Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Родительское поведение и его роль в возникновении нарушений психического развития ребёнка

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. Семья как
воспитательный коллектив. 5

1.1 Основы семейного воспитания. Семья как позитивный и негативный фактор
развития личности
. 5

1.2 Условия успешного
воспитания детей в семье. 9

ГЛАВА 2. Типичные поведения семейного воспитания. 16

2.1 Основные правила родительского поведения. 16

2.2 Влияние родителей на психическое здоровье
ребенка. 21

ВЫВОДЫ.. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 27

 

 

  

Введение:

 

Семья — одна из
древнейших и устойчивых социальных общностей. Возникнув на заре человечества,
она прошла через многовековую историю и сохранится в будущем. История развития семьи
неразрывно связана с историей развития общества, народа, страны. Ее настоящее и
будущее неразрывно связано с настоящим и будущим человечества.

Общение с близкими людьми духовно возвышает
нас, укрепляет веру в себя, уверенность в правильности выбранной жизненной
позиции, вс
еляет жизненный оптимизм, открывает в
человеке лучшие душевные качества.

Семья всегда будет
основой жизни человека, источником ее счастье. Родители счастливы детьми, дети
счастливы родителями — такая естественная взаимосвязь. Душевная близость детей
и родителей — это и есть богатство семьи. Для каждой матери, для каждого
родителя самое большое счастье в жизни — увидеть своих детей людьми, достойными
высокого звания Человека. Семья — мощная творческая сила.

Наше настроение,
отношение к людям, самостоятельная жизнь взрослых детей во многом определяется
той общей атмосферой, которая царила в семье. Если мы с теплотой вспоминаем
детство, то, конечно, не потому, что оно было беззаботным с материальной
стороны. Счастливое детство может быть только у тех детей, которые живут в
счастливых семьях.

Часто можно услышать:
хорошая и семья, где вырастают хорошие дети. И это справедливо. Ведь, в
конечном счете, судьбу детей определяют не наши прекрасные порывы, мечты,
слова, а общий микроклимат семейной жизни, ее тональность, общая
направленность. Родители должны жить не ради детей или ради себя, а все вместе
целенаправленной и радостной жизнью маленького коллектива, где все любят друг
друга, никто никому не обязан, а царит атмосфера взаимопомощи, тепла, подлинной
заботы. Это и есть по-настоящему хороший педагогический климат, и дети, которые
растут в таких семьях, не могут быть эгоистами, бездельниками.

Роль семьи в воспитании детей
– большая ответственность. Родители являются первыми воспитателями, которые
укрепляют и закаляют организм ребенка, развивают его речь и мышление, волю и
чувства, формируют его интересы, стремления, вкусы, способности, воспитывают
любовь к знаниям, любознательность, наблюдательность, трудолюбие.

В. Сухомлинский считал,
что семья – «источник, водами которого питается полноводная река нашего
государства». Но не каждая семья является именно таким «источником», не все
родители имеют определенные знания о воспитании детей.

Семейное воспитание – это
процесс довольно сложный и всегда связан с субъективными факторами. Неопытность
родителей, их стремление опираться исключительно на собственный опыт, нехватка
определенных педагогических знаний и навыков приводит к серьезным ошибкам.

Цель: проанализировать родительское
поведение и его роль в возникновении нарушений психического развития ребёнка.

Объект исследования:
воспитание личности ребенка.

Предмет исследования – родительское
поведение как первооснова развития личности ребенка.

Для достижения
поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:

— рассмотреть основы семейного воспитания;

— изучить условия успешного воспитания детей в семье;


охарактеризовать
основные
правила родительского поведения;

— проанализировать влияние
родителей на психическое здоровье ребенка.

Структура работы:
введение, основная часть, заключение, список литературы.

Объем работы: 27 страниц
печатного текста.

Список литературы
содержит 24 источника.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Итак, подводя итоги нашей
работы, мы можем сделать определенные выводы.

Роль семьи в воспитании
детей велика и ответственна. Родители — это первые воспитатели, которые
укрепляют и закаляют тело ребенка, развивают его интересы, вкусы, способности,
воспитывают любовь к знаниям, любознательность, наблюдательность, трудолюбие.
Семья выполняет задачи умственного, нравственного, эстетического и физического
воспитания в доступных пределах и формах, заботится о его гармоничном развитии.

Хорошая семья — это
семья, где муж и жена понимают друг друга, радуются вместе, терпят неудачу
вместе, где пара может работать вместе, отдыхать и растить детей.

Только те дети, которые
живут в счастливых семьях, могут иметь счастливое детство. Здесь дети не
замечают своего счастья, но воспринимают его как воздух, которым они дышат. Они
развиваются естественно и гармонично, живут многогранной жизнью, имеют
интересные мечты.

Довольно часто можно
услышать, что хорошая семья — это место, где растут хорошие дети. И это
действительно так. Ведь судьба детей определяется не прекрасными порывами
мечтаний и слов, а общим микроклиматом семейной жизни, ее тоном и общим
направлением. Иногда встречаются такие: «смотрите, семья не ставила перед собой
никаких особых целей, и дети росли чудесно». Заметим, что это не случайно, ведь
родители в такой семье жили целеустремленной и радостной жизнью маленького
коллектива, где все любят друг друга, никто никому ничего не должен, где царит
атмосфера взаимности, тепла и настоящей заботы. А это действительно хороший
психологический климат, и дети, выросшие в такой семье, не могут быть
бездельниками и эгоистами.

Хорошие семейные
отношения не исключают противоречий мнений и споров. И в хорошей семье они
решаются без раздражения, без унижения человеческого достоинства взрослых и
детей. В любой ситуации не будет криков, взаимных обид, люди будут уважать
мнение друг друга, ценить авторитет отца, матери, бабушки, дедушки.

Тонус семейной жизни —
это последовательность действий многих факторов: нравственного уровня
родителей, характера взаимоотношений между членами семьи, культуры домашнего
быта, организации семейного коллектива, его традиций и др.

Есть много родителей,
которые хорошо знают проблему воспитания детей, добросовестно относятся к
воспитанию своих детей и помогают школе в этом.

 Материнское и отцовское воспитание — это одно,
они не могут быть разделены, так же как и воспитание не может быть разделено.
Отец привносит в воспитание дух мужской твердости, целостности,
организованности и соперничества — и таким образом создает гармонию в
воспитании. Недаром существуют вечные понятия: мать-хранительница очага, а
отец-защитник этого очага. Иначе можно сказать, что человек — это дом, надежный
и долговечный, а женщина — это все, что находится внутри дома: комфорт, красота
и мягкий психологический климат.

Воспитательная ценность
домашнего распорядка значительно возрастает, если он правильно организован и
четко и строго соблюдается всеми членами семьи.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Семья как воспитательный
коллектив

 

1.1 Основы семейного воспитания. Семья как позитивный и негативный
фактор развития личности

 

Традиционно
главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы
приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность
семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в
течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на
личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней
закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем
наполовину сформировался как личность.

Семья
может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора
воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может
потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать
семья. Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную,
долговременную и важнейшую роль
[13]. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети;
честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к
появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя
по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип
поведения в своих детей и т.д.

 

Таблица 1

Позитивное и негативное влияние семьи на ребенка

№п/п

Благоприятные

Неблагоприятные

1

Интимное, личностное
общение представляет для детей и родителей чрезвычайную ценность, выступает
важным жизненным контекстом

Преобладание
личностного общения над деловым, может замедлить развитие умения налаживать
взаимодействие, совместную с другими деятельность, тормозить появление
конструктивных навыков

2

Взаимоотношения
ребенка с родителями и другими членами семьи эмоциональные, основанные на
чувствах любви, доверия, защищенности

Сильная
привязанность ребенка к родным тормозит развитие социальной компетентности,
усложняет процесс его вхождения в детское соавторство

3

Основные функции
родителей – забота о физическом, психическом и нравственном здоровье ребенка,
защита от негативных воздействий окружающей среды

Чрезмерная опека
ребенка приводит к формированию зависимого поведения, привычки к выполнению
указаний и распоряжений других, замедляют развитие самостоятельности ребенка

4

На ребенка влияют
люди разного возраста и половой принадлежности, носители различных социальных
функций, что разнообразит и расширяет его жизненные впечатления и представления,
способствует гибкости его поведения

Нечеткость,
непоследовательность, противоречие противоречивость требований, стандартов и
оценок взрослых дезориентирует ребенка, замедляет процесс унормированности его
личности, затрудняет становление самостоятельности

5

Члены семьи влияют
на ребенка в различных жизненных ситуациях и условиях, что расширяет диапазон
воспитательных возможностей

Хронически занятые и
уставшие родители отдают предпочтение дистанционным, поверхностным,
кратковременным контактам с ребенком, которые формализуют и схематизируют его
жизненные впечатления

6

Гибкая унормированность
жизни семьи предоставляет ребенку право на свободное время, выбор содержания
и длительности игр и занятий, способствует удовлетворению его основных
интересов

Отсутствие
содержательных и временных рамок деятельности не вырабатывает у ребенка
умение ее контролировать, усложняет процесс вхождения ребенка в нормированную
жизнь дошкольного учебного заведения и школы

7

Ребенок связан с
семьей прочными узами, родители сохраняют свое значение для него на
протяжении всей его жизни. Сила влияния матери и отца на ребенка не имеет
себе равных

Семейные традиции,
ценности, привычки могут затруднять процесс принятия ребенком отличных от них
установок, тормозить развитие толерантности как важного качества личности,
оказывать сопротивление новому

 

В
связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать
так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные
влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить
внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное
значение.

Именно
в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и
учится как себя вести в разных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители
учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у
взрослых теория не расходится с практикой. Главное в воспитании маленького
человека — достижение душевного единения, нравственной связи родителей с
ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на
самотек.

Конфликтная
ситуация между родителями — различные подходы к воспитанию детей. Первая задача
родителей — найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на
компромисс, то обязательно удовлетворить основные требования сторон. Когда один
родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.
Вторая задача — сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях
родителей, т. е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Воспитание ребенка
состоит из многочисленных форм взаимодействия и рождается в совместной жизни в
семье. Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не
собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка
[7].

Связь
воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным
мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека — все это и
придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный
характер.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы