Курсовая теория на тему Роль монополии в Российской экономике.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития монополии в российской экономике 5
1.1. История развития монополии как экономического субъекта 5
1.2. Сущность, роль и виды монополий в российской экономике 9
Глава 2. Анализ развития монополии в российской экономике 17
2.1. Конкуренция и монополия в российской экономике 17
2.2. Система антимонопольного регулирования в российской экономике 22
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Введение:
Конкуренция мощно стимулирует хозяйственную активность, прогрессивные нововведения, реализацию производства и понижение издержек «отбраковывая» убыточные предприятия и повышая тем самым уровень эффективности экономики. Благодаря ей формируется крайне большое разнообразие продуктов и богатые возможности выбора для всех партнёров и покупателей, уравниваются и в целом понижаются цены на однотипную продукцию разных производителей.
В истории экономической теории проблемы монополии и конкуренции в рыночной экономике являются довольно актуальными. Экономика всего государства важна для населения в целом, так как экономический спад или стремительный рост влияют на все сферы жизни населения. Как уже известно, наиболее развитым этапом общества — рыночная экономика и её подразделения. Конкуренция эта та рыночная сила, обеспечивающая взаимосвязь спроса и предложения. Конкуренция является неотъемлемой частью рыночной экономики, которая способствует эффективности производства продукции. Целью каждого производителя является максимизация своей прибыли, следовательно, расширение своих масштабов деятельности. Поэтому можно смело утверждать, что вопросы конкуренции, монополии и его регулирования являются довольно актуальными.
В нынешней экономике, конкуренции и права неизбежны, и двойственно сосуществуют и подчас сложно переплетаются, имеют свои преимущества и недостатки и по этой причине вызывают споры и разногласия среди экономистов.
Объектом исследования курсовой работы является монополия как рыночная структура.
Предметом исследования курсовой работы являются общественные и экономические отношения, возникающие в процессе развития механизма монополии.
Целью курсовой работы является комплексный анализ роли монополий в российской экономике.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач курсовой работы:
— изучить историю развития монополий как экономического субъекта;
— раскрыть сущность, роль и виды монополий в российской экономике;
— рассмотреть конкуренцию и монополию в российской экономике;
— проанализировать систему антимонопольного регулирования в российской экономике.
Теоретико-методологическую основу курсовой работы составляют всеобщефилосовский диалектический метод познания, предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического материала. Из числа общенаучных методов прежде всего используется системно-функциональный метод и целый ряд из числа общенаучных методов эмпирического-теоретического уровней, из частнонаучных- формально-юридический, сравнительно-правовой, проблемно-теоретический и др.
Эмпирическую базу курсовой работы составили данные Федеральной и региональной служб государственной статистики РФ, специализированные издания и ресурсы сети Интернет.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении курсовой работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая, эмпирическая основа, значимость курсовой работы.
В первой главе курсовой работы рассмотрены теоретические основы развития монополии в российской экономике.
Во второй главе курсовой работы проведен анализ развития монополии в российской экономике.
В заключении обобщены результаты курсовой работы.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
Бурный рост монополий начался с развитием и возникновением нового процесса в экономике, названным индустриализацией (машина производит машину) другими словами начало крупного машинного производства в конце XIX в. Появилась возможность снижения затрат при укрупнении производственных единиц (фабрик и заводов). Когда в отрасли оставалось небольшое количество крупных производителей, между ними могла разыгрываться сильная конкуренция, которая оказывалась невыгодна.
Наличие монополии в той или иной сфере производства всегда ведет к повышению цен и конечно же это не могло не вызвать протест со стороны потребителей. Для регулирования монополий нужно было принять соответствующее законодательство, и в 1890 г. в США был принят первый антитрестовский закон – закон Шермана. Вскоре такие законы были приняты практически во всех странах.
Монополии прошли долгий путь формирования и развития со своими особенностями и национальным колоритом на том или ином историческом периоде времени.
Монополия, как рыночная структура, характеризуется наличием в отрасли множества покупателей и единственного продавца, самостоятельно устанавливающего цены на свой товар, товар которого не имеет заменителей, а вход на рынок новых фирм затруднен ввиду наличия высоких барьеров. Исключительное положение фирмы-монополиста, позволяет ему, контролируя выпуск всей продукции, манипулировать ценой с целью получения максимальной прибыли, которую он в свою очередь извлекает в том, случае, когда объем выпуска таков, что предельный доход равен предельным издержкам.
На сегодняшний день совершенной конкуренции как таковой не существует, так как существуют корпорации, занимающие крупные доли на отраслевом рынке. Ярким примером является нефтегазовая отрасль, в которой барьеры для входа очень высоки. Проблема монополизации крупных компаний является весьма актуальной на сегодняшний день, так как это является основным фактором, почему малому и среднему бизнесу трудно противостоять крупным компаниям.
В современной России меры по антимонопольному регулированию осуществляет Федеральная антимонопольная служба, и сейчас одним из ключевых направлений её деятельности является контроль за деятельностью субъектов экономических отношений во избежание их действий по ограничению конкуренции на рынке, по использованию своего положения для повышения количества своей продукции, а также ограничение конкуренции, которая возникает из-за незаконных действий хозяйствующих субъектов в целях получения привилегированного положения. Также в число направлений деятельности ФАС входит осуществление мероприятий по контролю за действиями хозяйствующих субъектов, занимающих значительную часть рынка, по понижению качества продукции за счёт использования несовершенных и не соответствующих современному уровню развития науки технологий.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития монополии в российской экономике
1.1. История развития монополии как экономического субъекта
Основные черты монополии можно проследить уже во времена Древнего Египта ещё во II тысячелетии до н.э., когда только избранная каста в лице жрецов и фараона, как хозяева наиболее крупных мануфактур, имела право продавать ткани за границу. Помимо этого, в том же Древнем Египте можно увидеть формирование монополии на пшеницу, когда Египет стал не просто базой товарного производства огромного количества пшеницы, а зерновой житницей практически всего Средиземноморья, благодаря удобренным нильским илом землям. Помимо пшеницы, предметом монополии стали получение меда, соль и обработка текстиля .
В дальнейшем, кроме монополии на товары, возникли и монополии на те или иные услуги. Ярким примером может послужить банковское дело в Древнем Египте, организованное в форме государственной монополии, где банки имели монопольное право ведения банковских операций .
Отличительной особенностью античного периода была государственная монополия на ведение внешней торговли, так как она приносила огромные доходы царской казне.
Период Средневековья характеризуется появлением фирм-монополистов, для которых государством создавались отдельные условия на занятие той или иной деятельностью посредством выдачи привилегий. В начале XVII века в Англии это явление носило наиболее явный характер. Раздача монополий стала не просто политикой государства, а банальным средством пополнения казны. Только в первой половине XVII века государство выдало более 700 монополий, что свидетельствует о злоупотреблении власти правом продавать права на монополию торговли.
Вторая половина XIX века характеризуется не только бурным развитием крупного машинного производства и производительных сил в целом, но и образованием новых, различных форм «сообществ», которые по своей сущности представляли монополистические объединения. Наибольшее распространение получили следующие формы организации монополии: синдикат, который предусматривал наличие временной договоренности между предпринимателями о единой политике в продажах, и трест, подразумевающий под собой не просто договоренность, а полное объединение всех фирм в одну, где уже возникало общее управление производством и обобществлялся процесс технических усовершенствований и изобретений .
Предприниматели объединялись с целью монополистического господства над рынком и, тем самым, ограничивали возможную конкуренцию, которая могла быть им просто невыгодной. Благодаря этому, они смогли снизить предпринимательские риски в условиях огромного роста концентрации капитала и производства.
Появление новых форм организации монополии стало объектом внимания представителей различных экономических школ того времени. Среди исследований того времени можно выделить работу Г. Геймана «Смешанные предприятия в немецкой крупной железоделательной промышленности» (1904), который точно смог описать сложившуюся ситуацию в немецкой железоделательной промышленности того времени. Ещё одним ярким немецким экономистом, изучавшим тресты и картели был Р. Лифман со своей работой «Картели и тресты и дальнейшее развитие народнохозяйственной организации».