Курсовая теория на тему Реквизиция, конфискация, национализация имущества.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Реквизиция и конфискация имущества 5
1.2. Понятие и цель реквизиции 5
1.2. Понятие, цель и принципы конфискации имущества 8
2. Национализация имущества 19
2.1. Понятие и основание национализации имущества 19
2.2. Необходимость национализации имущества в современных условиях 25
Заключение 29
Список использованных источников 32
Введение:
Введение
Актуальность темы. Буквальное толкование норм о конфискации в уголовном и гражданском праве позволяет увидеть неоднозначное целевое назначение указанных институтов в рамках соответствующей отраслевой принадлежности. В сфере гражданско-правового регулирования – это основание для безвозмездного прекращения права частной собственности при наличии судебного акта и основания, указанного в законе.
В уголовно-правовой трактовке цель конфискации представлена узко и специфично – в виде имущественных ограничений для целей недопущения будущих преступлений с участием данного имущества. Аналогичные, главным образом, целевые расхождения усматриваются и при сравнительном анализе норм о реквизиции. Будучи также межотраслевым явлением, допускающим легальную возможность государства прибегнуть к ресурсам физических и юридических лиц, реквизиция крайне редко является предметом научного анализа, в том числе и сравнительно-правового.
В процессе национализации имущества граждан и юридических лиц есть как минимум три составляющие: экономическая, социальная и правовая.
Мы считаем, что необходим унифицированный подход к определению содержания правовых институтов конфискации, реквизиции и национализации, лежащих в сфере публичного и частного права.
Цель курсовой работы – охарактеризовать реквизицию, конфискацию и национализацию имущества согласно нормам международного и российского законодательства, выявить существующие в данной сфере теоретические и практические проблемы, найти пути их решения.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу принудительного прекращения права частной собственности на имущество.
Предметом настоящего исследования являются нормы права, регулирующие принудительное прекращение права частной собственности на имущество, а также судебная практика их применения.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятие и цель реквизиции;
охарактеризовать понятие, цель и принципы конфискации имущества;
исследовать понятие и основание национализации имущества;
проанализировать необходимость национализации имущества в современных условиях.
При написании работы использовались формально-логический, сравнительно-правовой, конкретно-исторический, индуктивный и дедуктивный методы, а также методы диалектики и системного подхода.
Практическая и теоретическая польза – материал, полученный при рассмотрении вопроса проблематики использования и регламентации оснований прекращения права собственности, а именно конфискации, реквизиции и национализации имущества может лечь в основу дальнейших исследований в данной области.
При написании работы использовали труды таких ученых: Е.И. Буртовая, Е.В. Васьковский, М.Н. Зацепин, М.Н. Малеина, Е.В. Оболонкова, А.Г.Султанов, В.А. Сытюгина, Н.И. Таскин, П.С. Яни.
Курсовая работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования. Трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Текст работы:
Итак, подводя итоги работы, можно отметить, что одним из юридических фактов, ведет к прекращению права собственности — реквизиция. Согласно положению данной нормы реквизиция является случаем принудительного отчуждения у собственника имущества с последующим его прекращения, применяется в случаях, когда имеют место чрезвычайные обстоятельства, а именно: стихийные бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии, которые обусловливают изъятия имущества как общественную необходимость.
В соответствии с ГК Российской Федерации, который предусматривает принудительное изъятие имущества у частного собственника по решению органов власти с целью общественной необходимости, тем не менее, по своему характеру и содержанию является частноправовых способом прекращения права собственности на имущество. Это утверждение следует из того, что к реквизиции тесно примыкает такой вид публично-правовой санкции, как возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Для четкого разграничения этих двух достаточно похожих между собой институтов в научных исследованиях и практике гражданского права использовались термины: «реквизиция» об отношениях, которые складывались в сфере административно-правового регулирования и, «экспроприация» собственно относительно понятия «реквизиция» в его современном гражданско-правовом смысле.
Подводя итоги конфискации имущества можно сделать некоторые выводы. Несмотря на новые угрозы и вызовы со стороны современного преступного мира, международное сообщество и отдельные государства мира внедряют новые нетрадиционные меры противодействия наиболее опасным преступлениям, в частности конфискации.
В уголовных кодексах многих европейских стран конфискация доходов как дополнительная мера наказания или другое мероприятие криминально-правового характера может быть назначена по любой преступление, связанное с получением преступного дохода, а не только за тяжкое или особо тяжкое. Относительно доказывания фактов законности (незаконности) происхождения доходов осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, применяются стандарты не только уголовного процесса, но и гражданско-процессуальных правил.
Все более широко внедряется принцип переноса бремени доказывания, законности происхождения имущества на осужденного. Как показал Европейский Суд по правам человека в нескольких решениях, перенос бремени доказательства о конфискации не нарушает принцип презумпции невиновности. Национализация и конфискация, безусловно, имеют общие черты. Они ликвидируют право собственности бывшего собственника на национализированное или конфискованное имущество.
Конфискация осуществляется на основе уже действующего закона судебными или административными органами власти как мера наказания за совершение преступления. Иными словами, конфискация носит карательный характер, тогда как национализация, особенно в развивающихся странах, выступает как средство восстановления нарушенного права бывших колониальных народов и наций над своими природными богатствами и ресурсами. Конфискация является также карательной мерой и в международном праве. Ее применяют, например, при нарушении морской блокады, в отношении пиратских судов и имущества. Например, Женевская конвенция 1958 г. «Об открытом море» предусматривает захват (конфискацию) судов, если они практикуют пиратство.
Во время войны также применяют конфискацию имущества, правда, не в качестве меры наказания. Однако, как правило, конфискация, как во внутреннем, так и в международном праве применяется в качестве меры наказания. Национализация относится к сфере экономической политики того или иного государства, а конфискация является средством борьбы против совершения преступлений, а также методом предупреждения преступлений. Если законы о национализации обладают экстерриториальностью, то законы о конфискации ею не обладают.
Обобщая изложенное, следует обратить внимание на характерное свойство, присущее институту реквизиции, — принудительное прекращение права частной собственности в таких случаях осуществляется непосредственно на основании административного акта. Во всех других случаях принудительное отчуждение частной собственности в общественных интересах происходит на основании решения суда. Это указывает как на административно-правовую природу, так и на определенную автономность института реквизиции. Сейчас в юридической науке высказываются и критические замечания относительно включения в гражданских кодексах положений о реквизиции.
Мы считаем большим методологическим и системным недоразумением многих гражданских кодексов СНГ том, что они предполагают и пытаются регулировать такие институты публичного, административного права, как реквизиция и национализация. По его мнению, эти механизмы должны быть изъяты из гражданских кодексов. С таким утверждением можно согласиться частично, в частности относительно квалификации реквизиции как института административного права. Зато учитывая его комплексный характер, закрепление общих положений о реквизиции в базовом акте гражданского законодательства считаем правильным. Ведь, на наш взгляд, это способствует развитию гарантий прав собственника в отношениях по поводу реквизиции в системе общих принципов гражданского права по защите права собственности.
В завершение отметим, что современное состояние института реквизиции в праве Российской Федерации свидетельствует о значительном потенциале для научных и законотворческих поисков в этом направлении.
Заключение:
Введение
Актуальность темы. Буквальное толкование норм о конфискации в уголовном и гражданском праве позволяет увидеть неоднозначное целевое назначение указанных институтов в рамках соответствующей отраслевой принадлежности. В сфере гражданско-правового регулирования – это основание для безвозмездного прекращения права частной собственности при наличии судебного акта и основания, указанного в законе.
В уголовно-правовой трактовке цель конфискации представлена узко и специфично – в виде имущественных ограничений для целей недопущения будущих преступлений с участием данного имущества. Аналогичные, главным образом, целевые расхождения усматриваются и при сравнительном анализе норм о реквизиции. Будучи также межотраслевым явлением, допускающим легальную возможность государства прибегнуть к ресурсам физических и юридических лиц, реквизиция крайне редко является предметом научного анализа, в том числе и сравнительно-правового.
В процессе национализации имущества граждан и юридических лиц есть как минимум три составляющие: экономическая, социальная и правовая.
Мы считаем, что необходим унифицированный подход к определению содержания правовых институтов конфискации, реквизиции и национализации, лежащих в сфере публичного и частного права.
Цель курсовой работы – охарактеризовать реквизицию, конфискацию и национализацию имущества согласно нормам международного и российского законодательства, выявить существующие в данной сфере теоретические и практические проблемы, найти пути их решения.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу принудительного прекращения права частной собственности на имущество.
Предметом настоящего исследования являются нормы права, регулирующие принудительное прекращение права частной собственности на имущество, а также судебная практика их применения.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятие и цель реквизиции;
охарактеризовать понятие, цель и принципы конфискации имущества;
исследовать понятие и основание национализации имущества;
проанализировать необходимость национализации имущества в современных условиях.
При написании работы использовались формально-логический, сравнительно-правовой, конкретно-исторический, индуктивный и дедуктивный методы, а также методы диалектики и системного подхода.
Практическая и теоретическая польза – материал, полученный при рассмотрении вопроса проблематики использования и регламентации оснований прекращения права собственности, а именно конфискации, реквизиции и национализации имущества может лечь в основу дальнейших исследований в данной области.
При написании работы использовали труды таких ученых: Е.И. Буртовая, Е.В. Васьковский, М.Н. Зацепин, М.Н. Малеина, Е.В. Оболонкова, А.Г.Султанов, В.А. Сытюгина, Н.И. Таскин, П.С. Яни.
Курсовая работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования. Трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Список литературы:
1. Реквизиция и конфискация имущества
1.2. Понятие и цель реквизиции
Реквизиция — это принудительное изъятие государством имущества собственника в государственных или общественных интересах с выплатой ему стоимости имущества .
Цель реквизиции не пресечь противоправное поведение владельца, а обеспечить безопасность граждан, спасти имущество или уничтожить зараженных животных в случае эпидемии или эпизоотии. Возможна она только в случаях и порядке, прямо установленных законодательством Российской Федерации . Условиями применения реквизиции могут быть стихийные бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии и другие чрезвычайные обстоятельства. Имущество может быть реквизированы только с целью общественной необходимости и при условии предварительного и полного возмещения его стоимости. В ГК РФ отсутствуют нормы, которые бы предусматривали конкретные основания для применения «гражданско-правовой конфискации» имущества. В нем лишь предусматривается возможность ее применения. Так, в ГК лишь отмечается, что право собственности может быть прекращено в частности в случае конфискации. В соответствии с ГК, к лицу может быть применено лишение права собственности на имущество по решению суда, как санкция за совершенное правонарушение (конфискация) в случаях, установленных законом. В этих случаях конфискованное имущество переходит в собственность государства безвозмездно .
Суд может постановить решение об изъятии или конфискации всех контрафактных экземпляров произведений, фонограмм, видеограмм или программ вещания, относительно которых установлено, что они были изготовлены или распространены с нарушением авторского права и (или) смежных прав, а также средств обхода технических средств защиты. Это касается также всех клише, матриц, форм, оригиналов, магнитных лент, фотонегативов и других предметов, с помощью которых воспроизводятся экземпляры произведений, фонограмм, видеограмм, программ вещания, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения и для изготовления средств обхода технических средств защиты. По решению суда, изъятые контрафактные экземпляры произведений (в том числе компьютерные программы и базы данных), фонограмм, видеограмм, программ вещания по требованию лица, являющегося субъектом авторского права и (или) смежных прав и права которого нарушены, могут быть переданы этому лицу.
Если это лицо не требует такой передачи, то контрафактные экземпляры подлежат уничтожению, а материалы и оборудование, использовавшиеся для воспроизведения контрафактных экземпляров, подлежат отчуждению с перечислением вырученных средств в Государственный бюджет Российской Федерации. Что же касается объема и порядка конфискации имущества, то они устанавливаются законом. Так, например, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливает, что конфискация огнестрельного оружия, других орудий охоты и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Это вещи, которые необходимы для минимального существования человека. Важной гарантией защиты права собственности и его законных интересов по конфискованного имущества собственника является то, что незаконная конфискация может быть обжаловано в порядке, установленном для обжалования судебных приговоров и решений .
В случае удовлетворения такой жалобы имущество возвращается в натуре бывшему владельцу, а в случае невозможности его возвращение — владельцу возмещается полная стоимость этого имущества. Конфискация может рассматриваться как разновидность имущественной ответственности лица. Именно это и отличает ее от реквизиции, которая не является санкцией, применяемой к правонарушителю, и которая осуществляется без вынесения решения судом. Однако реквизиция и конфискация имеют сходство, которое заключается в принудительном характере их применения .
Учитывая приведенный анализ и развитие гражданского законодательства, усматривается, что законодатель избрал демократическое направление развития гражданского законодательства. ГК РФ намного лучше и подробнее регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, учитывая рыночную экономику и развитие права частной собственности.
Таким образом, с принятием ГК РФ были урегулированы правовые отношения прекращения права собственности, ранее не регулировались. Но нужно отметить, что существуют положения об основаниях прекращения права собственности, требуют дальнейшего согласования и совершенствования.