Курсовая теория на тему Роль клубов в жизни советского рабочего 1920-30гг.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. СОВЕТСКАЯ
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ В 1920-1930-Е ГОДЫ.. 5
1.1. Роль рабочей молодежи в России 1920-1930 х годах. 5
1.2. Динамика развития культурных учреждений в 20-30 гг.
ХХ века. 10
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ КЛУБНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ В 20-30-Е ГОДЫ XX ВЕКА 14
2.1. Досуг рабочих в 20-30-х годах XX века. 14
2.2. Клубные учреждения как новое культурное пространство
повседневности советского рабочего. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.. 26
Введение:
Принципиальный
переворот в духовном развитии общества, осуществленный в СССР в 20-30-е годы ХХ
века, стал неотъемлемой частью социалистических преобразований. Теория
культурной революции была разработана В.И. Лениным. Культурная революция и
создание нового социалистического образа жизни направлены на изменение
социального состава послереволюционной интеллигенции и обмен традициями
дореволюционного культурного наследия через идеологизацию культуры. Была поставлена
задача создания «пролетарской культуры», основанной на марксистско-классовой
идеологии, «коммунистическом воспитании» и народной культуре.
Строительство
нового социалистического образа жизни предусматривало ликвидацию неграмотности,
создание социалистической системы народного образования и просвещения,
формирование новой, социалистической интеллигенции, перестройку жизни, развитие
науки, литературы, искусства под партийным контролем. В результате
осуществления культурной революции в СССР были достигнуты значительные успехи:
по переписи 1939 г. уровень грамотности населения составлял 70%; в СССР была
создана первоклассная общеобразовательная школа, численность советской
интеллигенции достигала 14 млн человек, отмечался расцвет науки и искусства. В
культурном развитии СССР вышел на первое место в мире.
В 20-30-е
годы в СССР произошла значительная культурная трансформация. Если социальная
революция уничтожила в стране полу-средневековый класс, разделивший общество на
«народное» и «высшее», то за двадцать лет культурная перестройка выдвинула его
на путь преодоления цивилизационного разрыва в повседневной жизни многих
десятков миллионов людей. На короткое время материальные возможности людей
перестали быть существенным препятствием между ними и хотя бы элементарной
культурой, а знакомство с ней мало зависело от социального и профессионального
статуса людей. И по масштабам, и по темпам эти изменения действительно можно
считать общенациональной «культурной революцией». Большую роль в
«окультуривании» молодого поколения сыграло развитие клубов, кружков и других
общедоступных культурно-досуговых учреждений, что и обуславливает актуальность данной темы исследования.
Объект исследования – повседневность советского
рабочего в 1920-1930-е годы.
Предмет исследования – роль клубов в развитии культуры
советского рабочего 1920-1930-х годов.
Цель работы – рассмотреть роль клубных
учреждений в повседневной жизни и развитии общей культуры советского рабочего
1920-1930-х годов.
Задачи исследования:
—
рассмотреть роль рабочей молодежи как фундамента строительства новой
государственности в 1920-1930-е годы;
— дать
характеристику наиболее значимым особенностям развития культурной среды и
учреждений культуры в советской России 1920-1930-х годов;
— описать
основные формы досуга советского рабочего в 1920-1930-е годы;
—
рассмотреть клубы как новую форму культурного взаимодействия советской рабочей
молодежи 1920-1930-х годов.
Заключение:
Произошедшие в стране преобразования не могли
не сказаться на перестройке жизни общества. Этот процесс получил название
культурной революции, которая началась с первых лет Советской власти, но
получила широкое развитие только в период перестройки народного хозяйства.
Изменения в 20-30-х годах ХХ века в
духовно-культурной сфере и строительство нового социалистического образа жизни
развернулись в следующих направлениях:
— ликвидация неграмотности и введение всеобщего
образования;
— подготовка специалистов для народного
хозяйства через систему высшего и среднего специального образования;
— развитие фундаментальной и прикладной науки;
— создание творческих союзов и развитие
художественной культуры;
— формирование многонациональной культуры;
— идеологическая работа по пропаганде
социалистического образа жизни и мобилизации масс на социалистическое
строительство.
Осуществление изменений в
культурно-духовной сфере происходило в особых условиях переходного периода, и
большую роль в этом процессе сыграло активное распространение сети клубных
учреждений. При клубах
создавались библиотеки, учебные комнаты, партийные школы. В клубах
обеспечивалась организация экскурсионной работы, развитие художественного
творчества путем создания литературно-драматических, музыкальных и других
самодеятельных кружков. В общественно-политическую и культурно-просветительскую
жизнь молодой Советской Республики быстро вошли клубы заводов и фабрик,
созданные профсоюзными комитетами. Партия возложила на клубы одну из основных
задач культурно-просветительской работы — политическое воспитание рабочих и клубы
эту задачу выполняли в полной мере, чему способствовала и общая политика нового
государства.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. СОВЕТСКАЯ
ПОВСЕДНЕВНОСТЬ В 1920-1930-Е ГОДЫ
1.1. Роль рабочей молодежи в России 1920-1930 х годах
После
прихода большевиков к власти в России новые политические силы были
заинтересованы в создании экономической основы для построения социализма. Важно
было обеспечить соответствие политического и социального воспитания молодого
поколения идеологии большевистской партии. Молодежь, являющаяся наиболее
активной и заинтересованной частью общества, должна была играть особую роль в
становлении, развитии и укреплении нового государства. После революционных
событий октября 1917 года рабочий класс в России был официально признан главной
движущей силой общественного развития. В то же время В.И. Ленин подчеркнул, что
студенческая и прежде всего рабочая молодежь должна не только решать исход всей
революционной борьбы, но и играть важную роль в дальнейшем развитии советского
государства[1]. В
результате, учитывая специфику новой власти, рабочая молодежь стала основой
построения советского общества и государства в 20-30-е годы XX века. Молодежь —
это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности общих
возрастных особенностей, особенностей социального статуса, обусловленных
различными социально-психологическими свойствами, определяемыми
социально-политической системой, культурой и закономерностями социализации.
Очень сложно точно определить возрастные границы молодежного периода.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что эти рамки во многом зависят
от исторической эпохи, влияющей на развитие человека, от определения
социального статуса в той или иной эпохе[2]. Изменения
в характере общественного производства и системе общественных отношений
повлияли на определение возрастных групп. При этом необходимо учитывать и продолжительность
жизни. Это зависит от экономических и политических особенностей, условий труда,
условий проживания и здравоохранения. Также следует обратить внимание на
возраст, в котором можно работать, время формирования семьи и начало социальной
зрелости. Все это определялось, прежде всего, тем, что молодежь принадлежала к
определенному социальному слою[3].
Согласно данным 1926 года, средняя продолжительность жизни в СССР
составляла 44 года. В комсомол в 20–30-е годы XX века принимались
представители молодежи с 14 лет и до достижения 23 лет. Период молодости часто
завершался решением брачно-семейных вопросов. В соответствии
с Кодексом законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном
и опекунском праве 1918 года, брачный возраст определялся для женского
пола в 16 лет, а для мужского — в 18 лет. С принятием в 1926 году Кодекса
законов о браке, семье и опеке возраст вступления в брак был
изменен — 18 лет для мужчин и женщин[4].
Важно определить и возраст начала работы. Кодекс законов о труде 1918 года
установил, что трудовая повинность распространялась только на лиц старше 16
лет. Согласно Кодексу законов о труде 1922 года, привлечению к трудовой деятельности
не подлежали лица, не достигшие возраста 18 лет. Несмотря на принятые
нормативные акты, часто на предприятиях можно было встретить четырнадцатилетних
подростков. Исходя из этого, Н.Б. Лебина приходит к выводу, что
к молодежи в 20-е годы XX века относились лица в возрасте от 14 до
24–26 лет[5]. Имеются
и свидетельства, согласно [1] Ленин В. И. Полное собрание
сочинений. Т. 9. М., 1979. – С. 247. [2] Лебина Н. Б. Рабочая молодежь
Ленинграда: труд и социальный облик. 1921–1925 гг. М., 1982. – С. 6. [3] Лебина Н. Б. Рабочая молодежь
Ленинграда: труд и социальный облик. 1921–1925 гг. М., 1982. – С. 8. [4] Лебина Н. Б. Рабочая молодежь
Ленинграда: труд и социальный облик. 1921–1925 гг. М., 1982. – С. 11. [5] Лебина Н. Б. Проблемы
социализации рабочей молодежи Советской России 20–30-х гг. Автореферат.
СПб., 1992. – С. 5.