Курсовая теория на тему Римское общество эпохи ранней республики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА.. 9
1.1 Образование Римского государства. 9
1.2 Ранняя Римская республика. 14
2. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РИМСКОГО
ОБЩЕСТВА.. 21
2.1 Социальные классы в Древнем Риме. 21
2.2 Патриции и плебеи в ранней
республике Рима. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ.. 29
Введение:
Актуальность
исследования «Социальная структура Рима в VI— III вв. до н. э.» заключается в
том, что она отличалась большой сложностью и пестротой. В римском обществе
существовали три основных типа общественных структур: родовые учреждения, восходящие
к первобытности, новый общинно-крестьянский сектор и раннерабовладельческие
отношения. В процессе дальнейшего развития родовые учреждения постепенно
отмирали, общинно-крестьянский сектор укреплялся, а раннерабовладельческие
отношения имели тенденцию к превращению в классическое рабство.
Цель
исследования: изучить римское общество эпохи ранней республики.
Для
достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1.
Изучить образование Римского государства;
2.
Рассмотреть раннюю Римскую республику;
3.
Изучить социальные классы в Древнем Риме;
4.
Проанализировать патрициев и плебеев в ранней республике Рима.
Обзор
литературных источников. Цицерон «О государстве. О законах». Как настоящий
римлянин он много размышлял о государстве и этому посвятил свой трактат «О
Государстве»[1].
Римская республика была для него образцом государства. Цицерон жил в эпоху,
когда республика перерождалась в империю. Цицерон участвовал в процессе против
Верреса, который был наследником Сицилии. Его обвиняли в нарушении законов. Он
красноречиво выступил против Верреса и заслужил этим громкую славу. Цицерон был
поистине великим оратором и в совершенстве овладел ораторским мастерством. Это
помогло Цицерону занимать высокие должности. Он считал это великой угрозой для
государства. Ему удалось спасти Рим – он выступил против Катилины и эти речи
стали самыми известными. За то, что Цицерон предотвратил государственный
переворот, ему было присвоено почетное звание «Отец отечества». После перемены
власти Цицерона изгнали из Рима. Когда возвратился, он выступал за республику и
примкнул в лагерь Помпея против Цезаря. Но победу одержал Цезарь, который любил
литературу и не стал его притеснять. Речи Цицерона почти две тысячи лет учили
на латинском языке в школах Европы. Многие выражения до сих пор повторяют.
В
издании публикуется первый полный перевод с древнегреческого языка на русский
LI‒LXIII книг «Римской истории» Кассия Диона (163/164 ‒ после 230 г.), в
которых освещаются события от утверждения у власти Октавиана после его победы у
мыса Акций над Марком Антонием и Клеопатрой (31 г. до н.э.) и до начала
гражданской войны после смерти Нерона, последнего правителя из династии Юлиев ‒
Клавдиев, включая недолгое правление императора Отона (69 г. н.э.). Эта часть
труда Диона является важнейшим историческим источником, который дает целостное
представление о правлении первого принцепса и его преемников (Тиберия,
Калигулы, Клавдия и Нерона), существенно дополняя свидетельства других
греческих и римских историков. Перевод снабжен подробными научными
комментариями, основанными на современных исследованиях раннего принципата[2].
Некоторые
книги шестой и начала седьмой декады «Римской истории», как и многие другие ее
разделы, дошли до нас с лакунами или в сокращенных изложениях (эпитомах) и
извлечениях византийских авторов. Тем не менее, и в таком виде книги с LI по
LXIII являются источником разнообразной, подчас уникальной информации о раннем
принципате, в особенности о правлении Августа и Калигулы, целостным освещением
которого у других античных историков мы не располагаем. Важно и то, что именно
в рассказ о правлении первого принцепса, который был для Диона ключевой,
знаковой фигурой, историк включает свои оригинальные, можно сказать, глубоко
выстраданные размышления о сущности императорской власти, судьбах Римской
державы и взаимоотношениях верховного правителя и элиты. Здесь он выступает не
только как повествователь, но и как исследователь, интерпретатор истории
раннего принципата, которую рассматривает и осмысляет сквозь призму своего
времени. Показательна в этом плане LUI книга, в которой Дион дает наиболее
полный во всей античной литературе анализ установленной Августом
государственно-политической системы. Целям такого осмысления служат и те речи,
в которых историк устами своих персонажей выражает в значительной мере собственные
взгляды, откликаясь на проблемы своего времени. Это и речь Октавиана к сенату о
сложении власти в январе 27 г. до н. э. (LUI. 3-10), и диалог Августа и Ливии о
милосердии правителя (LV. 14-21), и речь Августа о необходимости вступать в
брак и заводить детей (LVI. 1-9), и речь Тиберия на похоронах Августа (LVI.
35-41). Но первостепенное значение для реконструкции политических воззрений
Диона, безусловно, имеет знаменитый диспут Агриппы и Мецената, двух ближайших
соратников Октавиана, о выборе между республиканской и монархической формами
правления, приуроченный к рассказу о событиях последней трети 29 г. до н. э. и занимающий
почти всю LII книгу.
Таким
образом, книги LI-LXIII, насыщенные важными авторскими суждениями и богатым
фактографическим материалом, «населенные» многочисленными историческими
персонажами как первого, так и второго плана, имеют первостепенное значение и
для понимания идейных основ его сочинения в целом, и для изучения истории
ранней Римской империи.
Периодом
создания Законов XII таблиц считается середина V века до н. э. Согласно
общепринятой версии, в написании свода правил участвовали две комиссии. Первый
созыв, состоявший исключительно из патрициев, подготовил на основе изучения
греческого права десять норм, не удовлетворивших потребности плебейского
населения Рима, что вызвало острый политический конфликт. В результате спустя
год была создана вторая комиссия, включавшая в себя представителей
непривилегированного класса, которая дополнила кодекс ещё двумя положениями.
Примечательно, что название «Законы XII таблиц» появилось благодаря тому, что
тексты правовых норм были высечены на специальных деревянных (по некоторым
источникам – медных) досках, установленных на главной городской площади
(форуме) для всеобщего обозрения[3].
Предполагалось, что каждый гражданин обязан помнить кодекс наизусть, не
уклоняясь от своих обязательств из-за незнания закона, что должно было служить
процветанию и установлению порядка в государстве. Более того, правоведение
считалось обязательной частью светского образования, и преподавалось в школах
детям.
Подлинники
Законов XII таблиц не сохранились до наших дней. Историки считают, что они были
утрачены во время нашествия галлов в IV веке до н. э. Однако текст кодекса, а
точнее, отдельные положения из него, были воспроизведены и систематизированы в
сочинениях многих римских писателей, учёных и политических деятелей, как в
форме точных цитат, так и вольного пересказа.
Законы
XII таблиц отражали уровень правового сознания древнеримской эпохи. Несмотря на
сохранение некоторых пережитков патриархальных общин, плебеи получили
формальное равенство с патрициями в судебных разбирательствах. Для любого
гражданина при отстаивании своих прав, вне зависимости от родовой и классовой
принадлежности, появилась возможность руководствоваться буквой закона, а не
консервативными древними обычаями.
Справедливость
стала высшим мерилом. Судье, уличённому в подкупе, полагалась смертная казнь.
Аналогичным образом наказывали за лжесвидетельство и клевету. Новый свод правил
аннулировал особые привилегии, в частности, для сохранения равенства
ограничивались расходы на погребение знатных лиц. При этом браки между плебеями
и патрициями оставались долгое время под запретом, и были разрешены лишь в 445
году до н.э.
Процесс
против Вереса включает: Речь против Квинта Цецилия (InQ.Caecilium),
подставленного Вересом на роль обвинителя; Первая речь против Вереса
(InVerremactio I), после которой Верес был осужден на изгнание, и Вторая речь
против Вереса (InVerremactio II) в 5 частях[4]. Эта
последняя, никогда не произнесенная, мастерски обработана литературно и
представляет важный документ для установления методов эксплуатации,
используемых администрацией провинций.
Марк
Туллий Цицерон – выдающийся римский юрист и государственный деятель, избирался
консулом, был провозглашен сенатом отцом отечества, а воинами вверенной ему
провинции – императором. Однако в памяти потомков он остался, прежде всего, как
замечательный оратор и ученый-просветитель. В книге собраны не потерявшие
актуальности философские трактаты Цицерона: «О старости», «О дружбе» и «Об
обязанностях». Автор убедительно доказывает, что истинная философия укрепляет
дружбу, способствует нравственному совершенствованию, а также наполняет новым
смыслом неизбежные тяготы жизни: старость, боль утрат, потерю близких и
ожидание собственной кончины[5].
Анализ
историографии
История
Древнего Рима М. В. Алферова — книга представляет собой изложенный популярным
языком рассказ об истории Древнего Рима — от основания города да падения
Западной Римской империи[6].
Бауэр
С. История Древнего мира: от истоков цивилизации до падения Рима — в этой книге
Сьюзен Бауэр выдвигает и доказывает интереснейшую теорию взаимодействия и
взаимопроникновения культур самых разных западных и восточных цивилизаций.
Не
просто сухие факты, но подробный и яркий рассказ о внешней и внутренней
политике государств древности, об их литературе, религии и мифологии,
повседневной жизни и системе управления[7].
Винничук
Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима открывая эту книгу, мы как бы
входим в пестрый мир повседневности, быта, простых жизненных проявлений
античного человека. Мы не увидим в ней человека в водовороте политических
событий, в минуты высочайших взлетов философского или поэтического гения, но
застанем его в его обыденности, в его делах и развлечениях, в разных фазах его
жизненного цикла — от рождения и детских игр до смерти и погребения[8].
Маркс
Э.,Тинджей Г. Римляне — все о древнем Риме: архитектура, быт, армия, войны,
политика, религия, образование, хронологическая таблица, карты[9].
Машкин
Н. А. История Древнего Рима — автор последовательно раскрывает историю развития
Рима, взаимосвязь политической, социально-экономической и культурной жизни.
Тесно связывая культуру с обществом, учёный указывает на значение культуры Рима
для человечества, исследует происхождение христианства и закономерности
превращения его в мировую религию[10].
Утченко
С.Л. Древний Рим — автор освещает отдельные, но, пожалуй, наиболее «переломные»
события истории I в. до н.э., характеризует наиболее выдающихся исторических
деятелей и по мере возможности пытается уяснить и истолковать те идеи, которые
определяли умонастроение, а также намерения и действия не только отдельных лиц,
но нередко и некоторых слоев общества[11].
Временные
рамки исследования обусловлены анализом римского общество эпохи ранней
республики с точки зрения зарождения, последующего развития и трансформации
данной культуры. Таким образом, временные рамки исследования – 509 — 287 годы
до н. э.
Географические
рамки работы – территория Древнего Рима -Апеннинский полуостров.
Теоретической
основой исследования являются результаты научных исследований представителей
отечественной и зарубежной научной исторической практики. В частности, весомый
вклад в изучении осуществили Алефиренко, Н. Ф., Бабич Г. Н., Беликов, В. И.,
Даниленко, В. П., Зыкова И. В., Кацнельсон, С. Д., Резник Р. В., Швейцер А. Д.
и др. [1]Цицерон М.Т.
Диалоги: О государстве. О законах. / пер. Горенштейна В.О. М., 2016. [2]Кассий, Дион Коккейан.
Римская история. Книги LXIV-LXXX / Кассий Дион Коккейан. М., 2015. [3]Законы XII таблиц //
История Древнего Рима. Тексты и документы. Ч.1. Под ред. Кузищина. В.И. М., 2014. [4]Цицерон М. Т.
Речи. В 2 томах. Т.I. Литературные памятники № 85. // Мультимедийное
издательство Стрельбицкого. 1962. [5]Цицерон М.Т.
Моральные размышления о старости, о дружбе, об обязанностях. М., 2010. [6] Алферова М. В.
История Древнего Рима. М.: Литера, 2015 [7]
Бауэр С. История Древнего мира: от истоков цивилизации до падения Рима. М.:
АСТ, 2018. [8]
Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М.: Высшая школа, 1988. [9]
Маркс Э.,Тинджей Г. Римляне. М.: Росмэн, 2016. [10]
Машкин Н. А. История Древнего Рима. М.: Синтег, 2017. [11]
Утченко С.Л. Древний Рим / ред. Д.П. Каллистов, С.Л. Утченко. М.: Учпедгиз; Издание
2-е, перераб., 2016.
Заключение:
Структура
римского общества состояла из слоёв населения по нескольким характеристикам.
Это уходящие в прошлое родовые слои населения, возникшие на первобытной ступени
развития. Это возникшие общинно-крестьянские учреждения и рабовладельческий
сектор. В VI-IV веках до н.э. основными слоями населения стали 4
классово-сословные группы: патриции, клиенты, плебеи, рабы. Каждая группа имела
права и обязанности, занимала конкретное место в социальной иерархии,
занималось особым видом деятельности.
В
конкретной действительности в VI — III вв. до н. э. носителями этих структурных
типов выступали классово-сословные группы патрициев, плебеев, клиентов и рабов.
Каждая из этих групп занимала особое место в производстве и в обществе, обладая
своим набором прав и обязанностей.
Свержение монархии
в VI в. до н.э. было торжеством патрициев и привело к борьбе между сословиями.
Это было вызвано разным положением и влиянием в обществе различных сословий.
Только из патрициев избирались на годичный срок консулы, имевшие высшую власть
— imperium — и в мирное время, и как главнокомандующие во время войны. Из
патрициев избирались и помощники консулов — преторы и квесторы, а также диктаторы,
которым в особых случаях на шесть месяцев передавалась абсолютная власть.
Только патриции могли быть жрецами, знавшими, какие дни календаря считаются
пригодными для созыва народного собрания; только они знали казуистику
судопроизводства, что ставило в зависимость от них и народное собрание, и
плебеев в суде.
Фрагмент текста работы:
1.ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА 1.1 Образование Римского государства Греко-Римская
цивилизация античного мира сумела вобрать в себя успехи и достижения народов
Средиземноморья, Азии и Западной Европы. Началом истории Древнего Рима следует
считать образование в италийской местности Лациум города Рима. Древнейший Рим
был первоначально деревней в IX веке до н.э.
Периодизацию
истории Древнего Рима условно разбивают на три части: Царский период (VIII-IV
вв. до н.э.), период Республиканского Рима (VI-I вв. до н.э.) и период Римской
Империи (I-IV до н.э.) Принято считать, что Рим основали Ромул и Рэм в 753 году
до н.э. Объединение латинян, этрусков и сабинян, населяющих устье реки Тибр,
привело к созданию в Риме общины[1].
Община
состояла из 300 родов, которые были объединены в 30 курий. Все курии были
поделены на 3 трибы. Во главе общины стояли старейшины, именуемые патрициями.
Род патрициев был наделён следующими правами:
—
право на большой земельный надел, который был закреплён за ними пожизненно;
—
род был обязан защищать и всячески помогать патрициям материально;
—
без патрициев не обходился ни один религиозный праздник или пиршество.
Пришлые
племена не имели права на голосование и вступление в брак с кем-либо из рода
патрициев. Они получили название плебса или плебеев.
Внутренний
конфликт внутри общества патрициев и плебеев в [1]Бауэр С. История
Древнего мира: от истоков цивилизации до падения Рима. М.: АСТ, 2018. С. 605.