Курсовая теория на тему Ресурсы информационно-образовательной среды образовательной организации для организации дистанционного обучения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение……………………………………………..…….…………………….3
1. Теоретические основы ресурсов информационно-образовательной среды образовательной организации для организации дистанционного обучения…………………………………………………………………………4
1.1 Сущность понятия «дистанционное обучение»…………………………..4
1.2 Содержание понятия «ресурс информационно-образовательной среды образовательной организации»………………………………………………..6
2. Структура и модель ресурсов информационно-образовательной среды дистанционного обучения………………………………………………………11
2.1 Структура ресурсов информационно-образовательной среды дистанционного обучения………………………………………………………11
2.2 Модель организации дистанционного обучения посредством ресурсов информационно-образовательной среды образовательной организации.….
Заключение…………………………..….……………………….…….………..14
Список использованной литературы……………………………………..……16
Приложение 18
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях высокой динамики развития российской системы дистанционного обучения нельзя недооценивать роль ресурсов информационно-образовательной среды образовательной организации, которые предполагают качественно новые возможности реализации дистанционного обучения. Ресурсы информационно-образовательной среды дистанционного обучения позволяют вовлечь каждого обучающегося в активный образовательный процесс, направленный на самостоятельную деятельность и дают умение применять на практике полученные знания для достижения определенных целей. Ресурсы информационно-образовательной среды образовательной организации привнесли новые технические, дидактические возможности, такие как простота общения, доступ к большим объемам информации, визуализация процесса обучения. Но, несмотря на высокий уровень разработки проблемы внедрения дистанционного обучения образовательными организациями, есть необходимость более подробно проанализировать значимость и сущность ресурсов информационно-образовательной среды. Работы по проблеме внедрения дистанционного обучения в современную образовательную среду носят, в основном, теоретический характер и требуют более глубокого анализа активного использования ресурсов информационно-образовательной среды.
Объект исследования: процесс организации дистанционного обучения.
Предмет исследования: Ресурсы информационно-образовательной среды образовательной организации для организации дистанционного обучения
Цель: рассмотреть ресурсы информационно-образовательной среды образовательной организации для организации дистанционного обучения
Задачи исследования:
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях высокой динамики развития российской системы дистанционного обучения нельзя недооценивать роль ресурсов информационно-образовательной среды образовательной организации, которые предполагают качественно новые возможности реализации дистанционного обучения. Ресурсы информационно-образовательной среды дистанционного обучения позволяют вовлечь каждого обучающегося в активный образовательный процесс, направленный на самостоятельную деятельность и дают умение применять на практике полученные знания для достижения определенных целей. Ресурсы информационно-образовательной среды образовательной организации привнесли новые технические, дидактические возможности, такие как простота общения, доступ к большим объемам информации, визуализация процесса обучения. Но, несмотря на высокий уровень разработки проблемы внедрения дистанционного обучения образовательными организациями, есть необходимость более подробно проанализировать значимость и сущность ресурсов информационно-образовательной среды. Работы по проблеме внедрения дистанционного обучения в современную образовательную среду носят, в основном, теоретический характер и требуют более глубокого анализа активного использования ресурсов информационно-образовательной среды.
Объект исследования: процесс организации дистанционного обучения.
Предмет исследования: Ресурсы информационно-образовательной среды образовательной организации для организации дистанционного обучения
Цель: рассмотреть ресурсы информационно-образовательной среды образовательной организации для организации дистанционного обучения
Задачи исследования:
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Таким образом, дистанционное обучение является взаимодействием педагога и обучающегося между собой на расстоянии, которое отражает цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения присущие учебному процессу.
Информационно-образовательная среда образовательной организации это совокупность условий, в которых непосредственно протекает учебно-профессиональная деятельность студента, формируются его личностные качества. Основными компонентами являются: информационно-образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, система управления образовательным процессом.
Ресурсы информационно-образовательной среды это объекты, модели, стандарты, патенты, электронные ресурсы и различные технологии. Данный термин включает в себя не только технические ресурсы, но и человеческие ресурсы, интеллектуальный капитал.
Ресурсы информационно-образовательной среды включают данные, информацию, программное обеспечение. В зависимости от назначения и специфики ресурсов информационно-образовательной среды их структура может меняться. Базой ресурсов информационно-образовательной среды является образовательный контент. Основными принципами организации ресурсов информационно-образовательной среды являются: системность; ведущая роль обучающегося в организации и управлении образовательного процесса; актуальность содержания, форм и методов организации образовательного процесса; модульность; многофункциональность.
Структура ресурсов информационно-образовательной среды дистанционного обучения включает в себя блоки административных, контрольно-диагностических и учебно-информационных материалов. В качестве информационного наполнения выступают электронные учебники, учебные пособия, компьютерные программы, лабораторные практикумы и другие материалы для организации самостоятельной работы обучаемых.
К компонентам ресурсов информационно-образовательной среды дистанционного обучения относятся научно-образовательные порталы, системы дистанционного обучения, обеспечивающие экспорт образовательных процессов. Ресурсы информационно-образовательной среды дистанционного обучения включают в себя библиотеку вуза, кафедральные материалы. Наличие преподавателя в системе обучения является обязательным, его основная функция состоит не в передаче информации, а в управлении процессом обучения.
В предлагаемой мной модели ресурсов информационно-образовательной среды дистанционного обучения, ориентированной на расширение возможностей традиционных форм образования, выделены следующие категории участников: преподаватели абитуриенты, администраторы.
Предлагаемая модель ресурсов информационно-образовательной среды дистанционного обучения состоит в организации широкого использования технологий обучения по индивидуальным программам, расширении возможных форм тестирования, контроля знаний, проведения консультаций с использованием Интернет-конференций и форумов, расширение самостоятельной работы за счет реферативных и проектных видов деятельности, что создает условия для творческого развития обучаемых.
Представленная модель сочетает в себе черты моделей «Обучение на основе кейстехнологий» и «Сетевое обучение» и является расширением возможностей и способов организации занятий в традиционном обучении.
Достижение образовательных целей дистанционного обучения обеспечивается путем: формирования навыков исследовательской деятельности; моделирования работы научных лабораторий; формирования умений добывать и обрабатывать необходимую информацию их разных источников; организации совместных исследовательских работ обучаемых и преподавателей; оперативного обмена информацией, планами по совместным проектам.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы ресурсов информационно-образовательной среды образовательной организации для организации дистанционного обучения
1.1 Сущность понятия «дистанционное обучение»
Большое количество работ в современной общей и профессиональной педагогике посвящено изучению такой инновационной образовательной технологии как дистанционное обучение. В настоящее время актуальным является использование современных подходов к разработке и созданию ресурсов информационно-образовательной среды образовательной организации для организации дистанционного обучения. Информатизация общества приводит к появлению новых технологий организации образования.
Дистанционное обучение — новая и пока не всем привычная форма получения полноценного высшего образования. В Европе она распространена более 40 лет и пользуется очень большой популярностью, как среди выпускников школ, так и специалистов, желающих пополнить объем профессиональных знаний или получить другую специальность [8 c. 56].
Получение высшего образования дистанционно — особая форма обучения, имеющая ряд преимуществ перед очной, заочной или вечерней формой, а также экстернатом. Для дистанционного обучения характерны все компоненты образовательной деятельности: цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов. Можно предложить три вида технологий, используемых при дистанционном обучении.
Первая — на основе бумажных и аудионосителей (учебно-методические пособия, учебники), где педагогическим взаимодействием руководит непосредственно сам педагог, используя телефонную и сотовую связь или «живое» общение. Вторая — телевизионно-спутниковая. Данная технология только начинает свой путь на образовательном поле. Третья — интернет-обучение, или сетевая технология. При дистанционном обучении все вышеназванные подходы используют в разных пропорциях [11 c. 7].
Взаимодействие с педагогами посредством переписки в социальных интернет-сетях служит подтверждением того, что дистанционное обучение расширяет свои границы в образовательной среде в целом. Возникают некоторые нюансы, которые позволяют сохранять инклюзивность данного подхода. Например, таковым является гибкий график учебного процесса, позволяющий работать в «режиме реального времени», при прохождении контрольных точек или практических и лабораторных работ. Это есть главное и необходимое дополнение к обучению в форме экстерната. Получать образование можно посредством коммуникаций по месту жительства или работы. Возможности организации дискуссий, совместной работы группы обучающихся, периоды прохождения сессий неограничены и не зависят от расстояния, занятости участников педагогического процесса, длительности учебных периодов. Используя стиль интерактивного общения и оперативной связи, можно индивидуализировать процесс обучения в зависимости от успешности работы обучаемых.
Среди главных преимуществ дистанционного обучения как сами обучающиеся, так и специалисты-отмечают следующие [14 c. 92]:
— высокая технологичность, достигаемая благодаря внедрению в образовательный процесс новейших достижений телекоммуникационных и информационных технологий;
— гарантия социального равноправия, возможность получения качественного образования независимо от состояния здоровья, места проживания, материальной обеспеченности, социального положения и элитарности обучаемых.
— индивидуальный темп усвоения новых знаний — скорость выполнения учебного плана устанавливается учащимися в соответствии с их личными потребностями и жизненными обстоятельствами.
— мобильность, своевременная и эффективная обратная связь между преподавателями и студентами дистанционной формы обучения;
— повышение качества обучения за счет применения современных средств, электронных библиотек и современной техники;
— свобода выбора наиболее предпочтительного образовательного учреждения, возможность полного удовлетворения желаемых образовательных потребностей;
— снижение затрат на проведение занятий и стоимости обучения за счет отсутствия платы за аренду учебных помещений, стоимости проезда к месту учебы;
— широкая доступность, независимость от географического положения, возраста и предшествующего уровня образования обучающегося.
В результате появления дистанционной формы получения образования возникла необходимость в использовании информационно-коммуникационных технологий. В основе дистанционного обучения лежит использование ресурсов информационно-образовательной среды.
Анализируя все сказанное, можно сделать вывод, что дистанционное образование выступает как педагогическая система, которая относится к новой форме образования. Эта инновация способна удовлетворить образовательные потребности населения независимо от его пространственного и временного расположения. Данная форма включает в себя соответствующие средства, процесс, результат и, самое главное, образовательный стандарт. Все это реализуется посредством телекоммуникационных технологий взаимодействия преподавателя и студента, которое осуществляется в специфической образовательной среде.