Курсовая теория на тему Роль игровой деятельности в нравственном воспитании детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Теоретический анализ содержания нравственного воспитания
1.2 Нравственное развитие и нравственное воспитание
детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2 ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА
2.1 Характеристика игры, как средства развития личности дошкольника
2.2 Оптимальность и эффективность игры в нравственном
воспитании детей дошкольного возраста
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
Актуальность
исследования. Дошкольный возраст считается
оригинальным и самоценным временем становления. В этом возрасте формируются
основные значимые и фундаментальные людские возможности, такие как
познавательная активность, любознательность, уверенность, фантазия. Ребенок
раскрывает для себя мир человечных отношений разных видов деятельности. Он
стремится к самостоятельности, непосредственно из этого противоречия появляется
самостоятельная деятельность дошкольника — игра.
Игра – основной вид деятельности ребенка.
Огромную часть собственного времени дошкольники проводят в играх. Игры проходят
важный путь становления: игра — манипулирование с предметами, индивидуальная
предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно — ролевая игра и
т.д.
Личностный подход в педагогике – отношение
к ребенку как к личности и ответственного субъекта собственного развития, это
взаимодействие на основе субъектных отношений и восприятие его как высшей
жизненной ценности; это признание права каждого свободно осуществлять свой
выбор и волеизъявление.
Важными факторами нравственного воспитания
являются историческая память, традиции рода и семьи, ибо каждый человек несет в
себе коллективную память поколений. Целью воспитания в народной педагогике
является формирование осознания принадлежности к корням рода и народа,
значимости таких человеческих добродетелей, как голос совести, обереги, любовь
матери. Воспитание нравственности начинается с раннего детства. Главную
ответственность за воспитание детей несут родители. Народный идеал
всестороннего развития личности воплощен в устном народном творчестве, которая
высоко ценит благородные черты человека, осуждает все, что подрывает моральные
устои.
Игра является одним из наиболее
эффективных средств нравственного воспитания дошкольников в семье.
Детские игры имеют свои особенности.
Эмоциональная сторона игры часто определяется отношениями между ребенком и
взрослыми. Эти отношения вызывают у ребенка желание подражать старшим членам
семьи и их отношениям. Чем демократичнее отношения между членами семьи, тем
отчетливее они проявляются в общении ребенка со взрослыми, передаются им в
игре. Общение, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой
деятельности ребенка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой,
происходит нравственное воспитание ребенка.
Воспитатели дошкольного учреждения и
родители в семье стараются создать условия для игровой деятельности, но не
всегда учитывают влияние игры на нравственное развитие ребенка. Непонимание
нравственного смысла детской игры, незнание методов ее управления для
формирования тех или иных нравственных качеств часто делает этот процесс
спонтанным. Игра чаще всего используется для того, чтобы занять ребенка,
отвлечь его от шалостей, капризов и непослушания. Роль игры в нравственном
развитии ребенка полностью не осознается.
Вопрос о природе и сути игры беспокоил и
до этих времен продолжает привлекать внимание множества педагогов П.Я. Гальперин,
В.Л. Данилова, Д.Б. Эльконин.
Актуальность и значимость изучения
заключается в том, собственно, что такая деятельность как игра, может помочь в нравственном
воспитании, всестороннему развитию малыша, подготавливает его к школе и
совершеннолетней жизни.
Проблема изучения заключается в воздействии
игры на нравственное
воспитание ребят и их личных свойств. Игра делает положительный и эмоциональный
фон, на котором все психологические процессы проходят более деятельно и в
случае если не использовать игровые способы и методы станет потеряна гармоничность
становления дошкольника.
Цель
исследования: рассмотреть роль игровой деятельности в
нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Объект
исследования – игровая деятельность детей дошкольного
возраста.
Предмет
исследования – нравственное воспитание дошкольников в
процессе игровой деятельности.
Задачи
исследования:
1. Раскрыть теоретический анализ
содержания нравственного воспитания.
2. Исследовать нравственное развитие и
нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
3. Рассмотреть характеристику
игры, как средства развития личности дошкольника.
4. Выяснить оптимальность и эффективность игры в
нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Методы
исследования: теоретический анализ и обобщение
научно-методической.
Практическая
значимость исследования заключается в том, что результаты
исследования эффективности игровой деятельности в нравственном воспитании детей
дошкольного возраста могут быть использованы в педагогическом процессе детского
сада, применяемые педагогами для более эффективного взаимодействия для развития
ребенка.
Структура:
работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Теоретический анализ содержания
нравственного воспитания
1.1 Теоретический анализ содержания
нравственного воспитания
Сегодня проблема нравственного воспитания приобретает
все большую актуальность. В условиях дегуманизации общественных отношений,
подчинение их потребностям рынка, потери воспитательных идеалов, отчуждение
людей друг от друга важным является поиск эффективных форм, методов и средств
нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
В настоящее время перед национальной системой
воспитания в нашем государстве встают качественно новые задачи, требующие
практического преобразования системы образования. Учитывая это, современные
ученые отмечают необходимость формирования у личности общечеловеческих
моральных качеств.
Научная проблема нравственного воспитания
содержательно опирается на понятие «мораль», «нравственность». Для того чтобы
очертить главное содержание процесса нравственного воспитания, нужно обратиться
к отечественной традиции толкования этого понятия [6, с.58].
Понятия «мораль» и «нравственность» (от лат. mor,
moris – нрав, нравы, обычаи) как совокупность норм поведения, общения и
взаимоотношений, которые приняты в социуме, имеют фундаментальное значение для
теории нравственного воспитания. Мораль является одной из форм общественного
сознания, системой представлений, взглядов, ценностных ориентаций, норм,
регулирующих деятельность людей. По выражению А. Павловской, мораль является
совокупностью ценностей, которые ориентируют людей в практических отношениях.
Это идеалы, нормы, принципы, взгляды на добро и зло, смысл жизни, на достоинство,
на честь, на всю систему отношений личностного и общественного.
По мнению И. Беха,
нравственность является «формой общественного сознания в отношении двух сфер –
мира людей и мира вещей – может выступать и как субъект-субъектное, и как
субъект-объектное отношение». Поэтому, в нашем определении, нравственность
несет в себе моральные ценности и идеалы, отражающие уровень развития
отдельного человека и народа в целом. Будучи ядром личности, нравственность
определяет характер жизненной позиции человека и результаты его деятельности [3,
с.41].
Термин «нравственное воспитание» в педагогической
науке является широко используемым, но не имеет «четкой определенности», на что
указывал И. Бех. Так, ученый объяснял, что воспитательную технологию отождествляют
с воспитательными методами, а введение этого понятия считают данью моде.
Анализируя методологические основы проблемы
нравственного воспитания личности, мы обращали внимание на совокупность
исходных философских, педагогических, этических и эстетических идей, которые
нашли проявление в основных тенденциях относительно трактовки сущности
нравственного воспитания: антропоцентричной, теоцентричной, социоцентрической.
Проблема нравственного воспитания личности является
предметом психологических и педагогических исследований. Поэтому мы
рассматриваем нравственное воспитание личности в педагогическом и
психологическом аспектах. А. Вишневский, подчеркивая значимость нравственного
воспитания для демократизации общества, указывал, что путь к успеху в современном
воспитании ведет только через нравственное возрождение и практическая задача воспитателя
заключается в совершенствовании той среды, в которой живет питомец (отношений в
семье, школе, институте; содержания образования; методов обучения), а также в
«демонстрации» собственного отношения к миру. Ученый указывал, что нужно
стараться вовремя оказать питомцу моральную помощь своим советом и примером.
Характеризуя национальную систему воспитания в
условиях государственно созидательного процесса в России, нравственное
воспитание личности должно базироваться на сочетании образования и национальной
культуры, где вся система воспитания рассматривалась как гарант демократичности
общественного строя и государства и служила эффективным средством, при помощи
которого государство и предыдущие поколения имели возможность формировать людей
за своими аналогами. Построение же демократического общества, по мнению
ученого, должна
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Теоретический анализ содержания
нравственного воспитания
1.1 Теоретический анализ содержания
нравственного воспитания
Сегодня проблема нравственного воспитания приобретает
все большую актуальность. В условиях дегуманизации общественных отношений,
подчинение их потребностям рынка, потери воспитательных идеалов, отчуждение
людей друг от друга важным является поиск эффективных форм, методов и средств
нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
В настоящее время перед национальной системой
воспитания в нашем государстве встают качественно новые задачи, требующие
практического преобразования системы образования. Учитывая это, современные
ученые отмечают необходимость формирования у личности общечеловеческих
моральных качеств.
Научная проблема нравственного воспитания
содержательно опирается на понятие «мораль», «нравственность». Для того чтобы
очертить главное содержание процесса нравственного воспитания, нужно обратиться
к отечественной традиции толкования этого понятия [6, с.58].
Понятия «мораль» и «нравственность» (от лат. mor,
moris – нрав, нравы, обычаи) как совокупность норм поведения, общения и
взаимоотношений, которые приняты в социуме, имеют фундаментальное значение для
теории нравственного воспитания. Мораль является одной из форм общественного
сознания, системой представлений, взглядов, ценностных ориентаций, норм,
регулирующих деятельность людей. По выражению А. Павловской, мораль является
совокупностью ценностей, которые ориентируют людей в практических отношениях.
Это идеалы, нормы, принципы, взгляды на добро и зло, смысл жизни, на достоинство,
на честь, на всю систему отношений личностного и общественного.
По мнению И. Беха,
нравственность является «формой общественного сознания в отношении двух сфер –
мира людей и мира вещей – может выступать и как субъект-субъектное, и как
субъект-объектное отношение». Поэтому, в нашем определении, нравственность
несет в себе моральные ценности и идеалы, отражающие уровень развития
отдельного человека и народа в целом. Будучи ядром личности, нравственность
определяет характер жизненной позиции человека и результаты его деятельности [3,
с.41].
Термин «нравственное воспитание» в педагогической
науке является широко используемым, но не имеет «четкой определенности», на что
указывал И. Бех. Так, ученый объяснял, что воспитательную технологию отождествляют
с воспитательными методами, а введение этого понятия считают данью моде.
Анализируя методологические основы проблемы
нравственного воспитания личности, мы обращали внимание на совокупность
исходных философских, педагогических, этических и эстетических идей, которые
нашли проявление в основных тенденциях относительно трактовки сущности
нравственного воспитания: антропоцентричной, теоцентричной, социоцентрической.
Проблема нравственного воспитания личности является
предметом психологических и педагогических исследований. Поэтому мы
рассматриваем нравственное воспитание личности в педагогическом и
психологическом аспектах. А. Вишневский, подчеркивая значимость нравственного
воспитания для демократизации общества, указывал, что путь к успеху в современном
воспитании ведет только через нравственное возрождение и практическая задача воспитателя
заключается в совершенствовании той среды, в которой живет питомец (отношений в
семье, школе, институте; содержания образования; методов обучения), а также в
«демонстрации» собственного отношения к миру. Ученый указывал, что нужно
стараться вовремя оказать питомцу моральную помощь своим советом и примером.
Характеризуя национальную систему воспитания в
условиях государственно созидательного процесса в России, нравственное
воспитание личности должно базироваться на сочетании образования и национальной
культуры, где вся система воспитания рассматривалась как гарант демократичности
общественного строя и государства и служила эффективным средством, при помощи
которого государство и предыдущие поколения имели возможность формировать людей
за своими аналогами. Построение же демократического общества, по мнению
ученого, должна