Курсовая теория на тему Родительское поведение и его роль в возникновении нарушений психического развития ребёнка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1. Семья как
воспитательный коллектив
1.1 Основы семейного воспитания. Семья как позитивный и негативный фактор
развития личности
1.2 Условия успешного
воспитания детей в семье
ГЛАВА 2. Типичные поведения семейного воспитания
2.1 Основные правила родительского поведения
2.2 Влияние родителей на психическое здоровье
ребенка
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введение:
Семья — одна из
древнейших и устойчивых социальных общностей. Возникнув на заре человечества,
она прошла через многовековую историю и сохранится в будущем. История развития семьи
неразрывно связана с историей развития общества, народа, страны. Ее настоящее и
будущее неразрывно связано с настоящим и будущим человечества.
Общение с близкими людьми духовно возвышает
нас, укрепляет веру в себя, уверенность в правильности выбранной жизненной
позиции, вселяет жизненный оптимизм, открывает в
человеке лучшие душевные качества.
Семья всегда будет
основой жизни человека, источником ее счастье. Родители счастливы детьми, дети
счастливы родителями — такая естественная взаимосвязь. Душевная близость детей
и родителей — это и есть богатство семьи. Для каждой матери, для каждого
родителя самое большое счастье в жизни — увидеть своих детей людьми, достойными
высокого звания Человека. Семья — мощная творческая сила.
Наше настроение,
отношение к людям, самостоятельная жизнь взрослых детей во многом определяется
той общей атмосферой, которая царила в семье. Если мы с теплотой вспоминаем
детство, то, конечно, не потому, что оно было беззаботным с материальной
стороны. Счастливое детство может быть только у тех детей, которые живут в
счастливых семьях.
Часто можно услышать:
хорошая и семья, где вырастают хорошие дети. И это справедливо. Ведь, в
конечном счете, судьбу детей определяют не наши прекрасные порывы, мечты,
слова, а общий микроклимат семейной жизни, ее тональность, общая
направленность. Родители должны жить не ради детей или ради себя, а все вместе
целенаправленной и радостной жизнью маленького коллектива, где все любят друг
друга, никто никому не обязан, а царит атмосфера взаимопомощи, тепла, подлинной
заботы. Это и есть по-настоящему хороший педагогический климат, и дети, которые
растут в таких семьях, не могут быть эгоистами, бездельниками.
Роль семьи в воспитании детей
– большая ответственность. Родители являются первыми воспитателями, которые
укрепляют и закаляют организм ребенка, развивают его речь и мышление, волю и
чувства, формируют его интересы, стремления, вкусы, способности, воспитывают
любовь к знаниям, любознательность, наблюдательность, трудолюбие.
В. Сухомлинский считал,
что семья – «источник, водами которого питается полноводная река нашего
государства». Но не каждая семья является именно таким «источником», не все
родители имеют определенные знания о воспитании детей.
Семейное воспитание – это
процесс довольно сложный и всегда связан с субъективными факторами. Неопытность
родителей, их стремление опираться исключительно на собственный опыт, нехватка
определенных педагогических знаний и навыков приводит к серьезным ошибкам.
Цель: проанализировать родительское
поведение и его роль в возникновении нарушений психического развития ребёнка.
Объект исследования:
воспитание личности ребенка.
Предмет исследования – родительское
поведение как первооснова развития личности ребенка.
Для достижения
поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
— рассмотреть основы семейного воспитания;
— изучить условия успешного воспитания детей в семье;
—
охарактеризовать основные
правила родительского поведения;
— проанализировать влияние
родителей на психическое здоровье ребенка.
Структура работы:
введение, основная часть, заключение, список литературы.
Объем работы: 27 страниц
печатного текста.
Список литературы
содержит 24 источника.
Заключение:
Итак, подводя итоги нашей
работы, мы можем сделать определенные выводы.
Роль семьи в воспитании
детей велика и ответственна. Родители — это первые воспитатели, которые
укрепляют и закаляют тело ребенка, развивают его интересы, вкусы, способности,
воспитывают любовь к знаниям, любознательность, наблюдательность, трудолюбие.
Семья выполняет задачи умственного, нравственного, эстетического и физического
воспитания в доступных пределах и формах, заботится о его гармоничном развитии.
Хорошая семья — это
семья, где муж и жена понимают друг друга, радуются вместе, терпят неудачу
вместе, где пара может работать вместе, отдыхать и растить детей.
Только те дети, которые
живут в счастливых семьях, могут иметь счастливое детство. Здесь дети не
замечают своего счастья, но воспринимают его как воздух, которым они дышат. Они
развиваются естественно и гармонично, живут многогранной жизнью, имеют
интересные мечты.
Довольно часто можно
услышать, что хорошая семья — это место, где растут хорошие дети. И это
действительно так. Ведь судьба детей определяется не прекрасными порывами
мечтаний и слов, а общим микроклиматом семейной жизни, ее тоном и общим
направлением. Иногда встречаются такие: «смотрите, семья не ставила перед собой
никаких особых целей, и дети росли чудесно». Заметим, что это не случайно, ведь
родители в такой семье жили целеустремленной и радостной жизнью маленького
коллектива, где все любят друг друга, никто никому ничего не должен, где царит
атмосфера взаимности, тепла и настоящей заботы. А это действительно хороший
психологический климат, и дети, выросшие в такой семье, не могут быть
бездельниками и эгоистами.
Хорошие семейные
отношения не исключают противоречий мнений и споров. И в хорошей семье они
решаются без раздражения, без унижения человеческого достоинства взрослых и
детей. В любой ситуации не будет криков, взаимных обид, люди будут уважать
мнение друг друга, ценить авторитет отца, матери, бабушки, дедушки.
Тонус семейной жизни —
это последовательность действий многих факторов: нравственного уровня
родителей, характера взаимоотношений между членами семьи, культуры домашнего
быта, организации семейного коллектива, его традиций и др.
Есть много родителей,
которые хорошо знают проблему воспитания детей, добросовестно относятся к
воспитанию своих детей и помогают школе в этом.
Материнское и отцовское воспитание — это одно,
они не могут быть разделены, так же как и воспитание не может быть разделено.
Отец привносит в воспитание дух мужской твердости, целостности,
организованности и соперничества — и таким образом создает гармонию в
воспитании. Недаром существуют вечные понятия: мать-хранительница очага, а
отец-защитник этого очага. Иначе можно сказать, что человек — это дом, надежный
и долговечный, а женщина — это все, что находится внутри дома: комфорт, красота
и мягкий психологический климат.
Воспитательная ценность
домашнего распорядка значительно возрастает, если он правильно организован и
четко и строго соблюдается всеми членами семьи.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Семья как воспитательный
коллектив
1.1 Основы семейного воспитания. Семья как позитивный и негативный
фактор развития личности
фактор развития личности
Традиционно
главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы
приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность
семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в
течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на
личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней
закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем
наполовину сформировался как личность.
Семья
может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора
воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может
потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать
семья. Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную,
долговременную и важнейшую роль [13]. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети;
честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к
появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя
по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип
поведения в своих детей и т.д.
Таблица 1
Позитивное и негативное влияние семьи на ребенка
№п/п |
Благоприятные |
Неблагоприятные |
1 |
Интимное, личностное |
Преобладание |
2 |
Взаимоотношения |
Сильная |
3 |
Основные функции |
Чрезмерная опека |
4 |
На ребенка влияют |
Нечеткость, |
5 |
Члены семьи влияют |
Хронически занятые и |
6 |
Гибкая унормированность |
Отсутствие |
7 |
Ребенок связан с |
Семейные традиции, |
В
связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать
так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные
влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить
внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное
значение.
Именно
в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и
учится как себя вести в разных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители
учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у
взрослых теория не расходится с практикой. Главное в воспитании маленького
человека — достижение душевного единения, нравственной связи родителей с
ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на
самотек.
Конфликтная
ситуация между родителями — различные подходы к воспитанию детей. Первая задача
родителей — найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на
компромисс, то обязательно удовлетворить основные требования сторон. Когда один
родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.
Вторая задача — сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях
родителей, т. е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Воспитание ребенка
состоит из многочисленных форм взаимодействия и рождается в совместной жизни в
семье. Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не
собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка [7].
Связь
воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным
мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека — все это и
придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный
характер.