Курсовая теория на тему Роль эмоций в регуляции деятельности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
§1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА 6
§2.
ЭМОЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПОНЯТИЕ РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 16
§ 3.
РОЛЬ ЭМОЦИЙ В РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 29
Введение:
ВВЕДЕНИЕ Человек как
субъект деятельности, который познает и изменяет мир, не является ни бесстрастным
созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же бесстрастным
автоматом, производящим те или иные действия. Действуя, человек переживает то,
что с ним происходит и им совершается, он относится определенным образом к
тому, что его окружает. Переживание этого отношения человека к окружающему
составляет сферу чувств или эмоций.
Эмоциональный
фактор играет важную роль в развитии человека, а эмоциональное воспитание — не
только одна из значимых целей самого воспитания, но и не менее важный компонент
его содержания. Эмоция — это сложное и стабильное переживание, связанное с
общественными потребностями человека, важная составная часть его духовной жизни
и внутренний мотив поведения, опосредствованный фактор и контрольная сила.
Эмоции входят во
многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая
часть. Такими комплексными состояниями, включающими мышление, отношение и
эмоции являются юмор, ирония, сатира и сарказм, которые также можно трактовать
как виды творчества, если они приобретают художественную форму.
Исследование
эмоций и их развитие имеют существенное значение для изучения развития
человеческой психики. Л. С. Выготский указывал на изменения в познавательной
деятельности, которые происходят в течение детства и связаны с изменениями в
мотивационно-познавательной сфере личности ребенка.
Эмоции человека
проявляются во всех видах человеческой деятельности и особенно в художественном
творчестве. Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека,
выступая как их органическая часть.
Все, что
человек делает в своей жизни, направлено в основном на реализацию его
собственных потребностей, поэтому любые проявления его деятельности связаны с
проявлением эмоций. Чарльз Дарвин утверждал, что «эмоции возникли в процессе
эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают
значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них
потребностей». Одним из первых о значимости эмоций в жизни человека высказался
видный ученый Маурэр, который утверждал, что «эмоции являются одним из
ключевых, фактически незаменимых факторов в тех изменениях поведения или его
результатов, которые мы называем «научением».
Эмоции
существенно влияют на ход деятельности. Как форма проявления потребностей личности
эмоции выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности. Эти
внутренние побуждения, выражающиеся в чувствах, обусловлены реальными
отношениями индивида к окружающему его миру.
Важную роль
эмоции играют в жизни человека, влияя при этом на его отношение к миру и к той
деятельности, которой он занимается. Те эмоциональные состояния, которые
возникают у человека в процессе взаимодействия с окружающей действительностью,
влияют на успех или провал в той или иной ситуации.
Эмоции обусловливают
деятельность и сами обусловливаются ею. Эмоции мотивируют и направляют
восприятие человека, его мышление и действия. Эмоция мотивирует, мобилизует
энергию, руководит мыслительной и физической активностью индивида.
Эмоции помогают
оценивать не только прошедшие или происходящие сейчас действия и события, но и
будущие, включаясь в процесс вероятностного прогнозирования.
Поскольку
эмоции мотивируют и направляют восприятие человека, его
мышление и действия, играют значительную ролью эмоций в регуляции деятельности
и в целом в жизни человека, изучение настоящей темы является актуальной.
Целью настоящей
работы является определение роли эмоций в регуляции деятельности.
Цель настоящей
работы обусловила постановку следующих задач:
1. Дать общую
характеристику эмоциональной сферы человека
2. Изучить
связь эмоций и деятельности
3. Определить
роль эмоций в регуляции деятельности человека.
Предметной
областью работы является роль эмоций в регуляции деятельности.
Теоретической
основой курсовой работы являются исследования С. Л. Рубинштейна о связи эмоций
и деятельности, А. Н. Леонтьева о том, что эмоции выполняют функцию внутренних
сигналов, которые отражают отношение между мотивами и результатами отвечающей
им деятельности субъекта, Л. С. Выготского о том, что развитие личности – это
овладение собственными психическими процессами и поведением.
Работа состоит
из введения, 3 параграфов, заключения, списка использованной литературы (15
наименований). Общий объем курсовой работы составил 25 страниц.
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Эмоции — более древняя форма
отражения, чем более осознанные и опосредованные речью познавательные процессы.
Тесная связь эмоций с потребностями и сферой бессознательного, субъективность,
полярность и многообразие проявлений — важнейшие качества, составляющие специфику
эмоций, существенно отличающие ее от других психических процессов. При этом
эмоциональные и познавательные процессы тесно взаимодействуют между собой.
В современной литературе
насчитывается сотни работ, посвященных различным аспектам проявления эмоций.
Однако до конца не решенным остается вопрос классификации эмоций. Каждый автор
предлагает свои, далеко не исчерпывающие понятия эмоциональных явлений,
критерии для основания классификации эмоций.
В работе рассмотрены такие виды
эмоций, как аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный
стресс, а также стенические и астенические. Кроме того,
отмечено, что, выполняя регулирующую функцию, эмоции могут выступать в качестве
механизма мобилизации духовных сил и энергетических возможностей организма.
Проблематика рассматриваемой темы
сводится к тому, что альтернативное
деление эмоций не всегда рационально, поскольку положительные аспекты можно
обнаружить и в условно отрицательных эмоциях.
Роль эмоций в регуляции
деятельности сложно переоценить, поскольку эмоции обусловливают деятельность и
сами обусловливаются ею. Непосредственно характер эмоций, их основные свойства
и строение эмоциональных процессов зависят от деятельности человека.
Эмоции существенно влияют на ход
деятельности. Как форма проявления потребностей личности эмоции выступают в
качестве внутренних побуждений к деятельности. Эти внутренние побуждения,
выражающиеся в чувствах, обусловлены реальными отношениями индивида к
окружающему его миру.
Условно положительные эмоции
оказывают мощное воздействие на поведение, мышление, решение проблем, позволяет
более охотно помогать людям. Описываемые эмоции позволяют человеку быстрее
достигать поставленных целей. Условно отрицательные эмоции
дезорганизуют деятельность, у человека возникает эмоциональная напряженность,
решение задач затрудняется, наблюдается снижение уровня мотивации.
Эмоциями определяется общий
уровень активности личности, также они могут временно понижать её либо же
увеличивать. Условно отрицательные эмоции понижают мотивацию работе личности,
тогда как условно положительные эмоции разрешают человеку быстрее достигать
цели. Роль эмоций, их возможности в регуляции деятельности, поступков человека
определяются уровнем и иерархией потребностей, которые характеризуют уровень
личностного развития человека.
Фрагмент текста работы:
Эмоции играют важнейшую роль в жизни человека. Они непосредственно
влияют на психическое и физическое состояние индивида.
В современной литературе насчитывается сотни работ, посвященных
различным аспектам проявления эмоций, дающих представление об огромном
разнообразии видов эмоций и их проявлении. Отдельным видом эмоции является
эмоциональное напряжение. Зачастую эмоциональное напряжение проявляется в
конфликтных ситуациях.
С.Л. Рубинштейн определяет эмоции как субъективную форму существования
потребностей. Развитие эмоций показывает человеку насколько он успешно
осуществляет свою деятельность. Эмоции отражаются в форме непосредственных
переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и
людям, процесс и результаты его практической деятельности [15; 250].
Понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в
виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только
психический компонент — переживание, но и специфические физиологические
изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. Эмоции имеются и у
животных, но у человека они приобретают особую глубину, имеют множество
оттенков и сочетаний.
Эмоции возникли в филогенезе как сигнал о биологическом состоянии организма
после тех или иных воздействий на него и представляют собой сейчас форму
видового опыта, позволяющую отдельным индивидам совершать, ориентируясь на них,
необходимые действия, целесообразность которых для него неясна. Но эти действия
обеспечивают удовлетворение жизненно важных потребностей. Так, негативные
эмоции, сопровождающие чувство голода, заставляют нас искать способы
удовлетворения этой потребности, что, в свою очередь, направлено на сохранение
нормального функционирования организма.
Эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального
состояния организма и деятельности человека, поскольку являются способом сохранения
жизненного баланса. Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и
предметы, на которые они направлены.
К. Э. Изард подчеркивает, что именно эмоции мотивируют и направляют
восприятие человека, его мышление и действия. Он отмечал, что эмоция
мотивирует, мобилизует энергию, руководит мыслительной и физической активностью
индивида [10; 100]. А. Н. Леонтьев утверждал, что эмоции выполняют функцию
внутренних сигналов, которые отражают отношение между мотивами и результатами
отвечающей им деятельности субъекта.
Эмоции – это основной элемент выживания человека в мире. Они являются
неотъемлемой его частью, так как, если бы мы жили и работали, не проявляя при
этом никаких эмоций, будь то радость или горе, разочарование или энергичность,
мы бы не считались в полной мере людьми. Они являются своеобразным источником
для нашей мотивации и организации деятельности.
Эмоции организуют наши восприятия и направленность действий. Они могут
мотивировать, то есть побуждать нас, являться катализатором к совершению того или
иного действия. Взрослея, человек может контролировать природной
эмоциональностью, трансформировать ее для своих собственных целей. Особенно ярко
эмоции проявляются в ситуациях, связанных с силой воли, когда требуется преодолеть
какие-либо трудности при достижении конкретно поставленной пред нами
цели.
Полноценное общение между людьми невозможно без понимания, взаимовлияния,
взамооценивания друг друга. При любом взаимодействии людей в первую очередь
необходимо правильное понимание реакций другого человека, владение средствами,
позволяющими различать свойства и состояния партнеров.
Любые человеческие отношения основаны на эмоциях, а эмоции
обнаруживаются другими в основном с помощью внешних выражений. Выражение лица
занимает центральное положение в экспрессивном поведении. Лицо как канал
невербальной коммуникации является ведущим средством общения, передавая эмоциональный
и содержательный подтекст речевых сообщений, оно служит регулятором самой
процедуры общения партнеров.
Стремление
овладеть каким-либо объектом также влияет на побудительную функцию эмоций. Все
начинается с желания обладать объектом, дальше это желание достигается
действием, ну а потом приходит радость от осознания того, что мы обладаем этим
объектом. Если же нам попадается что-то нехорошее, то мы стремимся от этого
поскорее избавиться, и найти что-то другое, к чему можно было бы стремиться.
Чем выше его стремления, тем более эмоционально окрашенной будет его жизнь.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ЭМОЦИИ КАК ОСОБЫЙ КЛАСС ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.. 5
1.1.Общая характеристика эмоций и их виды.. 5
1.2.Эмоциональные процессы и управление эмоциями. 9
Вывод по 1 главе. 11
2. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
2.1. Взаимосвязь эмоций и деятельности. 13
2.2.Влияние роли эмоций на деятельность человека. 15
Вывод по 2 главе…………………………………………………………………20
3. ЭМОЦИИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 21
3.1. Эмоциональные процессы и управление эмоциями. 21
3.2. Стрессовые ситуации в профессиональной деятельности. 24
Вывод по 3 главе…………………………………………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
ССПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Введение:
Проблема эмоциональной регуляции давно волнует
ученых, вызывая жаркие споры и дискуссии. Некоторые исследователи считают, что
в рамках науки о поведении можно прекрасно работать без понятия «эмоция».
Другие говорят, что эмоции составляют основную систему мотивации человека.
Одни исследователи считают эмоции
недолговечными и преходящими, другие считают, что люди всегда находятся под
влиянием той или иной эмоции, а поведение и аффект неразделимы.
Некоторые ученые считают, что эмоции нарушают
и дезорганизуют поведение человека, которое является основным источником
психосоматических заболеваний. Напротив, другие авторы считают, что эмоции
играют положительную роль в организации, мотивации и укреплении поведения. Все
это создает серьезную проблему для решения этой задачи.
В процессе познания реальности у человека иное
отношение к предметам и явлениям окружающего его мира. Для некоторых – это
сочувствие, радость, печаль и страх. Таким образом, эмоции включаются в процесс
познания человека как особый тип субъективного отражения действительности.
Но эмоции становятся предметом человеческого
интереса, особенно когда им препятствуют. Чтобы пытаться управлять миром все
более и более эффективно, человек не хочет мириться с чем-то, что мешает ему
прилагать усилия, чтобы помешать достижению его целей. И это часто бывает,
когда дело касается эмоций.
В настоящее время существует множество
стрессовых ситуаций, поэтому нужно научиться справляться со стрессом. Поэтому,
на наш взгляд, тема исследования особенно актуальна в современных условиях.
Объект исследования:
влияние эмоций деятельности.
Предмет исследования:
роль эмоций на регуляцию деятельности.
Цель исследования:
изучить эмоционально регуляцию в профессиональной деятельности.
Для заслуги
поставленной цели нужно решить следующие задачи:
— дать общую
характеристику эмоциям и их видам;
— рассмотреть эмоциональные
процессы и управление эмоциями;
— определить
взаимосвязь эмоций и деятельности;
— выявить влияние роли
эмоций на деятельность человека;
-определить эмоциональную
регуляцию в профессиональной деятельности;
— рассмотреть стрессовые
ситуации в профессиональной деятельности.
Методы исследования
теоретический обзор литературы.
Структура курсовой
работы состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной
литературы
Заключение:
Проблема эмоций
в современной психологии разработана существенно меньше, чем другие сферы
психологического знания. Несмотря на то, что эмоции всегда пользовались самым
пристальным вниманием, интерес к ним стал гаснуть по мере того, как стали
накапливаться неудачи в процессе поиска достаточно валидных и эффективных
средств для их объективного изучения. Поэтому нерешенных вопросов психологии
эмоций значительно больше, чем решенных и разработанных. Существующие теории
эмоций в основном касаются отдельных аспектов проблемы и объясняют далеко не
все, что касается эмоций.
А.Н. Леонтьев справедливо полагал, что основная
трудность при изучении эмоциональных явлений заключается в том, что эмоции
рассматриваются без достаточно четкой дифференциации их на различные подклассы,
которые отличаются друг от друга не только генетически, но и функционально. К
тому же термины «аффект», «эмоция», «чувство» часто используются как
тождественные, что не добавляет ясности концепциям. Нередко за чувства
принимаются самооценка, нравственные качества, ощущения.
Психология
эмоций принципиально отличается от других психологических проблем и, прежде
всего, отличием эмоциональных явлений от когнитивных. И, хотя общепризнано, что
любое психическое явление выполняет две основные функции — отражения и
регуляции, необходимо отметить, что эмоциональные явления осуществляют их
иначе, чем когнитивные процессы.
Эмоции — более древняя форма отражения, чем
более осознанные и опосредованные речью познавательные процессы. Тесная связь
эмоций с потребностями и сферой бессознательного, субъективность, полярность и
многообразие проявлений — важнейшие качества, составляющие специфику эмоций,
существенно отличающие ее от других психических процессов. При этом
эмоциональные и познавательные процессы тесно взаимодействуют, но они не
тождественны.
Также очень важным и до конца не решенным
остается вопрос классификации эмоций. Каждый автор предлагает свои, далеко не
исчерпывающие понятия эмоциональных явлений, критерии для основания
классификации эмоций.
В
качестве критериев (параметров эмоций) выступают:
характер
потребностей (витальные, базальные, небазальные);
уровень эмоций (простые, сложные); их знак
(положительные, отрицательные);
их связь
с модальностью ощущений и восприятий; их связь с опытом (врожденные,
приобретенные); степень осознанности эмоций (осознанные, неосознанные);
отношение
к состоянию активации (активизирующие, успокаивающие); их объект
(направленность на себя или вовне);
их
интенсивность (сильные, слабые); длительность (кратковременные, длительные);
их
отношение к деятельности (ведущие, не ведущие) и т.д.
Тем не
менее, на сегодняшний день выработаны общие подходы к пониманию и определению
эмоций. Также общепринятыми являются следующие функции эмоций:
отражательно-оценочная, переключающая, подкрепляющая, компенсаторная
(замещающая), побудительная, дезорганизующая, предвосхищающая, эвристическая,
экспрессивная, функция «аварийного» разрешения ситуации, функция синтезирующей
основы образа, целостности отражения, функция активации и мобилизации
организма.
Доказано,
что эмоции влияют на восприятие, память, мышление, поведение человека.
Установлено, что эмоции лежат в основе социальных связей и являются
немаловажными составляющими темперамента и личности. Никто не оспаривает
необходимость исследования эмоций, их функций в различных возрастных группах
для понимания полноценного развития личности, а также для диагностики и лечения
психических нарушений.
Многочисленные
исследования, направленные на изучение влияния эмоций на физическое самочувствие
человека, показали, что позитивные эмоции таят в себе целительные силы широкого
спектра не только в плане здоровья, но и в смысле повышения эффективности
интеллектуальной, трудовой, творческой деятельности. В то время как негативные
эмоции в определенных условиях не только подрывают физическое и душевное
здоровье, но и самым пагубным образом влияют на личностное развитие,
межличностные отношения и взаимодействия с другими людьми.
Фрагмент текста работы:
1. ЭМОЦИИ, КАК ОСОБЫЙ КЛАСС
ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 1.1.Общая характеристика эмоций и их виды Все, с чем человек сталкивается в повседневной
жизни, создает в нем определенное отношение. Некоторые предметы и явления
вызывают симпатию, некоторые, наоборот, ненависть. Даже индивидуальные свойства
предметов, информация о которых получается через органы чувств, такие как цвет,
вкус, запах, не являются нейтральными для человека[1].
Они могут вызвать у человека удовольствие или
неудовлетворенность. Этот специфический цвет эмоции, характеризующий отношение
человека к отдельным качествам вещей, называется чувствительным тоном.
Более
сложные отношения создаются фактами жизни. Отношение к ним выражается в таких
сложных чувственных переживаниях, как радость, печаль, сочувствие, безразличие,
гнев, гордость, стыд, страх. Все эти переживания — чувства или эмоции.
Эмоции описывают потребности человека и
объекты, на которые они направлены. Их значение для организма — осознание
деструктивного характера любого фактора. Таким образом, эмоции — один из
основных механизмов, регулирующих функциональное состояние организма и
деятельность человека.
Эмоции — это
более широкое понятие, чем чувства. В психологии эмоции воспринимаются как
психические процессы, протекающие в форме переживания, отражающие личную
значимость и оценку внешних и внутренних обстоятельств жизни человека. Самая
главная черта эмоций — их субъективность[2].
Еще одна общая черта эмоций — их помощь в
удовлетворении потребностей и достижении определенных целей. Итак,
положительные эмоции всегда связаны с достижением желаемого, а отрицательный
результат, наоборот, с достижением цели. Таким образом, можно сделать вывод,
что эмоции напрямую связаны с регуляцией деятельности человека.