Курсовая теория на тему Религия на Руси в период домонгольского завоевания
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1.
ЯЗЫЧЕСТВО В ДРЕВНЕЙ РУСИ
1.2. Верования и культы Древнего
язычества
ГЛАВА 2.
ПРИНЯТИЕ И РАЗВИТИЕ ХРИСТИАНСТВА
2.1. Введение христианской религии на
Руси
2.2. История развития христианства на
Руси до монгольских завоеваний
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
Актуальность.
В период домонгольских завоеваний территория Руси активно процветала,
существовала очень сильная культура, построенная на религиозном мировоззрении,
которое активно устанавливалось еще со времен язычества. Нельзя не сказать, что
в развитие христианства на Руси языческое верование привнесло также свои
ответвления, в частности, были переняты различные традиции и адаптированы под
христианскую религию. Таковым был путь Крещения Руси.
Важно, что и в период
язычества в Древней Руси общество активно развивалось. Однако, многобожие,
свойственное язычеству, было немного сложно принять. На протяжении времени
преемственность язычества в христианской традиции стала существенно снижаться,
общество до монгольского завоевания находилось на достаточно высоком уровне
развития. Однако, монгольское нашествие спровоцировало приостановление
религиозной и прочей деятельности, в то время как все ресурсы были
мобилизованы.
Соответственно, проблема исследования заключается в
том, как происходило развитие религии на территории Руси до монгольского
завоевания. Место данной проблемы очень велико в истории религии Руси.
Объект
исследования: религия в домонгольский период.
Предмет
исследования: языческая религия и христианство.
Цель исследования:
выявить характерологические особенности религии в период домонгольского
нашествия.
Исходя из поставленной
цели следует поставить и задачи исследования:
— изучить природные циклы
славян;
— рассмотреть верования и
культы Древнего язычества;
— проанализировать
введение христианской религии на Руси;
— представить историю
развития христианства на Руси.
Степень
разработанности проблемы. Поставленная нами проблема
анализируется исследователями достаточно активно, в частности, Л.Н. Виноградова
исследовала мифологию и фольклор древних славян,[1] А.Ю. Давыдов рассматривал аспекты влияния
христианства на духовную культуру Руси,[2] ЭМ. Загорульский
рассматривал вопросы этноса славян,[3] А.Г. Заседателева
рассматривала языческую культуру как духовную культуру,[4] М.О. Захарченко исследовал
языческих и христианские компиляции.[5]
Методы
исследования:
— теоретические (синтез,
анализ).
Структура
работы. Исследование состоит из введения, основной части,
заключения и списка использованной литературы.
[1] Виноградова Л.Н.
Мифология календарного времени в фольклоре и верованиях славян // Славянский
альманах. – 1997. – № 1996. – С. 143-155.
[2] Давыдов А.Ю.
Влияние христианства на духовную культуру Руси в XIII веке // Молодой ученый. –
2013. – № 10 (57). – С. 432-437.
[3] Загорульский Э.М.
Славяне: происхождение и расселение на территории Беларуси. – Минск : БГУ,
2012. – 367 с.
[4] Заседателева А.Г.
Язычество как феномен духовной культуры. Автореф.дисс.канд.культуролог. – М.:
2003. – 12 с.
[5] Захарченко М.О.
Языческие и христианские аллюзии в праздновании русского Рождества на примере
рождественских предметов // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на
Дальнем Востоке. – 2008. – №1. – С. 79-87.
Заключение:
В ходе решения первой задачи
было выяснено, что заклинание дождя, моления, празднования первых всходов,
появления первых листьев, праздники сбора урожая – именно эти события в
языческой традиции включали в себя широкий мифо-ритуальный комплекс на
протяжении многих столетий. Жертвенность – еще один аспект славянского
язычества. Мать-Земля принимала в жертву дары природы, но и отдавала, по
повериям, очень много светлого и полезного для людей.
В ходе решения второй
задачи было выяснено, что языческая религия – это культ природы и многобожие.
Славяне-язычники почитали природу особенным образом, жили в соответствии с
биологическим временем человека. Ритуальный пантеон языческой традиции включает
в себя различных Богов, каждый из которых отвечает за «свое» развитие в
природе.
В ходе решения третьей
задачи было выяснено, что огромное значение в становлении христианства на Руси
в домонгольский период оказал князь Владимир. Языческая Русь превратилась в
Православную Святую Русь, строились храмы, активно формировалась культурная
жизнь. Религия стала единобожной.
В ходе решения четвертой
задачи мы выяснили, что основополагающей особенностью христианства для духовной
культуры Руси следует считать то, что оно непосредственно способствовало
развитию культурной стороне общества.
Таким образом, задачи
данного исследования решены.
Цель исследования
достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ЯЗЫЧЕСТВО В
ДРЕВНЕЙ РУСИ
1.1.
Природные циклы славян
Древние славяне очень
бережно относились к времени, по этой причине жили в согласии с природными
циклами. У каждого сезона в году имелся уникальный функциональный набор, к
примеру, осенью следовало почитать землю, как мать, вспоминать предков. В
целом, осень являлась временем активной фазы потусторонней силы. Чем глубже
осень – тем сильнее потусторонние силы действуют на человека, тем больше он в
опасности. Это одна из причин обращения к предкам – защитникам рода. В этот
период поклонение происходило такому божеству как Колита, который являлся
помощником Бога Солнца в борьбе с потусторонностью. Это был обрядовый праздник
общины и каждой семьи.
В конце ноября древние
славяне поклонялись Доле. Существовало поверие, в соответствии с которым
отмечалось, что молодая Богиня ткет нить жизни каждого человека, тем самым
складывая путь его жизни. Девушки собирались вместе, варили кашу и гадали на
свою Долю. Все люди в этот день молились за свою судьбу и просили Богиню приоткрыть
им завесу будущего, что следует из труда Л.Н. Виноградовой[1]
Зимний цикл праздников изучал
М.О. Захарченко. Цикл посвящался смерти и рождению. Старый год перерождался в
год новый. Основными праздниками считались Святки и Коляда. Интересно, что перед
приходом Коляды в каждом доме ставили в воду украшенную иву или вишню. Деревья
в славянской традиции – это символ рода, в то время как этот канунный день
назывался Сочельником во имя объединения всего рода.
Коляда в Древней Руси
являлся одним из самых важных праздников рождественского круга. Чрезвычайно
важно, чтобы в этот период каждый человек был чист духовно. Потом наступали Святки,
длившиеся двенадцать дней. Это священные дни, символизирующие двенадцать
месяцев нового года. Люди следили за своими духовными помыслами, поскольку
невероятно важной являлась чистота мыслей – это предрекало устройство всего
последующего года.[2]
Весна также славилась
чередой праздничных гуляний. Главными из них были дни Масленицы, когда
зазывалось солнце и весна. Обрядовых действий в этот период проходило очень
много: выпекание блинов, катание на лошадях, священные кулачные бои, помогающие
Яриле победить Велеса и побыстрее вступить в свои права. Все традиции масленицы
были направлены на пробуждение природы ото сна.
Весну естественным
образом славяне ассоциировали с возрождением жизни. Особенно почитаемыми
являлись Боги, оплодотворяющие природу. Основной день весны – Великдень. Это праздник,
когда Ярило благословлял землю на новый урожай. По поверию, открывались врата,
через которые в мир живых просачивался праведный огонь.
Активно расписывались
яйца, которыми было принято угощать знакомых. Яйца – это, в славянском
(языческом) веровании, вселенная. Было принято утром нисходить к храму,
разводить костер и поддерживать его до восхода. В дом после старались принести
огонь Ярила – свечу с жертвенным огнем. Это означало наполнение дома духовным и
телесным благом через обновление семейного огня.[3]
[1]Виноградова Л.Н.
Мифология календарного времени в фольклоре и верованиях славян // Славянский
альманах. – 1997. – № 1996. – С. 143-155.
[2] Захарченко М.О.
Языческие и христианские аллюзии в праздновании русского Рождества на примере
рождественских предметов // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на
Дальнем Востоке. – 2008. – №1. – С. 79-87.
[3] Славянские
праздники марта – «Весну зазывать, зиму провожать» [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://www.chronoton.ru/mir/prazdniki-marta
(дата обращения 26.04.2020).