Курсовая теория на тему Религиозная философия ислама
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСЛАМА
КАК ПРЕДМЕТ ИСЛАМОВЕДЕНИЯ 7
1.1. Религиозная философия ислама как результат рационального усилия 7
1.2. Кораническая основа религиозной философии ислама 10
ГЛАВА 2. ГЕНЕЗИС МУСУЛЬМАНСКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ: ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ К НОВОМУ ВРЕМЕНИ 15
2.1. Классический период становления религиозной философии ислама: основные идеи и представители 17
2.2. Религиозная философия ислама в Новое время: специфика идей 21
2.3. Современная религиозная философия ислама как коранические интерпретации XX-XXI веков 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 32
Введение:
Изучение истории возникновения и генезиса религиозной философии ислама, фундаментом которой является священная – богооткровенная специфика Корана, послужит искоренению социальных легенд и мифов, складывающихся в отношении ислама в современном российском и западном обществе.
Актуальность темы обусловливается необходимостью формирования ответов, адекватных времени. Сегодня мультикультурализм и глобализация оказывают всё более ощутимое влияние на социокультурную бытийственную сферу. В данной связи особую важность приобретает поиск дополнительных путей сохранения людьми своей цивилизационной глубинной идентичности и культурной аутентичности, чем обусловливается и актуализация философии религии как научной дисциплины, существующей в пределах определённого религиозно-конфессионального поля. Изучение и популяризация идей мусульманских богословов и религиозных философов, направленных на осмысление соотношения веры и разума – фундаментального соотношения двух важнейших характеристик человека – послужит процессу сохранения мусульманами своей глубинной идентичности. Необходимо отметить, что ислам, наряду с христианством, на территории России носит автохтонный характер, т.е. коренной по происхождению.
Степень изученности темы. Мусульманская религиозная философия являлась и является предметом интереса большого числа учёных-гуманитариев, а также богословов. Особенный интерес исследователей вызывает специфика арабо-мусульманской философии классического периода – ей посвящён значительный массив научных исследований. В числе российских мыслителей, исследования которых составили теоретическую основу настоящего исследования: А. Али-Заде, В.В. Бартольдт, Т. Ибрагим, И.Р. Насыров, И.П. Петрушевский, С.М. Прозоров, Е.А. Резван и др. К настоящей работе привлекались также исследования зарубежных мыслителей: К.Баффиони, А. Корбена, Ф. Шюона, содержащие исторические, богословские и религиоведческие оценки религиозной философии ислама.
Оригинальные интерпретации особенностей исламской философии предложены в работах Н.В. Ефремовой, Д.В. Мухетдинова, А.В. Смирнова, Е.А. Фроловой. Из зарубежных интерпретативных исследований религиозной философии ислама, обозначившихся в XX-XXI веках, отметим работы Аль-Алвани Таха Джабира, Дж. Бальона, М. Икбала, Насра Абу Зайда, М. Таха. Социальные функции и содержательное наполнение термина «свящённый», в частности, молитва в исламе как социальный феномен, как религиозная форма поиска знания исследовалась в работе французского философа М. Мосса.
Современные тенденции в развитии религиозной философии ислама составляют объектно-предметную направленность российских исследователей М.С. Степанянц, мусульманских богословов Д.В. Мухетдинова, Д.А. Шагавиева и др. В 2019 г. в Санкт-Петербургском государственном университете прошла успешная защита первого диссертационного исследования на соискание учёной степени доктора теологии – автор исследования Мухетдинов Д.В. .
Источниковая основа настоящего исследования – Коран – священное Писание, являющееся прямым Словом Бога, обращенным к пророку Мухаммеду в виде откровений. Через пророка Мухаммеда Слово Бога переходит к сторонникам ислама. Таким образом, мусульмане рассматривают Коран как подлинные слова самого Бога, а не как собрание слов Мухаммеда. Общепризнанными вариантами перевода Корана на русский язык являются переводы, выполненные Э.Р. Кулиевым и И.Ю. Крачковским. Существуют также и современные – осуществлённые в XXI веке – переводы смыслов Корана, например, перевод Ш. Аляутдинова, а также перевод Корана, выполненный совместно У.З. Шариповым и Р.М. Шариповой.
Аналитический обзор научной литературы, посвящённой религиозной философии ислама, позволяет сделать вывод о богатом историко-культурном потенциале этой философии, чем обусловливается перманентный – многовековой – характер исследовательского интереса к этой религии.
Объект исследования – религиозная философия ислама. Предмет исследования – генезис религиозной философии ислама.
Цель исследования – выявить специфику, присущую различным этапам становления религиозной философии ислама. Для достижения цели поставлены и решены следующие задачи:
— обозначена специфика религиозной философии ислама как предмета исламоведения, возникновение которой можно рассматривать как результат рационального усилия – иджтихада;
— обосновано, что тексты Корана – священной книги последователей ислама и Сунны – преданий о жизни и деятельности пророка Мухаммеда, составляют основу мусульманского вероучения и религиозной философии ислама как рациональной интерпретации этого вероучения;
— рассмотрены концептуальные положения калама, фальсафы и суфизма –
трёх фундаментальных направлений классической религиозно-философской мысли ислама;
— охарактеризованы основные направления развития религиозной философии ислама в период Нового времени – в XVI-XVIII вв.;
— отрефлексированы религиозно-философские интерпретации религиозной философии ислама, осуществлённые в XX – XXI вв. следующими религиозными мыслителями: М.С. Бальоном, М. Икбалом, Аль-Алвани Таха Джабиром, Наср Абу Зайдом, М. Тахой.
Принципы и методы исследования. Методологической основой исследования послужили методы историзма, объективности и систематизации, а также интерпретации. Интерпретирование – основой метод герменевтики необходим там, где существует недопонимание. Также в работе применён методологический принцип интегрализма, обусловивший возникновение и развитие феноменологии религии (в России это направление развивает, в частности, исследователь Т.С. Самарина). Основа феноменологии религии – изучение конкретного материала жизни религии, главной познавательной спецификой феноменологии религии является облегчение понимания внешних проявлений религии . Феноменология религии как научная дисциплина, континуально связана с историей религии, а также с богословием.
Принимается во внимание экзегетика/герменевтика как приемлемая методология истолкования Священного текста Корана.
Хронология настоящего исследования – с VIII века – времени зарождения арабо-мусульманской философии – до настоящего времени. Классический, или средневековый период становления арабо-мусульманской философии, приходится на период с VIII по XV вв. – философские учения пяти основных течений и школ этого периода: фальсафа (арабоязычный припатетизм), калам, исмаилизм, философия озарения (ишракизм), а также суфизм. Период XVI-XVIII вв. характеризуется прописыванием в религиозной философии ислама. просветительских идей. Период с XIX в. по настоящее время – современный этап становления религиозной философии ислама – характеризуется сосуществованием идей модернизма и фундаментализма в развитии религиозной философии ислама.
Структура и объем работы. Работа включает: введение, две главы, состоящие совокупно из пяти параграфов, заключение и список использованных источников и литературы. В первой главе осуществляется обзорная аналитика классических теоретических построений религиозно-философской мысли ислама, сложившихся в Средние века и в Новое время, связанных с вопросом соотношения веры и разума. Во второй главе рассмотрению подлежат богословские и религиозно-философские теоретизации российских и западных мыслителей XX-XXI веков, осмысливающих в своих трудах проблематику современного этапа в развитии религиозной философии ислама.
Заключение:
Подводя итоги рассмотрения специфики религиозной философии ислама для начала отметим следующее: сегодня невозможно считаться человеком образованным, не зная смысловой нагрузки Священных текстов – Типитаки (буддизм), Ветхого и Нового Завета (иудаизм и христианство), Корана (ислам).
Генезис религиозной философии ислама, основой которой, как было прояснено в настоящей работе, являются тексты Корана, обусловлен следующей спецификой ислама: в нём никогда не существовало единого узаконенного «ортодоксального» учения. Современный российский богослов Д.В. Мухетдинов отмечает, что исламской традиции присущ плюрализм (множественность точек зрения по одному и тому же вопросу): «…вероятно, в истории ислама не было и двух людей, мысливших одинаково» . Данное обстоятельство принципиально для понимания механизма функционирования ислама.
В истории богословия вне зависимости от его национальной (этнической) и конфессиональной идентификации (православное, исламское богословие) соотношение веры и знания, религии и науки составляет классическую проблему, т.е. актуальную во все времена.
Спецификой соотношения веры и знания в контексте религиозной философии ислама следует считать то, что в исламе эти понятия практически отождествляются. Религиозная непререкаемость – это особое свойство, которое придал знаниям пророк Мухаммед. Знание, происходящее от Аллаха, следует рассматривать в качестве ипостаси всемогущества Аллаха, при этом знание человека подчинено вере, оно формируется и утверждается в человеке при условии соблюдения покорности всемогуществу Аллаха. Следовательно, согласно религиозной философии ислама для человека особую важность имеет этический кодекс. От недопонимания этики, присущей арабо-мусульманской культуре, проистекает одно из заблуждений современных людей. Так, многие считают противоречивым религиозное соотношение: человек несёт ответственность за свои поступки, при этом все поступки человека предопределяет Аллах. Обозначенное противоречие снимается при должном понимании арабо-мусульманской этики: человеку присуща ответственность за мотивы своих поступков. Человеку открывается божье знание при должном – верном – характере его намерений. Следовательно, при условии духовного совершенствования для человека открыт к постижению весь мир.
Иджтихад как действо, рассматриваемое с позиции рационального усилия, осуществляемого в исламской среде, является фундаментальным исламским требованием о необходимости социальной активности правоверного мусульманина. Сам по себе факт существования в исламе иджтихада – или рационального действия – следует рассматривать как наделение человеком высоким предназначением и ответственностью.
Возникновение религиозной философии ислама, основывающейся на осмыслении коранических учений с целью их интегрирования в актуальную социокультурную среду, предопределено самим вероучением ислама. Сущность метафизики классического периода арабо-мусульманской философии может быть обозначена следующим образом: это попытка осмысления в конечных формах выхода за пределы конечного, при этом каждый шаг этого осмысления соответствует принципу разумной обоснованности. Принципиальная разница между суфиями, с одной стороны, и философами (представителями фальсафы) с другой, заключается в разделении рационального и иррационального начал. Обозначенное разделение обусловлено следующим: знания вне догматов традиционных религий у суфиев так и оставались религиозными, тогда как для представителей фальсафы знания выходили за рамки религиозного мироощущения как такового, формируя тем самым особую знаниевую сферу – сферу рационального. Таким образом, для представителей религиозной философии ислама высшим критерием истины служили не религиозные установки, а разум философа, его измышления.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСЛАМА
КАК ПРЕДМЕТ ИСЛАМОВЕДЕНИЯ
Исламская философия являет собой внутренний продукт исламской культуры, при этом, как отмечает современный исследователь О. Лимэн, «она не обязательно должна быть связана с религией или выйти из-под пера авторов-мусульман <…> перипатетизм и неоплатонизм – это только один из многих возможных вариантов исламской философии» .
Религиозная философия ислама, в основе которой пребывает проблема соотношения веры и знания, напротив, связана со Священным Писанием – Кораном. Свобода интеллектуально-духовного поиска, необходимая для оформления религиозно-философских учений, в контексте ислама является прямым следствием принципа свободы вероисповедания, провозглашенного, в частности, во второй (Мединской) суре Корана Аль – Бакара: «Нет принуждения в религии, [Ибо] уже ясно проступает отличие истинного пути от ложного» (2:256).
1.1. Религиозная философия ислама как результат рационального усилия
Академик А.В. Смирнов – один из самых известных российских исследователей мусульманской арабо-язычной философии – обозначая рациональные основания классической арабской философии, присущие всей арабо-мусульманской культуре, относит к ним тексты Корана и Сунны . По обоснованию А.В. Смирнова, специфика текстов Корана и Сунны воплощается и преломляется через призму философского подхода и философской проблематики.
Тексты Корана и Сунны дают основания утверждать, что знание рассматривается в исламе в качестве одной из наиболее важных духовных ценностей. Согласно Сунне, Мухаммед наставлял: «Поиск знания есть религиозный долг каждого мусульманина». Потребность разума и сердца в знаниях выражена следующими словами Пророка – «Господи! Умножь мне знание» («Та Ха», Мекканская Сура, 20:114).
Религиозную философию ислама саму по себе можно рассматривать как результат рационального усилия, осуществляемого в исламской среде. Современный исследователь исламской философии К. Баффиони обозначает подход к исследованию этой философии через призму понятий шариата (исламского права), в частности, посредством понятия «иджтихад», интерпретируемого К. Баффиони как рациональное усилие.
Иджтихад (с араб. усердие, прилежание, настойчивость) – это поиск правил поведения путем их рационального формулирования в случае молчания Корана и Сунны либо толкования общих постулатов и многозначных положений священных текстов. В исламской мысли сложилось следующее определение иджтихада: иджтихад есть приложение усилий с определённой целью – получения правила поведения, соответствующего шариату, либо выдвижения оценки, согласно шариату, тому или иному поступку человека в тех ситуациях, когда Коран и Сунна не предлагают готовых точных решений .
Знание арабского языка (на нём записаны Коран и хадисы Сунны), включая его грамматические и лексические тонкости, является первым условием иджтихада. Условие второе – знание Корана наизусть, умение проводить толкование его грамматики и смысла, а также исчерпывающее знание всех обстоятельств, сопровождавших появление сур и аятов. Третьим условием является знание сунны, а также комментариев к ней, включая знание наизусть до 3-х тысяч хадисов. Условием четвёртым является знание обстоятельств складывания согласного мнения и расхождения (ихтиляф) по главным вопросам фикха. Пятым условием является владение методикой интерпретации правовых материалов. Таким образом, муджтахид (знаток шариата) должен ясно осознавать стоящую перед ним задачу, здраво оценивать полученные выводы, а также быть убеждённым в вере и преданным ей. Из соблюдения всех этих условий складывается полный (совершенный) иджтихад (аль-иджтихад аль-кя́мил).
В тесной связи с институтом иджтихада находится иджма или консенсус, который может возникнуть на основании единодушного мнения знатоков шариата – муджтахидов, которые и осуществляют иджтихад. Следовательно, иджтихад является обязательным условием возникновения консенсуса (иджма).
Мусульманские ученые постулируют: для совершения иджтихада необходимо, чтобы муджтахид обладал глубокими познаниями в области целей шариата. Объяснение здесь таково: фундаментом института иджтихада является необходимость глубокого познания Священного Корана и Сунны пророка Мухаммеда, для понимания которых необходимо знание и понимание их цели. Отсюда логичное следствие: деятельность института иджтихада в исламе глубоко связана с пониманием целей Корана и Сунны, а иджтихад является обязательным условием консенсуса – иджмы. Следуя подобной логике, становится очевидным, что действительность иджмы основывается на знании и понимании целей шариата . Таким образом, категоричным законом исламского права является следующее условие: иджтихад всегда должен основываться на принципах и правилах шариата, невзирая на то, что иджтихад представляет собой работу ума человека, а шариат является правовым законом Божественного происхождения.
Обоснование наступления эпохи иджтихада необходимо обозначить периодизацию эпох фикха (исламского права). Первая эпоха – начало основания ислама – рай (то есть свободное усмотрение); вторая эпоха – середина VIII века – характеризуется как период имамов – основателей мазхабов. На третьем этапе, начало которому положено в XI веке, когда таклид (правовое наследие) и кади (исламские судьи) следуют мазхабам, происходит формирование доктрины ислама. На четвёртом этапе – с XX века – происходит возобновление иджтихада, этому этапу соответствует фраза «врата иджтихада открыты», означающая следующее: возможно внесение изменений путем толкования. Исследователь К. Баффиони отмечает, что к рассмотрению исламской философии необходимо подходить, «уделяя особое внимание сфере рациональных значений», т.е. соотношению веры и разума. Исламская философия, пишет К. Баффиони, может рассматриваться как «результат рационального усилия в исламской среде». Рациональное усилие, следуя К. Баффиони, тождественно арабо-язычному понятию иджтихад; рациональное усилие наряду с прилагательным «исламский» может быть соотнесено с мусульманскими авторами, а также с авторами, живущими «на территориях или в те эпохи, когда мусульмане составляли большинство и/или ислам играл политическую роль» .