Курсовая теория на тему Реконструкция образа русской женщины (дворянской) 18-19 века : социальные роли, жизненные сценарии, стереотипы восприятия.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Женский мир 5
Глава 2. Женское образование 10
Заключение 24
Список литературы 26
Введение:
Начинать изучение истории государства необходимо с истории развития общества. Но «общество» состояло отнюдь не только из одних военачальников, политиков, дипломатов, подавляющее большинство которых, как известно, мужчины. Женщина так же являлась неотъемлемой частью общества и все более упрочивала и усиливала свои позиции в этой сфере на протяжении всего XIX века. Женщина в большей степени, нежели мужчина, связана со сферой общечеловеческих ценностей, с миром детства. А именно в детстве, как уже давно доказано во многих науках, закладываются жизненные установки и формируется характер. Именно с контакта с матерью начинается вхождение человека в обществе и с ее помощью делаются первые шаги в социуме. Именно с нее начинается усвоение общечеловеческих ценностей. Эта проблема имеет множество аспектов и представляет большую ценность для осознания причин и оценки последствий многих событий в жизни государства и общества. Не имея представления о жизни дворянки, мы упускаем из вида часть картины тогдашнего общества, без этой части наши знания будут не полными. Женщина зачастую косвенно, не принимая непосредственного и активного участия в происходящих событиях, поворачивала ситуацию на сто восемьдесят градусов. Она имеет колоссальное влияние на ход истории.
Актуальность. В российской исторической науке вопрос о праве на существование и состоятельности «истории женщин», «женской истории», «исторической феминологии» (употребляются как синонимы) уже не дебатируются. На повестку дня встали вопросы о том, когда интерес к личному, приватному, к женщине попал в сферу внимания отечественных историков, когда и по каким причинам начала развиваться история женщин.
Таким образом, проблема, стоящая перед нами, имеет большое значение и является актуальной, так как помогает отчасти обобщить, систематизировать уже существующий материал по данной теме и на его основе проследить как происходило становление и развитие социального статуса дворянской женщины XVIII -XIX в.
Целью настоящего исследования является изучение становления и развития общественного статуса русской дворянки XVIII -XIX в., ее, социальных ролей и стереотипов восприятия.
Задачами данной работы является изучение мира, в котором жила женщина XVIII -XIX в, а также женского образования, которое было важнейшим фактором, влиявшим на положение женщины в обществе.
Хронологические рамки исследования охватывают период XVIII -XIX в. Это период перелома в развитии отечественной культуры. Произошла смена ценностных ориентиров, женщина в это время перестает восприниматься обществом, как приложение к мужчине, ей постепенно отводится все большее место в общественной жизни. Борьба женщин за свои права приносит свои плоды.
Источники и литература. По данной теме существует немало источников, главным образом это мемуары, воспоминания современниц. Одним из источников для нашего исследования послужили «Записки» М.Н. Волконской. Из них мы узнаем о жизни декабристов на каторге, об их быте и о том, что собой представляли эти значительные для нашей истории выдающиеся личности. «Записки» обращены к сыну Волконской Михаилу. Еще один важный источник для нашей работы — это мемуары В.Н. Фигнер «Запечатленный труд». Они выбраны нами, так как автор этих воспоминаний являлась участницей революционного движения и представляет для нас интерес.
Историография темы женщин в истории достаточно обширна. Особенно, много работ о так называемом «женском вопросе». Весьма ценными для нашего исследования оказались работы Юкиной Н.И. «История России: женское движение и феминизм в 1850-1920-е годы: материалы и библиография» вышедшая в 2003 г и «Истоки женского движения в России», опубликованная в бюллетене «Все люди – сестры» в 1993. № 1-2.
Немало информации накоплено и о женах декабристов, например, работы Павлюченко Э.А. «О жёнах и сёстрах декабристов В добровольном изгнании» и «Женщины в русском освободительном движении от Марии Волконской до Веры Фигнер», а также Чагина Г.В. «Декабристы в Москве: худож.-докум. очерк».
Существует множество интернет-сайтов, в большей степени посвященных либо вопросам, связанным с изучением проблем декабризма и его влияния на общество, на женское самосознание, либо об участницах женского движения в России XIX в. Кроме того, в ходе нашего исследования мы использовали «Учебник для сестер милосердия и пастырей, несущих служение в больницах» под общей редакцией Свящ. Сергия Филимонова 2000 г. и работу Постернака А.В. «Очерки истории общин сестер милосердия» изданную в 2001 г. в них рассмотрена история возникновения и развитие сестрического движения в России до наших дней. В первой указанной нами работе дан весьма обширный исторический очерк о создании общин сестер милосердия, материалы которого и были использованы нами. Книга Постернака А.В. «Очерки истории общин сестер милосердия» посвящена истории возникновения сестрического движения в мире как такового, от самых первых объединений, до наших дней. Материалы о попытке самореализации женщин в сфере юриспруденции представлены в статье Зотовой Л.М. «Женское лицо дореволюционной адвокатуры» помещенной в журнале Право и образование, 2003, №5. О месте женщин в образовании мы узнаем из работы Яблочкова М.Т. «Русская школа. Наставление директора народных училищ» изданной в 1894г.
Оригинальный подход к изучению рассматриваемого нами вопроса представлен в статье профессора МГУ В.Н.Кулик «Пути общественного служения женщин послереформенной России», в которой автор рассказывает о возможных путях достижения общественного статуса женщинами дворянками. В книге Лотмана Ю.М. «Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – XIX века) мы можем почерпнуть большое количество интересной информации о жизни дворянства в XIX в, о быте, образовании.
Заключение:
Итак, становление и развитие общественного статуса дворянок в России XIX в. проходило различными путями — от традиционных – благотворительность, участие в деятельности организаций сестер милосердия, до новых – работа в сфере образования. Кроме того, велась активная борьба деятельницами женского движения за допуск женщин к получению высшего образования, работе адвокатами, медиками. Разочарование в традиционных мирных способах борьбы привело некоторых женщин-дворянок к участию в зарождающемся революционном движении.
Родившиеся во второй половине века, во времена подъема общественной мысли, женщины революционерки уже были совершенно иными, нежели декабристки начала века. Их понимание счастья, справедливости, красоты, нравственности во многом расходились. Сама принадлежность их к дворянству по-другому воспринималась Софьей Перовской, чем ее понимала, скажем, Мария Волконская. Для прежнего дореформенного дворянства счастье личное и счастье всего русского народа зиждилось фактически на трех основных столпах уваровской триады «Православие, Самодержавие, Народность», тогда как дворянка Фигнер, условно говоря, делали упор на ту самую «народность», из-за трактовки смысла которой возникло так много противоречий между властью и мыслящими людьми тогдашнего общества.
Жены декабристов, следуя за своими мужьями, руководствовались своими моральными принципами, которые были сформированы еще в детстве в ходе воспитания, в основе которого лежали в первую очередь христианские идеалы и представления о своем предназначении. Революционерки же представляют собой настоящий феномен, в особенности участницы террористических актов, так как женщинам, в общем, не свойственна тяга к насилию. Были и общие моменты. В частности, всем дворянам присуще стремление служить государству, быть полезным обществу. Однако, революционеры и революционерки весьма своеобразно интерпретировали это свое призвание. Государству они служили, борясь с ним и со всеми институтами его – с монархической формой правления, церковью, браком, наконец, и использовали при этом самые жесткие и радикальные методы. Между тем, революционерки представляли собой лишь одно и не самое многочисленное направление в женском движении, деятельницы других направлений которого никогда не применяли насилия для утверждения своих убеждений и достижения своих целей.
Мы проследили разные жизненные сценарии, социальные роли и пути реализации российских женщин. Цели и задачи, поставленные нами, были достигнуты. Таким образом, женщина конца XIX в. прочно входит в социальную структуру России, она становится неотъемлемой частью общества, так называемой «мужской» истории.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Женский мир
Начинать изучение истории государства необходимо с истории развития общества. Но «общество» состояло отнюдь не только из одних военачальников, политиков, дипломатов, за редким исключением все они представители сильного пола. Женщина так же являлась неотъемлемой частью общества и все более упрочивала свои позиции в нем на протяжении всего XIX века. Женщина в большей степени, чем мужчина, связана со сферой общечеловеческих ценностей, с миром детства, т.к. именно в детстве, как уже давно доказано многими науками, закладываются жизненные установки и формируется характер. Именно с контакта с матерью начинается вхождение человека в общество и с ее помощью делаются первые шаги в социуме.
Русская женщина как особый социальный тип сформировалась уже к XVII веку. Наиболее характерны для женщины той поры искренняя приверженность православной христианской традиции, нравственным устоям получившим свое закрепление и наиболее четко оформленные в «Домострое». Она исключена из сферы общественного. От нее фактически требовалось лишь соблюдать православные традиции, быть верной благочестивой, «доброй» женой, не было принято давать женщине образование, отношение к ней в лучшем случае было как к «умственному недоростку», ребенку, каждый шаг которого требовал особо пристального внимания и контроля. Однако послепетровская эпоха показала насколько поколеблены были прежние устои российского общества, новые еще не прижились, собственные, синтезированные из завезенных заграничных европейских и прежних допетровских еще не были созданы. Весь XVIII в. усилия общества будут направлены на поиск равновесия между новым и прежним.
В XIX же веке мы застаем женщину уже полноправным членом общества. Она стоит вровень с мужчиной, мужем, но не перестает исполнять своих прежних социальных ролей матери и жены. Однако теперь за ней признаются и личностные качества и права, и в дальнейшем они будут только расширяться. Впрочем, оценивать это расширение свобод женщины можно также по–разному: из этого родится тип декабристки, которая сама станет добиваться своих законных прав, отстаивать свой венчанный брак, из этого же возникнет и тип революционерки, которая пойдет на убийство царя, помазанника божия, руководствуясь, совершенно иными убеждениями.