Курсовая теория на тему Роль и значение коррекционно-развивающей работы по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы коррекционно-развивающей работы по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения 5
1.1 Зрительное восприятие как психофизиологический процесс и его особенности при нарушениях зрения 5
1.2 Коррекционно-педагогическая работа по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения 9
Глава 2 Практико-ориентированный подход к организации коррекционно-развивающей работы по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения 12
2.1 Анализ содержания коррекционно-развивающей Программы «Развитие зрительного восприятия». 12
2.2 Задания и упражнения для развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения 17
Заключение 22
Список литературы 23
Введение:
Зрение имеет огромное значение в выполнении познавательной и трудовой деятельности человека. Посредством зрения человек воспринимает объекты и различные их характеристики: форму, величину, удаленность, протяженность, цвета и оттенки. За счет функционирования зрения у субъекта вырабатывается представление о перспективе. Человек с нормальным зрением не может представить себе, каким образом осуществляется ориентировка в пространстве без участия зрения, как осуществляется социально-трудовая деятельность, создаются великие произведения искусства и литературы.
Зрение имеет большое значение для удержания позы, сохранения равновесия, контроля поведения. Развитие и совершенствование зрительного восприятия представляет собой один из необходимых компонентов познавательного и психического развития в целом.
Зрительное восприятие может рассматриваться как один из наиболее значимых типов перцепции, который выполняет важную роль в формировании психических процессов ребенка и выполняет не только информационную, но и операционную функцию. Согласно представлениям Л. С. Выготского, развитие восприятия – это системный процесс, который реализуется в условиях сочетания процессов созревания органических структур и обучения. У ребенка с нормальным зрением при воздействии на глаз разнообразных зрительных стимулов происходит созревание нейрональных структур зрительной системы. Развитие восприятия как сложного системного акта происходит в течение продолжительного периода времени – от рождения до 15-18 лет.
Нарушения зрения – разнообразные отклонения от нормального развития зрительного анализатора, зрительные аномалии, которые обладают продолжительным и, обычно, необратимым течением. Зрительное восприятие данной категории детей развивается со значительными нарушениями, в результате чего возникают вторичные нарушения в развитии всех остальных психических функций: внимания, памяти, мышления, речевой деятельности, коммуникации и т. д. В связи с этим возникает необходимость реализации специально организованной коррекционно-педагогической деятельности по развитию зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения, в рамках которого необходимо учитывать как нарушения органических функций, так и специфику развития психической сферы данной категории детей.
Исследованию особенностей зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения посвящены работы: М. И. Земцовой, Л. И. Солнцевой, Л. П. Григорьевой, Л. В. Фомичевой и других ученых.
Цель исследования: изучить особенности организации коррекционно-развивающей работы по развитию зрительного восприятия с детьми, имеющими нарушения зрения.
Объект исследования: зрительное восприятие при нарушениях зрения.
Предмет исследования: особенности организации коррекционно-развивающей деятельности по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.
Задачи исследования:
1) Охарактеризовать психофизиологические механизмы и свойства зрительного восприятия;
2) Изучить основные подходы к организации коррекционно-развивающей деятельности по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения;
3) Проанализировать содержание коррекционно-развивающей программы «Развитие зрительного восприятия»;
4) Описать задания и упражнения для развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения.
Методы исследования: анализ научной и методической литературы, систематизация и обобщение полученной информации.
Заключение:
Таким образом, зрительное восприятие является одним из важнейших процессов психической деятельности. Дети, имеющие нарушения зрения, находятся в ситуации сенсорной депривации, связанной с недостатком и низким качеством зрительной информации, поступающей через зрительный анализатор.
В этой связи возникает необходимость целенаправленной, специально организованной деятельности по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. Следует отметить, что группа детей с нарушением зрения чрезвычайно неоднородна: от полной слепоты или остаточного зрения, когда возможности развития зрительного восприятия крайне скудные, до приближенного к нормативному развитию, когда ребенок имеет незначительное снижение остроты зрения. Соответственно, деятельность с каждым ребенком должна учитывать все эти нюансы и четко соответствовать принципам индивидуализации и дифференциации. Различия между различными категориями нарушения зрения учтены в «Программе развития зрительного восприятия», предложенной Л. В. Фомичевой. В данной программе выделено 6 уровней, которые соответствуют разной тяжести зрительных нарушений и возможностям развития зрительного восприятия. Кроме того, в данной программе представлены все необходимые компоненты для работы специалиста: программные цели и задачи, характеристики субъектов каждого уровня, прогнозы их развития, диагностические критерии и целевые ориентиры развития. Методы и средства работы тифлопедагога соответствуют общедидактическим, однако имеют определенную специфику, например, в оформлении наглядного материала, размещении детей и т. д. Таким образом, соблюдение всех выделенных параметров позволяет эффективно организовывать коррекционно-педагогическую работу по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы коррекционно-развивающей работы по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
1.1 Зрительное восприятие как психофизиологический процесс и его особенности при нарушениях зрения
Зрительное восприятие (англ. visual perception) – это способность получить зрительную информацию, обработать ее и осмыслить. Оно обусловлено состоянием периферического отдела зрительной системы, в структуру которого входят оптический и глазодвигательный аппараты, сетчатка (тончайшая внутренняя оболочка глаза, отвечающая за передачу светового и цветового изображения в зрительные центры головного мозга) [10].
Зрительное восприятие может быть описано следующим образом:
1) процесс одномоментного отпечатка воспринимаемого человеком предмета на сетчатке его глаза;
2) процесс психофизиологической обработки изображения объектов окружающего мира, осуществляемый зрительной системой;
3) психический процесс отражения в сознании человека предметов и явлений окружающего мира при непосредственном их воздействии на орган зрения;
4) совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации (информации, поступающей по нервным волокнам в центральную нервную систему), получаемой с помощью зрительной системы [10].
Соответственно, зрительное восприятие можно рассматривать как итог работы зрительной анализаторной системы, который формируется на базе зрительных ощущений, в его структуру входит сенсорная обработка зрительной информации, подразумевает дифференциацию из множества воздействующих стимулов основных и максимально значимых с одновременным отвлечением от несущественных, их оценку, интерпретацию и категоризацию, делает возможным формирование обобщенной картины мира реальности.
Л. П. Григорьева дифференцируют следующие характеристики зрительного восприятия: