Курсовая теория Юриспруденция Гражданское право

Курсовая теория на тему Реорганизация юридических лиц: понятие и основные способы.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.. 6
1.1 Понятие и виды реорганизации
юридических лиц. 6
1.2 Формы и процедура реорганизации
юридических лиц. 12
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ   16
2.1 Правопреемство как одна из форм
правового последствия. 16
2.2 Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица. 18
ГЛАВА 3. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ
РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ   23
3.1 Уплата налогов при реорганизации. 23
3.2. Судебная практика по делам о
реорганизации юридических лиц. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 43

  

Введение:

 

Актуальность данного исследования определяется тем, что в научной и
учебной литературе проблемы реорганизации затрагиваются лишь частично и
косвенно, их освещение преимущественно носит зачастую описательный характер.
Большинство ученых не признает за реорганизацией самостоятельного значения и
склонно рассматривать данный институт лишь как один из способов прекращения
юридических лиц.

Несовершенство и
противоречивость законодательства и отсутствие многих правовых норм, касающихся
процесса реорганизации, ведут к тому, что существуют реальные риски признания
любой реорганизации юридического лица незаконной, в особенности, это касается
преобразования. В связи с этим стоит рассмотреть ряд вопросов в данной работе.

Кроме того, свой
вклад в исследование отдельных особенностей реорганизации юридических лиц,
выработку теории и практики реорганизации в различных её формах внесли А.В.
Габов, И.А. Емелькина, Е.А. Суханов, Е. В. Кафтайлова, О.Ю. Ручкин, А.А.
Карлин, П.А. Марков и другие.[1]

Исходя из этого,
можно сказать, что данные проблемы имеют высокую степень разработанности в
науке. Но, несмотря на большое количество мнений и исследований, остаются
нерешенными некоторые вопросы при реорганизации юридических лиц в форме
преобразования, её сущности, понятии и этапов, как особой формы.

Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности
темы исследования.

Целью работы служит исследование реорганизации юридических лиц в форме
преобразования.

Для достижения
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— проанализировать
более детально понятие и сущность реорганизации юридического лица в форме
преобразования;

— изучить правовое регулирование реорганизации юридических лиц в форме
преобразования;

— исследовать порядок
и процесс реорганизации юридических лиц в форме преобразования;

— выделить основные
основные этапы преобразования, как реорганизации юридического лица;

— определить роль
правопреемства при преобразовании юридического лица;

— оценить важность
наличия передаточного акта в таком виде реорганизации юридических лиц, как
преобразование и наличие судебной практики;

В ходе процесса
исследования вышеназванных проблем использовались общенаучные и специальные
методы познания.

Из общих методов применялись методы анализа и
синтеза, индукции и дедукции, метод сравнения, структурного анализа, системный
и исторический методы. К специальным методам, использовавшимся в работе,
следует отнести формально-юридический метод, методы правового моделирования,
различные способы толкования права.

Применение
вышеперечисленных методов позволило наиболее последовательно, структурировано и
полно рассмотреть различные аспекты реорганизации юридических лиц в форме
преобразования в рамках поставленных целей и задач исследования.

Объектом исследования являются гражданские правоотношения, складывающиеся между
юридическими лицами, находящимися в процессе преобразования, урегулированные
нормами гражданского законодательства Российской Федерации.

Предметом исследования стали нормы гражданского законодательства, доктрины,
которые не только определяют понятие и сущность реорганизации юридических лиц в
форме преобразования, но и регулируют всю процедуру, этапы реорганизации
юридических лиц в форме преобразования, исследование общих доктрин содержащихся
в Гражданском кодексе Российской Федерации, федеральных законах «Об акционерных
обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О производственных
кооперативах», «О государственных муниципальных и унитарных предприятиях» и
иных федеральных законах, которые регулируют реорганизацию юридических лиц.

Теоретическая значимость исследования заключается в возможности
использования рекомендаций в области реорганизации юридических лиц и применения
в области современной отечественной юридической науки.

Практическая значимость работы состоит в том, что с ее помощью представляется
возможным уяснить в целом характеристику реорганизации юридических лиц,
методику применения отдельных видов реорганизации, в данном случае,
преобразования, а также особенности и отличительные черты преобразования от
других форм реорганизации юридических лиц. Результаты исследования позволили
составить собственное представление о некоторых особенностях преобразования, её
этапах, и правовой регламентации.

Данная работа состоит
из введения, двух глав, которые включает в себя восемь параграфов, заключение,
список использованных нормативно-правовых актов и специальной литературы. [1]
См. например: Габов А.В.Теория и практика реорганизации: (правовой аспект). М.,
2014; Е.А. Суханов О преобразовании юридического лица (комментарий к
определению судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 19.07. 2016 №
310-КГ 16-1802 // Вестник экономического правосудия РФ. 2016. № 10.;
Юридические лица в российском гражданском праве: Монография. Общие положения о
юридических лицах: В 3 т. Т. 1 / Отв. ред. А.В. Габов, О.В. Гутников, С.А.
Синицын. М., 2015; И.А. Емелькина Теоретические проблемы приобретения права
собственности при приобретении корпорации; Карлин А.А. Реорганизация акционерного
общества: М., 2004. С. 4.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Учитывая вышеизложенное можно сделать вывод,
что реорганизация юридического лица — это процедура (совокупность
юридических действий), опосредующая переход
в порядке правопреемства прав и обязанностей от одного или нескольких юридических лиц (правопредшественников) к другому или другим юридическим лицам
(правопреемникам), связанная с прекращением правопредшественников и (или) созданием правопреемников.

Реорганизация юридического лица должна быть проведена с соблюдением
требований, гражданского, налогового, антимонопольного законодательства.

Реорганизация может быть принудительной либо добровольной. Принудительная
реорганизации, в отличие от добровольной, может быть осуществлена только в
форме разделения либо выделения (такую реорганизацию иногда называют
«разукрупнением»). Реорганизация может быть произведена с сочетанием нескольких
форм реорганизации; с участием нескольких юридических лиц разных
организационно-правовых форм. В процессе реорганизации могут быть изменены
организационно-правовая форма юридического лица; вид юридического лица и
основные цели его деятельности.

В то же время обновленную правовую регламентацию реорганизации нельзя
признать лишенной недостатков. Проведенное исследование позволило
сформулировать следующие направления совершенствования законодательства в
рассматриваемой сфере.

Во-первых, острой проблемой необходимо признать
отсутствие легально утвержденной типовой формы передаточного акта. Допустимость составлять передаточный акт в произвольной форме с учетом требований к оформлению первичных
учетных документов (ст.9 Закона «О бухгалтерском учете») в части обязательных
реквизитов создает дополнительные возможности для злоупотреблений в
процессе реорганизации.

Кроме того, в целях обеспечения
унификации законодательства в
рассматриваемой сфере из статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимо исключить понятие
«разделительный баланс».

В-третьих, остро стоит вопрос о необходимости
легального закрепления перечня основания оспаривания решения о
реорганизации юридического лица. В отсутствии такого перечня приходится
обращаться к нормам специальных законов
о юридических лицах отдельных организационно- правовых форм, которые также содержат лишь основания для оспаривания решений органов
управления. Следствием сказанного, безусловно, будет являться неединообразие судебной практики. Оптимальным выходом из сложившейся ситуации может служить закрепление общих оснований
недействительности решения о реорганизации юридического лица в ГК РФ и специальных оснований — в законах об отдельных видах юридических
лиц.

В статье 60.1 также необходимо строго
определить, какие категории иных
лиц, не являющихся участниками реорганизуемой организации, имеют право
требовать признать решение о реорганизации недействительным; дополнительно указать, какие именно лица будут солидарно возмещать убытки участникам реорганизованной организации,
голосовавшим против принятия решения о реорганизации или не принимавшим участия
в голосовании.

Норму, содержащуюся в п. 1 статьи 60.2. ГК РФ, считаем необходимым
дополнить перечислением признаков, позволяющих установить, что данные
документов, представляемых для государственной регистрации, являются заведомо
недостоверными.

Согласно действующим правилам, при реорганизации в форме
преобразования необязательно уведомления о реорганизации контрагентов юридического лица, подлежащего преобразованию. Обоснованность
данного исключения из общего порядка вызывает большие сомнения и вероятно будет
оценена правоприменительной практикой
в ближайшее время. На наш взгляд, в
практической деятельности все-таки целесообразно поставить контрагентов преобразованного юридического
лица в известность о проведенной реорганизации. То есть уведомить не о начале
процедуры реорганизации, а уже о
свершившемся факте преобразования.

Таким образом, дальнейшее совершенствование института
реорганизации юридических лиц, на наш взгляд, должно быть обусловлено
признанием необходимости обеспечения максимальной «прозрачности» данной
процедуры и усиления гарантий прав кредиторов реорганизуемых юридических лиц.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ
РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 1.1
Понятие и виды реорганизации юридических лиц Любая организация на определенном этапе своего существования может
оказаться в столь затруднительном положении (в результате корпоративного
конфликта или тяжелого финансового положения[1]),
выйти из которого можно только путем ликвидации.

«Ликвидация юридического лица», далее —
<ликвидация>, как понятие, в законе определяется через последствия в виде
прекращения деятельности без перехода в порядке универсального правопреемства
прав и обязанностей к другим лицам[2].
Подразумевается, что по окончанию процедуры ликвидации, прекратятся все
имущественные отношения, в которых юридическое лицо ранее принимало участие.

Действующее законодательство не раскрывает, чем именно является ликвидация:
процедурой, юридическим фактом или процессом, что позволяет применять данное
понятие в любом из указанных значений. Фактически, ликвидация является одним из
возможных вариантов прекращения деятельности юридического лица, наряду с
реорганизаций и исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, главным
отличием которого является именно отсутствие универсального правопреемства,
т.к. в отдельных случаях возможно сингулярное (частичное) правопреемство,
например, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства
ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо [3].
При универсальном правопреемстве к правопреемнику от правопредшественника
переходят все права и обязанности в силу
закона или соглашения [4]. В связи с тем, что в результате ликвидации универсального
правопреемства не происходит, ликвидируемой
организации необходимо завершить все расчеты
с кредиторами по имеющимся обязательствам. Расчеты
с кредиторами осуществляются строго в соответствии с очередностью, установленной в п. 1 ст. 64 ГК РФ. Требования кредиторов каждой последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований
кредиторов предыдущей очереди. Очередность имеет принципиально важное
значение, особенно на стадии конкурсного производства, так как в большинстве
случаев имущества должника не

хватает для удовлетворения требований всех кредиторов.

В первую очередь производятся расчеты с гражданами, перед которыми
ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни
или здоровью, а в случае ликвидации кредитных учреждений в первую очередь так
же удовлетворяются требования граждан по вкладам (п. 3 ст. 189.92 Федеральный
закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», далее — <ФЗ-127 «О несостоятельности (банкротстве)»>).

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате
труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате
вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

В третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и
во внебюджетные фонды и требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным
залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

В четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторам в
соответствии с законом.

После удовлетворения требований первой, второй, третьей и четвертой очереди
производятся расчеты с кредиторами о возмещении убытков в виде упущенной
выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или
ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, а также
требования кредиторов, заявленные после истечения срока, установленного
ликвидационной комиссией.

Очередность удовлетворения требований при ликвидации организации в порядке
банкротства несколько различается с установленной в ст. 64 ГК РФ. В
соответствии со статьями 124-149 и 189.7-190 ФЗ-127 «О несостоятельности (банкротстве)», появляется дополнительна
категория требований — текущие платежи[5].
Данный вид требований удовлетворяется вне очереди, преимущественно перед
требованиями кредиторов, которые возникли до принятия заявления о признании
должника банкротом, за счет конкурсной массы. Ровно, как и обычные требования,
текущие платежи имеют свою очередность и удовлетворяются в календарном порядке,
согласно ст. 134 ФЗ-127 «О несостоятельности
(банкротстве)»:

— в первую очередь требования связанным с
судебными расходами по делу о банкротстве в том числе выплата вознаграждение
арбитражного управляющего;

— во вторую очередь удовлетворяются
требования об оплате труда лиц, работающих или работавших (после даты принятия
заявления о признании должника банкротом) по трудовому договору, требования о
выплате выходных пособий;

— в третью очередь удовлетворяются
требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для
обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в
том числе о взыскании задолженности по оплате
деятельности этих лиц, за исключением лиц, указанных в абзаце втором
пункта 2 ст. 134 ФЗ-127 «О несостоятельности (банкротстве)» ;

— в четвертую очередь удовлетворяются
требования по эксплуатационным платежам (коммунальным платежам, платежам по
договорам энергоснабжения и иным аналогичным
платежам);

— в пятую очередь удовлетворяются
требования по иным текущим платежам.

Очередность удовлетворения требований поле погашения текущих платежей,
согласно ФЗ-127 «О несостоятельности (банкротстве)», следующая:

— в первую очередь производятся расчеты
по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение
вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных
платежей, а также расчеты по иным установленным настоящим Федеральным законом требованиям;

— во вторую очередь производятся расчеты
по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших
по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов
интеллектуальной деятельности;

— в третью очередь производятся расчеты с
другими кредиторами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам;

— после расчетов с кредиторами третьей
очереди производятся расчеты с кредиторами по удовлетворению требований по
сделке, признанной недействительной на основании п. 2 ст. 61.2 и п. 3 ст. 61.3
ФЗ- 127 «О несостоятельности (банкротстве)»;

— требования кредиторов по обязательствам,
обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости
предмета залога в порядке, установленном ст. 138 ФЗ-127 «О несостоятельности
(банкротстве)», фактически данный вид требований является внеочередным.

Что касается правовых форм ликвидации, учитывая положения Гражданского
кодекса, нельзя не согласиться с классификацией, которую приводит А.В. Габов,
выделяя три формы: добровольную, принудительную и вследствие признания
юридического лица несостоятельным (банкротом[6]).

Ликвидации вследствие признания юридического лица несостоятельным
(банкротом) можно выделить в отдельное основание т.к. сочетает в себе элементы
как добровольно, так и принудительной ликвидации. Во-первых, ликвидации
вследствие признания юридического лица несостоятельным (банкротом) может быть
осуществлена только на основании решения арбитражного суда о признании должника
банкротом, но в тоже время процедура банкротства может быть инициирована по
заявлению самого должника.

Кроме вышеперечисленных оснований в юридической литературе и встречается
такое основание, как «вынужденная
ликвидация[7]» вследствие признание судом недействительной регистрации
юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона и
иных правовых актов. Вследствие возникновения определенного юридического факта,
органы управления юридического лица обязаны по закону [8]принять решения о
ликвидации, но если юридическое лицо в лице своих органов в течение
определенного срока (установленного или разумного) не принимает решение, то
истечение такого срока образуется состав правонарушения, который в свою очередь является основанием для
предъявления требования о принудительной ликвидации.

Отдельно необходимо отметить основание, закрепленное в п. 1 ст. 64.2 ГК РФ,
а именно прекращение недействующего юридического лица — юридическое лицо считается прекратившим свою деятельность и подлежит
исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной
регистрации юридических лиц, если оно в течение двенадцати месяцев, предшествующих
его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности,
предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не
осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету. Некоторые авторы отмечают, что хоть в п.
2 ст. 64 ГК РФ есть указание на то, что процедура исключение недействующего
юридического лица влечет правовые последствия, предусмотренные для ликвидации
юридических лиц, в то же время, согласно Постановлению пленума ВАС РФ от 20 декабря
2006 г. № 67

«О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о
банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических
лиц» исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является специальным
основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией.[9] [1]
п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 //
"Бюллетень Верховного Суда РФ"N 8. август, 2015 [2]
«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994.  № 32.  ст.
3301. [Электронный ресурс]: режим доступа свободный: http://pravo.gov.ru/ [3]
«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994.  № 32.  ст.
3301. [Электронный ресурс]: режим доступа свободный: http://pravo.gov.ru/ [4]
Юридический энциклопедический словарь 2-е изд. // под ред. А.Я. Сухарева., М.,
1987 [5]
Согласно ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности
(банкротстве)» под текущими платежами понимаются денежные обязательства,
требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих
или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после
даты принятия заявления о признании должника банкротом. [6]
А.В. Габов Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском
праве, современные проблемы и перспективы // «Статут», 2011, [Электронный
ресурс] / СПС «КонсультанПлюс» [7]
Телюкина М.В. Реорганизация как способ прекращения деятельности юридических лиц
// Законодательство. 2000. N 1.; Габов А.В. Ликвидация юридических лиц. История
развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы //
Статут. 2011. [8]
Если стоимость чистых активов общества останется меньше его уставного капитала
по окончании отчетного года, следующего за вторым отчетным годом или каждым
последующим отчетным годом, по окончании которых стоимость чистых активов
общества оказалась меньше его уставного капитала, в том числе в случае,
предусмотренном пунктом 7 настоящей статьи, общество не позднее чем через шесть
месяцев после окончания соответствующего отчетного года обязано принять одно из
следующих решений:

1) об уменьшении уставного капитала
общества до величины, не превышающей стоимости его чистых активов;

2) о ликвидации общества. // Федеральный
закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об акционерных обществах» //
«СЗ РФ», 01.01.1996.  N 1.  ст. 1. [Электронный ресурс]: режим доступа
свободный: [9]
А.А. Аюрова, Е.В. Оболонкова. Право и экономическая деятельность: современные
вызовы: монография // Е.Г. Азарова, А.А. Аюрова, М.К. Белобабченко и др.; отв.
ред. А.В. Габов. М.: ИЗиСП, Статут, 2015.

Т.П.
Шишмарева. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и практика его
применения:

учебное
пособие для экзамена по Единой программе подготовки арбитражных управляющих. //
М.: Статут, 2015.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы