Курсовая теория на тему Роль классного руководителя в воспитании школьников.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение 2
1. Место классного руководителя в воспитании учащихся 4
2. Работа классного руководителя с трудновоспитуемыми учениками, направленная на профилактику отклонений в поведении 12
3. Семья и классный руководитель 17
Заключение 31
Список литературы 33
Введение:
Актуальность темы. Кардинальные политические, социальные и экономические преобразования требуют и нового переосмысления воспитания подрастающего поколения. Жизнь требует рассматривать его под углом развития национального самосознания, гумманизации и гумманитаризации образования.
Современная школа, как и общество в целом, переживают сложный период, когда осуществляется решительный поворот к личности школьника. Такая школа уважает собственное достоинство каждого ученика, его индивидуальную жизненную цель, запросы и интересы, создает благоприятные условия для его самоопределения, самореализации и развития.
Воспитание как процесс следует рассматривать с философской и психолого-педагогической позиции. Это целенаправленное формирование у личности определенного отношения к людям и окружающей действительности. Причем формирование рассматривается не как внешнее давление на личность, а возбуждение и стимулирования ее внутренней потребности к соответствующему мышления, действий, духовных потребностей.
Классный руководитель – главное звено в воспитании детей в современной школе. Он сотрудничает с семьей, социальным педагогом, психологом, учителями предметниками, обеспечивает социальную среду ребенка. Каждый класс индивидуален, приходится изучать его, находить индивидуальный подход к каждому ученику, и формировать дружный, «зрелый» коллектив. Чувство «Мы» позволяет ребенку чувствовать себя уверенно перед сложной и не всегда понятной ему социальной реальностью, адаптироваться к «взрослой» жизни. Работа по формированию сплочённого коллектива проводится последовательно, целенаправленно.
Учитель, ученики, класс (воспитатель, воспитанники, коллектив) в процессе самоопределения, самореализации, самоорганизации переживают определенные негативные состояния: физической и психологической усталости, неудовлетворенности собой и другими, стресса, разочарования, страха, неуверенности и тому подобное. Эти состояния разрушительно влияют на результат воспитательного процесса, на развитие учащихся. Для восстановления личностной гармонии в человеке необходимо научить ее средствам защиты, а также физического и психологического стимулирования потребностей и творческой энергии. Самореабилитация предполагает способность человека защищать себя культурными средствами От несправедливости, отстаивать свою позицию; умение решать конфликты без стрессов, снимать излишнее напряжение (релаксация); сдерживать свои эмоции; умение отдыхать (рекреация), адекватно оценивать себя и других. В данном случае воспитатель должен обладать навыками педагогической психотерапии.
Объект исследования – школьники.
Предмет исследования – воспитание школьников.
Цель курсовой работы – изучить роль классного руководителя в воспитании школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить место классного руководителя в воспитании учащихся.
2. Рассмотреть работу классного руководителя с трудновоспитуемыми учениками, направленную на профилактику отклонений в поведении.
3. Изучить роль отношений классного руководителя с семьями школьников.
Методы исследования – теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Структура курсовой работы – работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
В сложном переплетении современных экономических, социальных, педагогических проблем цивилизованное человечество все чаще обращается к морали, гуманизму и культуре, видя в них реальный путь своего выживания и будущего процветания. Действительно, решить свои сложные проблемы наше общество не сможет, не по преодолевая глубокой морального кризиса, морально не возродившись.
Поиск эффективных путей решения педагогических проблем, стоящих особенно остро в период реформирования учебных заведений и возрождения национальной школы, связанный с гумманизацией отношений. Категория «отношения», как доказано психологами, выполняет гносеологическую функцию при разработке проблемы характера, мотивов, установок, ценностных ориентаций личности, морально-психологического климата, связанных с проявлением субъектных качеств человека.
Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Классный руководитель — это человек творческий. Как всякий исследователь, он создает свою творческую лабораторию, которая помогает ему сделать воспитательную работу с учащимися увлекательной и захватывающей.
Профессиональный педагог — это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс. Учитель и воспитатель в начальной школе — это знаковая фигура. Ни для кого не секрет, что младшие школьники, идеализируя своего учителя и подражая ему, при переходе на среднюю ступень обучения пытаются перенести стиль взаимоотношений, принципы взаимодействия с ним на других учителей. Хорошо, если их ожидания оправдаются.
Педагог, как руководитель классного коллектива, реализует свои функции относительно всего класса в целом и каждого ученика в отдельности. Все поставленные перед ним задачи классный руководитель решает в соответствии с учетом возраста детей и взаимоотношений внутри класса, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ученика. Основным критерием результативности деятельности классного руководителя является содействие саморазвитию личности, реализации творческих способностей, обеспечение социальной защиты, создание необходимых условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.
Любой классный руководитель знает, что от уровня сплоченности коллектива, от эмоционального настроя класса зависит индивидуальный успех каждого учащегося и удовлетворенность жизнью в школе всех ребят. В дружном коллективе легко работать и самому педагогу. Именно в коллективе сверстников у детей и подростков формируется умение сосуществовать в обществе, развиваются навыки поло ролевого и статусного поведения, разнообразные коммуникативные навыки. Эти навыки, вместе со специальными знаниями и умениями по предметам, — залог успеха выпускников в меняющихся социально-экономических условиях. Помимо традиционных общих дел в классе, организации интересного досуга, для классного руководителя принципиально важным становится владение такими формами работы, которые создают условия для развития информационно-познавательных, коммуникативных, мировоззренческих навыков и способов поведения. Высокий уровень развития потребности и способности личности к самопознанию, самоактуализации, самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию — залог успеха выпускника школы. Именно классный руководитель может и должен учить детей эффективной коммуникации, успешной деятельности, навыкам целеполагания и самоорганизации.
Фрагмент текста работы:
1. Место классного руководителя в воспитании учащихся
Чтобы ответить на вопрос, какое место отводится классному руководителю в системе воспитания учеников, прежде всего следует выяснить факторы, формирующие современную ребенка.
Известно, что социализация личности осуществляется в результате как стихийного воздействия со стороны социальной среды, так и целенаправленных воздействий со стороны спирально созданных государственных и общественных институтов.
При этом, если один из воздействий — в зависимости от возраста ребенка — становится более весомым, то второй, например, отодвигается на задний план, третий — приобретает постоянный характер. Скажем, домашнюю среду наиболее влияет в дошкольном возрасте. В младшем школьном возрасте семья, оставаясь мощным фактором воспитания, уступает школой. Ведущей, как утверждают психологи, становится учебная деятельность, а крупнейшего авторитета в формирование ценностных ориентаций приобретает мнение учителя.
Резкая смена ориентиров в социальной ситуации развития детей начинается с младшего подросткового возраста. Для подростка преимущественное значение приобретает отношение к нему товарищей и их нравственная оценка всего происходящего в мире. Мальчики и девочки в этом возрасте с интересом присматриваются друг к другу, сравнивают, пытаются ответить на жизненно важные для них вопросы: «какой я», «кто я», «не хуже других»? Очень болезненной становится подозрение: «Не уступаю я в чем друзьям?» Если так, то это воспринимается как трагедия, возникает потребность самоутверждения, самореализации, которые при неблагоприятных условиях приобретают острых, конфликтных, а нередко и антисоциальных форм. Поэтому одним из важнейших педагогических задач, реализуют опытные педагоги, является развертывание различных видов деятельности, где бы каждый смог раскрыть себя с лучшей стороны, заслужить уважение товарищей [4].
Следует учитывать, что любая группа сверстников одинаково значит для подростка. Он пытается войти в так называемую референтную группу, оценками