История религий Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Религия древнего Египта.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
Религия Древнего Египта среди ранних национальных религий. 11

1.1 Общая
характеристика ранних и поздних национальных религий. 11

1.2.
Зарождение и развитие древнеегипетской религии. 13

1.3
Сакрализация власти фараона. 19

ГЛАВА 2.
ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИИ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.. 27

2.1
Древнеегипетский пантеон. 27

2.2 Миф об
Осирисе ‒ как основа религиозных верований древних египтян. 28

2.3 Понятие о
душе. Похоронный культ. 30

2.4 Храмы и
жречество. 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 39

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 43

  

Введение:

 

Интерес к Востоку в
наши дни огромен и, видимо, будет возрастать. Интерес этот всесторонен и
всеобъемлющ: история и культура, общество и государство, человек и религия,
наконец, древние первоосновы великих цивилизаций Востока – все это ныне в
центре внимания как самих жителей стран Востока, стремящихся к самопознанию и
самоидентификации, к открытию фундаментальных основ собственного бытия, так и
тем более представителей иной, западной, европейской традиции, чьи генеральные
параметры столь отличны от восточных.

Актуальность выбранной
нами темы заключается в том, что для того чтобы понять особенности развития
современного мира, его культуру и религию, нужно знать, как они возникли, какие
основные этапы прошли в своем развитии, какие причины влияли на образование
государств и личности в частности, их становление, развитие, изменение сознания
и структуры мировоззрения.

Египетская религия всегда
привлекала пристальное внимание цивилизованных народов. Уже древние греки,
которые контактировали с Египтом, проявляли к ней интерес в своих работах.
Научное изучение египетской религии началось лишь после того, как в 1822 году
блестящий француз Франсуа Шампольон, «отец египтологии», сделал решительный шаг
к расшифровке египетских иероглифов и тем самым открыл новые, поистине огромные
области исследований для науки. С первых шагов египтология уделяла большое
внимание изучению египетской религии. Сам Франсуа Шампольон опубликовал работу
на эту тему («Египетский пантеон» (Champollion Fr. Le pantheon egyptien).
Париж, 1823)[1].
За последние более полутора века египтология стремительно совершенствовалась во
всех направлениях, изучения египетской религии развивалось и углублялось.

Исходя из
вышеизложенного, объектом нашего
исследования является формирование религиозного мировоззрения Древнего Египта.

Предмет исследования
– особенности религии Древнего Египта.

Целью данной работы
является изучение особенностей и проявлений религии Древнего Египта.

Для достижения этой цели
необходимо решить следующие задачи:

– провести отбор литературы по данной
тематике;

– определить религиозную
географию Древнего Египта (пантеон местных божеств);

– рассмотреть культовый
процесс как один из главных элементов древнеегипетской религии;

– раскрыть основы непостижимости и
незыблемости сакральности фараона в Древнем Египте;

– дать понятие и
проанализировать особенности религиозного мышления египтян.

Хронологические рамки.
Хронологические рамки данного исследования охватывают период с середины IV
тысячелетия до н. э. до IV век н. э. Нижняя хронологическая рамка датируется
концом V тыс. – ок. 3100 г. до н. э и характеризуется созданием социально
дифференцированного общества, возникновением письменности, а также первых
древнеегипетских рабовладельческих государств. Верхней хронологической рамкой
является I век до н.э. (30 г. до н. э.). Это время, когда Древний Египет
перестаёт существовать, поскольку попадает под власть Рима и становится Римской
провинцией.

Территориальные рамки
исследования ограничены территорией Древнего Египта, который расположен в
Северной Африке.

Историография темы. Степень
изученности данной темы курсовой работы очень высокая. С давних времен
историки, археологи, а позже и религиоведы начали интересоваться и изучать
вопросы, связанные с развитием религии Древнего Египта. История культуры
народов Востока неразрывно связана с формированием и развитием религиозной
культуры и верований. Научные исследования египетской религии были начаты в
1822 году основоположником египтологии Франсуа Шампольоном (I790-I832).
Египетская религия была предметом исследований многих зарубежных ученых: А.
Ермана, Г. Кееса, Дж. Черна, Дж. Вандье, Х. Бонне и других. В СССР первые
работы по этой проблеме принадлежали И. Г. Франк-Каменецкому, который,
например, в статье «Религия Амона и Ветхий Завет» (1920) пытался доказать
монотеистический характер культа Амона в период XVIII XIX династий[2].

В конце 20-х годов ХХ
века сотрудники Института языка и мышления АН СССР изучали истоки происхождения
и особенности распространения мифов, отражающих религиозные обычаи древних
народов. Результатом коллективной работы стало издание сборника «Тристан и
Изольда» (1932)[3].

«Мифы Древнего Египта»
(1940 г.) М. Э. Матье стали значительным шагом вперед на пути познания истории
религии. Книга представляла собой наиболее полное на то время собрание
мифологического материала. Большое значение имело исследование этой же
исследовательницы «Тексты пирамид ‒ похоронный ритуал» (1947г.), в котором
автор обнаружила, что тексты пирамид ‒ не случайный набор магических формул,
как привыкли думать ученые, а запись заупокойного царского ритуала, который
следует читать во время похоронной процессии[4].

В 1957 г. М. Е. Матье
опубликовала второе, расширенное издание «Древнеегипетских мифов» с альбомом из
64 фотографий древнеегипетских богов с комментариями автора, которые
использовались экспертами в качестве руководства по египетскому религиоведению[5].

Одной из важных проблем,
поднятых исследовательницей в статье о древнеегипетских обрядах, в которой она
собрала материал для подтверждения своей гипотезы, что хебсэд ‒ это обряд
фиктивного ритуального убийства пожилого или больного царя[6]. Книга Ю.П. Францова «У
истоков религии и свободы мысли» (1959г.) содержала данные по истории
христианства в Египте[7]. В 1971 году «Две главы из
книги мертвых» издает М.А. Коростовцев. Его исследование Древнего Египта и
христианства (1972г.) посвящено определению общих социально-политических
условий зарождения христианства и присутствия в нем элементов египетской религии.
Египетские элементы в христианстве можно разделить на идеологические,
мифологические, ритуальные и т. д. Ученый рассмотрел догмы первой группы и
подтвердил существование принципа троичности в обеих религиях. В христианстве
это догмат о Боге Отце, Сыне и Святом Духе, у египтян ‒ Бог солнца утром ребенок,
в полдень ‒ мужчина, вечером ‒старик. И в христианстве, и в египетской религии
есть понятие Страшного суда и отчета за результаты земной жизни. Автор
подчеркивает, что «два важнейших мировоззренческих момента христианства ‒ догмат
о Троице и учение об отплате в загробной жизни происходят из египетского
религиозного мышления»[8]. Он приводит еще несколько
примеров пережитков древнеегипетских верований в религиях других народов.

Египетская религия ‒
явление не только хронологически долгое, но и многогранное, поэтому до середины
70-х годов ХХ века в советской историографии не было недостатка в научных
публикациях, посвященных определенным вопросам этой многоаспектной проблемы.
Однако обобщенного исследования египетской религий не было. Первой обобщающей
работой в этой области СССР была монография. М.А. Коростовцева «Религия
Древнего Египта» (I976г.). Кроме того ученый высоко ценил достижения своих
предшественников, даже если их научные достижения перестали отвечать новым
требованиям научной мысли в области востоковедения. «Хрестоматия по истории
Древнего Востока» (1980) под редакцией М.О. Коростовцева стала своеобразным
памятником деятелям востоковедения[9].

Источниковая
база. Источники, положенные в основу данного исследования следует разделить на
следующие группы: 1) археологические источники; 2) источники личного
происхождения.

Первую
группу составляют археологические источники. Много информации можно получить из
раскопок древних египетских городов. Город Энхаб, предполагаемая столица царства
Верхний Египет, является старейшим открытым археологами городом (конец IV
тысячелетия до н. э.). Город просуществовал около 15 лет, считая от начала
строительства (1346 год до н. э.) и до смерти Эхнатона, вскоре после которой
город был покинут царской династией и жителями (1332 год до н. э.). Выбор места
продиктован конфигурацией скал с восточной стороны прорезанных уэд Абу Хасах
эль – Бахри. Визуально данный
разлом в горах напоминает рисунок солярного символа ахет (восточный горизонт) и
символически для Эхнатона напоминал положение солнечного перерождения.
Следовательно, название города Ахетатон (буквально Ахет принадлежит Атону)
указывает именно на данный горизонт в восточных скалах. Эхнатон в пограничных
стелах заявлял, будто бы непосредственно Бог отдал приказ ему создать тут новую
столицу, и дал обязательство не покидать новую столицу ради другого места.[10] Со времени Среднего
царства сохранились остатки города Иллахуна (или Ка – хуна) у входа в Фаюмский
оазис. Город был построен по планировке с разделением на жилые кварталы для
сердних слоёв населения и поместий знати. Одним из лучших памятников древней
египетской аритектуры является столица фараона Эхнатона – город Ахетатон в
центральной части Верхнего Египта (современная Эль-Амарна), представленный обширным
комплексом царского дворца, храмами Атона, особняками знати, административными
зданиями, жилыми кварталами, набережными и некрополем. Город Ахетатон,
построенный в короткий срок по специально разработанному плану, был заброшен
вскоре после смерти Эхнатона и заброшен, что определило его хорошую
археологическую сохранность.

Величественные
памятники монументального строительства – это множество храмов, найденных в
большом количестве в разных местах страны. К ним относятся заупокойный храм
пирамиды Джосера (III династия), храмы бога Ра, построенные в Абусире и
Бубастисе (V династия), похоронный комплекс храма Ментухотепа I (XI Династия) в
Дейр – эль – Бахри и великий храм
Амона – Ра в Фивах (Луксор и
Карнак)[11]. Археологические раскопки
данных исторических памятников позволяют нам более подробно понять внутреннее
устройство древнеегипетского общества, быт населения, его религиозные обряды,
повседневную жизнь.

Вторая
группа источников представлена источниками личного происхождения. Здесь можно
выделить «Гимн Атону» ‒ древнеегипетский религиозный текст периода правления
фараона Эхнатона (ок. 1351-1334 г. до н.э. Новое царство, Амарнский период).
Гимн посвящен богу Атону, почитаемому в это время как главное божество.

Атон
прославляется как воплощение красоты природы и источника жизни на земле,
создатель стран, народов, освещая и согревая все живое[12]. В гимне нет намека на
старые мифы, но почитается только Атон. Главной его темой является постоянное
возвращение автора к вопросу красоты и силы света[13].

Еще
одним источником данной работы является древнеегипетская «Книга мертвых». Но
необходимо отметить, что это не книга о смерти ‒ это книга о жизни, победившей
смерть[14]. Если перевести название
этой книги с арабского, то его название буквально означает «Книга мертвого
человека». В этом смысле мы можем говорить о том, что происходит с умершим
человеком после смерти, и таким образом оказывается, что цель этой книги ‒
помочь человеку, переступить границу смерти, пройти через все препятствия и
опасности потустороннего мира, включая посмертный суд, после которого можно
встретиться с богом Ра и вернуться на землю, ожить, обновиться (воскреснуть).
Как бы парадоксально это не звучало, но книга мертвых ‒ это «книга о
преодолении смерти, о победе над нем и одновременно руководство как это сделать»[15].

«Речение
Ипувера» или «Жалобы Ипувера» – древнеегипетское
литературное произведение, сохранившееся на папирусе № 339 в Лейденском музее,
Нидерланды[16].
В папирусе упоминается мудрец Ипувер, пожаловавший известить о надвигающихся бедах.
Он предвещает возмущения масс людей, неурожай, несчастья и нашествие иноземцев
в Египет:

«Воистину:
люди сделались подобны птицам, разыскивающим падаль… Посмотрите: было
приступлено к лишению страны царской власти несколькими людьми, не понимающими закона…
Палатки – это то, что они сооружают
аналогично обитателям пустыни… Рыдает северная держава. Закром государя стал
достоянием каждого… Оно [несчастье] никак не настало б, в случае если б были
боги среди них [людей]…

Бедствия
можно свести к следующему: несоблюдение сложившейся общественной иерархии;
обеднение богачей и обогащение нищих; общий хаос, что проистекает от
пренебрежения законодательством и выражается в разбое, грабежах и
смертоубийствах; снижение числа жителей; уничтожение хозяйства и связанный с
этим голод; гнет чужеземцев; забытье религиозных ритуалов (в первую очередь,
сопряженных с культом мёртвых)»[17].

Ипувер
требует помнить достояния прародителей, возносить мольбы богам и укоряет
фараона, положившего смуту в государстве. В завершающей части предречется
восстановление прошлого порядка и грядущее благосостояние Египта.[18] Данное произведение
позволяет нам понять ситуацию в Египте во время Среднего царства, как жили
египтяне.

Последним
источником можно назвать «Песнь из дома усопшего царя Антефа», начертанную
перед певцом с арфой «Песнь Арфиста» –
древнеегипетские тексты, создававшиеся на протяжении эпохи Среднего царства, и
переписывавшиеся в последующие века[19]. Вполне возможно, что это
древнейший дошедший до нас памятник религиозного свободомыслия, поскольку в нём
высказано неверие в существование загробной жизни[20]. Являясь
дополнением к заупокойному культу, «Песнь Арфиста», тем не менее, подвергает
сомнению возможность загробной жизни и призывает ценить земное существование.

Таким
образом, источниковая база, представленная в исследовании, позволяет раскрыть
поставленные задачи. Подводя итоги анализу источников, стоит отметить, что в
процессе работы над курсовой работой привлекались различные виды источников,
комплексный анализ которых позволяет глубже понять весь характер быта,
верований, повседневной жизни древних египтян, выявить и проследить весь спектр
причин, приведших к глубинным противоречиям внутри древнеегипетского общества.
Широкий круг используемых материалов способствует объективному написанию
работы.

Для решения
поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ, синтез
изучаемого материала, сравнительно-исторический метод, метод индукции и
дедукции.

На основе поставленных
задач была определена соответствующая структура работы: введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение,
список использованной литературы. [1] Томсинов В. А. Краткая история египтологии. — М. : Зеркало,
Изд. дом «Вече», 2004. С.7 [2] Томсинов В. А. Краткая история египтологии. М. : Зеркало,
Изд. дом «Вече», 2004. С.12. [3] Там же. С.15-16 [4] Т Томсинов
В. А. Краткая история египтологии. М. : Зеркало, Изд. дом «Вече», 2004. С.17.

[4] Там же. С.15-16 [5]Мюллер М. Египетская мифология / М.
Мюллер ; [пер. с англ. Г.В. Бажановой]. Москва : Центрполиграф, 2007. С.7-8 [6] Мюллер М. Египетская мифология /
М. Мюллер ; [пер. с англ. Г.В. Бажановой]. Москва : Центрполиграф, 2007. С.18 [7] Томсинов В. А. Краткая история
египтологии. М. : Зеркало, Изд. дом «Вече», 2004. С.32. [8] Там же,. С.58 [9]Хрестоматия по истории Древнего
Востока [под ред. М. А. Коростовцева, И. С. Кацнельсон, В. И. Кузищина].  М.: Высш. шк.,1980.  Ч. 1. С3-4 [10] Кемп В.Х., Эберхард О.
Энциклопедия египтологии. М., 2000. Т. 6. С. 309. [11] Хрестоматия по истории / Под ред.
О. И. Павлова. М.: Наука, 1984. С. 73. Ч. 5: раздел «Амон Фиванский: ранняя
история культа, XVII династии» [12] Гимн Атону // Повесть Петеисе III:
Древнеегипетская проза. М., 1978. С.251-252 [13] Там же, С.253 [14]
Книга мертвых // Вопросы
истории. 1994. №8, №9 (публикация М. А.Чегодаева «Древнеегипетская “Книга
мертвых»). С.4 [15] Книга мертвых // Вопросы истории.
1994. №8, №9 (публикация М. А.Чегодаева «Древнеегипетская “Книга мертвых»). С.5 [16] «Речения Ипувера». Хрестоматия по
древнеегипетской и библейской книге Екклезиаста / Под ред. В. В. Акимова. М.:
Скрижали.  2012. № 3. С. 59–77. [17] 
Из «Жалоб Ипувера» // Что читали египтяне 4000 лет тому назад. Хрестоматия
по истории древнего мира / Под ред. Никифоровой Н. В.. М., 1997. С. 34–37. [18] «Речения Ипусера // Фараон Хуфу и
чародеи. Сказки, повести, поучения древнего Египта». Хрестоматия по истории
древнего мира / Под ред. Кацнельсона И.С., Мендельсона Ф.Л. М., 1958. С.
237–241. [19] «Песнь из дома усопшего царя
Атефа, начертанная с арфой». Хрестоматия по истории древних религий. / Под ред.
Черненко А. Р. М., 2001. С. 34-37. [20] Матье М.Э. Древнеегипетские мифы.
Л., 1956. С. 24.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Древний мир – эпоха
в истории человечества, доминирующей линией развития которой было утверждение
рабовладельческого способа производства, возникновение первых классовых обществ
и государств.

Страны Древнего
Востока, в частности Древний Египет, внесли большой вклад в развитие мировой
цивилизации. Они заложили первоначальные основы многих духовных и материальных
ценностей, которые впоследствии были восприняты и творчески развиты, став
достоянием всего человечества.

Современная
действительность не обособлена от прошлого и будущего. Она лишь одна из вех в
истории. Настоящее, воплощает в себе разносторонние, сложные, подчас
противоречивые тенденции прошлого, отрицает отжившее, наделяет перспективное
иным качеством, порождая тем самым новые тенденции и явления, закладывающие
предпосылки будущего.

Государство Древнего Египта – одно
из древнейших государств в мире – сложилось более 5 тысяч лет назад в долине,
расположенной по нижнему течению реки Нила, в северо-восточной части Африки и ставшее важным элементом древнеегипетской цивилизации,
которая просуществовала 3 тысячелетия, т.е. дольше, чем вавилонская или
шумеро-аккадская. Здесь, как и во всякой другой цивилизационной культуре, были
свои периоды подъема, благоденствия, затем слома и упадка, а также периоды
социальных потрясений и т.д.

Несколько раз в
этой стране повторялась ситуация, когда единое государство достигало высшей
мощи и становилось самым сильным на Востоке (а может быть, и во всем мире), но
затем довольно быстро слабело и, в конце концов, распадалось на множество
маленьких государств. Однако спустя какое-то время оно снова возрождалось и –
что удивительно – во многих своих чертах повторяло предшествовавшее ему единое
государство.

Подобные крушения и
возрождения происходили в Древнем Египте неоднократно. История этой страны имела
своего рода характер постоянных изменений, что носили характер социальных и
природных катастроф. Изменялся климат, и времена экономического процветания
сменялись периодами материального упадка, гибли посевы, и вымирало население.
Но проходило какое-то время, и египтяне опять возрождали свое государство. На
протяжении истории Древнего Египта неоднократно менялись границы государства –
его территория, то расширялась в результате победоносных войн или колонизации
новых земель, то сужалась, вследствие военных поражений и ослабления
центральной власти. Политическая борьба между различными кланами правителей
нередко выливалась в широкомасштабную внутригосударственную войну. А бывало и
так, что верховная власть над Египтом оказывалась на целое столетие и даже
более в распоряжении чужеземцев.

История Древнего Египта делится на
ряд периодов: период Раннего царства (3100-2800 гг. до н.э.), или период
царствования первых трех династий египетских фараонов; период Древнего, или Старого,
царства (около 2778-2260 гг. до н.э.), в который включается время царствования
III-IV династии; период Среднего царства (около 2040-1786 гг. до н.э.) – время
царствования XI-XII династий; период Нового царства (около 1580-1085 гг. до
н.э.) – время царствования XVIII-XX династий египетских фараонов.

Периоды между Древним, Средним и
Новым царствами были временем хозяйственного и политического упадка Египта.
Египет Нового царства – первая в истории мировая империя, огромное
разноплеменное государство, созданное путем завоеваний соседних народов. В его
состав вошли Нубия, Ливия, Палестина, Сирия и другие богатые природными
ресурсами области. В конце Нового царства Египет приходит в упадок, становится
добычей завоевателей, сначала персов, затем римлян, включивших его в состав
Римской империи в 30 г. до н.э.

В свою очередь сельскохозяйственное
производство Египта было связано с ежегодными разливами Нила, с очень ранним
строительством здесь ирригационных сооружений, на которых и стал впервые
использоваться труд рабов-военнопленных. Благодаря своим естественным границам
Египет представлял собой замкнутую область, отгороженную пустынями от соседних
стран, что послужило созданию этнически однородного населения.

Расположение государства в долине по
нижнему течению реки Нил обусловило интенсивное развитие поливного земледелия,
что способствовало социальному расслоению и выделению управленческой верхушки
во главе с первосвященниками-жрецами уже в первой половине IV тысячелетия до н.
э.

Объединение сельских общин вокруг
храмов для совместного ведения ирригационных работ способствовало формированию
во второй половине IV тысячелетия первых государственных образований – номов,
во главе которых стояли правители – номархи. Номархи пытались распространить
свою власть над всей страной, ведя ожесточенные войны со своими соседями.
Территориальное расположение древних номов, вытянутых вдоль единой водной
магистрали, очень рано приводит к их объединению под властью сильнейшего нома.
Так, в 3200г. до н.э. образовались два самостоятельных государства  Верхний и Нижний Египет. Однако уже к концу
IV тысячелетия до н.э. цари Верхнего Египта объединяют страну в единое
политическое целое.

В мировоззрении древних
египтян сохраняется эмоционально-чувственное отношение к Вселенной, пришедшее из
первобытной культуры и одновременно чувствуется прагматико-рациональное начало,
которое становится началом формирования основ научного познания.

Египетская религия – это
грандиозное явление, судя по сохранившихся памятниках, она существовала около
трех с половиной тысячелетий. Египетская религия – явление не только
хронологически расширенное, но и многогранное. Это фетишизм и тотемизм, политеизм
и монотеистическое мышление, теогония и космогония, развитые культы,
разнообразные и противоречивые мифы, представления о потустороннем мире и тому
подобное. Современный уровень науки позволяет проследить изменения в каждом из
этих аспектов. Египетская религия была явлением исторически развивающимся, а не
стабильным явлением, всегда тождественным самому себе. Принцип изменяемости во
времени в современных исследованиях ученые придерживались и сейчас. Очень важно
подчеркнуть, что, на наш взгляд, в Египте никогда не было государственной
религии, как никогда не было ни одной церковной организации. В связи с этим не
было никаких религиозных догм, обязательных для всей страны, не наблюдалось
унификации религиозных верований. Египетская религия –это очень сложное
явление, сочетание часто противоречивых, а порой и взаимоисключающих верований,
возникших в разное время и в разных частях страны.

Древнеегипетская религия
многое дала человечеству, явилась весомым вкладом в развитие человеческой
цивилизации. Безусловно, она сыграла роль в социальном развитии египетского
народа, способствовала укреплению государственного строя, формированию
национального самосознания египтян. Она также выполняла свою социальную
функцию: помогала защищать интересы правящих классов общества и укреплять их
власть над народом. Уже в истории древнеегипетской религии проявились все особенности
религии как особого социального феномена.

Египет вступил в эпоху
феодального развития, утратив древнюю религию, но ее духовные достижения
сохранились в национальном менталитете египтян.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1. Религия Древнего Египта среди ранних национальных религий

1.1.
Общая характеристика ранних и поздних национальных
религий Расслоение общества на
классы привело к изменениям в религиозной деятельности людей. На смену старым
религиозным верованиям пришли новые. По своему содержанию они были более
сложными, чем религии первобытного общества, поэтому их считают более
развитыми. Можно все развитые религии разделить на три основные подгруппы:
ранние национальные религии, поздние национальные религии и мировые религии.
Каждая из подгрупп составляет особенный тип или особую форму развитых религий.
По сравнению с более примитивными первобытными, у развитых религий появляются
некоторые новые особенности.

Во-первых, в этих
религиях главным объектом религиозного поклонения становятся уже не духи, а
боги. Боги, по мнению верующих, это своего рода «усовершенствованные духи»,
которые сосредоточили власть, не только над природными стихиями, вещами, но и
над людьми. Согласно этим религиозным убеждениям именно боги освящают и
защищают существующий социальный строй.

Во-вторых, классовое
расслоение общества обусловило появление церкви как особого идеологического
аппарата правящего класса. Церковь собрала средства для собственных нужд,
контролировала соблюдение верующими религиозных обрядов, пропагандировала и
навязывала силой религиозные идеи[1].

Религиозные верования
ранних национальных религий охватывают своим влиянием высшие и средние слои
населения внутри одного национального государства. К ранним национальным
религиям включают все религии, которые в литературе обозначаются префиксом
«древне-»: древнеегипетская, древнееврейская, древнегреческая, древнеперсидская,
древнефиникийская, древнеримская и другие.

Можно выделить основные
черты ранних национальных религий.

1. Отстранение
официального культа от низов общества. Во всех этих религиях культовые действия
были запрещены рабам, а в некоторых случаях – даже части часть свободой бедноты
(например, в древнеиндийской религии).

2. Сравнительно низкая
живучесть. Древние национальные религии существовали только в рабовладельческом
обществе. Как только рабовладельческое общество исчерпывало себя, исчерпывали
себя и данные религии; их заменяли поздние национальные или мировые религии.

3. Политеизм. Все древние
национальные религии были политеистическими. Конечно, в огромном количестве
богов выделилась небольшая группа главных, и среди последних – верховный бог.
Верховный бог почитался как царь богов и людей, основатель и хранитель закона.
Другие главные боги считались его помощниками и отвечали за отдельные области
земной и «загробной жизни».

4. Зарождение учения о
загробной жизни (воздаянии). Это учение признает посмертную награду для одних
людей (праведников) и посмертное наказание для других (грешников). На ранних
стадиях развития воздаяние признавалось не всеми религиями.

5. Обязательность и
сложность жертвоприношения. В жертву богам приносили различные продукты и
домашних животных, достаточно часто практиковались и человеческие
жертвоприношения[2].

Ранние национальные
религии не сохранились до наших дней, но многие их идеи и обряды вошли в
современные религии.

Поздние национальные
религии – это такие религиозные верования, что охватывали все социальные слои
населения в пределах одной национальности. К этой религиозной форме принадлежат
многие религии, существующие и сегодня: индуизм, сикхизм, джайнизм (Индия),
конфуцианство, даосизм (Китай), синтоизм (Япония), иудаизм (религия граждан
Израиля и лиц еврейской национальности во многих странах мира) и др.

У этих религий также есть
определенные общие черты.

1. Общее влияние на население
всей страны, независимо от социальной принадлежность. Таким образом, индуизм,
пришедший в I веке нашей эры в Индию на смену брахманизму, в основном продолжил
поклонение тем же богам, что и раньше, но было ликвидировано разделение индусов
на «едино» и «дваждырожденных».

2. Адаптация к социально-историческим
изменениям. Поэтому многие более поздние национальные религии все еще
существуют и сегодня.

3. Сочетание политеизма с
монотеизмом. Большинство религий этих типов политеистичны. Но среди них были
также монотеистические (иудаизм, сикхизм).

4. Упрощение жертвоприношения.
В результате чего жертвоприношение крупного рогатого скота, птиц стали редкими
или вовсе были отменены, не говоря уже о человеческих жертвоприношениях.

5. Развитие учения о
загробной жизни. На данном этапе развития религии идея загробной жизни имела
первостепенное значение. Обещание небесного вознаграждения за хорошее поведение
в земной жизни распространялась также на все слои населения[3]. [1] Прудников, М. Н.
История государства и права зарубежных стран: учебник для бакалавров / М. Н.
Прудников. – 6-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2013.
С.264-26 [2] История Древнего
Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги
рабовладельческой цивилизации: Ч. 2: Передняя Азия. Египет. / [Под ред. Г. М.
Бонгард-Левина]  М.: Гл. ред. вост. лит.
изд-ва «Наука», 1988. [3]
Васильев
Л. С. История древнего востока. Учебное пособие для академического бакалавриата
М.: Издательство Юрайт — 2019

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы