Психология развития Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Родительский стиль воспитание и его влияние на формирование личности ребёнка

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СЕМЬИ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4
1.1. Особенности развития детей дошкольного возраста 4
1.2. Особенности стилей детско-родительских отношений и их влияние на детей 11
Глава 2. Методические основы изучения влияния родительского отношения на развитие личности дошкольников 16
2.1. Методы диагностики по выявлению стиля детско-родительских отношений и их влияния на развитие дошкольников 16
2.2. Программа развития детско-родительских отношений 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ЛИТЕРАТУРА 33

  

Введение:

 

Среди индивидуальных свойств развития личности принято выделять основные базовые свойства, в частности самооценку, темперамент, характер и способности человека. Такие базовые свойства, представляющие собой сплав врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт, которые влияют на формирование определенного стиля поведения и деятельности личности.
Развивающийся ребенок находится в постоянном взаимодействии с внешней средой на разных уровнях. В центре этих уровней стоит семья. Именно от семьи в первую очередь зависит, каким будет расти ребенок, и какое место в обществе он займет. Определено, что тип семьи, в которой рождается ребенок, сильно влияет на его ожидания, установки, набор ролей и систему взглядов и взаимоотношений с другими людьми. Семья оказывает влияние на когнитивное, эмоциональное, социальное и физическое развитие ребенка на протяжении всего жизненного пути. Поэтому влияние родителей является важным элементом успешного развития ребенка.
Степень изученности темы исследования. Изучением особенностей развития детей старшего дошкольного возраста занимались многие педагоги и психологи. Среди них мы можем выделить работы таких исследователей как Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддъяков, В.С. Мухина и многие другие. Среди современных исследователей можно назвать М.М. Безруких, М.Н. Ильину, Е.Е. Кравцова, Е.И. Рогова и др. Особенности семьи, семейного воспитания, особенности формирования личности ребенка в семье изучали Ю.П. Азаров, Д.Н. Добрович, А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер, М. Буянов, 3. Матейчек, С.В. Ковалёв, Н.В. Бондаренко и другие.
Однако в современном состоянии вопроса сложились неразрешенное противоречие, которое заключается в уровне влияния именно стиля семейного воспитания на развитие ребенка. Данное противоречие позволило определить проблему исследования: каково влияние стиля семейного воспитания на развитие детей.
Объектом курсовой работы выступает семья как объект развития детей дошкольного возраста. Предметом являются особенности влияния стиля детско-родительских отношений в семье на развитие детей дошкольного возраста.
Целью исследования является определение особенностей влияния стилей детско-родительских отношений на развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Определить психолого-педагогические особенности развития ребенка в старшем дошкольном возрасте.
2. Изучить особенности влияния стилей детско-родительских отношений на развитие личности ребенка.
3. Описать способы диагностики по выявлению стиля детско-родительских отношений и их влияния на развитие дошкольников.
4. Изучить программу по улучшению детско-родительских отношений.
В качестве гипотезы исследования выступало предположение о наличии связи между уровнем развития ребенка и стилем родительского воспитания: наиболее эффективным стилем воспитания для развития детей выступает демократический стиль, наименее эффективный – авторитарный стиль родительского воспитания.
Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы по теме исследования.
Практическая значимость исследования: представленный в работе комплекс психодиагностических методик может быть использован при изучении особенностей развития детей дошкольного возраста в рамках семейного воспитания. Разработанные рекомендации могут быть использованы практическими психологами при работе с родителями и детьми для оптимизации детско-родительских отношений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, мы можем сделать вывод, что старший дошкольный возраст является последний периодом дошкольного детства ребенка, в процессе которого в психике детей появляются новые образования. Среди них мы можем выделить произвольность таких психических процессов как внимание, память и восприятие, что оказывают влияние на появление способности управлять своим поведением. В это же время протекают изменения в представлениях ребенка о самом себе, появляется самосознание и самооценка, на которых влияют более сложные и содержательные отношения с взрослыми и другими детьми.
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, т.к. именно в семье формируется и развивается личность человека. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества.
Семья является первой общественной ступенью в жизни личности, занимая при этом центральное место в жизни детей. Воспитание в семье представляется основой для становления каждого человека как личности.
Все заложенное семейными взаимоотношениями является определяющим для построения в будущем отношений с другими людьми, появлении определенного поведения при взаимодействии с окружающим социумом. При этом, тип взаимоотношений, который был сформирован в родительской семье, зачастую переносится на свою будущую семью.
Также важными условиями рациональных взаимоотношений выступает разумная организация семьи. Современная деятельность, общие перспективы, традиции взаимопомощи, совместные интересы и решения позволят сформировать теплые, сердечные и добрые отношения между родителями и детьми.

 

Фрагмент текста работы:

 

Старшими дошкольниками являются дети в возрасте от 5 до 7 лет, которые посещают старшую и подготовительную группы детского сада. Данный период играет важную роль в личностном развитии ребенка. Он характеризуется формированием новых психологических механизмов деятельности и поведения. Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности, так как происходит формирование устойчивой структуры мотивов, появляются новые социальные потребности, такие как потребность в уважении и признании со стороны взрослых и сверстников, интерес к коллективной форме деятельности. Так же этот период характеризуется возникновением нового опосредованного типа мотивации, которая становится основой произвольного поведения ребенка, при этом, усваивается определенная система социальных ценностей, моральных ном и правил поведения в обществе [18].
В исследованиях разных педагогов и психологов можно отметить значительное внимание, направленное на понимание особенностей развития умственной, мотивационной сферы и других отдельных познавательных процессов дошкольников.
Отмечается, что в данный возрастной период происходит формирование самосознания, появляются новые особенности общения и способы социального взаимодействия детей. Исследователи говорят о том, что появляется другая специфика игровой, изобразительной и других видов детского деятельности, проявляются различные механизмы формирования элементарной учебной деятельности, а также готовность к началу школьного обучения [4].
Опираясь на труды исследователей, которые рассматривают разные точки зрения особенностей возраста, можно составить психологический портрет старшего дошкольника.
Ребенок в этом возрасте отличается динамичным развитием. Так, на протяжении всего дошкольного возраста отмечаются существенные изменения в различных направлениях, происходит совершенствование основных видов его деятельности и активное развитие психических процессов. Например, память ребенка изменятся как количественно, так и качественно. Происходит увеличение ее объема, когда дети старшей группы могут запомнить до 7-8 названий предметов, а в подготовительно до 10-12. Что касается качественных изменений, то появляется опосредованность и произвольность, выражающаяся в том, что ребенок не просто запоминает интересную для него информацию, а принимает задачу на запоминание, применяя особые способы для удержания нужной информации [19].
Похожие показатели определяют и развитие внимания. Происходит усиление таких качеств внимания как устойчивость, объем, распределение, переключение, при этом идет рост его произвольности, и ребенок начинает переходить к больше направленному сосредоточению. Тогда как младший дошкольник может быть внимателен только к тому, что является наиболее для него ярким и новым, то к старшему дошкольному возрасту, он может удерживать свое внимание на решении разного рода задач. Начиная с 5-летнего возраста, ребенок получает возможность сосредотачиваться на деятельности в течение 15-20 минут, уже к 7 годам это время увеличивается до 30 минут. При этом важно то, что, выполняя те или иные действия, он может удерживать в памяти несложное условие [6].
Еще одним из новообразований в данный период дошкольного возраста является воображение. Происходит формирование таких его особенностей, как произвольность и оригинальность. Так, ребенок в возрасте 5-6 лет может самостоятельно придумывать небольшие сказки с последовательно разворачивающимся сюжетом на заданную тему. К семи годам дошкольники имеют возможность подчинять свое воображение тому или иному замыслу, следовать намеченному плану, внося в него небольшие коррективы. В первую очередь развитие воображение и его культурной формы, определяется продуктивностью. Другими словами, это уже не является отрывочным фантазированием, а становится решением определенной творческой задачи.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы