Курсовая теория Экономические науки Экономика

Курсовая теория на тему Роль государства в современной рыночной экономике

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие и сущность регулирования рыночной экономики в развитых странах 7
1.1 Роль государства в рыночной экономике 7
1.2 Подходы к определению понятия «государственное регулирование» 10
2 Формы, методы и модернизация роли государства в современной рыночной экономике 15
2.1 Формы и методы государственного регулирования рыночной экономики 15
2.2 Государственное регулирование рыночной экономики в развитых странах 19
2.3 Модернизация механизма регулирования рыночной экономики 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Экономическая наука и хозяйственная практика развитых стран свидетельствует, что государство сохраняет и накапливает потенциал собственности для предотвращения и разрешения острых проблем современной ррыночной экономики, угроз и вызовов глобализации, мировых кризисов, экономических и техногенных катастроф. Государственная собственность в развитых странах составляет институциональную основу для реализации приоритетных социально / экономических целей, в том числе обеспечения устойчивого экономического роста и высокого уровня социальных стандартов жизни.
Рыночная трансформация экономической системы России объективно предполагает коренное реформирование ее институциональной основы, экономических отношений собственности. За годы экономических реформ, широкого разгосударствления и приватизации произошло сокращение доли государственной собственности и формирование частного сектора экономики. В результате таких социально-экономических преобразований удалось создать основы рынка и конкуренции. В то же время государство теряет государственную собственность, как средство решения макроэкономических и социальных проблем и влияние на развитие экономики в целом.
До сих пор не определена научно обоснованная доля государственной собственности, ее состав и функции, имеющемуся экономическому механизму реализации государственной собственности присущ ряд противоречий, которые порождают проблему эффективности его использования.
Стратегия экономического и социального развития России предусматривает формирование высокоразвитой страны с социально ориентированным рыночным хозяйством, в котором оптимально сочетается рыночное саморегулирование с эффективным государственным регулированием и активной ролью государства. Среди ключевых задач стратегии экономических преобразований, направленных на экономический рост, ведущее место принадлежит упорядочению отношений собственности и экономических функций государства, которое требует концентрации и централизации национального капитала, повышение эффективности государственных предприятий на основе их рыночной мотивации и прибыльности, защита государственной собственности.
Как показывает мировая практика хозяйствования и реалии нагромождения нерешенных социальных проблем в начале XXI в., экономическая теория оказалась неспособной разработать надежные механизмы формирования организационной культуры общества, которые, учитывая разнообразие форм проявления общественных проблем и множественность вариантов выбора, должны поддержать эффективное равновесие социо-динамических процессов. Одной из причин, как вполне справедливо доказывает В. Полтерович, является то, что наиболее общие теоретические результаты имеют в определенном смысле негативный характер — это выводы, которые в явном или неявном виде подтверждают, что в рассматриваемых теориях не хватает постулатов для того, чтобы получить ответы на свои вопросы. Другая, но связанная с названной причиной, выступает причина, на наш взгляд, которая заключается в несостоятельности экономической науки в полной мере объяснить организационную культуру современного общества как сложный феномен, основанного на взаимозависимости и взаимодействии не только экономических, но и социально культурных, национально-исторических, морально правовых, социально психологических и ряда других факторов, учесть их при обосновании роли государства, гражданского общества и бизнеса в современной рыночной экономике.
Государственное регулирование значительным образом влияет на развитие рыночной экономики развитых стран, поэтому его исследование выступает важным аспектом. В любой стране государство участвует в регулировании рыночной экономики. Государство из-за своей особой роли в общественности всегда в разных степенях вмешивалось в экономический процесс. Эффективность системы государственного регулирования должна обеспечить постоянное развитие основного направления экономических и социальных деятельностей государства. Главным целенаправленным методом государственного регулирования выделяют правовое регулирование, осуществляющееся благодаря разработке и принятию законодательно-нормативного акта, который создает правовое условие в развитии рыночной экономики и социальных сфер.
Вопросами государственного регулирования развития национального рыночного хозяйства занималось много отечественных ученых, в частности В. Бодров, В. Воротин, Л. Головко, Л. Дидкивская, А. Кругляк, Г. Ляшенко, Н. Нижник, И. Розпутенко, А. Чернега и другие, которые теоретически обосновали необходимость активного государственного воздействия на развитие рыночной экономики. Исследование вопросов, связанных с формированием и развитием систем законодательного обеспечения антимонопольного государственного регулирования, осуществили А. Бутиркин, А. Биндельс, В. Лагутин, А. Мельник, Р. Романов, Н. Станько. Необходимость проведения государством специальной политики в экономико-правовой сфере акцентируют политики и экономисты всех стран с рыночным экономическим устройством. На первое место среди всех видов экономической политики государства ставят ее К. Макконнелл, С. Брю, С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р. Шмалензи, а П. Самуэльсони В. Нордхауз определяют, как первоочередную при устранении дисфункции рынка. Как форме ликвидации неопределенности рыночных решений и контроля за принятием решений государственным структурами особое значение придает

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Как показывает практика, дальнейшее становление рыночных отношений в странах с трансформационной экономикой требует оптимального сочетания государственного регулирования экономики с рыночной саморегуляцией.
Вмешательство государства не должно быть чрезмерным, но достаточным для корректировки, провалов ринка, по мере вызревания рыночных отношений.
Усиление регулирующего воздействия рыночного механизма регулирующая роль государства должна уменьшаться, все шире должны использоваться рыночные, т. е экономические, а не административные методы, при этом надо помнить о продолжительности и постепенности рыночных преобразований, недопустимость искусственного их ускорения.
Дальнейшего изучения в этом плане требует опыт постсоциалистических стран.
Таким образом, главная цель государственного вмешательства в экономическое развитие — обеспечение непрерывности процесса воспроизводства национального хозяйства как единого целого, достижение экономической эффективности на макроуровне.
Ее реализация осуществляется через сознательное определение общественных потребностей, возможностей и путей их удовлетворения.
С практической точки зрения государственное регулирование экономики — это сфера деятельности государства для целенаправленного воздействия на поведение участников рыночных отношений с целью обеспечения приоритетов государственной экономической политики. Рыночный механизм должен быть дополнен механизмом прямого государственного регулирования экономики.
В результате реализации этой концепции сложился своеобразный тандем: существование рыночного механизма и государственного регулирования экономики при ведущей роли рынка, и регулирует современную рыночную экономику. Существующая в настоящее время система государственного регулирования имеет переходный и незавершенный характер. Ход реформ уже показал невозможность эффективного развития экономики в режиме автоматического саморегулирования. Механизм рынка должен быть дополнен инструментами, которые компенсируют его недостатки там, где он не срабатывает или приводит к результатам, которые не отвечают интересам всего общества. Современная правовая база национального хозяйства представлена системой законов и подзаконных нормативно-правовых актов без выделения отдельной отрасли права, которая бы регулировала отношения в сфере экономической деятельности.
Из логики нашего исследования можно сделать некоторые выводы:
1. Изменение роли государства в регулировании современной рыночной экономики была объективной реакцией на требования времени, а формы и методы вмешательства государства в экономику, виды и методы экономической политики на различных этапах были научно обоснованы и способствовали решению потребностей общества. Однако принципы экономической политики, как правило, были направлены на получение экономического равновесия и удовлетворение растущих общественных потребностей. В основу политики не включались механизмы социального вмешательства, представляющих организационную культуру общества.
Большинство несостоятельностей государства, на наш взгляд, должны именно эту глубинную причину.
2. Определение новой роли государства как субъекта рыночных отношений дает возможность по-другому воспринимать его возможности и меру ответственности за решение общественных проблем.
Государство как субъект рыночных отношений имеет собственные потребности и интересы, направленные на сохранение экономической и социальной безопасности, на эффективность социально-экономической динамики, решение проблем общества, которые возникают под влиянием глобализационного развития. Эффективность государственных инвестиций необходимо рассматривать через агрегированные макроэкономические показатели.
3. Парадигма государства требует дальнейшего глубокого обоснования с точки зрения объяснения взаимосвязи государственных интересов с системой интересов, субъектами которых выступают структуры современной рыночной экономики и гражданское общество, изучение их специфики и механизмов реализации на разных уровнях организационной структуры общества.
Сложность научного исследования этих проблем заключается в необходимости учета ряда специфических для каждой страны национально исторических, социокультурных, моральных, психологических и других факторов, которые обусловливают особенности хозяйственного менталитета, приоритеты в формировании потребностей и интересов различных субъектов, принципы их поведения тех или других формальных или неформальных обстоятельств.
Такое исследование требует использования научных достижений представителей всех социальных и экономических наук в данном направлении.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Понятие и сущность регулирования рыночной экономики в развитых странах
1.1 Роль государства в рыночной экономике

Развитие сосуществования страны и рынка — это извечная проблема, которая на каждом историческом отрезке развития цивилизации и в каждой отдельной стране решалась самостоятельно и неоднозначно.
Рассматривая диалектику взаимодействия государства и экономики, прослеживается несколько упрощенный подход ученых и практиков, при котором государственный влияние практически противопоставляется саморегулирующемуся рыночному механизму.
На разных конкретно-исторических этапах роль государства в экономических отношениях была неодинакова, однако принцип «или-или» имел место.
В последнее время актуализировалась проблема поиска оптимального взаимодействия рычагов рыночного механизма и государственных инструментов регулирования, которая находит свое отображение, в частности, в явлениях конвергенции, синергии.
Конвергенция в сфере экономики означает:
• взаимопроникновение экономических систем;
• сближение на глобальном уровне социально-экономических условий жизни путем заимствования идей, управленческих форм и технологий для повышения эффективности национальной экономики.
Современное понимание рыночной экономики исходит из концептуальных положений о наличии провалов рынка и провалов государства, так называемых market failures и government failures.
Это — основы государственного регулирования, изложенные в трудах Дж. Кейнса, нобелевских лауреатов Дж. Стиглица и П. Кругмана, других известных экономистов.
Неоклассики указывают четыре причины, обуславливающие необходимость государственного вмешательства в экономику — это:
• существование несовершенной конкуренции (возможность захвата рыночной власти);
• внешние воздействия;
• асимметричная информация;
• «проблема безбилетника» — необходимость предоставления услуг общественного потребления.
Актуальность указанных группы проблем не уменьшается и обусловливает проведение антимонопольной, внешнеэкономической, социальной политики, формирования институциональной среды развития экономики.
В целом, не отрицая саморегулирующихся свойств рынка, в научной литературе обсуждается вопрос о перспективах сужения экономического пространства рынка, девальвацию его регулятивных возможностей.
Однако А.Гальчинский аргументирует противоположное — «логику модификации рынка.
Рынок выступает в экономике как институт социальных коммуникаций, центр разума, живой организм, который отличается высокой адаптивностью, способностью совершенствоваться», он обосновывает неизбежность новой парадигмы рыночных отношений — «конвергентный рынок».
Вместе с трансформацией рынка, изменяются роль и функции государства, обновляются механизмы их взаимодействия.
Я.Жалило, отстаивая идею экономического прагматизма, который на первое место ставит результативность экономических инструментов утверждает, что «разделение на либерально-рыночную и регуляторно-административную модели экономики уже не является актуальным. В чистом виде ни один из двух подходов не срабатывает.
Рост экономики в целом и благосостояния отдельного индивидуума возможно при синергии экономических инструментов.
Автор против отождествления экономического прагматизма с дирижизмом или патернализмом, что упрощает его понимание.
На сходных позициях стоит В. Панченко, который говорит, что нужно выйти за пределы диалектики «либерализм-протекционизм», «государство-рынок». Старые протекционистские инструменты уходят в прошлое, на их месте появляются новые формы.
Недаром в европейской практике приобретает употребление термин reregulation, что объясняет состояние, когда дерегулирование, предусматривая снятие ограничений, концентрируется на внедрении новых форм регуляции [17, c. 77].
Приведенные и многие другие суждения авторитетных ученых дают основания утверждать о неоспоримой и важной роли государства в экономических процессах, при этом они демонстрируют проблему поиска современных форм и методов государственного регулирующего воздействия на экономику в соответствии с современными системными вызовами.

Схема 1.1 Роль государства в рыночной экономике

 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ …………………………………………………………………

6

1.1. Понятие и сущность государственного регулирования в рыночной экономике ……………………………………………………..
6

1.2. Особенности государственного регулирования экономики в отраслевой и территориальной структуре рыночной экономики …….
10
1.3. Существующие и перспективные модели государственного регулирования сектора экономики ……………………………….
 14
Глава 2. ПРОВАЛЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ ……………………. 18
2.1. Сущность провалов рыночной экономики ………………………… 18
2.2. Типы провалов рыночной экономики ………………………………. 19
Глава 3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ …………………………………………………..
24
3.1. Особенности государственной роли в рыночной экономике современной России ……………………………………………………
24
3.2. Современные направления развития рыночной экономики ……… 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………… 35

 

  

Введение:

 

Рыночная экономика — это система, в которой законы спроса и предложения управляют производством товаров и услуг. Предложение включает природные ресурсы, капитал и рабочую силу. Спрос включает покупки со стороны потребителей, предприятий и правительства.
Предприятия продают свои товары по самой высокой цене, которую заплатят потребители. В то же время покупатели ищут самые низкие цены на товары и услуги, которые они хотят. Рабочие предлагают свои услуги за максимально возможную заработную плату, которую позволяют их навыки. Работодатели стремятся получить лучших сотрудников по минимально возможной цене.
Капитализм требует рыночной экономики для установления цен и распределения товаров и услуг. Социализму и коммунизму нужна командная экономика, чтобы создать центральный план, который будет определять экономические решения. Рыночная экономика развивается из традиционных экономик. Большинство обществ в современном мире имеют элементы всех трех типов экономики. Это делает их смешанной экономикой.
Поскольку рыночная экономика обеспечивает свободное взаимодействие спроса и предложения, она обеспечивает производство самых желаемых товаров и услуг. Потребители готовы платить самую высокую цену за то, что они хотят больше всего. Бизнес будет создавать только те вещи, которые приносят прибыль.
Также, товары и услуги производятся наиболее эффективным способом. Самые продуктивные компании будут зарабатывать более, чем менее производительные.
Таким образом, это поощряет инновации. Новые креативные продукты будут лучше удовлетворять потребности потребителей, чем существующие товары и услуги. Эти передовые технологии распространятся и на других конкурентов, поэтому они также могут быть более прибыльными. Это показывает, почему Силиконовая долина является инновационным преимуществом Америки.
И, немало важно, что наиболее успешные компании инвестируют в другие первоклассные компании. Это дает им преимущество и ведет к повышению качества продукции.
Ключевым механизмом рыночной экономики является конкуренция. Во-первых, в результате у него нет системы для ухода за теми, кто находится в неблагоприятном конкурентном положении. Это касается пожилых людей, детей и людей с психическими или физическими недостатками.
Во-вторых, опекуны этих людей также находятся в невыгодном положении. Их энергия и навыки направлены на заботу, а не на конкуренцию. Многие из этих людей могли бы стать участниками общего сравнительного преимущества экономики, если бы они не были смотрителями.
Это приводит к третьему недостатку. Человеческие ресурсы общества не могут быть оптимизированы. Например, ребенок, который иначе мог бы найти лекарство от рака, вместо этого мог бы работать в McDonald’s, чтобы поддержать свою семью с низким доходом.
В-четвертых, общество отражает ценности победителей в рыночной экономике. Рыночная экономика может производить частные самолеты для некоторых, в то время как другие голодают и остаются без крова. Общество, основанное на чистой рыночной экономике, должно решить, в большей ли его личной заинтересованности заботиться о уязвимых.
Если оно решит, что это так, общество предоставит правительству значительную роль в перераспределении ресурсов. Таким образом, существует так много смешанных экономик. Большинство так называемых рыночных экономик являются смешанными.
Вышесказанными фактами и обуславливается актуальность темы работы.
Целью работы является изучение роли государства в современной рыночной экономике.
Задачи работы:
1. Рассмотрели понятие и сущность государственного регулирования в рыночной экономике
2. Проанализировали провалы рыночной экономики
3. Изучили роль государства в современной рыночной экономике России
В современной литературе данный вопрос является центральным, поскольку множество рыночных экономик являются проблемными.
Объектом работы является рыночная экономика.
Предметом работы выступают особенности государственного управления в рыночной экономике.
Практическая значимость работы характеризуется тем, что работы имеет основу для применения практических действий государством в регулировании рыночной экономикой.
Процессы социалистической трансформации, как переход от свободного рынка к плановой экономике, рассматривались в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, JI. Троцкого, Н. Бухарина, Н. Кондратьева, В. Новожилова, JI. Криц-мана и др.
Системное представление о теоретических и практических проблемах процессов рыночной трансформации были исследованы в трудах В. Полтеровича, JI. Абалкина, В. Радаева, А. Пороховского А., К.Хубиева, А. Любинина, А. Бузгалина, А. Колганова, Р. Нуреева, А. Кошанова, Е. Красниковой, Е. Гайдара, О. Ананьина, А. Илларионова, Е. Ясина, Р. Гайсина, В. May, Р. Бердыева и др.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. В первой главе мы рассмотрели теоретические основы понятия государственного регулирования в рыночной экономике. Во второй главе проанализировали, какие существуют провалы рыночной экономики и их факторы. Третья глава посвящена изучению роли государства в современной рыночной экономике России.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Роль государства в развитом экономическом обществе состоит в том, чтобы регулировать и контролировать всю деятельность государства с целью обеспечения справедливого систематического развития страны и повышения благосостояния своих граждан.
В целом все современные и современные экономические теории, которые развивают проблему экономической роли государства в условиях рыночной экономики, расположены между двумя концепциями. С одной стороны, новокейнсианство защищает расширение вмешательства государства в экономику, а с другой — неоклассические модели, призывающие к постепенному снижению государственного контроля. Все остальные теории по сути являются неким синтезом упомянутых выше крайних положений. Начало этих теорий вытекает из критики двух противоположных подходов к измерениям, границам и методам государственного регулирования экономики.
В развитых странах со смешанной экономикой роль государства в функциях экономики не одинакова. Он отличается размерами, структурами и методами воздействия государства на экономику, а также готовностью общества принять и поддержать такое вмешательство государства в экономическую жизнь. Эти различия обусловлены многими факторами объективной материальной природы, а также влиянием традиций и определенных концепций или менталитета общества.
Несмотря на специфику экономического, культурного, национального и исторического развития различных стран, в которых смешанная экономика функционирует в определенной степени, и независимо от экономических теорий, которые предпочитают эти страны, экономическая роль этих стран может быть представлена в свете следующие наиболее значимые функции:
• разработка экономического законодательства, обеспечение правовых основ и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики;
• поддержка конкуренции и обеспечение функционирования рыночного механизма;
• перераспределение доходов и материальных благ, ориентированных на решение социальных проблем страны;
• Регулирование распределения ресурсов для модификации структуры национального продукта / внутреннего продукта;
• Стабилизация экономики в условиях изменения экономических условий, а также стимулирование экономического роста;
• Предприимчивая деятельность государства.
Кроме того, государство должно обеспечить надлежащее образование и медицинское обслуживание своих граждан.
Все эти функции, с одной стороны, ориентированы на поддержку и смягчение функции рыночной экономики, а с другой стороны, на регулирование и исправление деятельности рыночной системы, включая нейтрализацию ее негативных сторон. Для опыта всех стран со смешанной экономикой эти тенденции не только своеобразны, но и тот факт, что государство играет экономическую роль и выполняет свою функцию, будучи частью самого механизма рыночной системы, используя свои регулирующие инструменты и опираясь на свои закономерности, не игнорируя их.
Перечисленные экономические функции государства являются доказательством того, что его экономическая роль сводится не только к управлению государственным предприятием в экономике, но и к предприимчивой деятельности в рамках определенной группы компаний, которой владеет государство. Государственная экономическая роль включает в себя деятельность по управлению экономикой в целом, а также всех ее секторов как единой системы.
Следовательно, реституция и приватизация, как правило, означающие количественное сокращение экономики государственного предприятия, могут сопровождаться снижением регулирующей роли государства, а также консолидацией и расширением выполняемой государством экономической функции.
Что касается предприимчивых функций, выполняемых государством, следует учитывать, что в развитых странах эти функции не являются решающими, когда они связаны с контролем государства над экономикой. Реституция, особенно в форме приватизации, приводит к сокращению этой функции, даже если это приводит к сокращению экономики государственного предприятия, тогда как государство выступает в качестве подрядчика. Опыт всех стран со смешанной рыночной экономикой служит доказательством недостаточной эффективности этого сектора экономики. Его существование в большинстве случаев обусловлено некоммерческими мотивами, а не мотивами получения прибыли и экономической эффективности.
Государственное предприятие занимает определенную нишу в экономике, которая не привлекательна для частного предпринимательства, ориентируясь только на мотивы коммерческой выгоды. Государство стремится превратить рыночную экономику в экологически безопасную, обеспечить социально-экономические права граждан, организовать развитие научно-технического прогресса, улучшить структуру и региональные диспропорции, обеспечить эффективное развитие международных экономических отношений. Государство осуществляет все эти виды деятельности благодаря наличию специального государственного предприятия в смешанной экономике как совокупности структур для его непосредственного участия в процессах производства, распределения и обмена. Регулирующее государство управляет экономикой главным образом через регулирующие органы, которые уполномочены применять различные стандарты поведения для защиты населения от рыночных сбоев различного рода, включая монопольное ценообразование, хищничество и другие злоупотребления рыночной властью, а также путем предоставления коллективных товаров. (например, национальная оборона или государственное образование), что в противном случае было бы недопоставлено рынком.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Понятие и сущность государственного регулирования в рыночной экономике
Хотя государственное регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в гораздо меньших масштабах, чем в командной административно системе, экономическая роль правительства все еще достаточно высока, особенно по сравнению с системой свободной конкуренции.
Государственное регулирование экономики стало необходимым для реализации социальной политики и общей стратегии социализации в самом широком смысле. Коллективное потребление или удовлетворение социальных потребностей (здравоохранение, образование, поддержка малоимущих, организация научных исследований, защита среды обитания и т.д.) невозможно без применения государственных инструментов и учреждений. Государственное регулирование экономики, таким образом, определяется появлением новых экономических потребностей, рынок не может справиться по своей природе [16, c. 75].
Факты свидетельствуют о том, что с развитием рыночной экономики возникли и обострились экономические и социальные проблемы, которые не могут быть автоматически решены на основе частной собственности. Возникла потребность в значительных инвестициях, предельных или неэкономичных с точки зрения частного капитала, но при этом необходимо было продолжать воспроизводство в национальном масштабе, в то время как кризисы в промышленности и бизнесе, массовая безработица, нарушение денежного обращения и конкурентное давление на мировых рынках требуется государственная экономическая политика.
Далее в этой работе мы обсудим сущность рыночной экономики и возможности ее государственного регулирования, а также определим критерии и масштабы вмешательства государства в экономику. В работе показано, что государственное регулирование экономики в условиях рыночной экономики является необходимой системой типовых мер законодательного, исполнительного и надзорного характера, осуществляемых компетентными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и адаптации существующей социально-экономической системы к меняющиеся условия.
Функции государственного регулирования экономики.
Теоретически концепция государственного экономического регулирования является более широкой, чем концепция государственного регулирования экономики. В современных условиях невмешательство государства в социально-экономические процессы невозможно. Уже давно обсуждается не необходимость государственного регулирования экономики, а ее масштабы, форма и интенсивность. Поэтому термины «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика» в наше время идентичны [10, c. 157].
Объективная возможность государственного регулирования появляется при достижении определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, которая превращает эту возможность в реальность, — рост проблем и трудностей, которые призвано решить государственное регулирование экономики.
В настоящее время государственное регулирование народного хозяйства является неотъемлемой частью воспроизводства. Он решает различные проблемы, такие как, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, содействие прогрессивным изменениям в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы и масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и серьезностью экономических и социальных проблем в стране в определенный период.
Реакция на ответ между носителями экономических интересов и органами государственного регулирования довольно жесткая. Во-первых, успех государственного регулирования рыночной экономики проявляется в улучшении структуры экономики, темпах роста, снижении безработицы, сбалансированности платежей, снижении инфляции и росте уровня жизни. Во-вторых, это отражается на показателях, которые не всегда можно измерить количественно: уровень социальных волнений (забастовки, демонстрации и т. д.), оценка государственного экономического регулирования средствами массовой информации, состояние окружающей среды, качество жизни в городах. В-третьих, носители экономических интересов напрямую или через свои союзы поддерживают или не поддерживают правительство. Утрата доверия избирателей и профсоюзов к правящей партии или партиям является основной линией обратной связи между экономической политикой государства и носителями деловых интересов.
Органы государственного регулирования экономики не могут позволить себе выяснить реакцию носителей экономических интересов на общее направление и конкретные меры государственной экономической политики во время выборов и ждать, пока недовольство экономической ситуацией приобретет крайние формы (забастовки, бегство капитала). Правительственным органам необходима оперативная информация, максимально возможный достоверный прогноз поведения экономических агентов в случае реализации определенных мер государственного экономического регулирования. Для этой цели существует проверенный механизм в форме вопросников. Метод анкетирования помогает изучить эффективность инструментов фискального и монетаристского регулирования, влияние заказов на госзакупки, инвестиции в государственный сектор. Этот метод стал рабочим инструментом государственного регулирования экономики, обеспечивая обратную связь между регуляторами и носителями экономических интересов.
Таким образом, это был идеальный образ зависимости государственного регулирования от экономических интересов. На самом деле отклонений от модели много: идет борьба между различными группами интересов за влияние на регуляторы, широко распространено лоббизм, в разных странах отмечаются случаи коррупции в органах государственной экономической политики. Однако механизм вмешательства государства в рыночную экономику функционирует по правилам, а не по исключениям [21, c. 218].
Возможные экономические объекты государственного регулирования.
Оценивая вышеупомянутый механизм государственного вмешательства в рыночную экономику, можно выделить экономические объекты государственного регулирования, то есть области, отрасли, регионы и ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, проблемы, возникшие или могут возникнуть в трудности, которые не разрешаются автоматически или разрешимы в отдаленном будущем, в то время как устранение этих проблем необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы