Курсовая теория на тему Роль игровых приемов в формировании культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1
Теоретические основы деятельности по формированию культурно-гигиенических
навыков младших дошкольников. 4
1. Понятие «культурно-гигиенические
навыки». 4
1.2 Система работы по формированию
гигиенических навыков в дошкольном возрасте. 8
Глава 2 Особенности использования
игрового метода в работе по формированию культурно-гигиенических навыков детей
младшего дошкольного возраста. 14
2.1 Формирование игрового поведения у
детей младшего дошкольного возраста в трудах отечественных ученых. 14
2.2 Роль
игровых методов и приемов в формировании культурно–гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста. 22
Заключение. 29
Список литературы.. 30
Введение:
Важнейшим
фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья
включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического
дефекта, но и состояние полного социального, физического и психологического
благополучия.
Сохранение
и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Большую роль в
развитии гигиены детей сыграли учёные В.И. Молчанов, Г.Н. Сперанский, М.С.
Маслов, Н.М. Щелованов и другие. Их труды содержат сведения не только по
диагностике и лечению детских заболеваний, но и по уходу, питанию, закаливанию
и воспитанию здоровых детей. На основании исследований этих ученых, работники
дошкольных учреждений, взяли за основу воспитание культурно – гигиенических
навыков. В каждой возрастной группе эта задача осуществляется в соответствии с
программами воспитания в детском саду. Усвоение того или иного навыка детьми
требует времени, поэтому задача его формирования может относиться не к одному,
а к нескольким годам жизни ребёнка.
Программы
воспитания и обучения в детском саду ориентированы на создание в детском саду
обстановки, которая способствует формированию культурно-гигиенических навыков.
Дошкольный
возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность,
закладываются прочные основы физического здоровья.
Культурно–гигиенические
навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании
культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм
поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша.
Воспитание
у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья,
способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с
детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены
стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались.
Цель
исследования – изучение особенностей использования игровых приемов в процессе формирования
культурно-гигиенических навыков младших дошкольников.
Объектом
исследования является процесс формирования культурно–гигиенических навыков у
детей младшего дошкольного возраста.
Предметом
исследования является использование игрового метода на формирование навыков
личной гигиены у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи
исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования
культурно–гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать значение и особенности
развития игры в младшем школьном возрасте;
3. Охарактеризовать особенности применения
игры в работе по формированию культурно-гигиенических навыков детей младшего
дошкольного возраста.
Методы
исследования: анализ научной и методической литературы, систематизация и обобщение
полученной информации.
Заключение:
Культурно-гигиенические навыки — важная составная
часть культуры поведения.
Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица,
тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но
и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих
правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно
касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не
умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в
работе.
Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано
с воспитанием культурного поведения. С самого раннего возраста, детей приучают
правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно
пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой; учат
тому, что, чем и как едят; знакомят с разновидностями посуды (чайная,
столовая); учат сервировать стол, привлекают внимание к заданному образцу
правильного общения во время приема пищи (разговаривать вполголоса,
доброжелательным тоном, не говорить с набитым ртом, уважительно относиться к
просьбам и желаниям детей), обращают внимание на красоту правильно
сервированного стола, вызывая ответный эмоциональный отклик.
В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего
усваиваются детьми в играх специально направленного содержания, однако для
более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении
периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный
способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в
детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы деятельности по
формированию культурно-гигиенических навыков младших дошкольников
1. Понятие «культурно-гигиенические
навыки» Личная
гигиена интерпретируется как множество мер по хранению и упрочению
человеческого здоровья и гигиенического режима в индивидуальной жизни, работе,
главными мероприятиями ее следует считать: уход за кожей, волосами, полостью
рта, сохранение зрения, слуха.
Е.
Ю. Конина указывает на то, что культурно-гигиенические умения представляют
собой обязательный компонент культурного поведения. К культурно-гигиеническим
навыкам можно причислить привычки по поддержанию чистоты тела, соблюдению
правил приема пищи, поддержания порядка в окружающей среде и культурного
взаимодействия в процессе коммуникации со сверстниками и со взрослыми [4]. 1
Воспитание
культурно-гигиенических навыков играет роль не только в продуктивной
социализации детей, но и в плане поддержания и укрепления их здоровья. С самого
раннего возраста в процессе формирования культурно-гигиенических навыков
происходит не просто овладение правилами и нормами поведения, а реализуется
исключительно значимый процесс социализации, включения ребенка в среду
взрослых. Данный процесс не может быть пущен на самотек.
Физиологической
базой для становления гигиенических навыков и привычек выступает формирование
условно-рефлекторных связей, выработка динамических стереотипов.
Культурно-гигиенические навыки и привычки обладают четкой социальной
направленностью, так как дети осваивают умение выполнять принятые в данном
социуме нормы и правила поведения. Прочность, гибкость навыков и привычек
обусловлена некоторыми параметрами: социальной ситуацией, в которой существует
ребенок, возрастом, в котором начинается формирование гигиенических навыков,
эмоционального состояния ребенка, упражнений в определенных действиях.
Воспитание
у детей навыков личной гигиены имеет весьма большое значение для охраны их
здоровья, содействует корректному поведению в быту, в общественных местах. В
результате, от знания и соблюдения детьми привитых гигиенических правил и норм
поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
Для ребёнка обретает большое значение эффективность реализации действия, он
осваивает умение завершать начатое дело, фиксировать цель деятельности, не
отвлекаться. И в данном случае взрослый не имеет необходимости напоминать
ребенку о выполнении определенных гигиенических действий, так как ребенок
самостоятельно помнит и выполняет их, самостоятельно отслеживает правильность
его реализации.
При
этом происходит также выработка ряда волевых характеристик личности, как
целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка,
настойчивость, самостоятельность. Соблюдение культурно-гигиенических навыков
обеспечивает основу для становления фундамента эстетического вкуса [3].
Т.
А. Власова, М. С. Певзнер делают акцент на том, что выработка и закрепление у дошкольников
навыков индивидуальной, общей гигиены имеет играет большую роль в укреплении
здоровья, помогает корректному поведению в бытовых условиях, общественном
месте. От знаний и реализации дошкольниками требуемых гигиенических норм
зависит личное здоровье, здоровье окружающих людей. В процессе повседневной
образовательной деятельности с воспитанникамик необходимо стараться, чтобы
исполнение правил персональной гигиены было природным, а со временем такие
навыки улучшались [3].
Личная
гигиена предполагает в своей структуре рациональный суточный режим,
предполагающий достижение оптимального равновесия между разнообразными формами
деятельности детей (умственной, физической, игровой) на протяжении всего дня.
При корректном конструировании режима дня и выполнении норм личной гигиены
формируется четкий ритм функционирования организма, и обеспечиваются наиболее
благоприятные условия для физического и психического развития ребёнка,
сохранения и укрепления его здоровья. Необходимо, чтобы все дети реализовывали
следующие положения: осуществление разнообразных форм деятельности в строго
отведенное для этого время, правильно чередовали работу и отдых, правильно
питались, систематически занимались физической культурой и спортом, полноценно
спали.
Следует
отметить, что у дошкольников должны быть не только сформированы необходимые
гигиенические умения, но и требуемый минимальный набор представлений и знаний в
этой сфере, а также осознание важности выполнения гигиенических норм для охраны
и укрепления своего здоровья и здоровья своих товарищей. Потому, необходимо,
чтобы в семье и ДОУ были созданы условия, которые способствовали бы
формированию навыков личной и общественной гигиены [2].
Для
того, чтобы наиболее грамотно и рационально сконструировать комплекс
мероприятий, направленный на формирование гигиенических навыков, у педагога
должны быть глубокие и современные представления об особенностях психофизиологического
развития дошкольников, а также о специфических характеристиках развития его
эмоционально-полевых процессов. По той причине, что ребенок достаточно большое
количество времени в течение дня находится рядом с педагогом, можно говорить о
том, что его мнение и поведение имеет определенное влияние на ребенка.
Соответственно, педагог имеет достаточно большой потенциал воздействия на детей
в плане демонстрации личного примера в выполнении правил и норм гигиены. Весьма
важным является то, насколько развито понимание и способность учителя
спроектировать деятельность по формированию гигиенических навыков таким
образом, что в него входили следующие аспекты:
—
Во-первых, необходимо опираться на все источники интеллектуально-нравственного
опыта детей. В качестве таких источников можно выделить различные формы
деятельности, взаимодействия между детьми в коллективе, взаимодействие дошкольников
с педагогами и родственниками, эстетика быта, мир природы, искусства.
—
Во-вторых, необходимо определить оптимальные пропорции видов деятельности и
формирования знаний в этом возрастном периоде.
—
В-третьих, целесообразно применять индикаторы воспитанности в анализ всех без
исключения форм деятельности и выражения личностных качеств дошкольников.
Согласно
приведенным факторам, первоочередной задачей становится задачи формирования у дошкольников
4-5 лет необходимости соблюдать правила и нормы личной гигиены как социально и
личностно важно ценности, осознанной необходимости к поддержанию здорового
образа жизни, к «самосозиданию» и созиданию вокруг себя здоровой среды обитания
– становление валеологической культуры личности как значимого компонента ее
общей культуры.
В
дальнейшие периоды развития происходит формирование гигиенических умений и
привычек с помощью реализации целенаправленной воспитательной деятельности.
Доказано, что выработка привычек начинается на самых ранних этапах онтогенеза,
соответственно, статус и важность процесса воспитания в данном процессе весьма
значима. Педагогу следует ежедневно, систематически и постоянно включать
элементы воспитательной деятельности по выработке гигиенических навыков и
привычек для того, чтобы у ребенка сформировалось стойкое осознанное убеждение
о том, что о своем здоровье необходимо заботиться, а также понимание того, как
это необходимо делать.
В культурно-гигиенические навыки также включают культуру
еды. Данный аспект имеет не только физиологическую важность, но и этическую
сторону, т.к. соблюдение норм поведения за столом является выражением уважения
к находящимся рядом, а также к тем, кто готовил пищу.
С дошкольного возраста дошкольники овладевают
определенными нормами поведения: не класть локти на стол, есть надо с закрытым ртом,
тщательно пережевывая пищу.
Вывод: таким образом, понятие культура поведения – это
достаточно многоплановое понятие, включающее несколько компонентов, таких как
культура общения, культура деятельности, культурно-гигиенические навыки,
охватывающие практически все стороны функционирования ребенка в обшестве.
Овладение культурой поведения и всеми ее компонентами
– достаточно сложный, но, тем не менее, необходимый процесс. Задача взрослых:
помочь ребенку в освоении этих навыков с положительными эмоциями.