Курсовая теория на тему Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Сущность государственного регулирования рыночной экономики 4
1.1. Понятие государственного регулирования экономики 4
1.2. Экономические функции государства 8
1.3. Основные методы и инструменты государственного регулирования экономики 11
2. Государственное регулирование российской рыночной экономики 20
2.1. Роль государства в становлении рыночной экономики в 90-х гг. ХХ века 20
2.2. Процессы регулирования рыночной экономики в ХХI веке 21
Заключение 30
Список литературы 29
Введение:
Развитие экономических систем может быть контролируемым и инертным объектом, подвластным целенаправленным действиям, но при этом возможны непредвиденные изменения и бифуркационные циклы. Нестабильность экономической среды в РФ и непредсказуемость развития ее экономической сферы может быть продуктивно учтена при анализе именно разнонаправленных явлений и процессов в имеющихся вариантах их глобального или регионального проявления. Ведь они имеют общемировое значение, и являются катализатором структурных и институциональных преобразований, изменений масштабов функционирования и развития многокомпонентных систем.
Проблематика государственной политики современного государства – это четко очерченный курс экономических исследований последних лет. При этом высокая адаптивность и динамика системы стратегического управления в десятках ведущих стран мира стимулирует непрерывное обновление базовых положений именно экзогенной теории экономического роста.
Целью работы является изучение роли государства в становлении и регулировании рыночной экономики.
Задачи работы: рассмотреть сущность государственного регулирования экономики; изучить подходы к государственному регулированию экономики; проанализировать цели государственного регулирования экономики России.
Объект исследования – роль государства в рыночной экономике.
Предмет исследования – процессы государственного регулирования экономики.
Методы исследования: анализ, синтез, дедукция, индукция, системный подход.
Информационная база исследования: работы ученых в сфере государственного регулирования экономики.
Заключение:
Государственное регулирование рынка возникло как составная часть экономической системы, но в результате обострения в мире политических и межгосударственных противоречий ресурсного характера, увеличение масштабов разрушения промышленного производства оно постепенно приобретает все больший удельный вес в общем перечне государственных интересов.
Существуют прямые методы государственного регулирования экономики и косвенные. Прежде всего, это использование административных средств, связанных с влиянием на экономические отношения в стране. Они характеризуются сильным влиянием на поведение властей соответствующих групп интересов и регулируют их отношения.
Это нашло отражение в принятии решений по управлению в виде правовых актов, имеющих юридическую силу для адресата, и включает прямые инструкции для принятия необходимых мер. Это не только убеждение, но и принуждение. Эти методы включают лицензирование бизнеса, государственную регистрацию его субъектов и др.
Прямые методы (административное регулирование) очень разнообразны. К ним относятся: разрешение на осуществление определенных действий (лицензирование); обязательные правила проведения действий или их запрещение, а также их регистрация; определение ограничений и квот; выпуск государственных контрактов; принудительные и финансовые санкции; мониторинг и контроль.
Особенно важным средством государственного регулирования экономики и экономики в целом является система налогообложения и принудительных лицензий.
Фрагмент текста работы:
1. Сущность государственного регулирования рыночной экономики
1.1. Понятие государственного регулирования экономики
Государственное регулирование экономики возникло как составная часть экономической системы, но в результате обострения в мире политических и межгосударственных противоречий ресурсного характера, увеличение масштабов разрушения промышленного производства оно постепенно приобретает все больший удельный вес в общем перечне государственных интересов. В начале XXI века экономическая политика в РФ получила четкое институциональное и функциональное оформление, ориентируясь на повышение технологического уровня производства и совершенствования организационно-экономических отношений. Однако возникла необходимость формирования основ модернизационного развертывания экономической сферы и принятия принципиальных стратегических решений по рациональному использованию собственного стратегического потенциала на общегосударственном уровне .
Вопрос необходимости государственного вмешательства в рыночный механизм традиционно является центральным в экономической науке. Так, существует две основные точки зрения для понимания конечных целей, которые преследуются институтами регулирования и которые оправдывают их интервенции в экономическую деятельность.
Первая теория рассматривает государственное вмешательство как средство защиты общественного интереса. Среди экономистов, развивающих данную парадигму, особенно хочется отметить работы А. Пигу, который развил идеи А. Маршалла о целесообразности введения таких форм регулирования, как субсидии и налоги. Маршалл в своих трудах признавал наличие экстерналий в качестве необходимого и достаточного условия для вмешательства в рыночный механизм. По его мнению, субсидироваться должны такие отрасли, которые характеризуются ожидаемой возрастающей отдачей в долгосрочной перспективе, в то время как единицы хозяйственной деятельности, имеющие убывающую отдачу должны подвергаться налогообложению. Основная логика заключается в принципе максимизации потребительского излишка. Пигу, в свою очередь, расширяет данный принцип в общую теорию государственного вмешательства. Если экономический субъект производит негативные экстерналии, необходимо уменьшить масштаб его деятельности, породив стимулы к сокращению производства. Пигу предлагает в качестве таких драйверов использовать механизм налогообложения. Напротив, если в результате деятельности экономического агента возникают положительные экстерналии для общества, полезность которых для самого субъекта может быть незначительна, а, значит, не прилагать дополнительных усилий по увеличению позитивного эффекта на общество, целью государства является поддержка, а именно выплата субсидий.