Курсовая теория Гуманитарные науки Международные отношения

Курсовая теория на тему Религия и политический конфликт в современном мире. Ближний Восток.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы религиозной сферы и новых
форм религиозности. 7

§ 1.1 Религиозное разнообразие и его различные аспекты на
Ближнем Востоке  7

§ 1.2 Кризис в государственно-религиозных отношениях. 10

Глава 2. Анализ религии и политического конфликта на
Ближнем Востоке  17

§ 2.1 Религия и конфликт на Ближнем Востоке. 17

§ 2.2 Религия как геополитика. 21

§ 2.3 Настоящий и будущий хаос. 25

Заключение. 29

Список использованных источников и литературы.. 32

Литература. 32

  

Введение:

 

Постановка проблемы. Три основные религии мира — иудаизм,
христианство и ислам — возникли на Ближнем Востоке, и этот факт отражает
значительную роль, которую этот регион сыграл в историческом развитии
человеческой цивилизации. Однако религиозное разнообразие Ближнего Востока выходит
за рамки этих трех религий и берет свое начало в глубокой истории.

Актуальность работы. Религиозное разнообразие, которое когда-то
обогатило Ближний Восток на разных уровнях и представляло собой социальную
мозаику, а также историческое сосуществование различных общин региона, было
поставлено под угрозу и поставлено под угрозу с появлением некоторых
радикальных групп, злодеяния которых достигли каждого отдельного социального
компонента с различными религиозными доктринальные или идеологические принципы.

На фоне этих событий можно задаться вопросом, относится ли управление
религиозным разнообразием в таком сложном регионе к достижимому или это просто
недостижимое стремление, независимо от используемых стратегий. Эта работы
исследует эту возможность в обзоре литературы о соответствующих случаях
управления религиозным разнообразием в других частях мира с целью
спроектировать те же методы на примере Ближнего Востока.

Хронологические рамки — 90-е годы XX века — 2004 г. 1990-е годы — исторический период, в который
происходят кардинальные изменения в мировой политике, связанные с окончанием
«холодной войны», биполярного противостояния, распадом СССР и мировой системы
социализма. В 90-е годы получают свое развитие и многие религиозно-политические
процессы, которые определяют ныне ситуацию на Ближнем Востоке.

Целью работы является исследования взаимосвязи религии и
политического конфликта в современном мире, на примере Ближнего Востока.

Задачи работы:

1. Рассмотреть религиозное разнообразие и его различные аспекты на Ближнем
Востоке

2. Исследовать кризис в государственно-религиозных отношениях

3. Проанализировать взаимосвязь религии и конфликта на Ближнем Востоке

4. Исследовать религию как геополитику

5. Рассмотреть настоящее положение религий на Ближнем Востоке

Объект работы — религиозно-политический конфликт на Ближнем
Востоке.

Предмет работы — особенности, причины и последствия
религиозно-политических конфликтов на Ближнем Востоке.

Методологическая основа — сравнительно-исторический,
проблемно-хронологический, ретроспективный и прогностический методы
исследования. При изучении внешней политики Ближнего Востока также используются
методы системного и комплексного анализа.

Методологическую основу исследования также составили теоретические
положения и научные критерии, разработанные и апробированные в отечественном и
зарубежном обществоведении по международным вопросам и политике государств,
находящихся в различных регионах и на разных стадиях социально-общественного
развития. Определяя свои методологические позиции, автор стремился учесть и
критически использовать достижения и результаты многообразных школ и
направлений различных отраслей науки: в религиоведении, политологии, истории,
этнологии и международных отношениях.

Анализ источников. В качестве эмпирической базы послужили следующие
источники:  материалы на официальном
сайте Совета по международным отношениям: Ближний Восток и Северная Африка,  на официальном 
сайте Всемирного банка, на официальном сайт Совета по политике Ближнего
Востока[1],
Конституция Исламской Республики Иран[2] и
другие.

Степень изученности темы. Обращаясь к современному периоду, следует
выделить научные работы ученых: Аль-Джанаби М.М., Глухова А. В., Нуруллаев
А.А., Ракова И.О., Смирнов А.И., Толкунов Л.Н., Тураев В. А., Цыганков П.А.,
Эпштейн А.Д.[3].
Использование трудов вышеперечисленных авторов, охватывающих теоретическую и
практическую сторону исследования методом сопоставления исламской модели
правления в Саудовской Аравии с исламской моделью Ирана, во многом
способствовало определению сближающихся позиций между сторонниками суннитской и
шиитской политических концепций по основным вопросам современной модели исламского
правления.

В частности, труды российских авторов, таких как: Аклаев А.Р., Бакланов А.,
Вагабов М.В., Дмитриев А. В., Лебедева М. М., Протопопов, В.М., Радовель М.Р.,
Родригес А.М., Руткевич Е.Д., Сергеева З.Х., Сикевич З. В., Тагиров Э. Р.,
Толкунов Л.Н., Туганова О.Э.[4],
посвященные изучению многих исторических событий и фактов, позволившие
объективно подойти к определению характера процесса развития конфликтологии на
Ближнем Востоке, который многими исследователями, определялся исключительно как
реакционное явление в исламе.

Научная новизна работы состоит в подходе к изучению религиозных и
политических конфликтов на Ближнем Востоке через призму
религиозно-политического противостояния Ирана и Саудовской Аравии, с учетом
многих факторов исторического, теологического и политического характера и
выявлении на этой основе условий возможной консолидации мусульманского мира.

Научно-практическая значимость. Материалы, положения и выводы работы могут
способствовать комплексному и глубокому пониманию религиозных, политических и
социальных процессов, происходящих на современном историческом этапе в регионе
Ближнего Востока, а также дальнейшим исследованиям его актуальных проблем. В
этой связи результаты работы и ее методология могут быть использованы как
научными, так и практическими организациями при написании различных
исследований по глобальным и отдельным проблемам Ближнего и Среднего Востока, а
также мусульманского мира в целом.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и
списка использованной литературы.



[1] ИГИЛ – угроза государствам постсоветского пространства 13 апреля 2015.
[Электронный ресурс] Режим доступа: 
http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=5667#top-content (дата обращения:
15.04.2020)
Council foreign relation. Middle East and North Africa  [Электронный ресурс] Режим доступа:
https://www.cfr.org/middle-east-and-north-africa (дата обращения:
11.04.2020) Middle East and
North Africa. The World Bank [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.worldbank.org/en/region/mena/overview#1
(дата обращения: 20.04.2020) Saudi Arabia’s Foreign Policy. Middle East Policy
Council  [Электронный ресурс] Режим
доступа: https://mepc.org/saudi-arabias-foreign-policy (дата обращения:
20.04.2020)

[2] The Constitution of the Islamic Republic of Iran. [Электронный ресурс]
Режим доступа: https://en.parliran.ir/eng/en/Constitution (дата обращения:
13.04.2020)

[3] Аль-Джанаби М.М. Особенности современного
исламского политического феномена // Пространство и время. 2018. — № 3(21). —
224 с. Глухова А. В. Политические конфликты: основания, типология, динамика:
монография / А. В. Глухова. – М.: Либроком, 2017. – 280 с. Нуруллаев А.А.
Религия и политика. – М.: КМК, 2018.– 215 с. Ракова, И.О. История международных
отношений. В 3 томах. Том 1. Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 400 с.
Смирнов А.И. Арабо-израильские войны / А.И. Смирнов. – М.: Вече, 2019. –384 с.
Толкунов Л.Н. Ближний Восток: от войны к переговорам / Л.Н. Толкунов. – М.:
Политиздат, 2017. – 540 с. Тураев В. А. Этнополитология. М.: Наука, 2004. 66.
Фельдман Д.М. Конфликты в мировой политике / Под ред. П. А. Цыганкова. – М.:
МУБУ, 2016. – 128 с.  Цыганков, П.А.
Политическая социология международных отношений: учебное пособие / – М.:
Радикс, 2019. – 320 с.  Эпштейн А.Д.
Арабо — израильский конфликт: старые проблемы и новые планы.- М.:Юрайт, 2018. –
415 с.

[4] Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология. М.,
Дело, 2005. 5. Анцупов А. Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник / А. Я.
Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 2018. – 240 с. Бакланов А. Ближневосточный
узел противоречий // Мировая экономика и международные отношения – 2019. – №
4-5. – С. 153-157. Вагабов М.В. Расколы в исламе: причины и социальные
последствия // Исламоведение. 2019.  — №
4. — 210 с. Дмитриев А. В. Региональнаяконфликтология (экспертное мнение). –
М.: Альфа М. 2019. – 415 с. Лебедева М. М. Политическое урегулирование
конфликтов: учебник / М. М. Лебедева. — М.: Наука, 2018. – 161 с. Протопопов,
В.М. История международных отношений и внешней политики. – М.: Аспект Пресс,
2017. – 393 с. Радовель М. Р. Этносоциология: учебник / Г. С. Денисова, М. Р.
Радовель. — Ростов н/Д.: ООО «ЦВВР». 2018. — 274 с. Родригес А.М. История стран
Азии и Африки в Новейшее время – М.: Проспект, 2016 – 471 с. Руткевич Е.Д.
Религия и общество: хрестоматия по социологии религии. М.: Аспект Пресс, 2016.
– 413 с.  Сергеева З.Х. Этносоциология и проблемы
национальной политики: Практикум / З.Х. Сергеева, С.А. Сергеев. — Казань, 2015.
— 164 с.  Сикевич З. В. Социология и
психология национальных отношений: учебное пособие / З. В. Синкевич. — СПб.:
Изд-во Михайлова В.А., 2018.- 203 с. Тагиров Э. Р., Тронова Л. С. Конфликты в
обществе: от противостояния к согласию: монография / Э. Р. Тагиров, Л. С.
Тронова. – Казань: Изд-во КФЭИ, 2016. – 240 с. Толкунов Л.Н. Ближний Восток: от
войны к переговорам / Л.Н. Толкунов. – М.: Политиздат, 2017. – 540 с.  Туганова О.Э. Международные отношения на
Ближнем и Среднем Востоке. М: Самиздат, 2017. – 338 с.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ближневосточных этнических конфликтах религия важнее, чем где-либо еще.
Религия важна в этнических конфликтах всех мусульманских государств, и она
важнее на Ближнем Востоке, чем в мусульманских государствах за пределами
региона. Это означает, что, хотя ислам может дать частичное объяснение особой
важности религии в регионе, он не может дать полное объяснение.

Одним из возможных объяснений этого является историческая важность религии
на Ближнем Востоке, в регионе, который породил три из основных мировых религий.
С другой стороны, это историческое значение может также означать, что то, что
делает религию особенно важной на Ближнем Востоке, не является новым явлением,
и результаты, представленные здесь, являются просто последним проявлением
векового явления.

Ближний Восток — самый авторитарный и наименее демократический регион в
мире. Мусульманские государства за пределами Ближнего Востока оказываются более
самодержавными, чем другие не ближневосточные государства, но менее
авторитарными, чем ближневосточные. Опять же, мусульманские государства за
пределами Ближнего Востока чаще являются самодержавными, чем их немусульманские
коллеги, но значительно реже самодержавными, чем страны Ближнего Востока. Таким
образом, ислам может дать не более чем частичное объяснение самодержавию в
регионе.

В этом случае история может дать альтернативное объяснение. Демократия и
либеральные идеологии, на которых она основана, были разработаны на Западе.

Соответственно, неудивительно, что Запад является самым демократическим
регионом мира. Другие регионы, особенно подверженные влиянию Запада, такие как
государства Латинской Америки, которые начинались как колонии Запада и жители
которых говорят почти исключительно на западных языках, также имеют тенденцию
быть в высшей степени демократичными, по крайней мере, в последнее время.
Большая часть бывшего советского блока считается европейской, но ее можно
отличить от Запада тем, что она имела ограниченное историческое воздействие на
опыт Центральной Европы, включая Реформацию, Ренессанс и Просвещение. 

В течение почти столетия она следовала другой западной идеологии,
марксизму, и является сейчас в процессе демократизации. Помимо Ближнего Востока
наиболее авторитарными регионами являются Азия и Африка, регионы, которые
сохранили большую часть своей собственной культуры, несмотря на влияние Запада.

Таким образом, связь между Ближним Востоком и самодержавием может быть
обусловлена ​​скорее культурным и историческим импульсом, чем чем-либо еще.
Кроме того, связь между исламом и самодержавием может быть связана с тем
фактом, что большинство исламских государств находятся на Ближнем Востоке, в
Азии и Африке, регионах, которые, по-видимому, имеют самые высокие уровни
неприятия западных стилей правления.

Уровень этнических конфликтов на Ближнем Востоке примерно средний. Это
становится неожиданностью, учитывая, что религия непропорционально важна на
Ближнем Востоке, а регион непропорционально самодержавен. Это может быть
связано с ощущением среди жителей региона, что религия и самодержавие нормальны,
по крайней мере в контексте Ближнего Востока, и поэтому не заслуживают
какого-либо особого ответа. Возможно, ожидания на Ближнем Востоке ниже. В
остальном мире участники этнических конфликтов более чувствительны к
религиозным проблемам и с большей вероятностью на них реагируют, чем на Ближнем
Востоке.

 

Ислам не является объяснением уникальности Ближнего Востока. Как и
ожидалось, религия особенно важна на Ближнем Востоке, а этот регион является
самым авторитарным в мире.

И все же ислам не может полностью объяснить эти выводы; и
непропорциональное значение религии и присутствие самодержавия в регионе не
приводят к росту уровня этнических конфликтов, как можно было ожидать.

Эти результаты показывают, что очевидные объяснения явлений не всегда
правильные. Легко предположить, что распространенность религиозного конфликта
на Ближнем Востоке обусловлена ​​исламским и автократическим характером
региона. Также легко предположить, что высокая концентрация самодержавия в
регионе обусловлена ​​исламским характером региона.

Тем не менее, ни одно из этих предположений не представляется правильным.
Кроме того, результаты этого исследования показывают, что, за исключением того
факта, что религия особенно важна в регионе, этнические конфликты, происходящие
на Ближнем Востоке, не отличаются значительно от аналогичных конфликтов в
других странах.

В целом, этно-религиозный конфликт на Ближнем Востоке уникален, но не так,
как многие верят. Да, религия несоразмерно важна в этнических конфликтах в
регионе, и регион является самым авторитарным в мире. Но ни один из этих
выводов не объясняется исламом. Кроме того, большинство этнических конфликтов
на Ближнем Востоке в остальном схожи с этническими конфликтами в других местах.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические
основы религиозной сферы и новых форм религиозности

 

§ 1.1 Религиозное
разнообразие и его различные аспекты на Ближнем Востоке

 

Во многих странах Ближнего Востока, таких как Ирак и Сирия, различные
религиозные группы долгое время составляли основу социальной структуры. Однако
с появлением экстремистских групп эта ткань оказалась весьма хрупкой, о чем
свидетельствует глубоко укоренившийся сектантский сентиментализм среди
различных групп, который вызвал незаконченные конфликты.

Чувство принадлежности к определенной религиозной группе ограничивало
степень социализации в обществе в некоторых случаях, например, положение
курдов-езидов в северном Ираке, которые десятилетиями были маргинализованы
большинством курдов-суннитов в том, что сегодня известно как Курдистан.
Область. Эта маргинализация имела различные аспекты, такие как исключение из
центров власти, ограничения для бизнеса и торговых отношений, а также
отсутствие базовых услуг в большинстве районов езидов по сравнению с
процветающими городами иракского Курдистана. Строгость езидской общины, с
другой стороны, сыграла главную роль в разрыве между курдскими общинами,
имеющими одинаковую этническую и языковую идентичность. За последние два
десятилетия произошло много случаев преступления чести, поскольку езиды строго
предотвращают любые браки между членами группы и мусульманами, даже если это
курды, что отражает насильственный аспект религиозных различий в курдском
обществе[1].

В том же контексте мусульмане-шииты на протяжении десятилетий были
исключены и подавлены бывшим иракским правительством Саддама Хусейна, поскольку
их постоянно обвиняли в преданности Ирану, крупнейшей шиитской державе в
регионе и одному из главных врагов режима Хусейна. Очевидно, что угнетение,
практикуемое против шиитской секты в Ираке, основывалось на некоторых глубоко
укоренившихся религиозных разногласиях и враждебности, которые существовали на
протяжении веков среди мусульман, и выжили, чтобы доминировать в политической
повестке дня режима тирана, подобного режиму Саддама Хусейна, который
продолжался для почти тридцать лет до вторжения США в 2003 году[2].
Однако в эпоху после вторжения шииты, получившие власть впервые после
десятилетий маргинализации, были не менее дискриминационными; правительство
иракского премьер-министра шиитов Нури аль-Малики не проявило жалости к
суннитским политическим силам, постоянно исключая их из процесса принятия
решений до недавнего кризиса в Ираке и падения третьего по величине города,
Мосула, в руки радикальных членов Исламского Государства (ИГИЛ), ответвления
Аль-Каиды, до его высылки почти три года спустя.

В Сирии, с другой стороны, алавитская семья Асада находится у власти с 1971
года, когда бывший президент Хафиз аль-Асад вступил во владение, устранив своих
противников, главным образом из суннитской секты, а затем его сын Башар Асад, в
2000 году. Алавитское меньшинство, считающееся филиалом шиитской секты,
управляет страной и доминирует в центрах власти через учреждения безопасности и
спецслужб, известные как Мухабарат, исключая большинство населения Сирии.
Представленный суннитами примерно с 74%. Угнетение со стороны алавитов против
мусульман-суннитов в Сирии привело к вооруженному конфликту в 1980-1982 годах,
когда сторонники "Братьев-мусульман" 
взялись за оружие и восстали против режима Асада, главным образом в
городе Хама, где группа получила популярную поддержку. Конфликт привел к гибели
почти 40 000 человек и разрушению примерно 70% города Хама в западной Сирии.
Впоследствии мусульмане-сунниты были жестоко подавлены в Сирии[3].
Тем не менее, рост нескольких экстремистских суннитских групп за последние годы
в регионе дал этой секте репутацию склонности к насилию больше, чем другим сектам
или религиям. Тем не менее, исламские группы, независимо от их религиозной
принадлежности, рассматриваются как представители религиозной религии.



[1] Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология. М.,
Дело, 2005. 5. Анцупов А. Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник / А. Я.
Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ, 2018. – С. 78.

[2] Туганова О.Э. Международные отношения на Ближнем
и Среднем Востоке. М: Самиздат, 2017. – С. 124.

[3] Тагиров Э. Р., Тронова Л. С. Конфликты в
обществе: от противостояния к согласию: монография / Э. Р. Тагиров, Л. С.
Тронова. – Казань: Изд-во КФЭИ, 2016. – С. 51.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы