Курсовая теория Педагогика/Психология Общая психология

Курсовая теория на тему Роль эмоций в адаптации животных и человека

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 4

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ АДАПТАЦИИ У ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА.. 7

1.1. Понятие
«адаптация», ее структура. 7

1.2.
Теоретические подходы в изучении адаптации. 10

1.3. Виды
адаптации, ее функции. 16

1.4. Роль
эмоций в адаптации животных. 18

1.5. Роль
эмоций в адаптации человека. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 30

  

Введение:

 

Актуальность
нашего исследования заключается в том, что в современном мире роль адаптации не
только не снижается, но даже возрастает.

Людей
в современном мире можно сравнить с вечным двигателем,  ведь они никогда не останавливаются,
развиваясь с каждым днём.

Конечно,
такой ритм жизни имеет определенные «преимущества». Например, постоянная занятость. Когда человек
постоянно занят какой-то деятельностью, у него не остается времени думать о
неприятных вещах. Нет времени думать о себе, о своём месте в этом мире, о
смысле жизни.

Работая
на нескольких работах (или даже на одной), человек имеет постоянный денежный
доход. Он уверен в своём «завтра». Индивид ощущает «нужность» обществу. Постоянная занятость позволяет человек
верить, что он приносит определенную пользу обществу и другим людям.

Такой
темп жизни заставляет человека постоянно приспосабливаться к внешним условиям,
подключая адаптационные механизмы.

Также
современная хозяйственная деятельность оказывает влияние и на адаптацию
животных. Она вносит колоссальные изменения в окружающую среду животных, многие
меняют ареал привычного обитания, все это требует от живых существ проявления
ими адаптационного процесса.

В общественных науках использование
термина «адаптация» и начало изучения адаптаций применительно к социальной
сфере относится к началу XX века. Пионерами его употребления были американский
социолог Г. Четтертон-Хилл (1907) и английские ученые Дж. Томсон (1910) и Л.
Бристол (1915). Благодаря их публикациям в науке сформировалось представление о
том, что адаптация есть универсальное свойство не только всех естественных
организмов, но и общественных систем.

В изучении проблем адаптации российские
ученые отстали от своих западных коллег примерно на полвека. До середины 1960-х
годов проблемы адаптации в нашей стране не изучались. Только в конце 1960-х
годов появились первые специальные исследования на данную тему социологов В.Н.
Шубкина (1965), Л.С. Белкиной (1969), В.С. Немченко (1969) и Г.И. Шинаковой
(1969), 1970–1980-е годы — М.П. Будякиной (1971) и Л.А. Русалиновой (1971),
психологов О.И. Зотовой (1979) и Н.Е. Шафажинской (1982), И.К. Кряжевой (1983),
А.А. Алдашевой (1984), И.А. Георгиевой (1986), В.Г. Асеева (1986), Г.А. Балла
(1989).

Но
окружающий человека и животных мир меняется все быстрее. Поэтому эмоциональные
нагрузки на живых существ постоянно возрастают. Люди и животные, приспосабливаясь
к окружающей среде, должны быть не только в хорошей физической форме, чтобы
сохранять свою работоспособность, но и иметь душевные силы, чтобы двигаться
вперед. Движение вперед, деятельность невозможны без побудительных причин к ним
(мотивов) и без отражения отношения людей и животных к значимым для них
явлениям (эмоций).

Так
для повышения эффективности своей деятельности, ускорения адаптационных
процессов человеку необходимо уметь объективно оценивать свои эмоции, научиться
ими управлять, уметь освобождаться от эмоционального напряжения. Исследование роли
эмоций в процессе адаптации и практическое применение данных знаний значимо как
в общетеоретическом плане, так и для каждого человека в отдельности.

Актуальность исследования, таким образом, определяется наличием
противоречия между необходимостью выявления
роли эмоций в адаптации
животных и человека, с одной стороны, и недостаточной
степенью разработанности этой проблемы, с другой стороны.

Объект
исследования – адаптация как психическое явление.

Предмет
исследования – роль эмоций в адаптации животных и человека.

Цель
исследования –
анализ теоретических
представлений о роли эмоций в адаптации животных и человека.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существует разнообразие
теоретических представлений о роли эмоций в адаптации животных и человека.

Задачи
исследования:

1)
проанализировать понятие «адаптация», ее
структуру;

2)
рассмотреть теоретические подходы в
изучении адаптации;

3)
описать виды адаптации, ее функции;

4)
определить роль эмоций в адаптации
животных;

5)
определить роль эмоций в адаптации
человека.

Методы исследования: анализ литературных источников.

Структура
работы состоит из введения, одной главы, заключения и списка использованной
литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Данная
тема актуальна потому, что всеми исследователями эмоции определяются как необходимый
компонент нашей жизни. Именно они заставляют нас действовать, принимать
решения. Ведь само значение слова «эмоция» подразумевает, что оно связано с
движением, так как его основа определяется латинским словом movere – смещать,
двигаться. Также эмоциональный фон оказывает сильнейшее влияние и на
адаптационные процессы людей и животных, замедляя либо ускоряя их.

В первом параграфе мы
проанализировали
сущность понятия
«адаптация» и выделили ее структуру.

Далее мы рассмотрели теоретические подходы в изучении адаптации, выделили
основные характеристики различных подходов.

В
третьем параграфе коснулись отдельных видов адаптации, ее функций и определили необходимость
данной классификации в науке.

Также
в отдельном параграфе была определена роль эмоций в адаптации животных. И в
последнем разделе мы рассмотрели роль эмоций в адаптации человека.

Рассмотрение
данных вопросов позволило нам прийти к следующим выводам:

1. Адаптация происходит одновременно на 3 уровнях:
физиологическом; социальном; психологическом. Все уровни адаптации оказывают
друг на друга непосредственное влияние и определяют интегральную характеристику
общего уровня функционирования всех систем организма.

2. Независимо
от различий в представлениях об адаптации в различных зарубежных концепциях
можно отметить, что личность выступает в ходе адаптации как активный субъект
этого процесса, отличие состоит в том, что представители разных подходов
указывают на различные механизмы процесса адаптации. Адаптация рассматривается
как процесс или состояние (необихевиоризм), как адекватная продуктивная
результативность (интеракционизм), как соотношение изменений среды и личности
(психоанализ).

3. Классификация адаптации позволяет структурировать
данный процесс и конкретизировать особенности каждой разновидности, это
позволяет психологам выстраивать свою деятельность узконаправленно на
конкретный вид адаптации человека. Знание функций адаптации позволяет
определить
внешние проявления конкретного вида адаптации в данной системе отношений.

4. Роль
эмоций в адаптации животных высока. Новые эксперименты доказывают, что высшие
животные любят, получают удовольствие и чувствуют себя подавленными, так же,
как и люди, эмоции, прежде всего, выполняют мобилизующую и сигнальную функцию в
адаптации животных.

5. Возникновение эмоционального процесса у
человека приводит к формированию у него новых форм реагирования. Эмоциональный
спектр человека очень широк и играет существенную роль в протекании адаптации
человека, как ускоряя ее положительным эмоциональным фоном, так и затормаживая
негативными эмоциональными проявлениями.

Таким образом, все задачи решены, гипотеза нашла подтверждение,
цель достигнута.

Дальнейшей перспективой исследования данной темы может быть организация
опытно-экспериментальной работы по выявлению степени влияния эмоций на процесс
адаптации у животных и человека.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ
АДАПТАЦИИ У ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА

 

1.1.
Понятие «адаптация», ее структура

Адаптация,
как отмечает С.В. Бабурин, – это сложный многофакторный процесс, в
результате которого человек привыкает к новым условиям и становится частью
общества
[2,
с.26
].
Через него проходят все люди, в той или иной жизненной ситуации.

Возможность
быстро привыкать к изменяющимся условиям жизни помогает человеку выживать,
развиваться и добиваться поставленных целей. Этот навык называется адаптацией –
изменением своего поведения под требования среды.

Так
первичная адаптация может быть в детском коллективе, привыкание к социальным
институтам, а профессиональная адаптация каждый этап переводит человека на
новую ступень развития.

Успешное
прохождение адаптации важно для улучшения качества жизни. Человек получает
новые навыки, приспосабливается к новым, усложняющимся условиям. От способности
быстро усвоить требования и соответствовать им зависит, как к человеку будут
относиться окружающие. Будет ли он уважаемым в коллективе, будут ли
прислушиваться к его мнению. Навык быстрой адаптации помогает человеку занять
лидерскую позицию
[18].

Способностью
к адаптации обладают не только люди, но и животные. Поэтому вопросом ее
изучения вначале занимались не психологи, а биологи.

Изначально феномен гомеостаза изучали только с
биологической точки зрения: ученые исследовали, каким образом организм
поддерживает постоянство внутренней жизнедеятельности.

Адаптация с точки зрения
биологии – это процесс, направленный на обеспечение вышеупомянутого постоянства
при изменяющихся внешних условиях.

Например, если человек привык жить на местности с
низкими температурами, то переехав в страну с жарким климатом, может
почувствовать некоторое недомогание (нарушение гомеостаза). Все физиологические
ресурсы будут задействованы, чтобы восстановить баланс.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы