Курсовая теория на тему Роль фотографии в советской журналистике в периоды ВОВ. Информационно пропагандистический аспект
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Особенности системы журналистики и пропаганды в период Великой Отечественной войны 5
Глава 2. Роль и значение фотографии в СМИ периода Великой Отечественной войны 14
Заключение 26
Литература 27
Введение:
Каждый день тревожные мировые процессы и сопутствующие события не могут оставить равнодушными ни простых обывателей, ни вовлеченных в них тем или иным образом участников. С широким распространением высоких технологий и новаторских решений можно отслеживать любые интересные темы и сюжеты благодаря глобальной сети интернет, где запрашиваемая информация может быть представлена в любом виде — как текстовом, так и графическом, видео- или аудио-ресурсном и даже мультипликационном.
Но современное «оцифрованное» общество не должно забывать об истоках появления информации во всех предложенных вариантах, о тяжелейшем труде первопроходцев и пионеров, которые, словно трапперы Фенимора Купера, по крупице и по зернышку отыскивали необходимые блоки информации в море не всегда благодатного материала. В особенности это касается тех специалистов, которые, рискуя жизнью, трудились в горячих точках по всему миру во время как локальных вооруженных конфликтов, так и крупных военных баталий.
В первую очередь цифровой архив, который мы имеем возможность изучить сегодня, пополнялся военными фотокорреспондентами разных стран. И Великая Отечественная война внесла свой значимый вклад благодаря титаническим стараниям советских мастеров фотокамеры-«лейки».
Бесспорно, на войне в руках лучше иметь хорошее оружие, чем самый совершенный фотоаппарат. И тот, кто рассматривал врага в видоискатель, а не через прицел, конечно, сильно рисковал. Но храбрость эта была вполне оправдана. Именно благода¬ря геройству фронтовых репортёров и современники, и по¬томки смогли увидеть войну. Войну, пронизанную ужасами и завершённую слезами победы. И теперь нам остаётся только восхищаться, как в самых тяжёлых ситуациях они смогли со¬хранить самообладание и думать о фотографии.
С первого до последнего дня войны свыше двухсот фото¬репортёров, корреспондентов центральных и армейских га¬зет вели летопись Великой Отечественной. Советская фото¬журналистика о сражении за Сталинград образно и точно запечатлела драматические страницы великой битвы, явив¬шейся переломным моментом Второй мировой войны.
В рамках данной работы рассмотрим вопрос о роли фотографии в советской журналистике в периоды Великой Отечественной войны с позиции информационно-пропагандистического аспекта.
Таким образом, цель данной курсовой работы – изучить роли фотографии в советской журналистике в периоды Великой Отечественной войны.
Объект исследования — информационно-пропагандистический аспект фотожурналистики в период Великой Отечественной войны.
Предмет исследования – процесс развития фотожурналистики в период Великой Отечественной войны.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
— изучить литературу по исходной проблеме,
— рассмотреть особенности системы журналистики и пропаганды в период Великой Отечественной войны,
— проанализировать значение фотографии в СМИ периода Великой Отечественной войны.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы. Общее число информационных источников 24. Это книги, Интернет-ресурсы, статьи.
Работа проиллюстрирована фотографиями военной поры.
Заключение:
В целом, рассматривая фотоснимки периода Великой Отечественной войны, мы приходим к выводу об их высокой эмоциональной составляющей, которая достигалась благодаря исключительной культуре реализации фотографии на полях сражений как во время самого действия, так и постфактум. Фотографии — это фрагменты воспринимаемого человеком мира, мира в виде процесса, а не сиюминутного результата. Это связано в первую очередь со специфическими особенностями снимка — единством основ эмоции и четкой информативной логики.
Фотография воспринимается зрителем или читателем наиболее четко в своей определенной культурной среде. Таким образом, в этом контексте не следует забывать о том, что война для всех без исключения фотокорреспондентов стала жизнью, формой существования, смыслом которой являлась передача героического достояния своего народа. Благодаря фотографиям современное поколение может узнать о фронтовых буднях и перелистать страницы Великой Отечественной войны, которая, к сожалению, затронула и наш родной город.
Таким образом, зрительное восприятие современного человека формируется фотографией, запечатленной до скончания веков. Дух фотографии создает мир зрительных образов, что очень необходимо для актуализации культурного наследия и его адаптации для восприятия в сопутствующей экспозиционной среде. Благодаря образному и универсальному языку фотография, особенно военная, способна оказывать влияние на визуальный опыт человека и одновременно передавать память о масштабных героических событиях из поколения в поколение, тем самым обеспечивая развитие социума в полном объеме.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Особенности системы журналистики и пропаганды в период Великой Отечественной войны
Система журналистики периода Великой Отечественной войны выполняла две ключевых функции:
1) информационную,
2) пропагандистскую.
Причем второе было более значимо в период военных действий.
В период Великой Отечественной Войны передвижной жур-налистский корпус постоянно находился в центре важнейших со¬бытий войны. Корреспонденты участвовали в боях за Ленинград, Сталинград и Москву, входили вместе с армией в оккупированные города, получая иногда нешуточные ранения. Среди журналистов были и те, кто прошел все тяготы войны и мог писать о ней не по¬наслышке. Для написания даже небольшой заметки корреспонден¬там зачастую приходилось идти в атаку, совершать рейды, выса¬живаться с десантом. В кадрах Красной Армии и Военно-морского Флота в годы Великой Отечественной войны находилось 943 писа¬теля. Из них — 225 погибли на фронте, 300 — награждены ордена¬ми и медалями СССР [1].
Илья Оренбург, Алексей Толстой и Василий Гроссман — люди разного возраста, происхождения, социального положения. Не¬смотря на то, что принцип работы и способ подачи материала был различен, читали их с одинаковым интересом. По их очеркам можно изучать историю войны, но не сухую «официальную», а эмоциональную, наполненную пафосом борьбы за победу над захватчиками.
В произведениях знаменитых литераторов-фронтовиков четко и ярко выражены их личные базовые ценности и то, чем бо¬лее всего на свете дорожат советские воины и мирное население страны.
Исследование творчества военных корреспондентов «Прав¬ды» и «Красной звезды» позволяют понять и оценить роль журна¬листики в ходе военных конфликтов: от того, какую позицию зай¬мут представители средств массовой информации по отношению к вооруженному конфликту, как будут его освещать, в значитель¬ной мере зависит исход данного конфликта. Информационная война — важнейшая составляющая вооруженных конфликтов, обладающая мощным мобилизационным эффектом.
Под пропагандистской публицистикой понимается созда¬ние для прессы произведений,
1) направленных на утверждение определенной системы ценностно-акцентированных взглядов;
2) создание у аудитории определенной картины мира;
3) формирование определенных взглядов, представлений, эмоциональных со¬стояний, оказывающих влияние на социальное поведение людей.
Необходимость пропагандистской публицистики, по мне¬нию специалистов [2, 3], обусловлена тем, что в экстремальной ситуации вооруженной борьбы реальную ценность имеет только то, что может помочь в уничтожении противника, то есть все, что может обеспечить мобилизацию собственных сил. Эта мобилиза¬ция предполагает зарождение в массовом сознании крайне нега¬тивного отношения к противоборствующей стороне, вплоть до чувства ненависти к врагу.
Такие сильные эмоции, как правило, не могут возникать само-стоятельно в сознании сразу всех граждан и быстро распространяться по всей территории страны. Для их культивирования необходимо провести огромную пропагандистскую работу через средства массо¬вой информации. В исследованиях психологии войны выделяются несколько причины необходимости такой пропаганды:
— существование довоенных представлений народов-противников друг о друге, которые требуют корректировки, так как не могут быть настолько негативными, насколько это нужно для ведения войны;
— сжатые сроки, в которые необходимо создать соответ¬ствующие представления о неприятеле;
— массовый характер тех категорий населения, которые должны «усвоить» новый стереотип;
— создание «образа врага», опирающееся на реальные ха-рактеристики страны, народа, армии противника [2].
В связи с этим можно выделить три основные тематические линии пропагандистской публицистики:
1) негативное отноше¬ние автора к врагу, которое, как правило, демонстрируется через фактическое описание бесчинств противника, его отвратитель¬ных моральных и физических качеств;
2) описание подвигов лю¬дей на поле боя и в тылу, при этом подвиг почти всегда персона¬лизирован, чем достигается достоверность информации;
3) сти¬мулирование активности читателей для достижения победы в конфликте, что реализуется через различные эмоционально окрашенные призывы.
Реализация первой из указанных линий призвана решить следующие задачи:
— воспламенение ненависти к врагу-захватчику, который вероломно вторгся в страну;
— обострение чувства патриотизма, желания биться за Ро¬дину до конца;
— культивирование жажды справедливой мести.
Реализация второй тематической линии — формирование
образа героя на страницах военной прессы решала следующие задачи:
— моральная поддержка советских воинов;
— поддержка боевого духа стран-союзников;
— контратака на гитлеровскую пропаганду, предрекающую скорое поражение СССР;
— представление примера для подражания, своеобразного эталона чести и мужества;
— яркая характеристика действий советской армии и совет¬ского тыла;
— обоснование справедливости действующего политическо¬го строя, который «воспитал настоящих героев»;
— деморализация противника путем демонстрации несгиба¬емости воинов и тружеников, их готовности жертвовать всем ради победы;
— демонстрация массовости героизма;
— демонстрация единства советского народа на поле боя и в тылу.
Третья тематическая линия реализовывалась в призывах к проявлению мужества, самоотверженности, стойкости, взаимной поддержки для достижения победы и осуществления справедливой мести.
В творчестве Василия Семеновича Гроссмана даны следую¬щие доминирующие черты врага: он страшнее угрюмого клыка¬стого бирюка, вооружен дьявольским арсеналом германского ми¬литаризма, хитрый, беспощадный, изощренный и неоправданно жестокий. «Обезумевших от ужаса матерей заставляли водить сво¬их детей среди раскаленных колосников, на которых в пламени и дыму корежились тысячи мертвых тел, где трупы, словно ожив, метались и корчились, где у беременных покойниц лопались от жара животы, и умерщвленные до рождения дети горели на раскрытом чреве матери», — рассказывает автор в очерке «Треблинский ад» [4]. Враг покушался на высшие ценности мира: жизнь, свободу, и самое святое — Родину.
Образ героя также представлен ярко и всеобъемлюще: в ты¬лу все жили под девизом «все для фронта, все для победы»: «Всюду: на полях, во время пахоты и молотьбы, за лошадьми, впряженны¬ми в плуги, на тракторах и комбайнах, за рулем грузовиков, на опасной, тяжкой страде прифронтовых разъездов трудится рус¬ская женщина. Шестидесятилетняя старуха Бирюкова ночью по¬шла караулить амбары, вооружившись окованным железом сково¬родником» [5].
И на фронте, и в тылу многие ставят интересы государства выше собственных. На фронтах солдаты пылают праведным гне¬вом, уверенны друг в друге, мужественны, им чуждо чувство стра¬ха, зато присуща фанатичность в исполнении своей миссии. Герой Гроссмана не сдается даже тогда, когда ему грозит неминуемая смерть, он стремится на фронт и горит желанием даже после смер¬ти принести пользу. «Когда в Сталинграде порвалась связь штаба с полками, он пополз исправить порыв, был тяжко ранен, зажал концы провода зубами и умер. Связь продолжала работать, скреп¬ленная его мертвым ртом. Катушка Путилова передается теперь как знамя, как орден лучшим связистам дивизии» [6].
Обладает русский солдат и народной смекалкой: «Юноша сапер, выбежавший первым к подожженному немцами мосту и нашедший блестящее, творческое решение спасти мост: он начи¬нает бросать гранаты в воду и фонтанами воды, поднятой взрыва¬ми, сбивает и тушит пламя» [7].
Призывы к победе писатель иногда вкладывал в уста своих героев. Например, в очерке «Жизнь» из уст капитана звучит: «И помните, товарищи, что пока хоть один из нас дышит, пока глаза его не закрыты, — он воин нашей армии, он ведет великий бой» [8].
Призывы Гроссмана не похожи на лозунги, тем не менее, име¬ли тот же эффект: «Этот торжественный грохот напоминает людям о том, что война вступила в решающую полосу, что отступать даль¬ше нельзя, что Волга — это главный рубеж нашей обороны» [6]. Не забывает автор и о писательском долге: «Долг писателя рассказать страшную правду, гражданский долг читателя узнать ее. Всякий, кто отвернется, кто закроет глаза и пройдет мимо, оскорбит память по¬гибших. Всякий, кто не узнает всей правды, так никогда и не поймет, с каким врагом, с каким чудовищем вступила в смертельную борьбу наша великая, наша святая Красная Армия» [9].
В военных очерках Ильи Григорьевича Эренбурга враг изоб-ражается иронично, даже саркастично, что сопутствует преодоле¬нию страх перед ним. Нацисты наступают для того, чтобы грабить и разорять. Они подобны варварам, творят бесчинства и злодея¬ния, разворовывают ценности на захваченных территориях. Автор дает им прозвище «фриц», называет их гитлеровской ордой, кан¬нибалами в погонах, коричневыми вшами. Лживое правительство в лице Гитлера создает фабрику убийц, пропагандируя цинизм и развращение как нормальное явление. Нацисты лицемерны в своей вере: «Они говорят, что они исповедуют религию. Но они поклоняются языческому богу. Они вешают священников. У них написано на бляхах «С нами бог». Но этими бляхами они бьют по лицу агонизирующих пленных» [10]. «В мертвом Харькове ветер качает тела повешенных. В наших городах они насилуют. В наших городах вешают. В наших городах жрут и дрыхнут» [11].
Для героев Эренбурга характерны презрение к смерти, само-отверженность, мужество не только взрослого населения, но и де¬тей и стариков: «Несколько дней тому назад возле Смоленска к нашему командиру подошла крестьянка, старушка, говорит: «То¬варищ командир, как мне — готовиться?» — «А куда тебе гото¬виться, бабушка?» — «Как куда? Если немец идет, я должна мой дом сжечь, удавить куриц…» [12]. Тыловики по несколько суток не уходят с завода, повсеместно усыновляются сироты. На фронте для солдат характерна преданность своей части, а также интернацио¬нализм бойцов: «Асхар Лекеров, простой казах, становится в свя¬щенном пылу боя непобедимым и огромным. Это правда. Казах, или русский, или украинец — все они становятся одним непобеди¬мым и огромным народом» [13].
Призывы к борьбе с захватчиком у автора звучат повсемест¬но, даже названия очерков имеют характер лозунгов: Мы не забу¬дем!, Выстоять!, Мы им припомним!, Отобьем!, Убей!, Стой и по¬беди!, Бить и бить, Вперед, товарищи гвардейцы!, За родину, за жизнь!. В самом эмоциональном очерке автор пишет: «Если ты убил одного немца, убей другого — нет для нас ничего веселее немецких трупов. Убей немца! — это просит старуха мать. Убей немца! — это молит тебя дитя. Убей немца! — это кричит родная земля. Не промахнись. Не пропусти. Убей!» [15].
В творчестве Алексея Николаевича Толстого враг приобрета¬ет следующие черты: расчетлив, рационален, применяет эти каче¬ства для злодеяний: «Зверями вас назвать нельзя, дикие звери же¬стоки, но они не убивают для наслаждения и не проливают крови себе подобных. Нельзя вас назвать и сумасшедшими, — вы совер¬шаете зверства обдуманно и планомерно»; «Совершают столь не¬постижимые уму зверства, что чернила наливаются кровью, и, будь у меня угрюмая фантазия самого дьявола, мне не придумать таких пиршеств пыток, смертных воплей, мук, жадных истязаний и убийств, какие стали повседневным явлением в областях Украи¬ны, Белоруссии и Великороссии, куда вторглись фашистско¬германские орды» [17].
Чертами противника являются бесчеловечное отношение к военнопленным, жестокость к мирному населению. В очерке «Лицо гитлеровской армии» Толстой приводит отрывки из расска¬зов свидетелей, которые своими глазами видели, что делали гитле¬ровцы в захваченных деревнях: «Я видел на окраине одной деревни близ Белостока пять заостренных колов, на них было воткнуто пять трупов женщин. Трупы были голые, с распоротыми живота¬ми, отрезанными грудями и отсеченными головами. Головы жен¬щин валялись в луже крови вместе с трупами убитых детей». Пока¬зывает автор и варварское пренебрежение нацистов к культурным ценностям русского народа в очерке «Фашисты в Ясной Поляне: «Все разрушено, растоптано, разорвано, сожжено солдатами Гит¬лера. На штукатуренных стенах они, уходя, оставили на память человечеству порнографические рисунки» » [17].
Алексей Толстой последовательно выводит некий «русский характер», отмечая определенные черты, характерные для русского народа: отрешение от привычного в трудные минуты жизни [18], русская смекалка [19], стремление русского народа к моральному совершенствованию [20], пренебрежение к своей жизни и злость, смышленость и упорство в драке [21]. Отмечает автор и стойкость советских солдат, которые даже под угрозой смерти не отвечали на вопросы противника, их самоотверженность, жертвенность. «Свя¬зист Девитяров сунул в карманы и за пазуху все имевшиеся у него гранаты, дождался танка, кинулся под него и взорвал его» [22]. Страшнее смерти для красноармейца позор и неволя. Отмечал ав¬тор и массовое сопротивление гражданского населения, создание партизанских отрядов [23].
Призывы к победе также характерны для военных очерков писателя. Названия некоторых говорят сами за себя: Наша общая цель — счастье родины, Нас не одолеешь!, Мы должны выстоять! Мы выстоим!, Смерть рабовладельцам!. Автор призывал «Зубами перегрызть хрящ вражеского горла — только так! Ни шагу назад!» [24]. Внушал уверенность в победе: «Враг будет сломлен! Будет уничтожен!» [22]. Призывал русских солдат к самоотверженности: «Бейся с немцем без оглядки, мсти ему за все, не щади себя, чтобы убить его!» [25].
Таким образом:
1. Для творчества публицистов военного времени характер¬ны три направления: образ врага, который создается посредством описания преступлений на оккупированных территориях; образ героя, который зачастую персонализирован для улучшения про¬цесса идентификации читателя с ним; призыв к победе, который, опираясь на первые два пункта, должен поднять народное самосо¬знание на новый уровень.
2. Образ врага был неотъемлемой частью военной пропаган¬ды, он создавался и культивировался всем авторским составом прессы военного времени. При этом авторы стремились показать не только плохие намерения неприятеля по отношению к народам оккупированных стран, но и неподобающее отношение правящей верхушки Германии к своему собственному народу. Итак, нацист¬ский солдат — это расчетливый и осторожный зверь и нечеловек с садистскими наклонностями, который грабит, истязает, убивает и истребляет русский народ, являясь при этом совершенным тру¬сом, и оставляет позиции при малейшей опасности.
3. Описание подвигов советских людей можно разделить на несколько групп: солдат и гражданского населения, на фронте и в тылу. При этом все авторы делают героические действия персона¬жей образцом для подражания и показывают через них общее му¬жество населения в период войны. Собирательный образ героя Великой Отечественной войны выглядит следующим образом: смелый, самоотверженный, мужественный, очень выносливый и стойкий, который, несмотря на душевную доброту, на поле боя проявляет твердость характера, азарт и находчивость, всегда готов бороться за общее дело.
4. В творчестве анализируемых авторов ярко и рельефно представлены ценностные доминанты времени, причем примени¬мо к русским солдатам — положительные, а в отношении врага — отрицательные.