Введение в профессиональную деятельность психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Роль и место психологического консультирования гуманистической психологии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1.Теоретические аспекты изучения психологического консультирования 5
1.1 Понятие психологического консультирования 5
1.2 Техники работы в психологическом консультировании 10
Глава 2. Роль психологического консультирования гуманистической психологии 17
2.1 Личностно-центрированное консультирование 17
2.2 Гештальт-консультирование 19
2.3 Трансактный анализ 22
Заключение 27
Список литературы 28

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Во время кардинальных социальных пе-ремен, которые переживает сегодня Россия, нуждаются в распространение идеи гуманистической психологии. Сущность этих положений состоит в при-знании того, что положительная схема развития клиента должна быть опре-деляющей предпосылкой дальнейшей работы с ним в любом направлении. Сама природа человека постоянно направляет ее движение в направлении личностного роста и творческой самоактуализации, стимулирует ее как творца собственной биографии, что имеет свободу выбора, может отстаивать собственный стиль поведения и общения, на пути чего стоят определенные физические или социальные барьеры, которые необходимо преодолеть. В контексте гуманистической парадигмы образования среди ценнейших поло-жений по организации педагогического консультирования определяют имен-но те идеи, лежащие в основе гуманистических моделей клиенто-центрованного консультирования.
Анализ последних исследований и публикаций по проблемам консуль-тирования как вида профессиональной деятельности социального педагога свидетельствует об отсутствии единой трактовки этого понятия, поскольку термины “консультация” и “консультирование” широко используются в раз-личных отраслях и сферах человеческой деятельности. До первых отраслей, где внедрялась консультативная практика, относятся психотерапия и психо-логия. Психологические аспекты деятельности консультанта изучали в своих трудах Г. Абрамова, С. Васьковская П. Горностай, А. Елизарова, Г. Кочюнас, А. Красило, Г. Словно, А. Чернявская и др. Как составляющую социально-педагогической деятельности консультирование исследовали Л. Завацкая, А. Капская, Г. Раковская, В. Сорочинск, Т. Шишковец и др.; в тео-рии социальной работы определили специфику этого феномена И. Грига, М. Гулина, В. Февраль, Т. Семигина и др. Так, в частности, Я. Холостова кон-сультирование в социальной сфере определяет, как “квалифицированный со-вет, помощь лицам, которые имеют определенные проблемы, направленную на восстановления и оптимизации их социальных функций с целью содей-ствия социализации личности, выработки социальных норм общения” [7, с. 489]. Ученые подчеркивают, что социальный педагог, который осуществляет консультирование клиентов, должен владеть теоретическими знаниями по технологии консультирования; знать специфику работы с разными категори-ями клиентов; уметь моделировать консультативный диалог в соответствии с потребностями и ожиданиями клиента; уметь слушать, объяснять, определять приоритетное в социальной проблеме; анализировать и обобщать, убеждать, стимулировать клиента к коммуникативной активности; регулировать дина-мику консультативного диалога; уметь быстро находить эффективный путь решения проблемы клиента [4; 6].
Для того, чтобы эффективно осуществлять консультативную взаимо-действие, социальный педагог должен обладать такими личностными каче-ствами, как: эмпатия, уважение к клиенту, доброжелательность, открытость, эмоциональная стабильность, интегративности мышления, педагогический такт, конкретность, четкость, рефлексия. Одним из требований к личностным качествам консультанта Р. Мэй называет «личную привлекательность», кото-рую определяет, как «обратная сторона заинтересованности в людях и удо-вольствие от общения с ними» [3, с. 172].
Это положение подтверждается мнениями ученых, в частности Л. За-вацкого, А. Капской, Е. Холостова. Социально-педагогическое консульти-рование, по мнению Т. Шишковец- это «квалифицированная помощь клиен-там, испытывающим трудности в повседневной жизни, направленная на оп-тимизацию социальных связей в решении личностных проблем клиента» [8, с. 89]. Л. Завацкий консультирование в социально-педагогической деятель-ности определяет как «технологию предоставления социальной помощи пу-тем целенаправленного информационного воздействия на человека или ма-лую группу с целью их социализации, восстановления и оптимизации соци-альных функций, ориентиров, разработки социальных норм общения» [1, с. 61]. Однако в указанных выше источниках не хватает научных исследований о влиянии гуманистической психологии на развитие теории и практики соци-ально-педагогического консультирования.
Объект исследования: психологическое консультирование.
Предмет исследования: Роль и место психологического консультиро-вания гуманистической психологии.
Цель исследования: изучить роль и место психологического консуль-тирования гуманистической психологии.
Задачи исследования:
1.Изучить понятие психологического консультирования.
2.Рассмотреть техники работы в психологическом консультировании.
3.Проанализировать личностно-центрированное консультирование.
4.Изучить гештальт-консультирование.
5.Рассмотреть трансактный анализ.
Методы исследования: теоретический обзор литературы, анализ и синтез.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключе-ния и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Гуманистическое, или экзистенциально-гуманистическое направление в психологии, разработанное К. Роджерсом, Ф. Перлсом, В. Франклом, А. Маслоу. Он ставит в центр своей методологии личность клиента, который является контролирующим центром, принимающим решения психолога. Основная методологическая позиция заключается в том, что цель человека — жить и действовать, определяя свою судьбу, концентрация контроля и реше-ний находится внутри человека, а не его среды. Действуя в мире, человек должен четко осознавать влияние мира на него.
В гуманистическом направлении постоянно применяется психология, ориентированная на индивидуальный рост клиента, основанная на стремле-нии к максимальной самореализации. Задача психолога — полностью понять мир клиента и поддержать его в принятии ответственных решений. Работа с миром клиента требует от психолога соблюдения определенных условий, способствующих процессу позитивных изменений.
В гуманистическом направлении психологии особое место занимает гештальт-терапия (Ф. Перлз), разнообразно влияющая на клиента и приемы.
Кроме того, благодаря В.Франклу, в гуманистической психологии ис-пользуются приемы логопедической терапии.
Реализация этих приемов требует от психолога красноречивости, ак-куратности устных формулировок, ориентации на мировоззрение клиента.
Чтобы работать эффективно, психологу не нужно начинать работать с предвзятыми идеями о том, как должен быть устроен мир его клиента. Практическая работа психолога — это работа с определенной индивидуально-стью человека. В том числе и со своей личностью — неотъемлемая часть его профессиональной позиции. Психологу необходимо постоянно изучать свои личные и профессиональные способности, чтобы избежать жесткости или чрезмерной свободы в развитии личностных концепций.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения психологического консульти-рования
1.1 Понятие психологического консультирования

Психологическое консультирование на сегодня не имеет единого опре-деления. Это связано с широким применением термина «консультирование» в различных сферах человеческой деятельности, и в частности в сфере пси-хологической помощи. На наполнение данного термина влияют и научные предпочтения консультанта, и специфика его образования (медицинская, гу-манитарная), и контекст выполнения работы.
Так, Г.В. Бурменская общая задача консультирования определяет, как «контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса».
Ю.А. Алешина говорит о работу, направленную на решение различно-го рода психологических проблем, связанных с трудностями межличностно-го консультирования.
Г.Кочюнас, исследуя различные определения психологического кон-сультирования, приводит их в диапазон от «совокупности процедур, направленных на оказание помощи человеку в разрешении проблем и при-нятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, со-вершенствования личности и межличностных отношений» до максимально широкого: «консультирование – это профессиональное отношение квалифи-цированного консультанта к клиенту…» [11].
А.А.Осипова подводит большинство категорий консультирования под понятие «психо-коррекция».
Б.Д. Карвасарский предлагает понимать консультирование как профес-сиональную помощь человеку или группе людей (например, организации) в поиске путей решения определенной сложной или проблемной ситуации и указывает, что консультирование включает в себя как психологические (лич-ностные), так и социально-психологические аспекты, связанные с меж лич-ностным взаимодействием, групповой динамикой, мотивацией и тому подоб-ное.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы