Курсовая теория на тему Роль и значение нормативного договора в современных правовых системах
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение…………………………………………………………………… 3
1. Характеристика нормативного договора как источника
права……. 4
2.Виды нормативных договоров……………………………….……….9
3. Нормативные договоры в Российской Федерации…………………12
Заключение……………………………………………………….… 29
Список использованных источников и литературы…………….. 32
Введение:
Актуальность
темы. Принцип верховенства закона должен
действовать не только в системе нормативных правовых актов, но и в отношении
иных источников права, которые с 90-х гг. XX в. активно развиваются в
Российской Федерации.
Нормативный
договор — это один из видов договоров, который представляет собой решение о
создании, изменении или отмене норм права, принятое на основе общего
добровольного соглашения двух или более равноправных сторон (участников) и
гарантированное их взаимными обязательствами. В этом смысле нормативный договор
надлежит рассматривать не как самостоятельную форму права (общепризнанный
подход) а как особый правовой акт или юридический документ, имеющий
правоустанавливающее значение. В отличие от законодательных, договорные акты
обладают повышенной легитимностью, так как исходят от двух и более
уполномоченных субъектов права.
Объект курсовой
работы -общественные отношения в области юриспруденции.
Предмет курсовой работы — роль и значение нормативного
договора в современных правовых системах.
Целью курсовой работы
является комплексно-правовое
исследование роли и значения нормативного договора в современных
правовых системах.
Задачи курсовой работы:
— рассмотреть характеристику нормативного договора как
источника права;
— исследовать виды нормативных договоров;
-изучить нормативные
договоры в Российской Федерации.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех
вопросов, заключения и списка литературы.
Заключение:
Нормативный договор-это один из
видов источников права, это соглашение (как правило, хотя бы одной из сторон
которого выступает государство или его часть), из которого вытекают
общеобязательные правила поведения (нормы права).
Нормативный договор — это договор с
участием уполномоченных государственных органов, содержащий правовые нормы.
Регулирующие соглашения являются обязательными для большого или формально
неопределенного числа лиц.
Существенным признаком, отличающим
договор от правового акта, является его санкционирование несколькими
правотворческими субъектами.
Нормативный договор может быть
международным, а может быть договором внутри одного государства, например,
между федерацией и ее субъектами.
Кроме того, международные договоры
могут быть классифицированы на:
а) Договоры между государствами;
б) соглашения между правительствами
государств;
в) межведомственные соглашения
государств.
В отличие от просто договоров
(контрактов-сделок), регулятивные договоры не носят индивидуального, разового
характера.
Если две фирмы заключают ту или
иную сделку, они не создают новую норму права (эта норма уже есть в Гражданском
кодексе РФ).
Участники, заключающие нормативный договор, создают новую
норму поведения — новую норму права, выступая в качестве субъектов
правотворчества.
По своему непосредственному
существу договор-это индивидуальный акт, посредством которого граждане и иные
лица обеспечивают свои права и обязанности в конкретных отношениях (договор
купли-продажи, договор дарения, договор перевозки и т. д.).
При этом в качестве исключения
договор может быть и источником права.
Для этого необходимо иметь три
условия:
1) прямое разрешение
государственных органов на принятие норм права в форме нормативного договора.
Это разрешение должно быть прямо
предусмотрено применимым законодательством;
2) нормативное соглашение
принимается с добровольного согласия всех лиц, его подписавших.
Этот признак отличает нормативный
договор от нормативного правового акта, который считается принятым, если за его
принятие проголосовало большинство членов коллегиального правотворческого
органа;
3) нормативный договор предусматривает взаимную
ответственность сторон за несоблюдение или ненадлежащее исполнение закрепленных
в нем норм права.
Фрагмент текста работы:
1.Характеристика
нормативного договора как источника права Нормативный правовой договор как источник права — это договор, содержащий
новые нормы действующего права.
Такие соглашения существуют в области как частного, так и публичного права
и могут носить как международный, так и внутренний характер.
Одним из древнейших договоров является договор о
союзе, заключенный в 1296 г. до н. э. между Египтом и Хеттским царством. В
качестве гарантов указанного договора определялись «тысяча богов из земли
хеттов, равно как тысяча богов земли египетской». Эти боги должны были
уничтожить все имущество нарушителя, если бы произошло нарушение принятых
обязательств со стороны того или иного участника3. Упоминание в тексте подобных
мер возмездия, по нашему мнению, следует рассматривать как свидетельство о
намерении договаривающихся сторон прекратить этот договор в случае его
нарушения.
Несколько иная практика наблюдалась в Древней Греции —
там принято было разбивать стелы, на которых фиксировался текст договора, если
он не соблюдался. Отдельные договоры содержали такую санкцию за их
несоблюдение, как взимание штрафа с нарушителя.
Древнегреческие государства практиковали заключение срочных договоров.
Примером может служить договор VI в. до н. э., где говорилось о «союзе на сто
лет» между элейцами и эрейцами. Другой договор, где также устанавливался срок
действия, — Никиев мир, который заключили между собой в 421 г. до н. э. Афины и
Спарта, — должен был оставаться в силе 50 лет «без коварства и ущерба на суше и
на море», однако вскоре оказался нарушен
Г. Г. Александров определяет договор в самом широком смысле как
"согласованное волеизъявление двух или более формально равных (на момент
заключения договора) субъектов, совершенное с целью причинения правовых
последствий"[1].
Из всех видов нормативных
договоров (соглашений) наиболее распространенными являются административные
соглашения между органами исполнительной власти о сотрудничестве,
предопределенные необходимостью взаимодействия органов власти при осуществлении
ими своих полномочий.
Однако в целом с точки зрения нормативных договоров правила их принятия,
условия заключения и правовые последствия слабо регламентированы в
законодательстве.
Поэтому на практике возникает довольно много вопросов.
Например, является ли соглашение о передаче полномочий от органа
исполнительной власти Российской Федерации органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации нормативными договорами, если они могут вступить
в силу только после утверждения правительством Российской Федерации?
Что делать, если такое соглашение предусматривает финансирование,
несопоставимое с объемом делегированных полномочий? Могут ли нормативные
правовые акты в трудовом праве содержать не только общие принципы,
характеризующие условия труда, но и конкретные правовые нормы?
Почему взаимодействие органов исполнительной власти в одних случаях
оформляется соглашением, а в других — совместным приказом ведомств? Каковы
четкие правовые последствия несоблюдения нормативных договоров? Такие вопросы
до сих пор не решены ни в законодательстве, ни в юридической науке.
Учитывая этот факт, представляется более оптимальным в использовать форму
нормативного правового акта для правового регулирования, если это возможно,
поскольку эта форма предполагает более четкие способы обеспечения верховенства
права. [1] Александров Н. Г. К вопросу о роли договора в
правовом регулировании общественных отношений/ Н.Г.Александров// М.:
Юридическое издательство Министерства юстиции СССР, 2016. -Вып.У1. С. 60-83.