Курсовая теория Педагогика/Психология Общая психология

Курсовая теория на тему Роль эмоций в управлении человеческим поведением

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление 2

Введение 3

Глава 1. Общее представление об эмоциях 6

1.1. Основные определения 6

1.2. Теории эмоций 8

1.3. Классификации эмоций 23

Глава 2. Влияние эмоций на поведение человека 26

2.1. Общее определение поведения 26

2.2. Эмоции как фактор регуляции поведения 28

Заключение 34

Выводы 36

Литература 37

  

Введение:

 

Никакой аспект нашей психической жизни не является более важным для качества и смысла нашего существования, чем эмоции. Это то, что придаёт субъективный смысл человеческой жизни. Поэтому неудивительно, что у большинства великих классических философов и психологов имели свои собственные представления о природе и способах работы эмоций. Эти теории обычно рассматривали эмоции как имеющие значение реакции субъекта на значимые события и как способные вызывать характерные и поведение. В этом контексте представляется странным, что на протяжении большей части двадцатого века ученые и философы сознания были склонны пренебрегать эмоциями — отчасти из-за феномена чувственной недоступности, существенно затрудняющего исследование данного явления, а отчасти потому, что разнообразие состояний, охватываемых словом «эмоция», делает любую исследовательскую задачу в этой области крайне сложной. Однако в последние десятилетия эмоции снова оказались в центре научного интереса психологии.[11, 19, 20]

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о значимости происходящего для его жизненных потребностей. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и их реализацией в действиях, отвечающих этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют роль оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и регулируя ее. В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов – аффект. Одно из существенных проявлений состоит в том, что он, «навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию». [27, 29]

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и окружающим, процесс и результаты его жизнедеятельности. К классу эмоций относятся: настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Эмоции не теряют своей исключительной значимости в течение всей жизни человека. Через них мы устанавливаем отношения с другими людьми, регулируем себя и окружающих. Понимание эмоций другого человека является важным для процесса общения между людьми, как в повседневной жизни, так и в профессиях, связанных с большим количеством общения.[13]

Отдельно следует отметить сложность исследования эмоциональных процессов в контексте их принципиальной чувственной недоступности. Так, при всей значительной актуальности эмоциональных аспектов жизни человека не представляется возможным сколько-нибудь объективное измерение эмоций человека, не опосредованное его самоотчётом либо не связанное вынужденно с интерпретацией внешних проявлений его якобы эмоциональной жизни. Этот факт породил целое течение в психологии, предполагавшее отказ от анализа принципиально недоступных чувственному опыту явлений ввиду их неизбежной субъективности. Таким образом, обращаясь к столь значимой части жизни человека, мы никогда не можем быть вполне уверены в том, насколько то, что мы называем, например, «злостью» соответствует тем, что получает аналогичное название от нашего друга или преподавателя. Это делает вопрос исследования эмоциональной жизни людей более сложным, но в тоже время и намного более значимым, т.к. приближает психологов к возможности понимания человеческой субъективности.

Несмотря на то, что эмоции являются сравнительно хорошо исследованной областью психологии, невозможно сказать, что они полностью понятны современным учёным.

Объект исследования: эмоции.

Предмет исследования: эмоции в жизни человека.

Цель работы: рассмотреть роль эмоций в жизни человека.

Задачи работы:

— исследовать различные теории эмоций

— рассмотреть различные аспекты влияния эмоций на жизнь человека


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, эмоции представляют собой сложное, многоаспектное явление. Не существует теории, которая однозначно описывала бы эмоциональные проявления и исчерпывающе объясняла бы механизмы их работы. Эмоции определённо имеют под собой практический смысл, как с эволюционной точки зрения, так и с точки зрения функционирования современных обществ и групп. Среди множества различных функций эмоций представляется наиболее значимыми те, которые касаются регуляции самого себя (посредством эмоций производится наиболее быстрая оценка происходящего с точки зрения безопасности человека, его потребностей и мотивов, реализуемых в настоящий момент), а также способствуют наиболее быстрой коммуникации (так, выражения страха, гнева или привязанности способствуют быстрому и точному налаживанию контактов между людьми).

Хотя эмоции напрямую связаны с тем, как функционирует мозг и находятся в определённой, хотя и не полной зависимости от соматических реакций, следует отметить, что большую роль в их появлении и регуляции также играют наиболее эволюционно новые приобретения, такие, как когнитивная оценка происходящего.

Эмоции играют огромную роль в жизни человека, определяя направление его деятельности и регулируя его социальные взаимодействия. Эмоциональные расстройства как в детском, так и во взрослом возрасте имеют значение, которое сложно переоценить и могут приводить к трагическим событиям в жизни пациента, вплоть до реализации суицидальных намерений. Положительные эмоции, напротив, оказывают значительный позитивный эффект на состояние человека, в том числе на состояние его здоровья и общее благополучие.

Этот факт (влияние положительных эмоций на здоровье и благополучие) часто оказывается недооценён как обывателями, так и специалистами-психологами. Если для коррекции эмоциональных расстройств (таких, как нарушения поведения и эмоций в детском возрасте и гиперактивности, а также депрессивных и тревожных проявлений у взрослых) разрабатываются специальные методы и лекарства, проводятся различные виды терапевтических вмешательств, то роль положительного эмоционального фона остаётся за границами внимания специалистов. Распространён подход к положительным эмоциям, когда они являются чем-то факультативным или наградой за хорошо проделанную работу, но никак не жизненной необходимостью и значимым условием благополучия как взрослого человека, так и ребёнка.

Таким образом, эмоции являются одним из ключевых аспектов нашей жизни. Они играют важную роль в оценке ситуации и ориентировке в ней, а также в коммуникации. Нарушения эмоциональной сферы могут сделать жизнь человека практически невыносимой, в то время как эмоциональное благополучие продляет жизнь и способствует долголетию и здоровью.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Общее представление об эмоциях

1.1. Основные определения

До сих пор в психологии нет однозначного и общепризнанного определения эмоций. Вместо этого наука опирается на так называемые рабочие определения. Обычно это понимается как чистое описание явления. Рабочее определение эмоции, которое в значительной степени согласовано в психологии, выглядит следующим образом:

Эмоция описывает выражение чувств, таких как любовь или гнев. Однако эмоция состоит не только из чувства, но и из физической реакции и мыслительных процессов, связанных с испытываемыми чувствами.

Термин «эмоция» происходит от латинского emotio (сильное движение) или emovere (возбуждать, изгонять).

Эмоции, которые очень интенсивны, бурны и возникают только в течение короткого времени, также называются аффектами. Гнев или панические атаки — это именно такие аффекты.

Эмоции являются важной частью вашей жизни. Часто люди, в основном бессознательно, оценивают повседневные ситуации с помощью чувств. Например, такие эмоции, как страх, помогают вам классифицировать ситуацию как опасную и таким образом предупреждают вас. Кроме того, выражение эмоций облегчает общение с другими людьми. Эмоции помогают общаться невербально. Это означает общение без слов, а с помощью жестов и, прежде всего, мимики. Примером невербальной коммуникации является выражение стыда:

Эмоции также абсолютно необходимы в опасных ситуациях. Переживание эмоций позволяет человеческому телу быстро реагировать в таких ситуациях и принимать решения, которые могут оказаться жизненно важными в чрезвычайной ситуации. Например, если человек чувствует страх в какой-либо ситуации, его тело часто автоматически реагирует на эту эмоцию бегством, что может защитить человека от опасности.

Проявления эмоций часто индивидуальны и немного варьируются от человека к человеку. Однако существуют некоторые основные характеристики отдельных эмоций. Они:

… являются поведенческими.

… различаются по серьезности в зависимости от значимости ситуации.

… в основном расположены в лимбической системе.

… в основном ощущаются как мышечная активность.

… может быть сознательно воспринято и подвергнуто влиянию.

Лимбическая система — это функциональная единица мозга, которая используется, помимо прочего, для обработки эмоций. Однако к лимбической системе относят такие задачи, как контроль функций влечения, обучения, памяти и регуляция приема пищи, пищеварения и размножения.

Вышеуказанные характеристики относятся ко всем эмоциям: будь то гнев, отвращение, доверие или благодарность. Вы можете различать и классифицировать эмоции на основе следующих характеристик:

Сила: Насколько сильно переживается эмоция?

Направление: Это положительная или приятная или отрицательная или неприятная эмоция?

Качество: что именно испытывает эта эмоция?

Осознание: в какой степени причины или проявления эмоции осознаны?

Лимбическая система мозга постоянно генерирует эмоции, но люди не всегда это замечают. Только когда сигналы от этой системы достигают коры головного мозга (также называемой корой), такие эмоции, как страх, радость, гнев или печаль, воспринимаются сознательно. Это происходит (если вообще происходит) только в конце сложного процесса. Частью этого процесса являются первый и второй механизмы соответственно. Эти два механизма имеют место между первым восприятием стимула (например, запахов или звуков) и возможным переживанием эмоции.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы