Курсовая теория на тему Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического климата в группе детей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение. 2
1. Суть понятия «психологический климат». 4
2. Игрушка как средство формирования мировосприятия. 7
3. Игра как средство формирования
социально-психологического климата в группе детей. 16
Заключение. 30
Список
использованных источников. 32
Введение:
Актуальность
темы. Главным компонентом, «материальной основой»,
«жизненным нервом» игры является игрушка — вещь, предназначенная детям для
игры. Без нее игра невозможна. Как существенный компонент игры, она играет
важную образовательную, развивающую, воспитательную, даже организационную роли.
Как и игра, игрушка является важным фактором психического развития ребенка,
обеспечивает постепенное осуществления ею всех видов деятельности на более
высоком уровне.
Игра вносит
огромный вклад в развитие личности дошкольника. Именно в игре наиболее полно
активизируется общественная жизнь детей, то есть происходит формирование
детского общества. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется
или перестраиваются психические процессы. Игра способствует развитию памяти и
интеллекта (осуществляется переход от наглядно-действенного к элементам
словесно-логического мышления), а также воображения как психологической основы
творчества.
Степень изученности темы. В
отечественной психологии и педагогике богатые традиции изучения игры, опирающие
на работы Р.И. Жуковской [8], А.В. Запорожца [11], А.Н. Леонтьева [18], Д.В.
Менджерицкой [21], А.П. Усовой [25], Д.Б. Эльконина [27]. Сегодня научный
уровень исследования развития личности в игре характеризуется наличием сложившейся
теории игры, возможности дальнейшего развития которой во многом, обусловлены
стремлением исследователей, разрешить исходные противоречия, заложенные в
фундаментальных основаниях этой теории Т.А. Марковой [20] и Д.Б. Эльконина [27].
В игре ребенок
всегда выше своего среднего повседневного поведения: он в игре как бы на голову
выше самого себя. Игра в концентрированном виде содержит в себе, как в фокусе
увеличительного стекла, все тенденции развития.
Гипотеза исследования: игра
является ведущим видом деятельности дошкольника, следовательно, и наиболее
эффективным средством воспитательно-образовательной работы, которое позволит
сформировать у дошкольника всестороннее развитие личности.
Объект исследования: социально-психологический климат.
Предмет исследования: игра как
средство развития социально-психологического климата в группе детей.
Цель исследования: теоретически обосновать влияние
игры на формирование личности дошкольника.
Задачи исследования:
1. Изучить суть понятия «психологический климат»; Исследовать игрушку как средство формирования мировосприятия;
Рассмотреть игру как средство формирования социально-психологического климата в группе детей. Методы исследования. При написании данной работы мы
применяли следующие методы: анализ, синтез и обобщение при рассмотрении
теоретического материала, а также метод сравнения при изучении различных
источников.
Заключение:
Для дошкольника игра — основное
занятие. Игра также важна для приобретения ребенком навыков социального
общения, взаимодействия со сверстниками в процессе игровой деятельности,
ребенок попадает в мир взрослых. Наиболее актуальны для дошкольников ролевые,
дидактические и подвижные игры. Игра должна давать ребенку возможность
применять на практике то, что ему знакомо, и побуждать его учиться новому.
Игра — основное занятие дошкольника,
в ходе которого дети осваивают новые навыки и умения, знания. Ролевая игра —
это самостоятельное занятие для детей, имитирующее жизнь взрослых. Это
деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и воспроизводят в
обобщенной форме в игровых условиях действия взрослых и отношения между ними. В
разработке игры можно выделить два основных этапа: воспроизведение логики
реальных действий людей; моделирование реальных отношений между людьми и
содержание игры становятся социальными отношениями, социальным смыслом
деятельности взрослого. Игра предъявляет высокие требования к речевому развитию
ребенка. Игра также развивает сферу мотивационных потребностей ребенка. Игра
способствует формированию не только общения со сверстниками, но и произвольного
поведения ребенка.
Игра — это система разумного и
целенаправленного, спланированного и социально скоординированного поведения или
расхода энергии при соблюдении определенных правил. Это естественная форма
детского труда, неотъемлемая форма деятельности, подготовка к будущей жизни. В
процессе игры развиваются не только отдельные психические функции, но меняется
психика ребенка в целом.
Значение игры (особенно сюжетно-ролевой)
для личностного формирования личности дошкольника неоценимо, поскольку ребенок
формируется, когда соблюдаются правила в сюжетно-ролевых отношениях и когда он
общается со своими сверстниками в реальных отношениях в рамках игры.
Через игру закрепляется и
углубляется интерес детей к различным профессиям, пробуждается уважение к
труду. Задача воспитателя — помочь детям организовать эти игры, сделать их
увлекательными, насыщенными действиями. Игра играет большую роль в жизни и
развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные
качества ребенка, развивается интерес и готовность к дальнейшему обучению,
развиваются познавательные способности. Игра важна как для подготовки ребенка к
будущему, так и для того, чтобы сделать его или ее настоящую жизнь полной и
счастливой. В играх дошкольников концепция получает значительное развитие — от
возникающей цели до осознанно разработанной игровой темы, от имитации действий
конкретного человека до передачи его опыта и идей, его чувств. Игровое творчество
развивается под влиянием воспитания и обучения, его уровень зависит от
приобретенных знаний и навыков, сформированных интересов ребенка.
Теоретический анализ исследований в области
дошкольного образования подтверждает гипотезу данной курсовой работы, ведь роль
игры в личностном развитии дошкольника играет одну из главных ролей. Правильная
организация детской игры, являющейся основным видом деятельности дошкольника,
позволит дошкольнику в полной
Фрагмент текста работы:
1. Суть понятия «психологический климат»
Проблеме
социально-психологического климата в коллективе посвящено много работ как в отечественной,
так и зарубежной психологии. Интерес к этой теме, прежде всего связан с
результатами, что обнаружили наличие тесной связи между производительностью
труда группы и особенностями ее психологического климата.
В связи с этим появляется
необходимость выяснить понятие социально-психологического климата (СПК). Надо
отметить, что до сих пор в психологии не имеет одинаковой дефиниции, но все же
большинство исследователей понимают этот термин похожим.
Социально-психологический
климат коллектива — это присущий определенному коллективу устойчивый
психический настрой, который оказывает значительное влияние на взаимоотношения
людей, их отношение к труду и окружающей среды. Психический настрой, как
считает известный социальный психолог В.Д. Парыгин, может быть предметным
(направленность психики на процесс деятельности) и эмоциональным, тональным
(переживанием удовлетворенности деятельностью, ее результатами).
Социально-психологический
климат — это результат совместной деятельности людей, их межличностные отношения.
Он проявляется в таких групповых эффектах, как настроение и коллективное
мнение, индивидуальное самочувствие в коллективе. Эти эффекты имеют отражение
во взаимоотношениях, связанных с процессом труда и решениями общих задач
коллектива.
Групповые эффекты, как
социально-психологические явления совместной деятельности, изучаются с момента
возникновения экспериментальной психологии (эксперименты В. Медея, Ф. Олпорт,
В.М. Бехтерева) и проведения прикладных исследований многими зарубежными и
отечественными психологами.
Однако понятие
"социально-психологический климат" появилось в научном словаре
недавно рядом с такими интегральными понятиями