Курсовая теория Юриспруденция Право

Курсовая теория на тему Религиозно правовая система.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЛИГИОЗНОЙ ПРАВОВОЙ СЕМЫ 5
1.1 Понятие и сущность правовой системы 5
1.2 Понятие и сущность религиозных правовых семей 9
1.3 Понятие, общая характеристика и особенности религиозных норм права 16
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ 20
2.1 Иудейское право как вид религиозной правовой системы 20
2.2 Мусульманское религиозное право: сущность и особенности 26
2.3 Современное соотношение светского и религиозного права 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЯ 36

 

  

Введение:

 

Актуальность анализа религиозной правовой системы, как особого политико-правового явления, связана с тем, что в основе такого исследования лежит сравнительно-правовой метод, который в условиях современного разнообразия различных правовых систем имеет решающее значение. В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем.
В каждой стране исторически в зависимости от национальных традиций, культуры, менталитета и других факторов социально-экономического и политического характера сложилась своя система права. Каждая национальная система права имеет свои особенности и характерные черты, что позволяет говорить о ее самобытности. Однако, несмотря на свои особенности и различия, эти правовые системы имеют и общие черты, которые позволяют их объединить в так называемые правовые семьи. Понятие «правовая семья» используется лишь для того, чтобы выявить сходства и различия правовых систем современности. На сегодняшний день различия между правом разных стран значительно уменьшаются, идет процесс их сближения, который обусловлен интеграционными процессами в современном мире.
Правовые семьи образуют объединение нескольких правовых систем различных государств, которые имеют общие корни возникновения и исторического развития, основаны на одних и тех же правовых принципах и нормах, имеют одну и ту же форму выражения. Эти правовые системы имеют одну и ту же общность принципов правового регулирования, которые определяют их содержание.
Объектом исследований в работе является религиозная правовая система, как сложное, политико-правовое явление современной правовой действительности.
Предмет исследования формирует современная научная доктрина о понятии, сущности и особенностях религиозной правовой системы.
Цель работы — провести всестороннее сравнительное исследований природы, сущности и особенностей религиозной правовой системы.
Задачи работы:
1. Сформулировать понятие и дать общую характеристику понятия правовой системы.
2. Изучить общие характеристики религиозной правовой системы.
3. Охарактеризовать особенности источников религиозной правовой системы.
4. Выявить специфику правовых норм в религиозной правовой системе.
5. Исследовать особенности иудейского и мусульманского права.
С точки зрения методологии, работу характеризируют использование общепринятых приемов и методов исследования, таких как анализ и синтез научной и учебной литературы, исторический подход, структурное изложение материала, формально-юридический метод. Особым образом следует выделить сравнительно-правовой метод, поскольку его использование в данной работе нашло наиболее широкое применение, что обуславливается спецификой рассматриваемой темы. Именно в сравнении и сопоставлении различных правовых систем наиболее оптимальным образом можно раскрыть сущность и особенности данной темы.
Теоретическую основу исследования составляют труды российских и зарубежных юристов в области государствоведения, а также некоторые публикации в периодической правовой печати. Это в частности такие публикации:
В структуре работы сформировано введение, две главы, заключение и список источников. Первая глава работы характеризует понятие и общая характеристика религиозной правовой семы. Во второй главе работы раскрыты особенности религиозной правовой системы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Предметом полного и глубокого исследования ученых в области сравнительного правоведения традиционно становятся те формы и особенности систем права, которые могут быть обнаружены в различных государствах. В результате, на современном этапе принято выделять две наиболее распространенные группы систем права – романо-германскую и англо-саксонскую, в основе разграничения которых лежит различное понимание, норм, источников права и т.д.
При этом в отдельных регионах земного шара не утратила своего значения религиозная система права, или, как ее чаще именуют – религиозная правовая семья, поскольку в ее состав входит целая совокупность правовых систем различных государств, в основе построения которых лежит религиозное право.
В наиболее общем виде религиозная система права может быть определена как одна из сложившихся исторически форм права, в основе возникновения и формирования которой лежат религиозные постулаты, состоящие из внешне выраженной воли божества, закрепленной в священных писаниях или преданиях.
Как видно из приведенного определения, одной из основных особенностей религиозного права выступает система его источников, в качестве которых могут выступать: тексты священных писаний; религиозные обычаи; акты церкви; доктрины богословов, и т.д.
При этом с развитием общества и усложнением общественных отношений в рамках религиозной системы права в качестве самостоятельного источника стали признаваться и изданные от имени государства нормативно-правовые акты, содержание которых посвящено оформлению и систематизации религиозно-правовых норм.
Еще одной характеристикой, присущей религиозной системе права выступает то, что его предписания, как правило, носят персональный, а не территориальный характер распространения юрисдикции, что выражается в распространении религиозно-правовых норм только на последователей соответствующего верования, реже – на всех лиц, населяющих территорию преимущественного проживания представителей определенной религии.
В основе формирования и выделения религиозной системы права лежит совокупность определенных признаков, существование которых делает рассматриваемую систему уникальным объектом изучения в рамках сравнительного правоведения.
К числу таких отличительных признаков могут быть отнесены следующие.
Основной и единственный творец общеобязательных правил поведения – Бог, в этой связи, юридические предписания в рамках религиозной системы права признаются данными раз и навсегда, в их содержание нужно верить, неукоснительно соблюдая сосредоточенные в них требования.
В качестве источников права признаются нормы, характер содержания которого совмещает в себе религиозные, нравственные и философские начала, закрепленные в текстах священных писаний (Коран, законы Ману, Талмуд и т.д.).
В системе источников религиозного права важное значение имеет богословская доктрина, выраженная вовне в трудах ученых, толкующих первоисточники – священные писания и конкретизирующих их содержание.
В рамках религиозной системы права отсутствует традиционное деление юридического массива на публичное и частное право, материальные и процессуальные отрасли и т.д.
Законодательство, как совокупность принятых в установленном порядке общеобязательных правил поведения санкционированных государством, несмотря на относительное признание и распространение в современных условиях, в связи с усложнением общественных отношений, тем не менее, носит вторичный и опосредованный характер, по сравнению с традиционными источниками религиозного права.
В основе правового регулирования в рамках религиозной системы права лежит преобладание обязанностей индивида, а не прав личности, в отличие от иных современных систем права.
Наиболее развитыми и распространенными религиозными системами права, сохранившими свое значение в отдельных государствах, в том числе, на современном этапе исторического развития признаются мусульманское право, еврейское право, индусское право и христианское право.
Христианская система права характеризуется традиционным делением на каноническое (католическое) право и церковное право, распространение которых по-прежнему остается значительным, однако сфера действия общеобязательных правил поведения крайне ограничена, сводится только к распространению на служителей церкви и регулированию отдельных вопросов личного статуса (брак, погребение и т.д.).
Такая ситуация сложилась постольку, поскольку в большинстве европейских государств, на территорию которых распространено влияние христианства, в настоящее время провозглашено отделение церкви от государство и развитие по пути, именуемому светским государством.
Мусульманское право отличается большей распространенностью и действует на настоящее время в ряде стран Азии и Африке, ва частности, в Саудовской Аравии. Основными ветвями мусульманского права выступают суннитская и шиитская разновидности, источниками которого признаются Коран – священное писание мусульман, Сунна – сборник традиций, а также Иджма и Кияв, выступающее соответственно «единым соглашением общества мусульман» и так называемым «суждением по аналогии. Индуиситкое право, признается частью правовой системы современной Индии, что прямо установлено Конституцией 1950 г.
Основной источник – законы Ману и Дхармасутры. Иудейское право, в качестве самостоятельной религиозной системы право возникло в XV в. до н.э., следовательно Иудейское право выступает одной из древнейших религиозных систем, действующая в настоящее время только в Израиле и ряде еврейских общин по всему миру, однако в достаточно ограниченном виде, регулируя, преимущественно, вопросы личного статуса. Более того, даже Израиль в настоящее время официально признан светским государством.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЛИГИОЗНОЙ ПРАВОВОЙ СЕМЫ

1.1 Понятие и сущность правовой системы

Говоря о понятии правовой системы, следует отметить, что мнения по этому поводу разнятся. Некоторые ученые отождествляют понятия «правовая система» и «система права». Другие ученые считают, что правовую систему следует отграничивать от системы права, поскольку система права представляет собой иерархическую связь норм права, институтов права, отраслей права и более мелких составляющих.
Под правовой системой понимается куда более обширное явление. Она охватывает и систему права, и источники права, а также правосознание, юридическую науку в целом, юридическую практику как практику правотворчества. Правовая система включает в себя все явления, связанные с правом в рамках отдельно взятого государства или общества, и в связи с этим носит комплексный характер .
Из сказанного можно собрать цельное определение правовой системы: комплекс явлений, связанных с правом, который обуславливается объективными закономерностями развития общества, которые осознанно и постоянно воспроизводятся людьми и государством для достижения своих целей.
Правовой системой называют правовые средства, совокупно связанные друг с другом, которые необходимы и достаточны для осуществления правового регулирования . Среди таких правовых средств можно выделить правовые нормы, правоотношения, юридические факты, правосознание, юридическую практику, правовую культуру, правосубъектность и т.д. Нельзя говорить о том, что элементный состав правовой системы всегда одинаков – разные ученые отмечают различные компоненты правовой системы. Но наряду с четко установленными основными составляющими элементами правовой системы, выделяют вот такую подвижную динамическую часть.
Правовая система характеризуется тем, что включает в себя не только нормы права, но и правовые состояния, правовые процессы и статусы. Несмотря на подвижность элементного состава, правовая система обретает характеристику стабильности за счет своих внутренних системных связей между элементами. Например, правосознание, развиваясь и двигаясь, трансформирует правоотношения и изменяет правовые нормы.
Правовая система активно подстраивается под внешние изменения, подвергаясь импульсам извне, исходящих от правосознания и правовой практики. Так же на правовую систему могут влиять социальные импульсы, исходящие от общества в процессе стабилизации.
Это связано с тем, что правовая система на входе и выходе связана с фактически складывающимися отношениями, которые законодатель может познать с той или иной степенью объективности, привнося в них значительный идеологический момент, субъективную направленность. Все это может привести к рассогласованию и правовой системы, и предмета регулирования.
Правовая система – научная категория, не имеющее в настоящее время четкого единообразия в определении предмета, объема и содержания понятия .
Это многоуровневое, сложное образование, объединяющее систему права, правовую культуру и право реализации, устанавливает связь между этими составляющими, помогает правоохранительным и правоприменительным органам решать практические вопросы.
Правовая система состоит из взаимосвязанных, согласованных правовых средств. Государство использует их для воздействия на общественные отношения, регулируя деятельность людей и общественных объединений, анализируя и оценивая правовую реальность в целом.
Высокий уровень правового развития страны, основывается на высоком развитии правовой системы. Она формируется с учетом традиций, обычаев, особенностей законодательной, исполнительной власти.
Правовая система объединяет:
• систему права;
• правовую культуру;
• право реализации.
Система права — это внутренняя структура права, обусловленная общественными отношениями. Система права органична, целостна, согласована и целенаправленна, объединяет правовые нормы, предписания, принятые государством и закрепленные в законодательных актах и различных правовых документах.
Право основано на идеях справедливости и свободы, которые получают отражение в поведении людей, правах и обязанностях государства и граждан, проживающих на данной территории.
Оно регулирует деятельность людей, выражает общественную волю и служит интересам всех членов общества, обеспечивает развитие социальных связей.
Правовая культура — соблюдение правовых традиций, принятых определенной общностью людей, объединенных на государственном уровне, религией, этническими особенностями .
Она основана на ценностях, убеждениях, стереотипах поведения, принятых в данной общности. Многонациональные государства, имеющие в своем составе представителей различных религий и этноса, совмещают несколько правовых культур.
Право реализации – это выполнение предписанных законодательством норм и предписаний.
Выделяются следующие формы реализации права:
• исполнение прав, осуществление и реализация своих прав;
• использование прав, совершение действий, разрешенных нормами права;
• применение прав, действия компетентных органов, обеспечивающие гражданам возможность реализовать свои права, выполнять обязанности, и контролирующие этот процесс;
• соблюдение права, воздержание от совершения действий, находящихся под запретом.
Основная задача права – полное удовлетворение потребностей гражданских и юридических лиц, общественных организаций . Государство создает условия для надлежащего функционирования общества, защищая его интересы и обеспечивая механизм управления, регулирования и, при необходимости, подавления.
При соблюдении этих требований постепенно отпадает необходимость государственного принуждения. Большинство граждан, добровольно подчиняются правовым нормам, так как они не противоречат их интересам и желаниям.
Правовое государство имеет демократическую и четко разработанную правовую систему, способную удовлетворить потребности граждан, контролировать общественные отношения, организовывать и стимулировать действия, которые обеспечивают нормальное развитие экономики, науки, культуры, образования и социальной сферы для плодотворной деятельности граждан.
Правовая система, как понятие совершенно по-разному осмысливается различными учеными в отечественной школе теории государства и права. Существует всего три основных подхода, а именно.
1. Приверженцы первого подхода утверждают, что правовая система общества, понятие и структура которой представлены в данной статье, является совокупностью всех без исключения актов государственного нормотворчества. Иными словами, рассматривается исключительно форма выражения и закрепления норм. Тут большое значение играет иерархичность нормативных актов и их юридическая сила.
2. Второй подход характеризует правовую систему не только через призму позитивного права, но также и через некоторые сопутствующие элементы юридической действительности. Как правило, к числу сопутствующих элементов относится правовая идеология и судебная практика. На просторах Российской Федерации этот подход не нашёл большой поддержки.
3. Третий можно назвать наиболее стандартным. Согласно ему, все правовое поле государства входит в понятие правовой системы. Основные правовые системы при этом являются, по сути, ключевыми признаками государства.
Таким образом, любые юридические элементы прямо относятся к правовой системе. Из чего следует вывод. Наличие стольких теорий свидетельствует о том, что учёные все еще пытаются разработать наиболее стандартное понятие правовых систем.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы