Курсовая теория на тему Роль и значение малого бизнеса и его положение в современной экономике
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Характеристика малого бизнеса в Российской Федерации. 5
1.1
Исторические аспекты развития малого бизнеса. 5
1.2
Критерии выделения малых предприятий. 8
1.3
Правовые основы малого бизнеса. 9
Глава
2. Состояние малого бизнеса в Российской Федерации. 15
Глава
3. Состояние и перспективы развития малого бизнеса в государственной политике. 18
Заключение. 27
Список
использованной литературы.. 29
Введение:
Актуальность темы. На современном
этапе рыночной трансформации экономики РФ одним из главных факторов
стабильности достигнутых положительных социально-экономических тенденций в
государстве является обеспечение устойчивого экономического роста и развития
социальной сферы в регионах на основе мобилизации и эффективного использования
всего комплекса ресурсов и условий. Среди путей укрепления национальной
экономики следует признать развитие малого предпринимательства. Рыночные
трансформационные процессы в экономике России, правовое определение частной
собственности объективно вызвали к жизни и возродили в Российской Федерации,
как и в других постсоветских и постсоциалистических странах, активную
предпринимательскую деятельность. В этих условиях ведущей формой хозяйствования
становится малый бизнес как особый вид хозяйственной деятельности и один из
рычагов формирования и функционирования национальной экономики с рыночным
механизмом хозяйствования, играет важную роль в социально-экономическом
развитии государства.
Целью работы является обоснование проблем развития малого бизнеса в
Российской Федерации.
Достижение поставленной цели
исследования обусловило необходимость решения следующих задач:
¾
исследовать исторические аспекты развития
малого бизнеса;
¾
проанализировать критерии выделения малых
предприятий;
¾
раскрыть правовые основы малого бизнеса;
¾
проанализировать состояние малого бизнеса
в Российской Федерации;
¾
определить состояние и перспективы
развития малого бизнеса в государственной политике.
Объектом исследования является процессы совершенствования
исследований и системы оценки влияния малого бизнеса на развитие национальной
экономики.
Предметом исследования является теоретические положения,
основополагающие принципы, методы и прикладные аспекты исследований малого
бизнеса в России.
Методы исследования. Исследования теоретических и
методологических положений работы основывается на общенаучных принципах
проведения комплексных исследований, основам экономической теории, работах
ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов по вопросам развития
национальной экономики.
Научная новизна работы определяется комплексным подходом к
изучению вопросов функционирования предприятий малого бизнеса в России,
исследование является трудом по изучению: механизма функционирования системы
малого предпринимательства в России.
Практическая значимость работы состоит в том, что
исследование завершает ряд выводов и рекомендаций по созданию малых компаний,
которые могут быть использованы российскими предпринимателями в практической
деятельности.
Курсовая работа состоит из введения, где обосновывается
актуальность темы, ставятся цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования.
Трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Малое предпринимательство как
самостоятельный и незаменимый элемент рыночной экономики существенно влияет на
структурную перестройку в экономике страны, вносит определенный вклад в
увеличение общих объемов производства, розничного товарооборота, способствует
экономии и рациональному использованию всех ресурсов, создает благоприятную
среду для развития конкуренции и устранения монополизма в осуществлении
предпринимательской деятельности, обеспечивает сильнодействующие стимулы к
инновационным процессам и высокоэффективной работы.
Предлагая свою продукцию на
товарный рынок для реализации, малые предприятия способствуют внешнему
удовлетворению потребительского спроса населения. Они создают новые рабочие
места, привлекают работающих и неработающих в общественно-полезной
деятельности, способствуют формированию среднего класса общества.
Общепризнанные преимущества малого
бизнеса — это мобильность, гибкость, рациональная организационная структура
предприятия, способность быстрого приспособления к изменениям потребительского
спроса, оперативность освоения выпуска новой продукции малыми партиями,
невысокие эксплуатационные расходы.
С теоретических позиций малое
предпринимательство рассматривается как особая форма экономической активности,
предусматривает: ориентацией на достижение коммерческого успеха; инновационный
и рисковый характер деятельности; перспективность, направление на дальнейшее
развитие, расширение масштабов и сфере деятельности; несения имущественной
ответственности предпринимателем по результатам хозяйствования; свободу и
самостоятельность субъектов в принятии управленческих решений и осуществлении
бизнеса; постоянный характер хозяйственной деятельности, заключения регулярных,
а не разовых сделок [12].
Как определенный стиль (тип)
хозяйственного поведения малое предпринимательство имеет следующие характерные
черты: динамичность, целеустремленность, настойчивость в осуществлении бизнеса,
инициативность, предприимчивость, творческое отношение к делу, поиск
нетрадиционных решений и новых способов действий, готовность к риску и умение им
управлять, коммуникативность, оперативность, ориентация на потребности потребителей
и их поведение на рынке.
Главная (конечная) цель малого предпринимательства
— получение прибыли. Промежуточными целями их деятельности является наиболее
полное удовлетворение потребительского спроса на товары и услуги, укрепления
позиций на рынке, обслуживание определенной группы клиентов (сегмента рынка),
повышение имиджа фирмы.
Отсутствие современного опыта
цивилизованной предпринимательской деятельности у предпринимателей — одна из
основных причин финансового краха большинства малых предприятий. Создание
малого предприятия всегда связано с огромным риском и преодолением
сопротивления, которое неизбежно возникает при рождении нового.
Становление малого бизнеса в России
— длительный процесс, который должен иметь определенную этапность, исходя из
экономического состояния страны, существующих проблем на макро- и микроуровне.
Фрагмент текста работы:
Началом развития предпринимательства в нашей стране является
1985 год, когда вышел Закон об индивидуальной трудовой деятельности [3]. С
признанием индивидуальной трудовой деятельности, личная собственность, не
используемая ранее в интересах общества, приобрела производственный характер и
составляла определенную долю в производстве ряда товаров и услуг. В общем
объеме бытовых услуг около половины всех работ по ремонту квартир, автомобилей
и сложной бытовой техники выполнялись людьми, которые занимались индивидуально-трудовой
деятельностью. Прообразом малых предприятий у нас стали кооперативы.
Кооперативы приняли различные виды деятельности.
К 1991 году кооперативы охватили 20 видов производства и
услуг, в том числе строительные работы, работы по производству продукции
производственно-технического назначения, сельскохозяйственные, организации
досуга, транспортные услуги. Кооперативный сектор существенным образом зависел
от государственного и развивался на его основе. Более 80 % кооперативов было
создано при государственных предприятиях, у которых они арендовали более
половины основных фондов, только 36% фондов составляли собственность
кооператива. Развитие кооперативного движения проходило сложно. Часть
кооперативов, по существу, превратилась в частно-предпринимательские
предприятия [4, с. 18].
Таким образом, период с 1985 по 1987 гг. можно обозначить
как первый этап в истории развития отечественного предпринимательства. Для
этого периода характерны деятельность центров научно-технического творчества,
распространение бригадных подрядов, малочисленность участников
предпринимательства и его экспериментальный характер.
Сфера деятельности малого предпринимательства расширяется на
втором этапе (1987 – 1988 гг.), когда оно развивалось, в основном, в виде
кооперативов. Количество людей, принимавших в нем участие, увеличилось, четко
выделилось молодое поколение предпринимателей. В этот же период материальное
обеспечение кооперативов ухудшилось. Возникли проблемы по поводу отвода земель
под строительство, отсутствовали свободные ресурсы, не получила развития
рыночная оптовая торговля и т.п. Все это вынудило предпринимателей заняться
деятельностью, которая требовала крупных материальных затрат.
Позднее многие профильные кооперативы оказались наиболее
конкурентоспособными, и некоторые из них стали крупными предпринимательскими
структурами. На их базе были созданы союзы, акционерные общества, совместные
предприятия. Кооперативы начали выполнять важную функцию, создавая основы
развития отраслей по производству товаров народного потребления и услуг.
Однако, реализация этой продукции сдерживалась тем, что были запрещены многие
формы их деятельности и ограничен доступ к сырью, оборудованию, материалам.
В 90-е годы стабильно росла доля МП в общем объеме ВВП. Это
— весомый факт, особенно на фоне продолжающегося спада практически во всех
сферах российской экономики. По официальным статистическим данным Госкомстата
РФ, на 1.01.1996 г. в России насчитывалось 877 тыс. малых предприятий, на
которых было занято 8,9 млн. человек (по среднесписочному составу), а с учетом
вторичной занятости — 13,8 млн. человек. В отраслевой структуре доминирует
торгово-посредническая деятельность.
В развитии малого предпринимательства заметны периодические
изменения. Если в начале 90-х годов для динамики развития МП был характерен
устойчивый рост, как их числа, так и количества занятых при среднегодовых
значениях приростов на уровне около 80%, то в 1994 г. прирост числа МП составил,
лишь 4%, а в 1995 г. произошло уже снижение их числа на 2,2%.
Для углубленного понимания нынешней ситуации с развитием
российских МП необходимо критически рассмотреть некоторые страницы их «новейшей
истории». Российское малое предпринимательство в своем становлении за последние
десять лет уже прошло несколько этапов. Первый и наиболее яркий из них
наблюдался еще в условиях бывшего СССР в конце 80-х годов. Огромные льготы всех
видов, в том числе за счет средств госбюджета, в целом более благоприятное
положение дел в экономике обусловили отношение к данному периоду как к
«золотому веку» малого предпринимательства [5, с. 124].
Действительно, происходило очень быстрое и легкое накопление
капиталов, развивались производство дефицитных товаров широкого потребления и
сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли,
общественного питания и т.д.