Курсовая теория на тему Роль массовых праздников в эстетическом воспитании населения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 2
ГЛАВА
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ НАСЕЛЕНИЯ.. 5
1.1.
Сущность понятия «эстетическое воспитание». 5
1.2.
Массовые праздники и их влияние на эстетическое чувство человека. 13
1.3.
Использование массовых праздников в деятельности культурно-досуговых учреждений
(по годовому отчету). 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 34
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ РЕСУРСОВ.. 36
Введение:
В последнее время увеличивается спрос общества к
культурно-досуговым мероприятиям, событиям, фестивалям другим формам массовых
зрелищных мероприятий. Такие мероприятия полностью отвечают потребностям
современного человека и соответствуют его стилю жизни.
В последние годы перед государством ставится цель по
возрождению и развитию культурных ценностей человека, который способен
развиваться, социализируясь в обществе. Гармоничное развитие личности человека
будет способствовать отвлечению от вредных привычек и направление его в
полезное русло при этом, совершенствуя свои навыки и поведение.
В свою очередь, задачей культурно-досуговых учреждений, как
социальных институтов, заключается в совершенствовании социальной активности и
творческого потенциала каждой личности, реализация разнообразных форм досуга и
отдыха, создание условий полной самореализации в культурно-досуговой сфере.
Соответственно, одной из актуальных проблем, которая ставится
перед учреждениями является организация досуга населения.
Использование свободного времени является определенным
индикатором культуры, сферой культурных потребностей и интересов отдельного
человека или всей группы в целом. Досуг оказывает влияние на
производственно-трудовую сферу деятельности, так как в условиях свободного
времени благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, которые
снимают интенсивные физические и психические нагрузки.
Проблема влияния массовых праздников на эстетическое
воспитание весьма актуальная в настоящее время. Но в виду того, что в последнее
время реализуется множество различных массовых мероприятий, происходит значительное
влияние на формирование вкусов и эстетику населения. Именно поэтому с каждым днем количество массовых праздников,
фестивалей, художественно-пропагандистских кампаний, увеличивается во всех
регионах страны.
Актуальность
исследования
заключается в том, что дальнейшее совершенствование воспитательного влияния
массовой культурно-просветительной работы невозможно без более конкретного
исследования потребности в празднике, классификации и критического осмысления
идейно-политических, художественно-массовых мероприятий, посвященных тем или
иным праздничным заключенным и датам в рамки единой массово-политической
кампании в городе [14].
Цель: теоретически обосновать роль
массовых праздников в эстетическом воспитании населения и разработать программу
или проект бредового мероприятия «Праздник таяния льда»
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «эстетическое воспитание»
2. Рассмотреть массовые праздники и их классификацию
3. Изучить опыт использования массовых праздников в
деятельности КДУ.
Объект исследования – эстетическое воспитание.
Предмет исследования – роль массовых праздников в
эстетическом воспитании населения.
При написании курсовой работы были использованы следующие
методы:
— анализ литературы и статей, посвященные данной теме;
— анализ использования массовых праздников в деятельности
культурно-досуговых учреждений;
— (здесь
нужно добавить методы по 2 главе).
Теоретическая значимость курсовой работы:
— выявлена сущность понятия «эстетическое воспитание»;
— изучена классификация массовых праздников;
Заключение:
Культурно-массовые мероприятия сопровождают человека с давних
времен, при этом видоизменяясь, приобретая новые формы и методы реализации, но
сама идея и суть мероприятия остаются для человека неизменной –
культурно-эстетическое воспитание человека.
Эстетическое воспитание — это емкий и сложный процесс,
который включает в себя множество тесно переплетающихся целей, задач, форм и
методов формирования и развития эстетических вкусов каждого человека и общества
в целом. Эстетическое воспитание сопровождает человека на протяжение всей его
жизни и неизменно влияет на его характер, действия и поступки.
Одной из форм эстетического воспитания является искусство, в
котором заключен огромный воспитательный потенциал и который может быть
использован в любой сфере человеческой жизни. Развитие в человеке творческих
навыков и эстетического восприятия окружающего мира будут неизменно оказывать
положительное воздействие на развитие грамотного, эстетически воспитанного
социального общества.
Понятие «массовый праздник» встречается в самых разных
текстах, относящимся к социальным и гуманитарным наукам. Уже у древних авторов
могут быть вычленены описания празднеств, как религиозных, так светских и
домашних, которые служат основанием для социально-гуманитарной реконструкции и
рефлексии феномена праздника.
Теоретическая значимость исследования раскрывает как
выявленные типы массовых праздников влияют на эстетическое воспитание личности.
Отрасль культурно-массовых праздников в настоящее время
активно развивается и требует постоянного качественно-организованно досуга как
отдельного человека так и населения в целом, который бы отвечал всем
потребностям и запросам общества. Для этого нужно совершенствовать
материально-техническую базу учреждения, работать над повышением квалификации
каждого отдельного сотрудника, задействованного в проведении культурно-массовых
мероприятий, а также совершенствовать и развивать новые формы массовых
мероприятий.
Многие ученые исследовали влияние массовых праздников на
эстетическое воспитание личности. В отечественной литературе серьезному анализу подверг идею влияния
праздника на эстетическое воспитание М.М. Бахтин в своей работе о творчестве.
Среди отечественных исследователей необходимо назвать таких авторов, как
Аверинцев С.С., Белкин А.А., Гагин В.Н., Колесникова А. В., Котылев А. Ю.,
Левинсон А.Г., Лихачев Д.С., Мазаев А.И., Нестерук М.М., Пропп В.Я., Рубцова
А.О., Соколов Э.В., Созина Е. К., Стратанович Г.Г., Топоров В. Н., Фрейденберг
О.М., Эпштейн М.Н., и др.
Массовые праздники вбирают в себя опыт различных культур и
национальных культур, в частности, праздник представляет собой сложный синтез,
по-своему использующий различные виды художественной деятельности, что,
несомненно, оказывает влияние на воспитание эстетического вкуса личности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ В
ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ НАСЕЛЕНИЯ
1.1.
Сущность понятия «эстетическое воспитание»
Определенным показателем уровня эстетического развития и
воспитания личности служит его эстетическая культура, а для того, что бы
приобщить человека к этому, необходимо воспитывать в нем и развивать чувство к
прекрасному.
Сама идея эстетического воспитания появилась давно, ещё в
древности. Представление о сущности эстетического воспитания, его целях,
задачах, изменилась под влиянием трудов Аристотеля и Платона. Эти представления
существуют и в настоящее время. Изменения в представлениях были обусловлены
различными разногласиями во взглядах к развитию эстетики как науки и пониманием
сущности ее предмета. В основу системы эстетического воспитания легки такие
категории, как: «прекрасное», «одухотворенное», «красивое».
В настоящее время проблема эстетического воспитания,
формирования и развития личности, ее эстетической культуры – является одной из
главных задач, которые стоят перед школой, учреждениями дополнительного
образования, культурно-досуговыми учреждениями. Данная проблема изучается
многими отечественными исследователями, её проблематика и развитие описаны в
трудах многих российских и зарубежных психологов и педагогов. Среди них: Сухомлинский
В.А., Лихачев Б.Т., Леонтьев Д.А., Макаренко А.С., Шацкая В.Н., Торошилова
В.Н., Неменский М.Е., Мелик-Пашаев А.А., Джола Д.Н. и другие. В трудах этих
исследователей можно встретить большое количество различных подходов к
определениям понятий, выбору средств и путей эстетического воспитания.
Например, Лихачев Д.С., в своей книге «Теория эстетического
воспитания школьников», определяет эстетическое воспитание как целенаправленный
процесс формирования творчески активной личности, способного воспринимать и
оценивать прекрасное, трагическое, комическое, в жизни, искусстве, жить и
творить «по законом красоты». Лихачев подчеркивает ведущую роль
целенаправленного воздействия в эстетическом становлении личности. Взаимодействуя
с эстетическими явлениями жизни и искусства, человек, так или иначе,
эстетически развивается. Но при этом человеком не осознается эстетическая
сущность предметов, а развитие часто обусловлено стремлением к развлечению, к
тому же без вмешательства извне у человека могут сложиться искаженные представления
о жизни, ценностях и идеалах [10].
Запорожец И. Д. в своем труде «Воспитание эмоций и чувств у
дошкольника» определяет эстетическое воспитание следующим образом: «эстетическое
воспитание – это организация жизни и деятельности детей, которая способствует
развитию эстетических и художественных чувств, влияет на формирование
представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и
эстетического отношения ко всему, что нас окружает» [13].
В кратком словаре по эстетике дается следующее определение: «эстетическое
воспитание – это система мероприятий, которые направлены на выработку и
совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать,
ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и в искусстве» [20].
Красота, помимо другого своего назначения, выступает как один
из регуляторов человеческих взаимоотношений, способствуя тому, чтобы они
становились в полной мере человечными. Благодаря красоте люди интуитивно тянутся к добру ещё до того, как идея добра будет осмысленно воспринята их моральным сознанием. Эстетическое воспитание развивает все духовные способности человека,
необходимые в различных областях творчества.
Многие часы, которые
провёл, играя на скрипке, А. Эйнштейн, не были похищены у науки, ибо, по собственному
свидетельству физика, «настоящая наука и настоящая музыка требует однородного
мысленного процесса». Конфликт между основными функциями эстетического
воспитания возникает тогда, когда эстетические «ценности», в духе которых
воспитывается человек, выражают интересы реакционных слоёв общества, являются
антигуманистическими по своей сути. Например: пропаганда жестокости, насилия,
милитаризма, гонки ядерных вооружений в различных видах и жанрах буржуазной
массовой культуры, не только не требуют развития человеческих творческих
способностей, а, наоборот, направлены на всяческое их притупление. Если же
предполагается формирование личности в духе подлинно эстетических ценностей –
таких, которые выражают развитие свободы и свободное развитие человека и общества,
— то функции эстетического воспитания гармонически обуславливают друг друга.
Ибо постижение эстетических
ценностей, возникающих в процессе
творческой деятельности, не может не носить творческого характера.
Важнейшим фактором целенаправленного эстетического воздействия
на личность является искусство, так как в нём концентрируется и материализуется
эстетическое отношение. Поэтому художественное воспитание – воспитание
потребности в искусстве, развитие его чувствования и понимания, способности к
художественному творчеству – составляет неотъемлемую часть эстетического
воспитания в целом.
Иными словами, искусство участвует в осуществлении как ценностно-ориентационной, так и творческой функций эстетического воспитания. При этом с помощью искусства не сводится только к
художественному воспитанию. Оно гораздо
шире, так как предлагает воздействие на
эстетические аспекты труда, быта людей, их поведение, а также формирование эстетического отношения к самой деятельности.
Существует большое количество определений понятия
«эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, можно выделить
основные положения, которые наиболее объемно раскрывают его сущность.
Эстетическое воспитание – это:
— формирование способности воспринимать и видеть красоту в
искусстве, жизни, умение оценивать ее;
— процесс целенаправленного воздействия;
— задача формирование эстетических вкусов и идеалов как
каждой личности, так и социальной группы в целом;
— развитие способности к самостоятельному творчеству и
созданию прекрасного.
Эстетическое воспитание — это воспитание способности
целенаправленно чувствовать, воспринимать, правильно понимать и оценивать
красоту в окружающем – в быту, общественной жизни, труде, в искусстве. Так же
эстетическое воспитание призвано развивать у людей способность творческого
подхода к организации рабочего процесса, принося что-то прекрасное в свою
повседневную жизнью Таким образом, понятие «эстетическое воспитание» включает в
себя: развитие эстетических чувств и потребностей, приобщение человека к
эстетическим идеям, вкусам и взглядам, опираясь на современную идеологию при
этом формируя определенные способности в младшем возрасте посильно участвовать
в создании красоты как в жизни, так и в искусстве [7].
В процессе эстетического
воспитания формируется ориентация индивида в мире эстетических ценностей,
опираясь на представления об их характере, направленности и дальнейшем
развитии, приобщение к данным ценностям. В то же время в эстетическом
воспитании формируется и развивается способность личности к эстетическому
восприятию, переживанию: ее эстетический вкус, ценности, способность к
творчеству и его принятию, созданию эстетических ценностей как в искусстве, так