Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Роль дидактических игр в формировании универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальных классах

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

Введение. 2

Глава 1. Теоретические основы формирования универсальных
учебных действий на уроках окружающего мира в начальных классах с помощью
дидактических игр. 4

1.1. Понятие универсальных учебных действий и их основные
особенности  4

1.2. Особенности организации процесса обучения в начальной
школе. 8

1.3. Дидактические игры как средство развития
универсальных учебных действий на уроках окружающего мира. 13

Заключение. 21

Список литературы.. 23

  

Введение:

 

 

Актуальность исследования.
Главной целью современной школы является развитие личностных, социальных,
познавательных и коммуникативных способностей школьников, обеспечивающих у них
такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Поэтому перед современной
начальной школой стоит задача организации процесса обучения таким образом,
чтобы учение стало одной из ведущих личностных потребностей, определялось
внутренними мотивами учащихся, чтобы школьник был инициатором своей учебной
деятельности, стремился к саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение озвученных
задач становится возможным благодаря формированию у обучающихся системы
универсальных учебных действий.

Данные
качества могут получить интенсивное развитие в младшем школьном возрасте –
сензитивном периоде. Известным отечественным ученым Л.С. Выготским было введено
понятие «сенситивные периоды развития ребенка» – это поворотные моменты в
детском развитии, принимающие иногда характер кризиса, когда развитие
приобретает стремительный, иногда катастрофический характер.  В это время ребенок особенно восприимчив к
получению определенных навыков и знаний. В процессе учебной деятельности
развиваются основные психологические новообразования младшего школьного
возраста: произвольность психических процессов, внутренний план действий,
умение организовывать учебную деятельность, рефлексия.

Согласно
п. 16 Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
(далее
ФГОС), утв.
приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении
в действие федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования", основная образовательная программа начального общего
образования (далее – ООП) реализуется образовательным учреждением (далее – ОУ)
через организацию урочной и внеурочной деятельности. ОУ предоставляет учащимся
возможность выбора широкого спектра форм внеурочной деятельности,
способствующих закреплению и развитию УУД.  Содержание деятельности
учащихся во внеурочное время должно быть направлено, прежде всего, на
апробацию, тренировку и развитие УУД, предполагаемых ФГОС, и личностных
результатов освоения ООП.

Цель исследования
заключается в изучение теоретических основ формирования универсальных учебных
действий на уроках окружающего мира в начальных классах с помощью дидактических
игр.

Поставленная
цель предполагает необходимость решить следующие задачи исследования:

1.
Изучить понятие универсальных учебных действий и их основные особенности.

2.
Описать особенности организации процесса обучения в начальной школе при
формировании универсальных учебных действий.

3.
Охарактеризовать дидактические игры как средство развития универсальных учебных
действий на уроках окружающего мира.

Объектом исследования
является процесс формирования универсальных учебных действий в начальной школе.

Предметом исследования
выступают дидактические игры как средство развития универсальных учебных
действий на уроках окружающего мира.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Таким образом,
проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

Возраст младшего
школьника считается наиболее сенситивным периодом детства, определяющим большие
потенциальные возможности равностороннего развития детей. В этот период
значительное место в обучении занимает игра. В начале обучающихся интересует
только сама форма игры, а затем тот учебный материал, на котором она строится.

Дидактические игры
представляют одну из составных частей педагогических технологий. Разработками
теории игры и ее методологическими основами, определением социально природы и
значения для развития обучаемого в отечественной педагогической науке занимались
такие исследователи как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

Игра представляет гуманную форму обучения для ребенка.
Она дает возможность осуществлять дифференцированный подход к школьникам,
вовлекать каждого обучающегося в работу, с учетом его интересов, склонностей и
уровня подготовки по предмету.

Главной задачей дидактических игры является обеспечение благоприятных
условий для решения педагогических задач, учитывая возможности детей младшего
школьного возраста. При работе с детьми младшего школьного возраста
дидактические игры считаются наиболее подходящей формой обогащения опыта детей.

Любые
занятия, которые содержат в себе элементы игры, значительно увеличивают процесс
развития познавательных интересов младших школьников. В процессе игры
обучающийся становится полноправным участником познавательной деятельности,
самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их.

Таким
образом, дидактические игры занимают значимое место в учебно-воспитательном
процессе, так как способствуют воспитанию познавательных интересов и активируют
деятельность обучающихся. Помимо выполнения этой функции, дидактические игры
при правильной педагогической организации, учитывая специфику подаваемого
материала, дают возможность тренировать память младших школьников, помогая
обучающимся вырабатывать речевые умения и навыки. При этом игры стимулируют
умственную деятельность младших школьников, влияют на развитие внимания и
познавательного интереса к предмету, позволяя преодолевать пассивность
некоторых обучающихся.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы формирования универсальных
учебных действий на уроках окружающего мира в начальных классах с помощью
дидактических игр

1.1. Понятие универсальных учебных действий и их основные
особенности

В настоящее время
складывается такая тенденция, которая требует ускоренного темпа в
совершенствовании современного образовательного пространства, а также
определения целей образования, которые будут учитывать государственные,
социальные и личностные потребности и интересы. Учитывая это, приоритетным
направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых
образовательных стандартов, которое обеспечивается посредством формирования
универсальных учебных действии (далее – УУД), которые в свою очередь являются
инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса
[32].

Овладение учащимися
универсальными учебными действиями следует представлять как способность к
саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения
нового социального опыта. Это положение объясняется тем, что УУД создают
возможность к самостоятельному успешному усвоению новых знаний, а также умений
и компетенций, которые включают организацию усвоения, умения учиться. Данная
возможность обеспечивается тем, что УУД являются обобщенными способами
действий, которые открывают широкую ориентацию учащихся в разнообразных
предметных областях. 

Формирование
универсальных учебных действий является базовым положением для развития
личности в системе образования и выступает как основа образовательного и
воспитательного процесса. Вместе с этим, знания, умения и навыки необходимо
рассматривать как производные от соответствующих видов целенаправленных
действий. Другими словами, они формируются и сохраняются во взаимосвязи с
активными действиями самих учащихся. При этом качество усвоения знаний
определяется многообразием и характером видов универсальных действий [20].

Термин «универсальные
учебные действия» можно рассматривать в широком и узком значении. В широком
значении он означает умение учиться, способность учащегося к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового
социального опыта. Если рассматривать его более узко, то следует сказать, что
УУД определяются как совокупность способов действия учащегося, которые
обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний или
умений, а также организация этого процесса.

Таким образом, понятие
универсальных учебных действий можно отнести к общему содержанию образования,
которое согласуется с традиционным описанием процесса обучения одновременно с
подходом, который подчеркивает способность учащегося эффективно использовать
полученные знания и опыт [4].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы