Курсовая теория Юриспруденция Международное право

Курсовая теория на тему Режим беженцев в международном праве

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы
реализации режима беженцев в международном праве  5

1.1. Понятие и сущность
беженца в международном праве. 5

1.2. Международно-правовой
статус беженца. 10

Глава 2. Особенности
реализации режима беженцев в международном праве  15

2.1. Предоставления правового
статуса беженцам. 15

2.2. Механизмы защиты режима
беженцев в международном праве. 19

2.3. Проблемы реализации
режима беженцев. 22

Заключение. 30

Список использованной
литературы.. 32

  

Введение:

 

Актуальность темы
курсовой работы. Проблемы реализации статуса беженца и правоприменительная
практика в этой сфере являются весьма актуальными. Возникла острая
необходимость в определении и решении основных проблем реализации статуса
беженца, так как значительная часть граждан, проживающих на территории
Российской Федерации и в других странах, длительное время так и не смогла
реализовать свои права в полном объеме.

Существенные пробелы в
законодательстве, касающиеся реализации прав беженцев, отсутствие механизмов
защиты имущественных прав мигрантов и недостаточное использование
международно-правовых средств защиты непосредственно мигрантами определило
необходимость исследования режима беженцев в международном праве.

Объектом исследования
курсовой работы являются общественные и правовые отношения, возникающие в
процессе реализации режима беженцев в международном праве.

Предметом исследования курсовой
работы являются нормы права, регламентирующие режим беженцев в международном
праве.

Цель курсовой работы: анализ
режима беженцев в международном праве.

Задачи курсовой работы:

— раскрыть понятие и
сущность беженца в международном праве;

— изучить международно-правовой
статус беженца;

— рассмотреть предоставление
правового статуса беженцам;

— проанализировать механизмы
защиты режима беженцев в международном праве;

— выявить проблемы
реализации режима беженцев.

Методологическую основу курсовой
работы составляют диалектический метод познания,
предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического материала. Из
числа общенаучных методов прежде всего используется системно-функциональный
метод и целый ряд из числа общенаучных методов эмпирического-теоретического
уровней, из частнонаучных- формально-юридический, сравнительно-правовой,
проблемно-теоретический и др.

Нормативную базу курсовой
работы составили международные документы, Конституция РФ[1], федеральные законы РФ.

Эмпирической основой
курсовой работы являются правовые акты международного и российского
законодательства. Автором изучены учебная литература, монографии, материалы
конференций, диссертации, научные статьи российских и зарубежных
исследователей, которые в своих научных трудах касались вышеобозначенной
проблематики.

Теоретическая
значимость курсовой
работы обоснована спецификой современного этапа
развития режима беженцев в международном праве.

Структурно курсовая работа соответствует
всем требованиям, предъявляемым к оформлению, и состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованных источников.

Во введении курсовой работы обозначены объект,
предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая основа и значимость курсовой
работы.

В первой главе курсовой работы изучены теоретические
основы реализации режима беженцев в международном праве.

Во второй главе курсовой работы проведен анализ особенностей
реализации режима беженцев в международном праве.

В заключении обобщены результаты курсовой работы. [1]
Конституция Российской Федерации: (принята всенародным
голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского
голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач
позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в
рамках представленной темы.

1.
Представляется
вполне уместным дополнить легальное определение понятия «беженец»,
закрепленного в ФЗ «О Беженцах», путем внесения в него признаков преследования
по языку и в результате вооруженного или межнационального конфликта, закрепив
его в следующем виде: «Беженец — это лицо, которое не является гражданином
Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать
жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства,
национальности, языка, принадлежности к определенной социальной группе,
политических убеждений либо стать жертвой вооруженного или межнационального
конфликта находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может
пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой
вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь
вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных
событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений».

2. Мы считаем, что можно определить несколько направлений
политики, развивая которые, можно значительно изменить сложившуюся трудную
ситуацию. Полагается, что это возможно благодаря увеличению пропускной
способности центров по приему беженцев, обеспечению доступа беженцев к
безопасным путям въезда в страну, обеспечению беспрепятственного доступа к
процедурам получения убежища, контроля за соблюдением прав человека на
государственных границах и внутри страны, учреждения должности Уполномоченного
по правам беженцев, обучения мигрантов законам и обычаям принявшего их
государства.

3. Необходимо ещё раз обратить внимание на то, что с момента
своего возникновения страны Европейского Союза договорились проводить
согласованную политику в отношении предоставления убежища и определения статуса
беженцев с обязательным применением международных документов. Однако на
практике это не привело к выработке единого подхода и к принятию универсального
международного документа по урегулированию всех аспектов существующей проблемы.
Специфические подходы разных европейских стран стали устойчивой тенденцией.

4.
Основными
действующими международно-правовыми механизмами по защите прав беженцев
являются Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, Европейский суд
по правам человека, Международный суд ООН.

5.
Миграционная
обстановка в странах ЕС, свидетельствует о том, что несмотря на закрепление
международных и национальных стандартов в области прав человека, на практике
большинство из них не реализуются в полной мере. С целью разрешения проблем
необходимо выработать механизмы справедливого распределения беженцев,
распределить бремя обязанностей между странами ЕС, улучшить управление центрами
приема беженцев и мн.др.

Следует ещё раз
подчеркнуть значимость конституционно-правовой реализации режима беженцев. Без
должного уровня его обеспечения, в условиях увеличения количества мигрантов
неизбежно обострение политических, экономических, социальных кризисов как
внутри отдельных государств, так и на международном уровне.

Для предотвращения этого
необходимо анализировать нормативно-правовые акты, регулирующие данный вопрос в
России и международно-правовую базу. Нами были предложены меры по
совершенствованию защиты режима беженцев однако это лишь малая часть того что
можно предпринять для совершенствования их правовой защиты.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы реализации режима беженцев в международном
праве

1.1. Понятие и сущность беженца в международном праве Проблема беженцев крайне важна на сегодняшний день. Она актуальна
не только для России, но и для всего мира. Этот сложный вопрос касается каждой
страны, каждого гражданина. Проблема давно уже вышла из ряда внутренних и носит
международный характер. Это не является новым для общества. Все это происходило
еще тогда, когда начали зарождаться первые государства. В ходе Первой мировой
войны миллионы гражданского населения стали беженцами. Самым тяжелым периодом
«беженского движения» стало время с апреля по декабрь 1915 г. Тысячи людей
уходили вместе с русскими войсками. Кроме того, практиковался процесс
принудительного выселения жителей прифронтовой полосы в глубь страны. Потоки
беженцев запрудили дороги, осложняя воинские перевозки. Эвакуация была
организована плохо, поток обездоленных устремился в тыл. Под жилье для них
приспосабливали товарные вагоны.

Татьянинский комитет, созданный в сентябре 1914 г., являлся центральным
органом по защите беженцев в России в период Первой мировой войны. «Комитет
учредил губернские отделения во главе с местными губернаторами на прифронтовой
территории, а затем по всей стране, превратившись в крупнейшую общественную
благотворительную организацию по оказанию помощи беженцам. Комитет и его
отделения выполняли важные координационные функции в центре и на местах, имея в
своем составе представителей всех заинтересованных сторон, занятых беженским
делом, и тратя больше половины средств на финансирование других беженских
организаций, включая национальные общества»[1].

Уже тогда беженцы стали нести с собой серьезные проблемы. Большой
поток беженцев стал угрозой в плане занесения заразных заболеваний и развития
эпидемий. Также к концу войны стала остро ощущаться и продовольственная
проблема. Беженцы стали получать предметы первой необходимости в самом
минимальном размере. Это все сказалось и на обеднении всего населения. Впервые
статус беженца как юридический термин стал использоваться после того, как 28
июля 1951 г. в Женеве была подписана Конвенция «О статусе беженцев».

В ст. 1 Конвенции ООН о статусе беженцев 1951 г. (далее —
Конвенция 1951 г.) государства сошлись на универсальном определении термина
«беженец». Базисным критерием выступил признак обоснованного опасения лица
стать жертвой преследования.

Так, Конвенция закрепила следующие понятие беженца: «это лицо,
которое имеет обоснованные опасения стать жертвой преследований по признаку
расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или
политическим убеждениям и находится вне страны своей национальной
принадлежности, не может пользоваться защитой этой страны или не желает
пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея
определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного
местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться
в нее вследствие таких опасений»[2].

Однако изначально Конвенция 1951 г. имела пространственные
ограничения, которые выражались в том, что согласно ст. 39 Конвенция будет
открыта для подписания и последующей ратификации от имени всех государств —
членов Организации Объединенных Наций. В 1967 г. был принят Протокол, цель
которого заключалась в снятия данных ограничений. Протокол расширил действие
документа, и его сфера действия стала охватывать и на лиц, ставших беженцами
при более поздних обстоятельствах, ст. 1. в п. 3, дополнилась фразой «без любых
географических ограничений»[3].

Помимо указанного акта положения о статусе беженцев содержится и в
других международных и региональных документах.

Одним из таких документов выступает Конвенцией Организации
африканского единства (с 2002 г. — Африканского союза) (далее — Конвенция ОАЕ).
Исходя из текста Конвенции ОАЕ понятие «Беженца» охватывает все лиц которые
из-за внешней агрессии, оккупации, иностранного доминирования или событий,
серьезно нарушающих общественный порядок на территории всей страны или ее
определенной части, был вынужден покинуть место своего жительства с целью
поиска убежища в другом месте за пределами страны своего происхождения или
национальности. В данном случае расширение оснований предоставления статуса
беженца, основывается на страшных реалиях материка, проявляющихся в
многочисленных межэтнических конфликтах осложненных к тому же иностранным
военным вмешательством.

Основным правовым инструментом, закрепляющим статус беженца в ЕС,
является Директива Совета ЕС 2004/83/ЕС 2004 г. «О минимальных стандартах для
квалификации и статуса граждан третьих стран или лиц без гражданства в качестве
беженцев или лиц, нуждающихся в иной форме международной защиты, и содержании
гарантированной защиты»[4]. Здесь укажем на то, что понятие «беженец», определенное
законодательством ЕС, соответствует определению, предложенному Конвенцией 1951
г.

Весомый вклад в разрешение проблем статуса беженцев внесло
создание в декабре 1949 г. Управления Верховного комиссара Организации
Объединенных Наций по делам беженцев (далее — УВКБ ООН). Современный устав УВКБ
ООН закрепляет положение о том, что «беженец» — это лицо покинувшее страну
гражданства или бывшее привычное место жительства, или лицо, находящееся за их
пределами и которое вне зависимости от утраты гражданства преследуется по
причине: нацистского или фашистского режимов; фалангистского режима в Испании,
а так же лица считавшиеся беженцами до начала Второй мировой войны. Кроме того
действие термина распространяется на детей, которые стали сиротами в результате
военных конфликтов[5].

Так же следует обратить внимание на такую проблему как, наличие
одновременно действующих документов универсального характера, содержащих
определение понятия «беженец». В свою очередь такой «триумвират» привел к
появлению различных категорий беженцев. Так называемые «Конвенционные» беженцы
могут рассчитывать на льготы и объем прав, которые предоставляют им государства
в соответствии с Конвенцией 1951 г. и Протоколом 1967 г. «Мандатные» же беженцы
могут получать помощь напрямую от УВКБ ООН в результате реализуемых ею программ
оказания помощи.

Так же, несмотря на то что некоторые страны почти без изменений
внесли в свое национальное законодательство определение понятия «беженец»
Конвенции 1951 г., отдельные государства не включили в законодательство
положения об обязательном пребывании лица за пределами страны своего происхождения
или закрепили дополнительные критерии или основания для предоставления статуса
беженца. Наша страна не является исключением.

Так, в настоящее время в Российской Федерации действует
Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 «О беженцах»[6].

Согласно нему, беженец — «это лицо, которое не является
гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений
стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства,
национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических
убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может
пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой
вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь
вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных
событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений».

Следует обратить внимание на спорное положение, закрепленное, в. 1
ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О беженцах», согласно которому лицо утрачивает
статус беженца после получения разрешения на постоянное проживание на
территории Российской Федерации. Такая позиция вступает в противоречие с
положением раздела С ст.1 Конвенции 1951 г , которая в исчерпывающем перечне не
предусматривает названное в российском законе обстоятельство утраты статуса
беженца.

На наш взгляд такие явные противоречия между источниками
внутригосударственного и международного права необходимо решать на практике в
пользу последних, применяя именно их нормы в силу ст.26 Венской Конвенции о
праве международных договоров.

Отдельно стоит упомянуть такой региональный нормативный акт, как
Соглашение стран СНГ от 24.09.1993г. «О помощи беженцам и вынужденным
переселенцам»[7]. Заставляет заострить на себе внимание факт того, что в
определении «беженец» в ст. 1 Соглашения содержится указание на преследование
по признаку языка.

Итак, учитывая вышесказанное, представляется вполне уместным
дополнить легальное определение понятия «беженец», закрепленного в ФЗ «О
Беженцах», путем внесения в него признаков преследования по языку и в
результате вооруженного или межнационального конфликта, закрепив его в
следующем виде: «Беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской
Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой
преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности,
языка, принадлежности к определенной социальной группе, политических убеждений
либо стать жертвой вооруженного или межнационального конфликта находится вне
страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой
страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или,
не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего
обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает
вернуться в нее вследствие таких опасений». [1] Мельник Е.Ю. Проблема беженцев: история и современность // В
сборнике: Право, общество, государство: проблемы теории и истории. сборник
научных трудов межвузовской конференции. под. ред. К. Е. Размахова. — 2019. — С.
80-82. [2] Женевская Конвенция о статусе беженцев ООН [Электронный ресурс]:
принята Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и
апатридов 28 июля 1951 г. // Организация Объединенных Наций. URL:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conven- tions/refugees.shtml. (дата обращения: 21.09.2020). [3] Курская Ю.Д. Понятие беженца в международном и российском праве //
В сборнике: Правовая система и современное государство: проблемы, тенденции и
перспективы развития. сборник статей VII Международной научно-практической
конференции. — Пенза, 2020. — С. 117-120. [4] Директива Совета Европейского союза 2004/83/ЕС от 29 апреля 2004
г. о минимальных стандартах для квалификации и статуса граждан третьих стран
или лиц без гражданства в качестве беженцев или лиц, нуждающихся в иной форме
международной защиты, и содержании предоставляемой защиты [Электронный ресурс]
// Журнал междунар. права и междунар. отношений. URL:
http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/22212/1 /2006_3_JILIR_directive2004_r.pdf.
(Дата доступа: 21.09.2020). [5] Глобальный доклад УВКБ ООН за 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://
un.by/novosti-
oon/v-mire/3636-opublikovan-ezhegodnyj-doklad-uvkb-oon-globalnye-tendentsii-za-2017-
god. ( Дата доступа: 22.09.2020). [6] Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1
(ред. от 26.07.2019)» О беженцах» // Российская газета. — 1997. — №126. [7] Соглашение стран СНГ от 24.09.1993 «О помощи беженцам и
вынужденным переселенцам» //Бюллетень международных договоров. — 1995. — № 5.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы