Курсовая теория на тему Родители как субъекты целостного педагогического процесса
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Взаимодействие родителей и школы как целостный педагогический процесс 5
1.1 Сущность взаимодействия современных родителей и школы 5
1.2 Роль родителей в формировании личности школьника 11
Глава 2. Влияние родителей и школы на гармоничное развитие детей 16
2.1 Взаимодействие семьи и школы в воспитании духовности школьников как педагогическая система 16
2.2 Способы и формы организации воспитания учащихся 23
Заключение 28
Список литературы 30
Введение:
Актуальность темы. Начальное образование – это фундамент всего дальнейшего обучения и получения профессионального образования. Успешность обучения в начальной школе во многом определяет судьбу человека, его будущее — жизнь, поскольку именно в этом возрасте формируются базовые основы личности человека. В это время у ребенка выстраивается эмоциональное отношение к собственной ведущей деятельности, которое отражается в желании соответствовать требованиям учителя и родителей относительно образа «хорошего ученика».
Все это вызывает у ребенка школьного возраста новые переживания, которые, сочетаясь с неудачами, могут приобретать негативную окраску, порождая тревогу. Изучение тревожности в контексте учебной деятельности является достаточно актуальным на сегодняшний день. Это обусловлено как теоретическими, так и практическими запросами.
Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов. Но наиболее мощным по своему воздействию на общее развитие личности детей является социальный опыт, приобретенный в семье. Неформальное общение, атмосфера любви и заботы взрослых о детях, ежедневная совместная трудовая деятельность создают уникальные возможности для формирования у младших членов семьи нравственных ценностей, отношений, жизненных установок.
Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи ее членом, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут подать на нее как положительное, так и отрицательное влияние. В результате ребенок растет или доброжелательный, открытый, общительный, или тревожный, грубый, лицемерный, лживый.
Однако случаются не соответствия стилистике семьи, где царит низкий уровень детско-родительских отношений, допускаются серьезные ошибки в воспитании ребенка, что негативно отражается на его дальнейшем развитии.
Духовный прогресс личности школьника происходит в социуме, где общественные институты (семья, школа, внешкольные учебные заведения, учреждения культуры, средства массовой информации) по-разному влияют на воспитание ребенка и не всегда действуют согласованно и целенаправленно.
Степень разработанности проблемы. Важность взаимодействия учителей и родителей в воспитании школьников как наиболее весомых и авторитетных для ребенка социальных институтов обосновывается в трудах многих ученых в ракурсе современных проблем воспитания (С. Акутина, Т. Алексеенко, Г. Алферова, Т.Демьянюк, А. Докукина, Л. Косарчук, Т. Кравченко, Г. Лафишева, И. Меняла, А. Руденко, И. Хоменко, Н. Осипова, А. Чередова, А. Шевлюкова и др.). Поэтому актуальность проблемы взаимодействия родителей и школы в воспитании школьников остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. В связи с этим я решила изучить эту тему и раскрыть ее в своей работе.
Объект исследования – педагогический процесс.
Предмет исследования – Родители как субъекты целостного педагогического процесса.
Цель исследования – изучить особенности родителей как субъектов целостного педагогического процесса.
Согласно объекту и предмету исследования нами были поставлены следующие задачи:
-рассмотреть сущность взаимодействия современных родителей и школы;
-изучить роль родителей в формировании личности школьника 9
-проанализировать взаимодействие семьи и школы в воспитании духовности школьников как педагогическая система;
— Выявить основные подходы по изучению проблемы отношения школьников с родителями и школой.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Необходимость и важность взаимодействия образовательного учреждения и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в образовательном учреждении и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.
Школа и семья – самые тесные союзники в общем деле – в воспитании подрастающего поколения. Только хорошо продуманная совместная работа семьи, пед-коллектива, общественных организаций обеспечивают должный эффект в воспитательной работе и позволяют использовать все резервы, которыми обладает сегодня наше общество для решения этой задачи.
Согласованность в деятельности всех воспитательных инстанций во многом определяет результаты воспитания.
Основными факторами, определяющими эффективность методики воспитания культуры взаимоотношений школьников с родителями, являются:
опора педагогических воздействий в школе и семье на знания, умения и навыки школьников культуры взаимоотношений с родителями, ровесниками и взрослыми;
стимулирование культуры взаимоотношений с родителями; организация уроков культуры семейных взаимоотношений, эмоциональных игр, психолого-педагогических упражнений и задач, обеспечения учителем личностного ориентированного подхода к ребенку.
Участие во внеурочных мероприятиях помогает детям:
проанализировать свое поведение и одноклассников;
сравнить, выделить лучшее из увиденного, услышанного.
Учащиеся приобретают навыки:
личной культуры,
культуры речи,
культуры общения.
Участие родителей способствует:
совершенствованию коллективного воспитания школьников;
совершенствование индивидуального воспитания учащихся.
Эффективность воспитания школьников зависит от согласованного взаимодействия педагогов и родителей с целью формирования общих задач и подходов к воспитанию детей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Взаимодействие родителей и школы как целостный педагогический процесс
1.1 Сущность взаимодействия современных родителей и школы
Педагогический процесс семьи, функционирующая система, так как все его структурные элементы объединены функционально на основе единства цели, задач общности, форм, методов заданий. Цель педагогического процесса является главным его стержнем. Объединяющей основой всех этих элементов является целенаправленная разнообразная деятельность субъектов педагогического процесса семьи. Разнообразная деятельность оказывает на детей воспитательное воздействие, если связана с решением конкретных педагогических задач (усвоение знаний, развитие интеллекта, повышение нравственной, эстетической культуры, физического развития и т.д.). Обосновывая важность деятельности в функционировании педагогического процесса семьи, необходимо отметить, что эффективность ее зависит от степени активности самих детей (школьника) [9].
Состояние педагогического процесса семьи можно проследить при анализе тех заданий, которые ребенок выполняет в семье (постоянные или временные), его отношения к их выполнению, влияние их на формирование личности. Задание, которое выполняет ребенок в семье, можно рассматривать как единицу педагогического процесса, достаточно четко характеризующую его уровень. В нем можно проследить: организующую и направляющую роль родителей; характер взаимоотношений между родителями и детьми, между собой; целевые нравственные установки семьи, оказывающие влияние на воспитание детей; разнообразие содержания видов деятельности, в которую включен ребенок в семье; способность родителей использовать средства, методы, приемы воспитания; степень активности ребенка в педагогическом процессе семьи.
Качество педагогической инструментовки родителей просматривается в организации режима дня школьника, который отражает существенные особенности семейного воспитания, зависит от уклада самой семьи, является его частью. Режим включает в себя жизнедеятельность ребенка во времени: физическую, трудовую, умственную активность, досуг, своевременное питание, гигиену, сон. Соотношение их колеблется в зависимости от возраста ребенка, психических особенностей его личности и интересов. Составной частью режима школьника является его свободное время. Анализ материалов об использовании школьником свободного времени, его структуре и видах деятельности, является ярким показателем воспитательных возможностей семьи.
Семья и школа имеют общую цель — воспитать всесторонне развитую гармоничную личность, способную реализовать себя в профессиональном, гражданском и семейном аспектах.
Именно в семье ребенок усваивает основные нормы морали, осваивает навыки совместного труда, формирует собственные жизненные планы, эстетические вкусы, гражданскую позицию. Родители – первые и главные воспитатели, которые отвечают перед собственной совестью, народом, государством за качество воспитания своих детей. Однако с каждым годом количество неблагополучных семей увеличивается, у многих такие обычные человеческие ценности, как любовь, уважение, взаимопонимание, чувство ответственности и семейного единения отходят на второй план. Мы вынуждены констатировать факт: в наше время утрачивается роль семейного воспитания и собственно семьи как наиболее влиятельного фактора формирования человека. Но дети — продолжатели не только отцовского рода, но и социального строя. И от того, какие духовные и моральные ценности заложат в их души семья и общество, будет зависеть будущее всего народа.
К сожалению, наше настоящее на сущность взаимодействия семьи и школы оказало негативное влияние. Противоречия, существующие в воспитательных подходах, сказываются на эффективности воспитательного процесса. Дело в том, что традиционная взаимодействие школы и семьи в воспитании подрастающих поколений, когда все члены общины озабочены состоянием развития, воспитания, социализации детей, готовы предоставлять необходимую помощь учебным заведениям, а школы пытаются корригировать семейные взаимоотношения, профессионально поддерживая родителей и детей в обустройстве семейной жизни, была присуща исключительно советскому обществу, тогда как в странах развитой демократии школа и семья по своей сути разные, относительно независимые, отдельные институты: семья — интимно-персональная, школа — социальная. В идеале эти две общественные институты по принципу дополнительности должны обогащать ребенка достижениями, которые выработала культура, тем самым способствуя ее гармоничному и всестороннему развитию [7,c.211].
Следует отметить, что в последнее время по тем или иным причинам школа и семья находятся в стадии перманентной конфронтации. Школьные педагоги дают негативные характеристики семьи, обвиняя родителей в самоустранении от воспитания собственных детей, в грубом, даже жестоком отношении к ним. Родители, в свою очередь, пренебрежительно относятся к учителям, указывая на их низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества. Во многих семьях не считают необходимым обращаться к педагогам по поводу проблем, которые возникают в воспитании детей. К педагогам родители обращаются обычно тогда, когда уже поздно.
Семья и школа — потенциальные природные партнеры в воспитании детей — часто оказываются реальными противниками, а между ними в эпицентре враждебных взаимоотношений и агрессивных выражений предстает ребенок, который вынужден приспосабливаться, лицемерить, что приводит к проявлениям аморального поведения.
Несмотря на все при определенных условиях острота проблемы взаимодействия школы и семьи в современных условиях может быть снята. Для этого необходимо, чтобы субъекты взаимодействия выстраивали основы культуры общения, столь необходимые для решения проблем ребенка. В последнее время психолого-педагогическая наука делает попытки наметить пути отказа от традиционных и предложить новые подходы в решении проблем взаимодействия семьи и школы, воспитания детей и подростков. Предлагаем рассмотреть предложение российского ученого Н. Щурковой, которая принимает как исходные такие положения.
Первое. Педагог должен осознать: культура предусматривает неприкосновенность семьи и невмешательства в семейные взаимоотношения. Вмешиваться в жизнь семьи возможно в исключительных случаях, когда нарушаются интересы ребенка, когда ее здоровье, жизнь, благополучие находятся в опасности по вине родителей или других взрослых членов семьи.
Второе. Школа — не родной дом, а семья никогда не заменит школы. Отсюда следует, что логика школьного и логика семейного воспитания не тождественны. Разводя воспитательные сферы школы и семьи, педагог должен учитывать психологию детства и взросления ребенка и, определенным образом сближая эти две сферы, ни в коем случае не пытаться подменить собой родителей и не инструментировать школьную жизнь как жизнь семейное [11].
Третье. Школа не является частью рыночного пространства, поскольку не предоставляет услуг, не торгует крамом, не обслуживает родителей. Школа — социальный институт, ее назначение — передавать как эстафету духовные достояния человечества и учить ребенка жить в мире материальных продуктов культуры. Школа свободная от родительских указаний и наставлений в организации своей профессиональной деятельности. Школа независима от родителей в строении жизнедеятельности школьников.
Однако и школьная, и семейная сферы не существуют изолированно в жизни ребенка, которая, приходя в школу, представляет мир своей семьи, условия жизни, спектр социальных взаимоотношений, привычки, манеры поведения, в конце концов, уровень интеллекта.
Педагог как представитель школьной воспитательной сферы не имеет возможностей, чтобы кардинально (даже по необходимости) изменять условия семейной жизни ребенка, он не уполномочен вмешиваться в семейный уклад. У него другой предмет профессиональной деятельности — ребенок, который приходит в школу из семьи.
Школа всегда стремилась к взаимодействию с семьей. Это нашло свое отражение в коррекции семейного воспитания, в педагогическом просвещении родителей, в бесконечной «переписке» с родителями по поводу учебы и поведения их детей, в вызовах родителей в школу и тому подобное. Контакт с родителями как взаимодействие может быть установлен только при условии, что оба субъекта осознают: только совместными усилиями можно создать условия для развития и воспитания ребенка, помочь ей в приобретении необходимого социального опыта.
Определяющее условие взаимодействия этих двух субъектов — родителей и педагога — исчерпывающее представление о содержании воспитательной деятельности друг друга, возможности взаимопонимания относительно задач и средств воспитательного воздействия ради благополучия ребенка, адекватность воспитательных действий до запланированного конечного результата.
Итак, педагог должен знать, из какой семьи пришел в школу каждый ребенок, какая структура этой семьи, в каком состоянии находится современная украинская семья и какие тенденции обусловливают ее развитие. Это сделает взаимодействие педагога и родителей учеников более конкретным, осмысленным, результативным. Поэтому предлагаем вашему вниманию рекомендации по работе с родителями [16,c.322].
Направления работы с родителями в школе:
1. Ознакомление с условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.
2. Определение уровня педагогической культуры родителей.
3. Выявление трудностей, которые испытывают родители.
4. Выявление положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.
5. Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа.
6. Помощь родителям в повышении их педагогической культуры, организации семейной жизни как источника самовоспитания ребенка.
7. Привлечение родителей к организации внешкольной воспитательной работы.
8. Распространение опыта работы с родителями.
9. Создание банка научно-методической информации по проблемам семьи, работы с родителями и семейного воспитания.
Методы изучения семьи
1. Наблюдение.
2. Беседа.
3. Тестирование.
4. Анкетирование.
5. Диагностика.
6. Деловые игры.
7. Анализ детских рисунков о семье.
8. Анализ детских произведений о семье.
Ориентировочная программа
изучение семьи
1. Состав семьи:
• полная/неполная;
• возрастной состав;
• профессии членов семьи;
• образовательный, культурный уровень членов семьи;
• общественное лицо членов семьи;
* моральное лицо членов семьи.
2. Воспитательная деятельность семьи:
• воспитательные позиции родителей;
• участие членов семьи в воспитании подростков.
3. Регулярная деятельность семьи, социальный контроль в семье:
• поведение подростка в семье;
• поведение вне семьи;
• методы и приемы регулирования поведения подростка в семье;
• нравственное, гражданское лицо членов семьи на предприятии, в быту, в общественной деятельности.
Формы работы с родителями
1. Родительское собрание.
2. Беседы (коллективные, групповые, индивидуальные).
3. Конференции.
4. Диспуты, дискуссии.
5. Просмотр фильмов на педагогические темы.
6. Дни открытых дверей.
7. Открытые уроки для родителей.
8. Клубы для родителей, консультпункты.
9. Семинары-практикумы.
10. Оформление уголков для родителей.
11. Подготовка тематических папок по конкретной проблеме для родителей.
12. Телефон доверия.
13. Проведение социологических исследований.
14. Семейные вечера.