Курсовая теория Юриспруденция Гражданское право

Курсовая теория на тему Реорганизация и ликвидация юридических лиц

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава I. Понятие и формы реорганизации юридических лиц 6
§1 Понятие и виды реорганизации юридических лиц 6
§2 Формы и процедура реорганизации юридических лиц 10
§3 Судебная практика по делам о реорганизации юридических лиц 18
Глава II. Правовые последствия реорганизации юридических лиц 32
§1 Правопреемство как одна из форм правового последствия 32
§2 Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица 32
§3 Уплата налогов при реорганизации 36
Заключение 40
Список нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 43

 

 

 

 

  

Введение:

 

Актуальность данного исследования определяется тем, что в научной и учебной литературе проблемы реорганизации затрагиваются лишь частично и косвенно, их освещение преимущественно носит зачастую описательный характер. Большинство ученых не признает за реорганизацией самостоятельного значения и склонно рассматривать данный институт лишь как один из способов прекращения юридических лиц.
Несовершенство и противоречивость законодательства и отсутствие многих правовых норм, касающихся процесса реорганизации, ведут к тому, что существуют реальные риски признания любой реорганизации юридического лица незаконной, в особенности, это касается преобразования. В связи с этим стоит рассмотреть ряд вопросов в данной работе.
Кроме того, свой вклад в исследование отдельных особенностей реорганизации юридических лиц, выработку теории и практики реорганизации в различных её формах внесли А.В. Габов, И.А. Емелькина, Е.А. Суханов, Е. В. Кафтайлова, О.Ю. Ручкин, А.А. Карлин, П.А. Марков и другие.
Исходя из этого, можно сказать, что данные проблемы имеют высокую степень разработанности в науке. Но, несмотря на большое количество мнений и исследований, остаются нерешенными некоторые вопросы при реорганизации юридических лиц в форме преобразования, её сущности, понятии и этапов, как особой формы.
Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности темы исследования.
Целью работы служит исследование реорганизации юридических лиц в форме преобразования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— проанализировать более детально понятие и сущность реорганизации юридического лица в форме преобразования;
— изучить правовое регулирование реорганизации юридических лиц в форме преобразования;
— исследовать порядок и процесс реорганизации юридических лиц в форме преобразования;
— выделить основные основные этапы преобразования, как реорганизации юридического лица;
— определить роль правопреемства при преобразовании юридического лица;
— оценить важность наличия передаточного акта в таком виде реорганизации юридических лиц, как преобразование и наличие судебной практики;
В курсовом исследовании использовался комплекс частно-научных и общенаучных методов: метод анализа и синтеза, метод научного познания, сравнительно-правовой метод.
Применение вышеперечисленных методов позволило наиболее последовательно, структурировано и полно рассмотреть различные аспекты реорганизации юридических лиц в форме преобразования в рамках поставленных целей и задач исследования.
Объектом исследования являются гражданские правоотношения, складывающиеся между юридическими лицами, находящимися в процессе преобразования, урегулированные нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
Предметом исследования стали нормы гражданского законодательства, доктрины, которые не только определяют понятие и сущность реорганизации юридических лиц в форме преобразования, но и регулируют всю процедуру, этапы реорганизации юридических лиц в форме преобразования, исследование общих доктрин содержащихся в Гражданском кодексе Российской Федерации, федеральных законах «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О производственных кооперативах», «О государственных муниципальных и унитарных предприятиях» и иных федеральных законах, которые регулируют реорганизацию юридических лиц.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования рекомендаций в области реорганизации юридических лиц и применения в области современной отечественной юридической науки.
Практическая значимость работы состоит в том, что с ее помощью представляется возможным уяснить в целом характеристику реорганизации юридических лиц, методику применения отдельных видов реорганизации, в данном случае, преобразования, а также особенности и отличительные черты преобразования от других форм реорганизации юридических лиц. Результаты исследования позволили составить собственное представление о некоторых особенностях преобразования, её этапах, и правовой регламентации.
Данная работа состоит из введения, двух глав, которые включает в себя восемь параграфов, заключение, список использованных нормативно-правовых актов и специальной литературы.

 

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Учитывая вышеизложенное можно сделать вывод, что реорганизация юридического лица — это процедура (совокупность юридических действий), опосредующая переход в порядке правопреемства прав и обязанностей от одного или нескольких юридических лиц (правопредшественников) к другому или другим юридическим лицам (правопреемникам), связанная с прекращением правопредшественников и (или) созданием правопреемников.
Реорганизация юридического лица должна быть проведена с соблюдением требований, гражданского, налогового, антимонопольного законодательства.
Реорганизация может быть принудительной либо добровольной. Принудительная реорганизации, в отличие от добровольной, может быть осуществлена только в форме разделения либо выделения (такую реорганизацию иногда называют «разукрупнением»). Реорганизация может быть произведена с сочетанием нескольких форм реорганизации; с участием нескольких юридических лиц разных организационно-правовых форм. В процессе реорганизации могут быть изменены организационно-правовая форма юридического лица; вид юридического лица и основные цели его деятельности.
В то же время обновленную правовую регламентацию реорганизации нельзя признать лишенной недостатков. Проведенное исследование позволило сформулировать следующие направления совершенствования законодательства в рассматриваемой сфере.
Во-первых, острой проблемой необходимо признать отсутствие легально утвержденной типовой формы передаточного акта. Допустимость составлять передаточный акт в произвольной форме с учетом требований к оформлению первичных учетных документов (ст.9 Закона «О бухгалтерском учете») в части обязательных реквизитов создает дополнительные возможности для злоупотреблений в процессе реорганизации.
Кроме того, в целях обеспечения унификации законодательства в рассматриваемой сфере из статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимо исключить понятие «разделительный баланс».
В-третьих, остро стоит вопрос о необходимости легального закрепления перечня основания оспаривания решения о реорганизации юридического лица. В отсутствии такого перечня приходится обращаться к нормам специальных законов о юридических лицах отдельных организационно- правовых форм, которые также содержат лишь основания для оспаривания решений органов управления. Следствием сказанного, безусловно, будет являться неединообразие судебной практики. Оптимальным выходом из сложившейся ситуации может служить закрепление общих оснований недействительности решения о реорганизации юридического лица в ГК РФ и специальных оснований — в законах об отдельных видах юридических лиц.
В статье 60.1 также необходимо строго определить, какие категории иных лиц, не являющихся участниками реорганизуемой организации, имеют право требовать признать решение о реорганизации недействительным; дополнительно указать, какие именно лица будут солидарно возмещать убытки участникам реорганизованной организации, голосовавшим против принятия решения о реорганизации или не принимавшим участия в голосовании.
Норму, содержащуюся в п. 1 статьи 60.2. ГК РФ, считаем необходимым дополнить перечислением признаков, позволяющих установить, что данные документов, представляемых для государственной регистрации, являются заведомо недостоверными.
Согласно действующим правилам, при реорганизации в форме преобразования необязательно уведомления о реорганизации контрагентов юридического лица, подлежащего преобразованию. Обоснованность данного исключения из общего порядка вызывает большие сомнения и вероятно будет оценена правоприменительной практикой в ближайшее время. На наш взгляд, в практической деятельности все-таки целесообразно поставить контрагентов преобразованного юридического лица в известность о проведенной реорганизации. То есть уведомить не о начале процедуры реорганизации, а уже о свершившемся факте преобразования.
Таким образом, дальнейшее совершенствование института реорганизации юридических лиц, на наш взгляд, должно быть обусловлено признанием необходимости обеспечения максимальной «прозрачности» данной процедуры и усиления гарантий прав кредиторов реорганизуемых юридических лиц.

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Понятие и формы реорганизации юридических лиц
§1 Понятие и виды реорганизации юридических лиц

Признаками юридического лица называются такие присущие ему качества, которые по отдельности необходимы, а в совокупности достаточны, для того что бы признать данную организацию субъектом гражданско-правовых отношений .
Правоведы традиционно выделяют четыре таких качества. Их наличие и совокупность считается достаточной, для признания организации субъектом общественных отношений, а, следовательно – юридическим лицом .
1. организованное единство организации. Данный признак раскрывается в том, что организация, как единое целое, должна иметь четкую структуру, состоящих из подразделений, которые выполнением возложенных на них функций способствуют достижения общей цели организации. Организованное единство юридического лица закреплено в уставе организации, либо каком-либо другом учредительном документе .
В уставе закрепляются: наименование юридического лица, ее юридический адрес, предмет и цели, органы управления и их компетенция, порядок приобретения и расходования имущества, обстоятельства, при которых организация прекращает свое действие, а так же последовательность и порядок проведение реорганизации и ликвидации. По желанию учредителей в устав могут вноситься и дополнительные характеристики и условия. Без устава, признание предприятия юридическим лицом невозможно. Тем не менее, как говорилось выше, вместо устава могут выступать иные учредительные документы, определяющие характер организации. К ним относятся: учредительный договор, положение об организации, утвержденное учредителем.
Важность устава или замещающего его учредительного документа достаточно высока для всех людей, участвующих как-либо в жизни организации (работники, руководители, учредители и др.), так как им необходимо знать, что собой представляет данное юридическое лицо, какие функции оно выполняет, а так же кто им управляет. Для будущих контрагентов данная информация так же является необходимой .
2. Наличие обособленного имущества. Материальной основой любого юридического лица является обособление имущества, для достижения поставленной цели. Объединение какого-либо имущества и его обособление за юридическим лицом, ограничивая его от имущества участников организации, является имущественной обособленностью юридического лица.
Имущество может принадлежать юридическому лицу либо на праве собственности, либо на любом ином ограниченном вещном праве. К ним относятся: право хозяйственного ведения, право оперативного управления. Толкование данных понятий давалось в предыдущей главе. Наличие обособленного имущества, закрепленного за юридическим лицом, гарантирует его самостоятельность и платежеспособность перед его кредиторами.
3. самостоятельная имущественная ответственность . В соответствии с этим признаком, учредители не отвечают своим имуществам по долгам юридического лица, так же как и юридическое лицо не отвечает по долгам его учредителей, если иное не предусмотрено законом. Расшифровка иных обстоятельств так же дается в Гражданском кодексе:

 

 

 

 

 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПОРЯДОК РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 5
1.1. Понятие реорганизации юридических лиц 5
1.2. Порядок реорганизации юридических лиц по законодательству Российской Федерации 8
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ 15
1.1. Ликвидации юридических лиц: понятия и основания 15
2.2. Порядок ликвидации юридического лица 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Юридические лица являются основными и наиболее активными участниками хозяйственной деятельности, которую осуществляют в целях создания новых материальных и нематериальных ценностей. 
В условиях стремительных преобразований общественных отношений в России, а также ее интеграции в мировое сообщество, гражданское законодательство должно отвечать потребностям российского общества в таком правовом регулировании создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц в России, которое бы соответствовало уровню развития российской экономики и инвестиционным интересам России.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в области реорганизации и ликвидации юридических лиц в Российской Федерации.
Предметом исследования является совокупность правовых норм Российской Федерации, регулирующих общественные отношения в области реорганизации и ликвидации юридических лиц в Российской Федерации.
Целью исследовательской работы является изучение правового регулирования реорганизации и ликвидации юридических лиц в Российской Федерации.
Указанная цель предопределила задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие реорганизации юридических лиц.
2. Рассмотреть порядок реорганизации юридических лиц по законодательству Российской Федерации.
3. Определить сущность ликвидации юридических лиц.
4. Выявить особенности ликвидации юридических лиц в Российской Федерации.
Нормативно-правовую основу составили Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы и другие законодательные акты Российской Федерации.
Теоретическую основу исследования составили работы таких авторов, как Т.В. Борисенькова, Л.Н. Буркова, О.Г. Зенина, Ж.А. Морозова, О.В. Макаренко, Т К.О. Панова, Т.М. Рассолова, Б.А. Романов, С.С. Шишкин, и др.
Методы исследования составили общенаучные методы познания: методы диалектической и формальной логики, метод анализа и синтеза, а также частно-научные методы: формально- юридический, сравнительно-правовой и историко-правовой.
Структура курсовой работы включает введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и список использованных источников. 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
1. Реорганизацию применительно к сфере гражданско-правовых отношений можно определить следующим образом: «Реорганизация юридических лиц — это изменение статуса и смена» участников имущественных и иных гражданско-правовых отношений, вызванная прекращением юридических лиц или изменением их организационно-правовой формы, вследствие чего наступает универсальное правопреемство вновь возникших юридических лиц».
2. Реорганизация юридических лиц регулируется ст. 57 Гражданского кодекса РФ и может быть осуществлена пятью способами: слиянием, присоединением, разделением, выделением, преобразованием. Необходимо понимать, что создаваемые при реорганизации новые юридические лица являются в разной степени правопреемниками юридических лиц, прекративших свое существование. Именно правопреемством ликвидация принципиально отличается от прекращения деятельности юридического лица в связи с реорганизацией.
3. У любого юридического лица постоянно существует риск столкнуться с такой проблемой как отсутствие платежеспособности (либо собственной, либо у должников). По этой причине юридическому лицу может угрожать банкротство либо в качестве несостоятельного должника, либо в качестве кредитора несостоятельного должника. После процедуры банкротства предприятия.
4. Ликвидация юридического лица — это процедура прекращения им своего существования без перехода прав и обязательств на другое лицо. Порядок ликвидации юридического лица четко регулируется действующим законодательством. Федеральные законы устанавливают и основания, на которых организация может быть ликвидирован.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации содержит лишь примерный перечень оснований для ликвидации юридического лица. К таковым можно, в частности, отнести: нарушение закона при создании юридического лица в случае, если такие нарушения носят неустранимый характер; осуществление деятельности без соответствующей лицензии; грубые или неоднократные нарушения действующего российского законодательства; нарушение некоммерческой организацией цели её создания.
Данный перечень не является исчерпывающим. Отдельные законодательные акты содержат иные основания для принудительной ликвидации юридического лица. В частности, к таковым можно отнести нарушение юридическим лицом законодательства об обороте наркотиков и психотропных веществ, о стоимости чистых активов и др.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПОРЯДОК РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
1.1. Понятие реорганизации юридических лиц

Рыночная экономика характеризуется постоянной динамикой гражданских правоотношений. Одним из способов преобразования гражданских правоотношений является изменение субъектного состава, которое может выражаться в реорганизации юридического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью.
Реорганизации хозяйственных обществ традиционно является предметом правового регулирования и научного осмысления в цивилистике. Становление правового регулирования данной группы правоотношений в отечественном законодательстве можно условно подразделить на три этапа.
На первом этапе законодатель не содержит нормы права, устанавливающие возможность преобразования юридического лица. Регламентация порядка преобразования юридических лиц отсутствует.
В частности, дореволюционное законодательство России не регулировало вопросы порядка реорганизации обществ. Кроме того отсутствовала единая система норм, регулирующих положения о юридических лицах в целом. Такие лица учреждаются и прекращаются во многом по воле частных лиц, выраженной в юридической сделки. Соответственно и вопросы реорганизации решались исключительно в частном порядке .
В период становления законодательства Советского государства в нормативных актах не предусматривался процесс реорганизации юридических лиц. Например, в ст. 289 Гражданского Кодекса РСФСР 1922 года не была закреплена реорганизация, как основание для прекращения деятельности организаций. Вместе с тем, в ст. 364 ГК РФ было предусмотрено слияния акционерных обществ .
На втором этапе в силу экономических причин законодатель закрепляет возможность реорганизации юридического лица, однако отсутствует регламентация такового порядка. Развитие экономических отношений, вовлечение в гражданский оборот значительного количества государственных корпораций послужило основой для развития правового регулирования статуса юридических лиц и вопросов реорганизации юридических лиц. Так, Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 года упоминает возможность реорганизации юридического лица. Однако, в кодексе реорганизация рассматривалась в узком смысле, а именно как способ ликвидации. В связи с этим процедура реорганизации регламентировалась аналогично процедуре ликвидации и ограничивалась тремя статьями.
Третий этап характеризуется наличием в цивилистике норм права, выработанных на основании правоприминитильной практики и зарубежного опыта, устанавливающих формы реорганизации, условия и порядок их реализации. Таковым является действующее гражданское законодательство. В частности в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-Ф3 (далее по тексту – ГК РФ) устанавливаются формы реорганизации, её правовые последствия, гарантии кредиторов при реорганизации. Порядок и специфика реорганизации определяется для каждого юридического лица отдельно.
В юридической литературе существуют несколько определений реорганизации, отличающихся друг от друга содержанием и сущностью.
Например, О.В. Макаренко выводит определение реорганизации через экономические отношения, лежащие в основе правового статуса юридических лиц. Ученый указывает в первую очередь на то, что реорганизация является одной из правовых форм, в которой выражается процесс централизации производства и капитала в экономике буржуазных стран .
Зенина О.Г. рассматривает реорганизация в качестве сделки, которая требуется заключения соответствующего договора . Белых В.С. отмечает, предметом подобных сделок, является имущественный комплекс юридического лица . Соответственно такие сделки можно отнести к группе договоров, предметом которых являются имущественные комплексы, например аренда или купля-продажа. Напротив, иные авторы полагают, что при реорганизации имеет место сложный юридический состав, в котором только часть юридических фактов являются сделками.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы