборе, сохране-нии и репрезентации определенной группы природных и культурных объек-тов, воспринимаемых обществом как ценностная ценность. средство переда-чи из поколения в поколение — музейные предметы.
Термин «музейный объект» восходит к началу 1930-х гг. введены в отечественный научный оборот. Однако теоретическая разработка этой кон-цепции началась спустя несколько десятилетий. В исследованиях зарубежных и российских ученых З. Странского, Ю. Бенеша, К. Шрайнера А. М. Акселе-рация музейная тематика стала изучаться и как источник особого рода зна-ний, и как базовый элемент музейной коммуникационной системы.